г. Самара |
|
20 августа 2012 г. |
Дело N А55-16869/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 августа 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 августа 2012 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Балашевой В.Т.,
судей Морозова В.А., Туркина К.К.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Владимировым С.М.,
с участием:
от истца - представитель Бегизардова Н А., доверенность от 26.07.2011 N НЮ - 46/171,
от ответчика - представитель Поляков С.А., доверенность от 17.02.2012 N РНТ-15/12,
в отсутствие третьих лиц, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 14 августа 2012 года апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги", г. Москва, на решение Арбитражного суда Самарской области от 10 мая 2012 года по делу N А55-16869/2011 (судья Бунеев Д.М.),
по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги", г. Москва, ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295, к закрытому акционерному обществу "РН-Транс", г. Новокуйбышевск, Самарская область, ИНН 6330017677, ОГРН 1026303117092,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора:
- открытое акционерное общество "Первая грузовая компания", г. Москва,
- общество с ограниченной ответственностью "СамараТерминал", г. Сызрань, Самарская область,
о взыскании 280 394 руб. 36 коп.,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к закрытому акционерному обществу "Юкос-Транссервис" (далее - ответчик, ЗАО "Юкос-Транссервис") о взыскании платы за пользование вагонами в размере 63 362 руб. 58 коп. по договору N 8 ДУ/9 об организации перевозок грузов, оказанию дополнительных транспортно-экспедиционных работ и услуг от 11.11.2009.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 06.09.2011 исковое заявление принято, возбуждено производство по делу N А55-16869/2011.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 14.09.2011 принято исковое заявление ОАО "РЖД" к ЗАО "Юкос-Транссервис" о взыскании платы за пользование вагонами в размере 223 949 руб. 84 коп. по договору на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ЗАО "Юкос-Транссервис" при станции Новокуйбышевская Куйбышевской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" N 3/245 от 29.06.2009, возбуждено производство по делу N А55-17612/2011.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 20.01.2012 по делу N А55-17612/2011 принято заявление истца об уменьшении размера исковых требований до 217 031 руб. 78 коп.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 08.02.2012 по делу N А55 -16869/2011 объединены в одно производство для совместного рассмотрения дела N А55-16869/2011 и N А55-17612/2011, с присвоением объединенному делу N А55-16869/2011.
Определением суда от 27.03.2012 наименование ответчика ЗАО "Юкос-Транссервис" изменено на ЗАО "РН-Транс".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены открытое акционерное общество "Первая грузовая компания", и общество с ограниченной ответственностью "СамараТерминал".
Решением Арбитражного суда Самарской области от 10.05.2012 по делу N А55-16869/2011 в иске отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда Арбитражного суда Самарской области от 10.05.2012 отменить, исковые требования в полном объеме удовлетворить.
В качестве оснований для отмены решения суда заявитель жалобы указал, что выводы суда первой инстанции основаны только на пояснениях, данных свидетелями - работниками ЗАО "РН-Транс". При этом судом не учтены представленные письменные доказательства.
По мнению заявителя жалобы, истцом были представлены все документы и пояснены все обстоятельства, имеющие значение для дела, и документально подтвержден факт простоя спорных вагонов.
Представитель истца в судебном заседании арбитражного апелляционного суда поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель ответчика в судебном заседании арбитражного апелляционного суда и в представленном отзыве на апелляционную жалобу просил оставить решение суда без изменения, считая его законным и обоснованным.
Представители третьих лиц в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в отсутствие третьих лиц.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с исследованными доказательствами, суд апелляционной инстанции установил.
Как следует из материалов дела, 29.06.2009 между ОАО "РЖД" (Дорога) и ЗАО "Юкос-Транссервис" (Владелец) заключен договор N 3/245 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ЗАО "Юкос-Транссервис" при станции Новокуйбышевская Куйбышевской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" (далее - договор N 3/245).
Согласно пункту 16.3. договора N 3/245 Владелец обязуется своевременно и полностью оплачивать Дороге плату за нахождение подвижного состава, не принадлежащего перевозчику, на инфраструктуре ОАО "РЖД" (на железнодорожных путях общего пользования) по причинам, зависящим от Владельца, установленную п. 12 Тарифного руководства N 2.
В обоснование исковых требований о взыскании платы в размере 217 031 руб. 78 коп. по договору N 3/245 истец сослался на условие пункта 16.3. договора, указав, что в период с 17.09.2010 по 22.09.2010 на станции назначения Новокуйбышвская простаивали 55 порожних вагонов-цистерн, прибывших в адрес ответчика для налива. Пути необщего пользования на указанной станции были заняты вагонами, ранее прибывшими в адрес ответчика и находящимися под грузовыми операциями (т.3, л.д. 2.3, т.4, л.д. 8-11).
11.11.2009 между ОАО "РЖД" (Исполнитель) и ЗАО "Юкос-Транссервис" (Заказчик) заключен договор об организации перевозок грузов, оказанию дополнительных и транспортно-экспедиционных работ и услуг N 8 ДУ/9 (далее - договор N 8 ДУ/9), предметом которого являются взаимоотношения сторон, связанные с оказанием услуг по организации перевозок грузов, расчетами и оплатой дополнительных, информационных и транспортно-экспедиционных услуг, связанных с перевозкой грузов на территории Куйбышевской железной дороги - филиала ОАО "РЖД".
Согласно пункту 2.1.11. договора N 8 ДУ/9 в редакции дополнительного соглашения N 1 от 08.02.2010 за время ожидания их подачи или приема вагонов, контейнеров, не принадлежащих Исполнителю, по причинам зависящим от Заказчика (как грузоотправителя, грузополучателя, владельца путей необщего пользования, обслуживающего грузоотправителей, грузополучателей своими локомотивами), Заказчик вносит Исполнителю плату за пользование вагонами, контейнерами в размере 50 процентов от плат, приведенных в таблицах N 9 и N 10 (для суточного контейнерооборота организации до 50 контейнеров) Тарифного Руководства N 2.
В обоснование исковых требований о взыскании платы в размере 63 362 руб. 58 коп. по договору N 8 ДУ/9 истец сослался на условие пункта 2.1.11 договора, указав, что в сентябре 2010 на путях станции назначения Сызрань-1 в ожидании подачи под погрузку простаивали 16 порожних вагонов-цистерн, прибывших в адрес ответчика. Пути необщего пользования на указанной станции были заняты вагонами, ранее прибывшими в адрес ответчика и находящимися под грузовыми операциями (т. 1, л.д. 2, 3, 140).
В силу статьи 39 Устава за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, упомянутые лица вносят перевозчикам плату за пользование вагонами, контейнерами.
Плата за пользование вагонами, контейнерами не взимается за время нахождения вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчикам, в местах необщего пользования.
Размер платы за пользование вагонами определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 2 Устава железнодорожные пути общего пользования - железнодорожные пути на территориях железнодорожных станций, открытых для выполнения операций по приему и отправлению поездов, приему и выдаче грузов, багажа, грузобагажа, по обслуживанию пассажиров и выполнению сортировочных и маневровых работ, а также железнодорожные пути, соединяющие такие станции; железнодорожные пути необщего пользования - железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд.
Как следует из представленных в материалы дела доказательств, вагоны, прибывшие в адрес ответчика, простаивали на путях общего пользования.
Согласно пункту 34 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" в соответствии со статьей 39 Устава за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей или владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих их своими локомотивами, либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев этих путей, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Размер платы определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Исходя из статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" и статей 4 и 6 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" ОАО "РЖД" относится к субъектам естественных монополий на транспорте. Поэтому размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими ему как перевозчику, определяется Федеральной службой по тарифам.
Размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими другим перевозчикам, устанавливается в договорах с этими перевозчиками.
Требование истца о взыскании платы в размере 217 031 руб. 78 коп. основано на пункте 16.3. договора N 3/245, в соответствии с которым Владелец обязуется своевременно и полностью оплачивать Дороге плату за нахождение подвижного состава, не принадлежащего перевозчику, на инфраструктуре ОАО "РЖД" (на железнодорожных путях общего пользования) по причинам, зависящим от Владельца, установленную п. 12 Тарифного руководства N 2.
В силу пункта 1 Правил применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство N 2), утвержденных постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19.06.2002 N 35/12, за время нахождения принадлежащих железной дороге вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных подъездных путей либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных подъездных путей, они вносят железным дорогам плату за пользование вагонами, контейнерами, указанную в Тарифном руководстве.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 10.03.2009 N 14391/08, Устав железнодорожного транспорта определяет тарифные руководства как сборники, в которых публикуются утвержденные в установленном законодательством Российской Федерации порядке тарифы, ставки платы и сборов за работы и услуги железнодорожного транспорта, правила применения таких тарифов, ставок платы, сборов, а также утвержденные федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта перечни железнодорожных станций, расстояния между ними и выполняемые на территориях железнодорожных станций операции.
Тарифное руководство N 2 устанавливает размеры платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта, основания взимания которой предусмотрены статьей 39 Устава.
В названном Постановлении Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации указал, что из буквального толкования статьи 39 Устава не следует, что данная норма содержит основания для начисления платы за пользование вагонами, контейнерами, не принадлежащими ОАО "РЖД", за время нахождения на путях общего пользования в ожидании их приема владельцами пути необщего пользования.
Из пункта 2.1.11. договора N 8 ДУ/9 не усматривается, что стороны согласовали взимание платы за пользование вагонами, не принадлежащими железной дороге, во время их нахождения на путях общего пользования в ожидании приема владельцем пути необщего пользования.
Установление в договоре N 3/245 платы за занятие инфраструктуры ОАО "РЖД" Уставом не предусмотрено.
При таких обстоятельствах арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое истцом решение принято судом первой инстанции обоснованно, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, и основания для его отмены отсутствуют.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в размере 2000 руб. относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 10 мая 2012 года по делу N А55-16869/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
В.Т. Балашева |
Судьи |
В.А. Морозов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-16869/2011
Истец: ОАО "РЖД", ОАО "РЖД" в лице филиала "Куйбышевская железная дорога"
Ответчик: ЗАО "РН-Транс"
Третье лицо: ЗАО "Юкос-Транссервис", ЗАО "Юкос-Транссервис" Кривцову Игорю Александровичу, ЗАО "Юкос-Транссервис" Николаеву Геннадию Николаевичу, ОАО " Первая грузовая компания ", ООО "СамараТерминал"
Хронология рассмотрения дела:
09.07.2013 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-7785/13
19.03.2013 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-16869/11
24.12.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-9283/12
20.08.2012 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-8031/12
10.05.2012 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-16869/11