г. Хабаровск |
|
23 августа 2012 г. |
Дело N А04-2145/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 августа 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 августа 2012 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Харьковской Е. Г.
судей Балинской И.И., Гричановской Е.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Морозовой К. П.
от Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средней общеобразовательной школы села Васильевка (ОГРН 1022800709656, ИНН 2811004088): представитель не явился;
от Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Амурской области (ОГРН 1042800035541, ИНН 2801100184): представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средней общеобразовательной школы села Васильевка на решение от 04.06.2012 по делу N А04-2145/2012 Арбитражного суда Амурской области принятое судьей И.А. Москаленко
по заявлению Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средней общеобразовательной школы села Васильевка
к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Амурской области
об оспаривании решения о привлечении к административной ответственности
УСТАНОВИЛ:
муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа села Васильевка (далее - МОБУСОШ с.Васильевка, школа, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Амурской области (далее - ГУ МЧС РФ) от 28.03.2012 N 204 о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частями 1,3,4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 04.06.2012 в удовлетворении требований МОБУСОШ с.Васильевка отказано.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом МОБУСОШ с.Васильевка обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
До рассмотрения апелляционной жалобы от МОБУСОШ с.Васильевка поступило ходатайство о процессуальном правопреемстве.
В порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) произведена процессуальная замена заявителя Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средняя общеобразовательная школа села Васильевка на правопреемника - Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение средняя общеобразовательная школа села Васильевки (далее - МОАУСОШ с.Васильевка, школа, учреждение, ОГРН 1022800709656, ИНН 2811004088).
ГУ МЧС РФ в своем отзыве на апелляционную жалобу выразило несогласие с изложенными в ней доводами, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
МОАУСОШ с.Васильевка, ГУ МЧС РФ заявили ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своих представителей. Данные ходатайства судом удовлетворены.
Изучив материалы дела, оценив установленные обстоятельства, исследовав доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве, Шестой арбитражный апелляционный суд не установил оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, 27.02.2012 на основании распоряжения отдела надзорной деятельности АО г. Белогорску и Белогорскому району от 22.02.2012 N 52 с целью контроля исполнения предписания от 17.03.2011 N 64/1/64 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности, соблюдения требований пожарной безопасности, инспектором по пожарному надзору в отношении МОАУСОШ с.Васильевка проведена внеплановая выездная проверка.
В результате проведенной проверки выявлен факт нарушения учреждением требований пожарной безопасности, о чем 26.03.2012 составлен акт проверки N 52.
Проверкой выявлены нарушения требований Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N 313; Правил пожарной безопасности для общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, школ-интернатов, детских домов, дошкольных, внешкольных и других учебно-воспитательных учреждений ППБ-101-89; СНиП 23-05-95 "Естественное и искусственное освещение"; Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей (ПТЭЭП); Норм пожарной безопасности НПБ 110-03 "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией"; СП 5.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования":
1) на окнах помещений спортзала школы установлены глухие, несъемные металлические решетки (ППБ 01-03 п. 40; ППБ101-89 п. 2.1.21);
2) наружные пожарные лестницы зданий школы требуют проведения ремонта (ППБ 01-03 п.41; ППБ 101-89 п.2.1.16);
3) не произведены эксплуатационные испытания второй наружной пожарной лестницы, ведущей на крышу спортзала, в организации, имеющей лицензию на данный вид деятельности (ППБ 01-03 п. 41);
4) в чердачном помещении правого крыла (начальные классы) здания школы находятся горючие вещества и материалы, доски, деревянные изделия и т.д.(ППБ 01-03 п. 30);
5) во всех лестничных клетках зданий школы система эвакуационного освещения находится в неисправном, нерабочем состоянии, требует проведения ремонта (ППБ 01-03 п.п. 34; 57; ПУЭ п. 7.2.33; СНиП 23-05-95 п. 7.62);
6) в помещениях здания школы электрические сети эксплуатируются длительное время, требуют проведения ремонта и эксплуатируются с нарушением требований нормативных документов, электросети эксплуатируются с нарушением Правил устройства электроустановок, в правом крыле здания школы электропровода и кабели эксплуатируются с поврежденной и потерявшей защитные свойства изоляцией (ППБ 01-03 п.п. 57, 60; ПТЭЭП п. 1.6.1);
7) в холе второго этажа правого крыла (начальные классы) здания школы эксплуатируется поврежденная электророзетка без защитного корпуса, в коридоре первого этажа правого крыла школы эксплуатируется электровыключатель освещения, с поврежденной защитной крышкой (ППБ 01-03 п. 60);
8) на первом этаже в подсобном помещении кабинета начальных классов электропровода (кабели), проложены по горючему основанию (обои, деревянные конструкции) не отделены от горючей поверхности слоем несгораемого материала, выступающим с каждой стороны провода (кабеля) не менее чем, на 10 мм. (ППБ 01-03 п. 57; ПУЭ п. 2.1.37);
9) в помещениях школы (в том числе в учебных кабинетах, в коридоре 2-го этажа левого крыла, в спортзалах, в тире, в гараже школы) светильники не оборудованы плафонами-рассеивателями, предусмотренными конструкцией светильников (ППБ 01-03 п.п. 57, 60; ПУЭ п. 7.4.33);
10) на территории школы у пожарного водоема, а также по направлению движения к нему установить соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий); на знаках четко нанести цифры, указывающие расстояние до водоисточника (ППБ 01-03 п. 90);
11) в помещениях начальных классов (правое крыло) установки пожарной сигнализации (АУПС) и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (СОУЭ) находятся в нерабочем, не подключенном состоянии (ППБ 01-03 п. 98; ППБ-101-89 п. 2.5.1);
12) помещения детского сада, расположенные в правом крыле школы не оборудованы системами оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (СОУЭ), а также автоматической пожарной сигнализацией (АУПС) с выводом сигнала тревоги в помещение с круглосуточным пребыванием людей (в помещение охраны) (ППБ 01-03 п. 16; НПБ 110-03 п. 4);
13) в кладовом помещении возле туалета на втором, этаже правого крыла здания (начальные классы) установлен один пожарный датчик системы противопожарной защиты АУПС (СП 5.13130.2009 п. 14.1);
14) в правом боксе здания автогаража на территории школы установка пожарной сигнализации (АУПС) находятся в неисправном, не нерабочем состоянии (ППБ 01-03 п. 98; ППБ 101-89 п. 2.5.1);
15) на вторых этажах лестничных клеток правого и левого крыла здании школы отсутствуют предусмотренные проектом двери эвакуационных выходов, отделяющие поэтажные коридоры, холл от лестничных клеток (ППБ 01-03 п. 40); ППБ 101-89 п.2.1.21).
По результатам проверки выписано предписание по устранению нарушений требований пожарной безопасности до 15.08.2012.
Должностным лицом ГУ МЧС РФ в отношении МОАУСОШ с.Васильевка 26.03.2012 в присутствии директора школы Е.П. Осипчук составлены протоколы об административных правонарушениях N 202, 203, 204 по признакам административных правонарушений, предусмотренных частями 1, 3, 4 статьи 20.4 КоАП РФ.
Постановлением от 28.03.2012 N 204 МОАУСОШ с.Васильевка привлечено к административной ответственности, предусмотренной частями 1, 3, 4 статьи 20.4 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, учреждение обратилось в арбитражный суд.
Согласно части 1 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от 150 000 до 200 000 рублей.
Частью 3 этой же статьи предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения; частью 4 - за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.4 КоАП РФ, является пожарная безопасность, под которой понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров, лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
В соответствии со статьей 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон о пожарной безопасности) организации и граждане обязаны соблюдать требования пожарной безопасности.
В силу пункта 10 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 N 313 (далее - Правила), собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности.
Материалы дела подтверждают, нарушение заявителем требований пожарной безопасности.
Частью 2 статьи 4.4 КоАП РФ предусмотрено, что при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
Таким образом, бездействие учреждения правомерно квалифицировано административным органом по части 1, 3, 4 статьи 20.4 КоАП РФ.
Статьей 2.1 КоАП РФ предусмотрено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Учреждение имело возможность провести мероприятия по устранению нарушений в области пожарной безопасности, вместе с тем, не предприняло достаточных действий по осуществлению контроля и выполнению требований и норм пожарной безопасности.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности по результатам рассмотрения материалов административного производства судом не установлено.
Отклоняется довод апелляционной жалобы о превышении полномочий главным государственным инспектором при назначении административного наказания. Статья 23.34 КоАП РФ предусматривает, что органы, осуществляющие государственный пожарный надзор, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 8.32, 11.16, 20.4 КоАП РФ. Рассматривать дела об административных правонарушениях и назначать административные наказания от имени органов вправе главные государственные инспектора городов (районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору, их заместители.
Также, государственные инспектора субъектов Российской Федерации по пожарному надзору, государственные инспектора городов (районов) вправе рассматривать дела об административных правонарушениях, совершенных гражданами и должностными лицами.
Оспариваемое постановление вынесено главным государственным инспектором г.Белогорска и Белогорского района по пожарному надзору в рамках полномочий, предоставленных КоАП РФ.
Отклоняется довод жалобы о привлечении к ответственности не существующее юридическое лицо: административное наказание вынесено общеобразовательному учреждению муниципальная средняя общеобразовательная школа села Васильевка, но согласно ЕГРЮЛ внесена запись муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа с.Васильевка. Материалы дела подтверждают, что фактически нарушения пожарной безопасности установлены в МОБУСОШ. Указание в акте и протоколах от 26.03.2012, постановлении от 28.03.2012 лица ОУМСОШ не изменяет содержание документов. Документы с верным наименованием юридического лица составлены по письменному заявлению директора школы, которая впоследствии их подписала. Это нарушение не носит существенный характер, препятствующее объективному рассмотрению дела, не ущемляет права нарушителя, поэтому не является основанием для отмены постановления органа пожарного надзора.
Руководствуясь статьями 211, 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Амурской области от 04.06.2012 по делу N А04-2145/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Е.Г. Харьковская |
Судьи |
И.И. Балинская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-2145/2012
Истец: Муниципальное общеообразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа села Васильевка, Общеобразовательное МСОШ с. Васильевка
Ответчик: Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Амурской области, ОНД по г. Белогорску и Белогорскому району МЧС РФ ГУ ГО и ЧС по Амурской области
Третье лицо: Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Амурской области, ГУ МЧС России по Амурской области