город Омск |
|
21 августа 2012 г. |
Дело N А46-1078/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 августа 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 августа 2012 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Золотовой Л.А.
судей Лотова А.Н., Сидоренко О.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бирюля К.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-5768/2012) Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном административном округе г.Омска
на решение Арбитражного суда Омской области от 25.05.2012 по делу N А46-1078/2012 (судья Яркова С.В.),
принятое по заявлению Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном административном округе г.Омска
к Обществу с ограниченной ответственностью "ЛОГРО" (ОГРН 1075503006930, ИНН 5503111570)
о взыскании финансовых санкций,
при участии в судебном заседании представителей:
от Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном административном округе г.Омска - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;
от общества с ограниченной ответственностью "ЛОГРО" - Ашаева Ирина Анатольевна (паспорт, по доверенности б/н от 23.07.2012 сроком действия на один год).
установил:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном административном округе г. Омска обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "ЛОГРО" 12 535 руб. штрафных санкций за непредставление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования за второй отчётный период 2010 года.
Решением от 25.05.2012 по делу N А46-1078/2012 Арбитражный суд Омской области отказал в удовлетворении требований Пенсионного фонда.
При принятии решения суд первой инстанции исходил из того, что первоначальное предоставление сведений было осуществлено Обществом в установленный законом срок, а наличие в этих сведениях ошибок не имеет правого значения и не является основанием для привлечения к ответственности за нарушение срока представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Пенсионный Фонд обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований Пенсионного фонда.
По мнению подателя жалобы, Общество свою обязанность по предоставлению сведений, необходимых для индивидуального(персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, не исполнило, поскольку предоставленные сведения содержали ошибки и поэтому не были приняты, о чем страхователю было извещено в отрицательном протоколе входного контроля.
В судебном заседании представитель Общество возразило на доводы апелляционной жалобы.
Заявитель, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела в порядке апелляционного производства, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил.
В порядке части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представитель указанного лица.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, выслушав явившегося в судебное заседание представителя Общества, установил следующие обстоятельства.
Общество с ограниченной ответственностью "ЛОГРО", зарегистрировано в качестве юридического лица 26.06.2007 Инспекцией Федеральной налоговой службы N 1 по Центральному административному округу г.Омска, о чём в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в федеральный информационный ресурс внесена соответствующая запись о присвоении обществу основного государственного регистрационного номера 1075503006930.
В соответствии со статьёй 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) уч?те в системе обязательного пенсионного страхования" является составной частью законодательства об обязательном пенсионном страховании. Данный закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) уч?та сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании (преамбула к закону).
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и абзацу 4 статьи 1 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования" общество с ограниченной ответственностью "ЛОГРО" является страхователем. Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования" определена обязанность страхователей по предоставлению сведений о застрахованных лицах (пункт 1 статьи 8, статья 15). Контроль за достоверностью сведений, представляемых страхователями, осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации.
Должностными лицами Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном административном округе г.Омска в соответствии с пунктом 1 статьи 13 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" была проведена проверка своевременности представления обществом с ограниченной ответственностью "ЛОГРО" сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования в соответствии с пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования", в ходе которой был установлен факт непредставления указанных сведений в установленные сроки. По результатам проверки составлен акт от 21.04.2011 N 111, в котором зафиксирован факт нарушения страхователем требований пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования".
На основании материалов проверки 27.05.2011 начальником Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном административном округе г.Омска вынесено решение N 317 о привлечении общества с ограниченной ответственностью "ЛОГРО" к ответственности, предусмотренной статьёй 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования", за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования, в виде взыскания штрафа в размере 10 процентов причитающихся за 2010 год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации в сумме 12 534 руб. 80 коп.
В адрес организации было направлено требование N 105 от 27.06.2011, которым заинтересованному лицу было предложено в добровольном порядке в срок до 14.07.2011 уплатить штрафные санкции в указанном размере.
Поскольку в добровольном порядке означенное требование исполнено не было, территориальный орган Пенсионного фонда во исполнение абзаца 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования" обратился в арбитражный суд с вышеназванным заявлением.
Решением от 25.05.2012 по делу N А46-1078/2012 Арбитражный суд Омской области отказал в удовлетворении требований Пенсионного фонда.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены, а доводы апелляционной жалобы не принимает как необоснованные, исходя из следующего.
В соответствии со статьями 11, 15 Федерального закона N 27-ФЗ страхователи обязаны представлять один раз в год, но не позднее 1 марта следующего за отчетным годом, в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения о работающих у них застрахованных лицах, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета.
Согласно пункту 2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ срок представления индивидуальных сведений о страховом стаже и начисленных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование установлен не позднее 1 марта года, следующего за отчетным; за первый отчетный период 2010 года (полугодие) - до 1 августа 2010; за второй отчетный период 2010 (календарный год) - до 1 февраля 2011 года.
Индивидуальные сведения представляются страхователями в письменной или электронной форме в соответствии с Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 N 987н (далее- Инструкция N 987н), и Инструкцией по заполнению форм документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, утвержденной Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 31.07.2006 N 192п (далее- Инструкция N 192п).
Абзацем третьим статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ предусмотрена ответственность страхователей за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. При этом взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Таким образом, указанная норма права предусматривает два состава правонарушения: несвоевременное представление сведений и представление неполных и (или) недостоверных сведений.
Согласно акту от 21.04.2011 N 111 и решению от 27.05.2011 N 317 Обществу вменено непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Как следует из материалов дела и установлено судом, первоначально общество представило в управление сведения для осуществления персонифицированного учёта за второе полугодие 2010 года 31.01.2011. При проверке данных сведений территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в отчёте были выявлены ошибки. Страхователю было предложено представить исправленные формы, в связи с чем документы были возвращены.
Пенсионный фонд подтверждает это обстоятельство. Однако, считает, что поскольку в сведениях имелись ошибки, о чем Общество было извещено, то их представление не является исполнением Обществом обязанности по представлению индивидуальных сведений в установленный срок.
Однако, из норм Федерального закона N 27-ФЗ такой вывод не следует. Названный Закон возлагает на страхователя обязанность представить сведения индивидуального (персонифицированного) учета. При этом закон не дает органу пенсионного фонда возможности отказать в принятии указанных сведений. В случае, если эти сведения содержат недостоверные сведения, либо ошибки, которые не свидетельствуют о недостоверности сведений, к страхователю могут быть применены соответствующие предусмотренные законом правовые последствия, в числе которых не числятся отказ в принятии сведений либо принятие решение о том, что сведения являются непредставленными.
Представление недостоверных сведений, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, образует другой состав правонарушения. Однако, Общество к ответственности за такое нарушение не привлекалось.
За представление сведений, в которых имеются недочеты, ошибки, опечатки, которые не являются недостоверными сведениями, законом не предусмотрена ответственность. В таком случае ошибки подлежат исправлению в следующем порядке.
Согласно пункта 34 Инструкции N 987н в случае обнаружения ошибок в представленных в территориальный орган фонда формах документов индивидуального (персонифицированного) учета страхователь в двухнедельный срок со дня обнаружения ошибок представляет исправленные формы документов индивидуального (персонифицированного) учета в территориальный орган фонда и выдает застрахованному лицу копию уточненных индивидуальных сведений.
Пункт 41 этой Инструкции устанавливает, что при обнаружении несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки территориальный орган фонда направляет страхователю уведомление об устранении имеющихся расхождений. Страхователь в двухнедельный срок после получения уведомления территориального органа фонда об устранении имеющихся расхождений представляет в территориальный орган фонда уточненные данные.
Если страхователь в установленный срок не устранил имеющиеся расхождения, территориальный орган фонда принимает решение о корректировке индивидуальных сведений и уточнении лицевых счетов застрахованных лиц и не позднее 7 дней со дня принятия такого решения сообщает об этом страхователю и застрахованным лицам.
Таким образом, при предоставлении сведений персонифицированного учета, содержащих недочеты, ошибки, которые не могут быть расценены как недостоверные сведения, орган пенсионного фонда может с соблюдением указанной процедуры принять решение о корректировке этих сведений.
Абзац третий статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ не предусматривает ответственности за указанные нарушения или за нарушение двухнедельного срока представления скорректированных данных о застрахованных лицах.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что Общество исполнило свою обязанность, представив 31.01.2011 в Пенсионный фонд сведения о застрахованных лицах за 2 полугодие 2010 года.
Более того, ни в акте проверки, ни в решении о привлечении Общества к ответственности не отражено, в отношении какого числа работников страхователем представлены недостоверные сведения. Акт и решение не содержат достаточного и обязательного описания события и объективной стороны вменяемого правонарушения. Констатации только одного факта представления недостоверных сведений недостаточно для привлечения Общества к ответственности
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции при вынесении решения оценены все представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи, выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, соответствуют материалам дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права при вынесении решения судом первой инстанции не допущено, в силу чего основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Суд апелляционной инстанции не распределяет расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы, поскольку Пенсионный фонд при подаче апелляционной жалобы не платил государственную пошлину в силу освобождения на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от ее уплаты.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном административном округе г.Омска оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 25.05.2012 по делу N А46-1078/2012 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Л.А. Золотова |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-1078/2012
Истец: ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном административном округе г. Омска
Ответчик: ООО Производственно-строительная компания "ЛОГРО"
Третье лицо: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 12 по Омской области, ООО Производственно-строительная компания "ЛОГРО"
Хронология рассмотрения дела:
10.04.2013 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-1738/13
21.08.2012 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-5768/12
13.07.2012 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-5768/12
02.07.2012 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-5768/12
25.05.2012 Решение Арбитражного суда Омской области N А46-1078/12