город Омск |
|
23 августа 2012 г. |
Дело N А46-5222/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 августа 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 августа 2012 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сидоренко О.А.,
судей Золотовой Л.А., Лотова А.Н.,
о при ведении протокола судебного заседания секретарем Бирюля К.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-6033/2012) Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области) и апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-6033/2012) общества с ограниченной ответственностью "Саши" на решение Арбитражного суда Омской области от 07.06.2012 по делу N А46-5222/2012 (судья Пермяков В.В.), принятое по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Саши" (ИНН 5507035899, ОГРН 1025501382675) к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области), при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области, Главного управления по земельным ресурсам Омской области, Министерства имущественных отношений Омской области,
об установлении кадастровой стоимости и удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:00 00 00:985, площадью 23 821 кв.м., предоставленного для размещения железнодорожных путей и установления полос отвода охранных зон железных дорог, с местоположением, установленным относительно подъездных железнодорожных путей, имеющих почтовый адрес: Омская область, г. Омск, Кировский АО, от стрелки N 31 станции Карбышево до территории ООО "Саши" и по территории ООО "Саши", равной его рыночной стоимости, обязав Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области) внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости, установив размер кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:00 00 00:985 в размере 5 812 324 рубля, удельного показателя кадастровой стоимости означенного земельного участка в размере 244 рублей с 01.01.2012,
при участии в судебном заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Саши" - Каныгина Елена Юрьевна по доверенности N б/н от 08.02.2012 сроком действия на три года (личность представителя удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации); Перфильева Наталья Валерьевна по доверенности N б/н от 08.02.2012 сроком действия на три года (личность представителя удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации);
от Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области) - Юшкевич Екатерина Владимировна по доверенности N 55/2012-04 от 02.03.2012 сроком действия на один год (личность представителя удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации);
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области - Корнеев Алексей Геннадиевич по доверенности N 243 от 21.12.2011 сроком действия 31.12.2012 (личность представителя установлена на основании служебного удостоверения);
от Главного управления по земельным ресурсам Омской области - Койтова Инна Анатольевна по доверенности N 0402/2 от 10.01.2012 сроком действия до 31.12.2012 (личность представителя установлена на основании служебного удостоверения);
от Министерства имущественных отношений Омской области - Кох Андрей Андреевич по доверенности N 03/9073 от 29.12.2011 сроком действия по 31.12.2012 (личность представителя установлена на основании служебного удостоверения);
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Саши" (далее - ООО "Саши", истец, общество) обратилось в суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в котором просило установить кадастровую стоимость и удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:00 00 00:985, площадью 23 821 кв.м., предоставленного для размещения железнодорожных путей и установления полос отвода охранных зон железных дорог, с местоположением, установленным относительно подъездных железнодорожных путей, имеющих почтовый адрес: Омская область, г. Омск, Кировский АО, от стрелки N 31 станции Карбышево до территории ООО "Саши" и по территории ООО "Саши", равной его рыночной стоимости, обязав Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области) внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости, установив размер кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:00 00 00:985 в размере 5 812 324 рубля, удельного показателя кадастровой стоимости означенного земельного участка в размере 244 рублей с 01.01.2012.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, были привлечены: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (далее - Управление Росреестра по Омской области), Главное управление по земельным ресурсам Омской области (далее - ГУЗР Омской области), Министерство имущественных отношений Омской области.
Решением Арбитражного суда Омской области от 07.06.2012 по делу N А46-5222/2012 требования ООО "Саши" удовлетворены кадастровая стоимость спорного земельного участка установлена в размере его рыночной стоимости. На федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Омской области (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области, ответчик) возложена обязанность внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости, установив размер кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:00 00 00:985 в размере 5 812 324 рубля, удельного показателя кадастровой стоимости означенного земельного участка в размере 244 рублей.
При этом, в соответствии с судебным решением внесение сведений о кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости, должно быть произведено с момента вступления в силу решения суда по делу N А46-5222/2012.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, истец и ответчик обжаловали его в Восьмой арбитражный апелляционный суд.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, установил следующие обстоятельства.
09.12.2011 между ГУЗР Омской области (арендодатель) и ООО "Саши" (арендатор) был заключен договор N ДГУ/11-2470-К-13 аренды земельного участка, зарегистрированный учреждением юстиции Омской области по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним 26.12.2011 за номером 55-01/327/2011-770.
Согласно пункту 1.1 договора арендодатель предоставляет арендатору в аренду сроком на один год земельный участок общей площадью 23 821 кв.м., с кадастровым номером 55:36:00 00 00:985, местоположение которого установлено относительно подъездных железнодорожных путей, имеющих почтовый адрес: город Омск, КАО, от стрелки N 31 станции Карбышево 1 до территории ООО "Саши" и по территории ООО "Саши".
Положением об арендной плате за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю и расположенных в городе Омске (утверждено постановлением Правительства Омской области от 29 октября 2008 года N 179-п), предусмотрено, что размер годовой арендной платы за использование земельных участков, предоставленных для строительства, а также земельных участков, право аренды которых приобретается (приобретено) в связи с расположением на нем зданий, строений, сооружений, определяется по формуле с использованием в качестве одного из показателей величины кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, за который производится расчет арендной платы (пункт 3).
Согласно данным государственного кадастра недвижимости кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:00 00 00:985 составляет 30 955 865, 92 рублей, определена на основании Постановления Правительства Омской области N 174-п от 19.12.2007.
Результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36 на 01.01.2011 утверждены приказом Министерства имущественных отношений Омской области от 26.09.2011 N 36-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Омской области".
Земельный участок с кадастровым номером 55:36:00 00 00:985 не вошел в перечень земельных участков, подлежащих государственной кадастровой оценке и не принимал участие в государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Омской области по состоянию на 01.01.2011.
Сославшись на то обстоятельство, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:00 00 00:985, содержащаяся в государственном реестре недвижимости, существенно превышает его рыночную стоимость, что влияет на уплату ООО "Саши" арендных платежей, исчисляемых исходя из кадастровой стоимости земельного участка, истец обратился в суд с вышеуказанным заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требований истца, исходил из того, что действующим законодательством и правовой позицией Высшего Арбитражного Суда РФ, данной в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, предусмотрена возможность установления рыночной стоимости земельного участка для целей кадастрового учета посредством предъявления иска в арбитражный суд. Судом проверен отчет об оценке рыночной стоимости спорного земельного участка и признано, что указанный земельный участок имеет действительную рыночную стоимость в размере 5 812 324 руб.
Учитывая, что кадастровая стоимость земельного участка существенно превышает его рыночную стоимость, суд удовлетворил иск ООО "Саши". При этом, в соответствии с постановлением ВАС РФ от 28.06.2011 N 913/11, на заинтересованное лицо была возложена обязанность внести изменения в сведения о земельном участке относительно его стоимости с момента вступления в силу судебного акта по настоящему арбитражному делу.
В апелляционной жалобе, поданной ООО "Саши", общество просит отменить решение суда первой инстанции в части даты, с которой подлежит изменению кадастровая стоимость земельного участка. По его мнению, кадастровая стоимость, равная рыночной стоимости земельного участка, подлежит изменению с 01.01.2012.
В обоснование своей позиции общество указало, что обращение в суд с рассматриваемыми требованиями связано с нахождением в Государственном кадастре недвижимости "старой" кадастровой стоимости. Решение суда первой инстанции нарушает права общества на уплату экономически обоснованных платежей за землю. Судом не учтен тот факт, что права истца нарушены с 01.01.2012 с момента утверждения новых показателей кадастровой стоимости.
ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области в своей апелляционной жалобе указывает, что судом первой инстанции необоснованно принято решение об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной с привлечением филиала в качестве единственного ответчика. Полагает, что определить кадастровую стоимость земельного участка возможно только путем проведения государственной кадастровой оценки земель. Кроме того, считает, что по результатам рассмотрения настоящего дела на него не могут быть возложены какие-либо обязанности, так как истцом не были предъявлены к органу кадастрового учета какие-либо материальные требования, которые вытекают из спорного материально-правового отношения.
Министерство имущественных отношений Омской области представило отзыв на апелляционную жалобу ООО "Саши", в котором просило отказать в удовлетворении апелляционной жалобы истца, поскольку считает, что в соответствии с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенной в постановлении Президиума от 28.06.2011 N 913/11, установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Иные доводы и возражения, изложенные в письменном виде, от участвующих в деле лиц в суд апелляционной инстанции не поступило.
Судебное заседание апелляционного суда проведено при участии представителей общества, представителя ФГБУ "ФКП Россрееста" по Омской области, представителя Министерства имущественных отношений Омской области, поддержавших изложенные выше доводы и возражения.
В заседании суда также приняли участие представители Управления Росреестра и ГУЗР Омской области, которые пояснили, что возражают против удовлетворения апелляционной жалобы ООО" Саши".
Суд апелляционной инстанции, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
В соответствии пунктом 1, 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости отдельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36, а именно - средние удельные показатели кадастровой стоимости земель по видам разрешенного использования утверждены Постановлением Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п.
В соответствии с пунктом 4 статьи 17 Федерального закона от 01.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" данные о кадастровой стоимости были внесены уполномоченным государственным органам именно на основании материалов государственной кадастровой оценки земли.
Земельный участок с кадастровым номером 55:36:00 00 00:985 в перечень участков в составе земель населенных пунктов по состоянию на 01.01.2007, формировавшийся для осуществления кадастровой оценки в 2007 году, не вошел, в связи с чем является вновь образованным.
Данный земельный участок является новым единым землепользованием, в связи с чем, его кадастровая стоимость рассчитана на основании Приказа Минэкономразвития Российской Федерации от 12.08.2006 N 222 посредством суммирования кадастровых стоимостей входящих в его состав условных земельных участков.
В свою очередь, кадастровая стоимость каждого из условных земельных участков определена на основании удельных показателей кадастровой стоимости соответствующего вида разрешенного использования в рамках конкретного кадастрового квартала, в соответствии с Постановлением Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п.
С 01.01.2012 вступил в законную силу Приказ Министерства имущественных отношений Омской области от 26.09.2011 N 36-п, которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Омской области.
Сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:00 00 00:985 данный нормативный правовой акт не содержит.
Вопреки ошибочным доводам ответчика, кадастровая стоимость земельного участка, может быть установлена в размере его рыночной стоимости без проведения процедуры государственной кадастровой оценки.
Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
При этом законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются, на что правильно указал суд первой инстанции в обжалуемом решении.
Согласно статье 24.19 Закона об оценочной деятельности в РФ, введенной в действие Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее Закон от 22.07.2010 N 167-ФЗ) одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости, является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.
В соответствии с частью 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее Закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ) в государственный кадастр недвижимости подлежат включению сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости. Согласно части 3 статьи 16 Закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ орган кадастрового учета вправе осуществить кадастровый учет в связи с изменением сведений об объекте недвижимости, в том числе о его кадастровой стоимости; при этом, в части 4 названной статьи в качестве основания к обязанию учета изменений объекта недвижимости, указано решение суда.
Таким образом, вопреки позиции ФГБУ "ФКП Россрееста" по Омской области кадастровая стоимость земельного участка может быть установлена не только посредством проведения государственной кадастровой оценки, но также и посредством судебного установления рыночной стоимости земельного участка.
Согласно позиции, изложенной Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в Постановлении Президиума от 28.06.2011 N 913/11, права землепользователя, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Такое требование, предъявленное к органу кадастрового учета, осуществляющему в том числе и функции по государственной кадастровой оценке, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.
Судом первой инстанции при рассмотрении дела принято во внимание представление истцом отчета N 181/11 от 29.12.2011 об определении рыночной стоимости имущества, экспертное заключение от 03.12.2012 N ОК-34/2011-3, согласно которому отчет N 181/11 от 29.12.2001 об определении рыночной стоимости имущества соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности. Судом учтено, что в соответствии с выводами экспертного заключения от 03.12.2012 N ОК-34/2011-3 выводы, сделанные Оценщиком при определении рыночной стоимости объекта оценки, признаны обоснованными, а итоговое значение рыночной стоимости объекта рекомендовано для целей совершения сделок и иных сделок; Экспертом подтверждена стоимость объекта оценки, определенная Оценщиком в Отчете.
Согласно статье 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ, отчет независимого оценщика является одним из доказательств по делу (статья 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Оценка данного доказательства осуществляется судом в соответствии с правилами главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в материалах дела доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности истцом действительной рыночной стоимости земельного участка в размере 5 812 324 руб.
Поскольку кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:00 00 00:985, содержащаяся в государственном реестре недвижимости, существенно превышает его рыночную стоимость, что противоречит положениям пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации и нарушает права и законные интересы ООО "Саши" как арендатора данного земельного участка, уплачивающего арендную плату, определенную исходя из кадастровой стоимости земельного участка, суд первой инстанции посчитал заявленные требования подлежащими удовлетворению.
Суд апелляционной инстанции считает, что, удовлетворив исковые требования ООО "Саши", суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Также суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции правомерно была возложена обязанность по внесению изменений в сведения государственного кадастра недвижимости, с момента вступления в силу решения суда по делу N А46-5222/2012.
Пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации не содержит условий о моменте внесения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
Однако согласно правовой позиции ВАС РФ, изложенной в Постановлении Президиума от 28.06.2011 N 913/11, по правилам пункта 3 статьи 66 ЗК РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным Кодексом.
Избираемый лицом способ защиты гражданских прав должен привести к восстановлению нарушенных или оспариваемых прав.
При этом, следуя буквальному содержанию статей 125, 126 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лицо при предъявлении иска самостоятельно формулирует его предмет и основания, требования к каждому из ответчиков с указанием норм права, которые по его убеждению нарушены ответчиком, а также самостоятельно формирует доказательственную базу, подтверждающую законность и обоснованность его требований, которые суд в силу действующего законодательства по своей инициативе изменить не может. В свою очередь, арбитражный суд при разрешении спора в соответствии с принципом состязательности и равноправии участников арбитражного судопроизводства исходит исключительно из требований и возражений лиц, участвующих в деле, а также представленных ими доказательств в порядке статьи 65 АПК РФ процессуального кодекса Российской Федерации.
Определение кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости в судебном порядке осуществляется по правилам искового производства со сбором и оценкой соответствующих доказательств.
Именно такое исковое заявление (об установлении рыночной стоимости), было подано в суд и рассмотрено в рамках настоящего дела.
Согласно статье 28 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке искового производства возникающие из гражданских правоотношений экономические споры и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, другими организациями и гражданами.
Рассмотрение заявления и принятие решения в порядке искового производства предполагает разрешение спорного правоотношения, определение обязанностей сторон с момента вступления судебного акта в законную силу (статьи 170, 180, 182 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В случае, если общество полагает, как это указано в апелляционной жалобе, что в результате противозаконного бездействия государственных органов и невнесения земельного участка ООО "Саши" в Перечень оцениваемых объектов в 2011 году были нарушены его права, в том числе на экономически обоснованный размер арендной платы, оно не лишено возможности воспользоваться защитой своих прав в рамках иного процесса с иными требованиями. При этом, право выбора материально-правового требования принадлежит исключительно истцу, в связи с чем апелляционный суд не имеет возможности навязывать заявителю модель поведения и конкретного способа защиты своих интересов.
Доводы филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области о том, что не только оно должно быть ответчиком по делу апелляционным судом отклоняются.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221 "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (то есть Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии - по тексту - Росреестр).
В силу части 2 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221 "О государственном кадастре недвижимости" полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 Федерального закона, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения. В целях применения установленных указанным Федеральным законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета.
Таким образом, ФГБУ "ФКП Росреестра", является органом кадастрового учета и имеет право вносить изменения в государственный кадастр недвижимости.
Участие органа в судебном споре является следствием реализации им предоставленных ему полномочий, на что прямо указано в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11.
Согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Права истца, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка.
С учетом изложенного, доводы ФГБУ "ФКП Росреестра" о том, что оно не является надлежащим ответчиком, а также доводы о том, что истец не предъявлял к нему никаких материально-правовых требований, являются несостоятельными.
Суд первой инстанции при вынесении решения верно определил, что требования истца об установлении кадастровой стоимости, о внесении рыночной стоимости земельного участка в размере 5 812 324 рубля в качестве кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости подлежат удовлетворению посредством возложения обязанности по осуществлению указанных действий на ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала Омской области.
Следовательно, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
По правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы относятся на лиц, подавших апелляционные жалобы. В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области освобождено от уплаты государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционные жалобы Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" и общества с ограниченной ответственностью "Саши" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 07.06.2012 по делу N А46-5222/2012 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.А. Сидоренко |
Судьи |
Л.А. Золотова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-5222/2012
Истец: ООО "Саши"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Омской области
Третье лицо: Главное управление по земельным ресурсам Омской области, Министерство имущественных отношений Омской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра икартографии по Омской области
Хронология рассмотрения дела:
23.08.2012 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-6033/12
23.08.2012 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-6139/12
30.07.2012 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-6139/12
10.07.2012 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-6139/12
06.07.2012 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-6033/12
08.06.2012 Решение Арбитражного суда Омской области N А46-5222/12