г. Хабаровск |
|
22 августа 2012 г. |
Дело N А73-3594/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 августа 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 августа 2012 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шевц А.В.,
судей Дроздовой В.Г., Тихоненко А.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Албузовой Э.С.,
при участии в заседании:
индивидуального предпринимателя Терновой Татьяны Владимировны,
от муниципального унитарного предприятия "РУМА": Самодуровой Г.П., представителя по доверенности от 05.04.2012,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Терновой Татьяны Владимировны на решение от 28.05.2012 по делу N А73-3594/2012 Арбитражного суда Хабаровского края, принятое судьей Ульяновой М.Ю.,
по иску индивидуального предпринимателя Терновой Татьяны Владимировны
к муниципальному унитарному предприятию "РУМА"
об обязании заключить договор,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Терновая Татьяна Владимировна (ИНН 272602924564, ОГРНИП 304270320900490, далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к муниципальному унитарному предприятию "РУМА" (ИНН 2703003954, ОГРН 1022700522019, далее - МУП "РУМА") об обязании заключить договоры N 06165 и N 06581 о предоставлении торговых мест N 14 и N 189 на рынке "Площадь Металлургов" г. Комсомольска-на-Амуре в редакции истца, соответствующей типовой форме, утвержденной Постановлением Правительства Хабаровского края от 16.05.2007 N 99-пр.
До принятия судебного акта по существу рассматриваемого дела истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) уточнил исковые требования, просил обязать ответчика заключить договоры N 06165 и N 06581 о предоставлении торговых мест N 14 и N 189 на рынке "Площадь Металлургов" г. Комсомольска-на-Амуре в редакции протокола разногласий от 18.01.2012, а именно: 1) из раздела 1 исключить слова: "крупы, мука, продукция макаронной, чайной, соляной промышленности, продукция производства безалкогольных напитков"; 2) пункт 2.4 изложить в следующей редакции: "Оплата по настоящему договору производится "Клиентом" поэтапно: 1 этап - 50 % ежемесячного платежа с 01 по 05 число месяца оказания услуг, 2 этап - 50 % ежемесячного платежа с 15 по 20 число месяца оказания услуг"; 3) подпункт "д" пункта 3.4.14 - исключить; 4) пункт 3.4.19 - исключить; 5) подпункт "б" пункта 5.2 - исключить; 6) подпункт "в" пункта 5.2 дополнить словами: "с предоставлением на время ремонта или реконструкции торгового места другого торгового места на том же рынке по выбору "Клиента" из числа свободных торговых мест"; 7) подпункт "д" пункта 5.2 - исключить.
Решением суда от 28.05.2012 в удовлетворении уточненных исковых требований отказано.
Истец, не согласившись с принятым по делу судебным актом, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение от 28.05.2012 отменить и, принять новый судебный акт, урегулировав протокол разногласий от 18.01.2012 при заключении договоров N 06165 и N 06581 от 30.12.2011 о предоставлении торговых мест N 14 и N 189 на рынке "Площадь Металлургов" г. Комсомольска-на-Амуре, указав в обоснование на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, и неправильное применение норм материального права. По мнению заявителя апелляционной жалобы, суд должен был рассматривать спор с учетом наличия соглашения между сторонами о передаче разногласий, возникших при заключении договоров, на рассмотрения суда; обязательность заключения договоров для ответчика установлена пунктом 3 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
В судебном заседании истец доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
Представитель ответчика в судебном заседании выразил согласие с оспариваемым судебным актом, просил в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, указав доводы отзыва.
Как следует из материалов дела, предприниматель 28.12.2011 обратился к МУП "РУМА" с заявлениями о заключении договоров на предоставление торговых мест N 14 и N 189 на рынке "Площадь Металлургов" в г. Комсомольске-на-Амуре на срок с 01.01.2012 по 31.12.2012 (том 1, л.д. 117-118).
Ответчиком 06.01.2012 переданы предпринимателю проекты договоров N 06165 и N 06581 о предоставлении торговых мест на розничном рынке (том 1, л.д. 21-23, 27-29).
Истцом указанные договоры подписаны с протоколами разногласий от 18.01.2012, в которых предложено изложить пункты 1, 2.4, подпункт "в" пункта 5.2 в иной редакции, а подпункт "д" пункта 3.4.14, пункт 3.4.19, подпункт "б" пункта 5.2 и подпункт "д" пункта 5.2 - исключить (том 1, л.д. 35-38).
Ответчик сообщил предпринимателю об отказе от заключения договоров о предоставлении торговых мест N 14, N 189 на условиях протокола разногласий (письма от 26.01.2012 N 208, N 209, том 1, л.д. 39-40), поскольку истец данными протоколами исключил назначение торгового места и не представил информацию о номенклатуре товаров класса "Продукты питания", предполагаемых к продаже на указанных торговых местах.
Предприниматель, полагая, что отказ МУП "РУМА" от заключения договоров на предоставления торговых мест является незаконным, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Заслушав истца и представителя ответчика, изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Спорные отношения регулируются Федеральным законом от 30.12.2006 N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой Кодекс Российской Федерации" от 30.12.2006 N 271-ФЗ (далее - Федеральный закон от 30.12.2006 N 271-ФЗ), а также принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.
Согласно пункту 8 статьи 3 Федерального закона от 30.12.2006 N 271-ФЗ торговое место - место на рынке (в том числе павильон, киоск, палатка, лоток), специально оборудованное и отведенное управляющей рынком компанией, используемое для осуществления деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) и отвечающее требованиям, установленным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится рынок, и управляющей рынком компанией.
В соответствии со статьей 15 указанного Закона торговые места размещаются на основе схемы, которая разрабатывается и утверждается управляющей рынком компанией по согласованию с органами, уполномоченными на осуществление контроля за обеспечением пожарной безопасности, за охраной общественного порядка, а также органами по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, органами по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Торговые места предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, зарегистрированным в установленном законодательством Российской Федерации порядке, и гражданам по договорам о предоставлении торговых мест на срок, не превышающий срока действия разрешений.
Порядок заключения договора о предоставлении торгового места, его типовая форма устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
На территории Хабаровского края требования к торговым местам, порядок заключения договоров на их предоставление, типовая форма такого договора утверждены постановлением Правительства Хабаровского края от 16.05.2007 N 99-пр.
Согласно пункту 4 Основных требований к торговому месту на розничных рынках Хабаровского края, утвержденных вышеуказанным Постановлением (далее - Основные требования), торговые места на рынке размещаются согласно схеме, которая разрабатывается и утверждается управляющей рынком компанией по согласованию с органами по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей, контроля за противопожарной безопасностью, охраной общественного порядка. Организация и предоставление торговых мест, не предусмотренных схемой размещения, не допускается.
Торговое место для реализации продовольственных товаров должно размещаться в крытых стационарных помещениях (исключение составляют места по реализации сельскохозяйственной продукции частными лицами и фермерами в период сбора урожая), быть оборудовано подтоварниками для хранения товаров, инвентарем (разделочные доски, ножи, вилки, совки, емкости, лотки и иной инвентарь), торговым, холодильным оборудованием (пункт 10 Основных требований).
В соответствии с пунктом 2 Порядка заключения договоров о предоставлении торговых мест на розничных рынках Хабаровского края, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 16.05.2007 N 99-пр (далее - порядок заключения договоров), об организации розничных рынков, договор о предоставлении торгового места на розничном рынке заключается по типовой форме, утвержденной указанным постановлением об организации розничных рынков.
Для заключения договора о предоставлении торгового места в указанной форме индивидуальные предприниматели направляют управляющей компании заявление о предоставлении торгового места с указанием предусмотренных Порядком заключения договоров согласно Федеральному закону от 30.12.2006 N 271-ФЗ сведений, в том числе сведений о классе предполагаемых к продаже на рынке товаров в соответствии с номенклатурой товаров, утвержденной Минэкономразвития России (пункт 4 Порядка заключения договоров). В случае предоставления неполных сведений договор не подлежит заключению (пункт 6 Порядка заключения договоров).
Согласно части 1 статьи 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена названным Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
В силу статьи 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.д.). Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается.
Между тем, обязанность заключения договора о предоставлении торгового места для управляющей рынком компании ограничена лишь случаями, определенными в частях 2 и 3 статьи 16 и части 2 статьи 17 Федерального закона от 30.12.2006 N 271-ФЗ.
Названные нормы обязывают предоставить товаропроизводителям на сельхозрынке торговые места в количестве, установленном органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо местного самоуправления, но не менее 50 % торговых мест. Также в схеме размещения торговых мест должны быть предусмотрены места для продажи сельхозпродукции, не прошедшей промышленной переработки, с транспортных средств (минимум не установлен). На сельскохозяйственном кооперативном рынке не менее 50 % мест должно быть предоставлено членам сельхозпотребкооператива, управляющего данным рынком.
Действие вышеуказанных норм на истца не распространяется.
При указанных обстоятельствах правила статьи 426, пункта 4 статьи 445 ГК РФ об обязательном заключении публичного договора не имеют отношения к рассматриваемым правоотношениям, поскольку договор о предоставлении торгового места не может быть отнесен к публичным договорам.
В связи с чем судом апелляционной инстанции не принимается соответствующий довод апелляционной жалобы.
Согласно статье 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
В случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий. При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда (пункт 2 статьи 445 ГК РФ).
В случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 ГК РФ либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда (статья 446 ГК РФ).
Следовательно, преддоговорной спор подлежит рассмотрению судом в случае, когда заключение договора обязательно для одной из сторон, либо когда между сторонами имеется соглашение о передаче возникших у них при заключении договора разногласий на рассмотрение суда.
Положения Федерального Закона от 30.12.2006 N 271-ФЗ не содержат указаний в отношении заключения управляющей компанией договоров о предоставлении торговых мест в обязательном порядке с каждым лицом, обратившимся с заявлением.
Исходя из вышеприведенных норм, находящиеся в материалах дела протоколы разногласий от 18.01.2012 не являются соглашениями сторон о передаче разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрения суда. В связи с чем судебной коллегией довод заявителя апелляционной жалобы о наличии между сторонами данного соглашения отклоняется, как основанный на неверном толковании закона.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о наличии между сторонами спора о заключении договора, а не об отдельных его условиях, отказав в удовлетворении исковых требований об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, влияли на законность и обоснованность решения.
Нарушений, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта (части 4 статьи 270 АПК РФ), судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В силу статьи 110 АПК РФ государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на истца, принимая во внимание ее уплату в установленных законом порядке и размере.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 28.05.2012 по делу N А73-3594/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
А.В. Шевц |
Судьи |
В.Г. Дроздова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-3594/2012
Истец: ИП Терновая Татьяна Владимировна
Ответчик: Муниципальное унитарное предприятие "РУМА"