г. Самара |
|
22 августа 2012 г. |
Дело N А55-6537/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 августа 2012 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 августа 2012 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Холодной С.Т.,
судей Кузнецова В.В., Рогалевой Е.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Морозовой Е.О.,
с участием:
от индивидуального предпринимателя Аникиной Натальи Евгеньевны - Черек А.А., по доверенности от 14.02.2012 года,
от Министерства имущественных отношений Самарской области - Аверина Л.В., по доверенности 21.12.2011 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании 15 августа 2012 года, в зале N 7, апелляционную жалобу
Министерства имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 15 июня 2012 года по делу N А55-6537/2012, судья Щетинина М.Н.,
по заявлению индивидуального предпринимателя Аникиной Натальи Евгеньевны, (ОГРНИП 304631230300120, ИНН 631200357929),
к Министерству имущественных отношений Самарской области,
о признании незаконным решения об отказе в предоставлении в собственность земельного участка; об обязании совершить действия,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Аникина Наталья Евгеньевна, г. Самара обратилась в Арбитражный суд Самарской области с требованием о признании незаконным решения Министерства имущественных отношений Самарской области от 14.12.2011 года N 12-1/3472/11-с об отказе в предоставлении в собственность предпринимателю земельного участка, площадью 50,0 кв. м, имеющего кадастровый номер 63:01:0715003:28, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, ул. Московское шоссе, занимаемого временным павильоном "Автомойка"; об обязании ответчика принять решение о предоставлении в собственность за выкуп указанного земельного участка, а также направить проект договора купли-продажи указанного земельного участка в адрес заявителя.
Решением суда первой инстанции от 15 июня 2012 года решение Министерства имущественных отношений Самарской области от 14.12.2011 года N 12-1/3472/11-с об отказе в предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, Промышленный район, ул. Московское шоссе, 179, площадью 50,0 кв.м., занимаемого временным павильоном, по заявлению индивидуального предпринимателя Аникиной Н.Е. от 23.11.2011 года N 12-1/3472/11-с признано незаконным.
Суд обязал Министерство имущественных отношений Самарской области: по вступлении в законную силу решения суда по делу N А55-6537/2012 в двухнедельный срок принять решение о предоставлении в собственность за выкуп индивидуальному предпринимателю Аникиной Н.Е земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, Промышленный район, ул. Московское шоссе, 179, площадью 50,0 кв.м., занимаемого временным павильоном "Автомойка", и в двухнедельный срок со дня принятия решения о предоставлении в собственность за выкуп земельного участка направить в адрес индивидуального предпринимателя Аникиной Н.Е. проект договора купли - продажи земельного участка расположенного по адресу: г. Самара, Промышленный район, ул. Московское шоссе,179, площадью 50,0 кв.м., занимаемого временным павильоном "Автомойка".
В апелляционной жалобе Министерство имущественных отношений Самарской области просит решение суда первой инстанции отменить полностью и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что решение вынесено судом первой инстанции с нарушением норм материального права.
Указывает, что временные объекты, расположенные на земельном участке, предоставленном в аренду, имеют временный характер использования, производный от наличия права аренды на земельный участок.
Податель жалобы ссылается на то, что правоотношения по предоставлению таких земельных участков урегулированы статьей 22 Земельного кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель заявителя считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявитель не представил.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено материалами дела земельный участок с кадастровым номером 63:01:0715003:28 предоставлен индивидуальному предпринимателю Аникиной Н.Е. на основании распоряжения администрации Промышленного района г. Самара от 08.10.2002 г. N 2675 "О предоставлении в аренду земельного участка предпринимателю сроком на 3 (три) года под установку временного павильона "Автомойка" площадью 50, 00 кв. м. по Московскому шоссе, 179, г. Самара (л. д. 15-16).
26 ноября 2002 года Министерство имущественных отношений Самарской области заключило с индивидуальным предпринимателем Аникиной Н.Е. договор аренды земельного участка N 012449з, площадью 50,0 кв. м, кадастровый номер 63:01:0715003:28, сроком по 07.10.2005 года (л.д. 17-22).
20.07.2010 года на основании Приказа Министерства имущественных отношений Самарской области от 07.05.2010 года N 797 заключен договор аренды N 1580а/2009-2014, условия которого применяются к отношениям, возникшим до заключения договора, с 25.11.2009 года, который зарегистрирован в Управлении Росреестра по Самарской области (л.д. 27-41).
Согласно Заключению Ростехинвентаризации - Федеральное БТИ Федеральной службы госрегистрации кадастра и картографии 05.10.2009 года N 05/16376 в результате последнего обследования по состоянию на 05.10.2009 года установлено, что временный павильон "Автомойка" по своих техническим характеристикам не является объектом капитального строительства, расположен на земельном участке по адресу: г. Самара, Промышленный район, Московское шоссе, 179.
Индивидуальный предприниматель обратился к ответчику с заявлением от 23.11.2011 года о предоставлении в собственность арендуемого по договору аренды земельного участка за выкуп с приложением всех необходимых документов (л.д. 100).
Письмом от 14.12.2011 г. N 12-1/3472/11-с Министерство возвратило документы, приложенные к заявлению предпринимателя о предоставлении земельного участка, в котором, со ссылкой на пункт 8 статьи 22, статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, сообщив заявителю об отсутствии оснований для предоставления в собственность указанного земельного участка в порядке, предусмотренном статьями 22, 36 Земельного кодекса Российской Федерации (л.д. 43-44).
Заявитель, полагая, что оспариваемый ненормативный акт Министерства является незаконным, нарушает права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратился в арбитражный суд Самарской области с настоящим заявлением.
Предприниматель в обоснование заявленных требований в заявлении сослался на то, что оспариваемый акт противоречит действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя.
Считает, что довод Министерства об отсутствии у заявителя на испрашиваемом земельном участке объектов недвижимости, не дающих ему исключительное право приобретения земельного участка в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации противоречит положениям Порядка предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара, утвержденного Правительства Самарской области N 74 от 21.06.2006 года.
Довод об отсутствии волеизъявления относительно продажи арендуемого земельного участка посредством публикации в СМИ является неправомерным.
15 июня 2012 года Арбитражный суд Самарской области принял обжалуемое решение.
Удовлетворяя требования заявителя, арбитражный суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 Земельного кодекса Российской Федерации.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату.
В силу пункта 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока.
Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
На основании постановления Правительства Самарской области от 13.06.2006 г. N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, а также земельными участками, необходимыми для установки временных объектов, не предусматривающих наличие фундамента и не являющихся объектами недвижимого имущества, возложены на Министерство.
Согласно пункту 2.1 Порядка предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 г. N 74, граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают в Министерство заявление о предоставлении земельного участка по форме, указанной в приложении N 1 к настоящему Порядку.
В пункте 2.2 Порядка предусмотрено, что к заявлению, указанному в пункте 2.1 настоящего Порядка, прилагаются документы, указанные в приложении N 2 к настоящему Порядку.
Документы должны быть надлежащим образом оформлены, тексты документов должны быть читаемы, не должны содержать подчисток либо приписок, зачеркнутых слов и иных не оговоренных в них исправлений.
В соответствии с пунктом 2.3 Министерство, не позднее следующего дня с даты поступления документов, указанных в пунктах 2.1 и 2.2 настоящего Порядка, проводит их проверку на соответствие установленным требованиям.
Несоблюдение установленных требований является основанием для возвращения заявления о предоставлении земельного участка со всеми прилагаемыми документами заявителю.
Пунктом 2.4 Порядка установлено, что в двухнедельный срок, начиная с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка, Министерство направляет запросы в органы, осуществляющие ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение водного и лесного реестров, а также в иные органы государственной власти и органы местного самоуправления с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок.
При выявлении на основании указанной информации препятствий для предоставления земельного участка Министерство в двухнедельный срок направляет отказ в предоставлении земельного участка в адрес заявителя с указанием причин невозможности его предоставления.
В случае если испрашиваемый земельный участок состоит на государственном кадастровом учете, а также, в случае если в порядке, установленном действующим законодательством, ранее был утвержден проект его границ, обращение об утверждении схемы расположения земельного участка Министерством не направляется.
Пунктом 2.7 настоящего Порядка предусмотрена обязанность Министерства обеспечения публикации информации о предоставлении земельного участка на определенном праве в газете "Волжская коммуна" и размещения указанной информации на официальном сайте Правительства Самарской области.
Пунктами 2.9 - 2.13 Порядка определен порядок проведения торгов в форме аукциона по продаже земельного участка либо права на заключение договора аренды земельного участка.
В соответствии с абзацем 6 пункта 3.1 Порядка положения пунктов 2.7, 2.9 - 2.13 настоящего Порядка не применяются в случае, если на испрашиваемом заявителем земельном участке располагаются строения, сооружения, не подлежащие постановке на технический учет в качестве объектов капитального строительства и имеется акт уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении испрашиваемого земельного участка для размещения временного объекта, принятый до 01.07.2006 г.
Правила, предусмотренные настоящим абзацем, применяются и в том случае, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, права которого на временный объект возникли на основании сделок или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством.
Как установлено судом первой инстанции исходя из материалов дела документы, поданные индивидуальным предпринимателем в Министерство вместе с заявлением о предоставлении в собственность за выкуп спорного земельного участка, соответствуют вышеуказанным нормам, использование заявителем испрашиваемого земельного участка соответствует основным видам разрешенного использования для территориальной зоны, в которой расположен указанный земельный участок, данный земельный участок состоит на государственном кадастровом учете и на нем расположен временный павильон, не являющийся объектом капитального строительства, и имеется распоряжение администрации Промышленного района г. Самары о предоставлении спорного земельного участка для размещения временного объекта, принятое до 01.07.2006 г.
При этом доказательств изъятия данного земельного участка из оборота, установленного федеральным законом, запрета на приватизацию земельного участка, резервирования земель для государственных или муниципальных нужд Министерством не представлено, как и не представлено доказательств обращения заявителя в Министерство в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, указанного Министерством в письме о возврате документов.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал правильный и обоснованный вывод относительно наличия оснований для удовлетворения требований индивидуального предпринимателя Аникиной Натальи Евгеньевны.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и опровергающих выводы суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
Нарушений норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемого судебного акта, являющихся в силу статей 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены или изменения судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 15 июня 2012 года по делу N А55-6537/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.Т. Холодная |
Судьи |
В.В. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-6537/2012
Истец: ИП Аникина Наталья Евгеньевна
Ответчик: Министерство имущественных отношений Самарской области