г. Пермь |
|
23 августа 2012 г. |
Дело N А50-7843/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 августа 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 августа 2012 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Голубцовой Ю.А.,
судей Дюкина В.Ю., Скромовой Ю.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Глушенковой С.А.,
при участии:
от заявителя - Дзыгарь Я.Г., председатель правления, протокол общего собрания садоводческого некоммерческого товарищества "Городские сады" от 26.09.2011 N 1,
от ответчика - Чернышева М.И., доверенность от 10.01.2012,
от общества с ограниченной ответственностью "Автотрейд-Нагорный" - Ратнер С.З., доверенность от 04.06.2012,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционные жалобы заявителя садоводческого некоммерческого товарищества "Городские сады" и ответчика Департамента земельных отношений администрации города Перми
на решение Арбитражного суда Пермского края от 09 июня 2012 года
по делу N А50-7843/2012,
вынесенное судьей Гусельниковой Н.В.,
по заявлению садоводческого некоммерческого товарищества "Городские сады" (ОГРН 1115905006062, ИНН 5905287454)
к Департаменту земельных отношений администрации города Перми
о признании решения незаконным,
установил:
садоводческое некоммерческое товарищество "Городские сады" (далее - заявитель, СНТ "Городские сады") обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным решения Департамента земельных отношений администрации города Перми (далее - ответчик, Департамент), изложенного в письме от 19.04.2012 N И-21-01-09-7556, об отказе в оформлении актов выбора земельных участков для размещения садоводческого товарищества, в том числе: земельного участка общей площадью 10 829 кв.м. западнее административного здания, расположенного по адресу: ул. Встречная, 31 в Индустриальном районе; земельного участка общей площадью 16 243 кв.м. в микрорайоне Нагорный (на территории, смежной с авторынком "Нагорный" по ул. Леонова, 82) в Индустриальном районе; земельного участка общей площадью 2 663 кв.м. северо-западнее лыжной базы "Динамо", расположенной по адресу: ул. Самаркандская, 2 в Свердловском районе; земельного участка общей площадью 6 092 кв.м. по ул. Александра Пархоменко, восточнее дома N20 в Орджоникидзевском районе; земельного участка общей площадью 6 140 кв.м. севернее СНТ "Коллективный сад "Речник-1" (ул. Новоколхозная) в Дзержинском районе; земельного участка общей площадью 2 736 кв.м. западнее коллективного сада "Васильевка" (ул. Водозаборная) в Орджоникидзевском районе г. Перми; об обязании ответчика выдать акты выбора указанных земельных участков.
СНТ "Городские сады" заявило отказ от требования о признании незаконным решения Департамента об отказе в оформлении акта выбора в части земельного участка площадью 2 663 кв.м. северо-западнее лыжной базы "Динамо", расположенного по адресу: ул. Самаркандская, 2 в Свердловском районе г. Перми, и об обязании ответчика выдать акт о выборе указанного земельного участка. Отказ от указанной части требований судом принят в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением суда от 09.06.2012 производство по делу в части требований относительно земельного участка площадью 2 663 кв.м., расположенного северо-западнее лыжной базы "Динамо" по адресу: ул. Самаркандская, 2 в Свердловском районе г. Перми, прекращено. Заявленные требования удовлетворены частично. Решение Департамента, выраженное в письме от 19.04.2012 N И-21-01-09-7556, признано незаконным как не соответствующее Земельному кодексу Российской Федерации. Суд обязал Департамент в двухнедельный срок с момента вступления решения в законную силу повторно рассмотреть заявления СНТ "Городские сады" о выборе земельного участка для размещения товарищества "Городские сады" в соответствии с порядком, установленным статьями 31, 81 Земельного кодекса Российской Федерации и нормами Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - Федеральный закон от 15.04.1998 N 66-ФЗ). В удовлетворении остальной части заявления суд отказал.
Заявитель с решением суда от 09.06.2012 не согласен, в апелляционной жалобе просит отменить решение суда в части отказа в удовлетворении требований об обязании Департамента оформить акты выбора земельных участков и в части обязания Департамента в двухнедельный срок с момента вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть заявление СНТ "Городские сады" о выборе земельного участка для размещения садоводческого товарищества, заявленные требования удовлетворить. В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал, что ответчик заявления СНТ "Городские сады" о выборе земельных участков рассмотрел. Поскольку по каждому земельному участку уполномоченные органы представили положительные заключения, оснований для отказа в выдаче актов выбора у ответчика не имелось.
Ответчик, обращаясь в суд с апелляционной жалобой, просит решение суда в части удовлетворения требования о признании незаконным решения Департамента от 19.04.2012 N И-21-01-09-7556 отменить, в удовлетворении требований в указанной части отказать. По мнению ответчика, заявитель не представил суду доказательств соблюдения условий, предусмотренных п. 2 ст. 81 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 13, 14 Федерального закона от 15.04.1998 N66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", - доказательств нуждаемости в получении садовых, огородных или дачных земельных участков на основании очередности, зарегистрированной в органе местного самоуправления. Ответчик со ссылкой на ст. 80, п. 2 ст. 81 Земельного кодекса Российской Федерации указывает, что оснований для выдачи заявителю актов выбора земельных участков не имеется, поскольку испрашиваемые земельные участки не относятся к землям сельскохозяйственного назначения и не включены в фонд перераспределения земель. По мнению ответчика, статьями 13, 14, 28 Федерального закона от 15.04.1998 N66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан законом" не предусмотрено предоставление земельных участков для садоводства юридически лицам. Также ответчик приводит довод о том, что в отношении спорных земельных участков имело место обращение ООО "Автотрейд-Нагорный", на которое Департаментом дан ответ о возможности предоставления земельного участка в порядке ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации. В соответствии с п. 4.2. Регламента взаимодействия Департамента земельных отношений администрации города Перми с функциональными и территориальными органами администрации города Перми при предоставлении земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объектов, утвержденного постановлением Администрации г. Перми от 12.11.2009 N857 (далее - Регламент) при рассмотрении заявлений об оформлении актов выбора земельных участков заключения уполномоченных органов для Департамента обязательными не являются, заявления подлежат рассмотрению с учетом таких заключений в соответствии требованиями действующего законодательства. Департамент также полагает, что в рассматриваемой ситуации нахождение спорных земельных участков в зоне Р-3 - зоне коллективных садово, садово-огородных и дачных участков значения не имеет.
В суде апелляционной инстанции СНТ "Городские сады" заявило об отказе от требований об обязании Департамента оформить акты выбора: земельного участка общей площадью 10 829 кв.м. западнее административного здания, расположенного по адресу: ул. Встречная, 31 в Индустриальном районе (заявление от 20.12.2011 N 21-01-06-26686); земельного участка общей площадью 16 243 кв.м. в микрорайоне Нагорный (на территории, смежной с авторынком "Нагорный" по ул.Леонова, 82) в Индустриальном районе (заявление от 27.12.2011 N 21-01-06-27088); земельного участка общей площадью 6 092 кв.м. по ул. Александра Пархоменко, восточнее дома N 20 в Орджоникидзевском районе (заявление от 16.02.2012 N 21-01-06-2888); земельного участка общей площадью 2 736 кв.м. западнее коллективного сада "Васильевка" (ул. Водозаборная) в Орджоникидзевском районе (заявление от 27.02.2012 N 21-01-06-3510).
В соответствии с ч. 2 ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде любой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в суде соответствующей инстанции, отказаться от иска полностью или частично.
Отказ заявителя от указанных требований судом принят, поскольку не противоречит закону, не нарушает права других лиц (ч. 5 ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Стороны в суде апелляционной инстанции доводы апелляционных жалоб поддержали с учетом отказа заявителя от части требований.
СНТ "Городские сады" в суде апелляционной инстанции с доводами апелляционной жалобы ответчика не согласилось. Товарищество считает, что Земельный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" не содержат положений о предоставлении земельных участков для садоводства, огородничества и дачного строительства только из земель сельскохозяйственного назначения и запрета на предоставление земельных участков для указанных целей из земель иных категорий. При этом закон не связывает возможность обращения с таким заявлением с обоснованием нуждаемости в данном земельном участке, а также не ограничивает круг лиц, которые могут обратиться с таким заявлением. Данные выводы, по мнению заявителя, соответствуют, в частности, Положению о предоставлении земельных участков на территории г. Перми, утвержденному решением Пермской городской Думы от 28.10.2008 N 315 в редакции решения от 21.06.2011 N 124, Правилам землепользования и застройки г. Перми.
Ответчик просил в удовлетворении апелляционной жалобы заявителя отказать, отзыв на апелляционную жалобу заявителя в суд апелляционной инстанции не представил.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, СНТ "Городские сады" обратилось в Департамент земельных отношений администрации г. Перми с заявлениями о выборе земельных участков для размещения садоводческого товарищества, в том числе: земельного участка общей площадью 10 829 кв.м. западнее административного здания, расположенного по адресу: ул. Встречная, 31 в Индустриальном районе; земельного участка общей площадью 16 243 кв.м. в микрорайоне Нагорный (на территории, смежной с авторынком "Нагорный" по ул. Леонова, 82) в Индустриальном районе; земельного участка общей площадью 2 663 кв.м. северо-западнее лыжной базы "Динамо", расположенной по адресу: ул. Самаркандская, 2 в Свердловском районе; земельного участка общей площадью 6 092 кв.м. по ул. Александра Пархоменко, восточнее дома N 20 в Орджоникидзевском районе; земельного участка общей площадью 6 140 кв.м. севернее СНТ "Коллективный сад "Речник-1" (ул. Новоколхозная) в Дзержинском районе; земельного участка общей площадью 2 736 кв.м. западнее коллективного сада "Васильевка" (ул. Водозаборная) в Орджоникидзевском районе г. Перми.
19.04.2012 ответчик принял решение, оформленное письмом N И-21-01-09-7556, об отказе СНТ "Городские сады" в оформлении акта выбора земельных участков для размещения садоводческого товарищества. Ссылаясь на ст. 77, п. 2 ст. 81 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 14 Федерального закона от 15.04.1998 N66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", ответчик указал, что предоставление земельных участков для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства возможно из земель сельскохозяйственного назначения, расположенных за границами населенных пунктов, из фонда перераспределения земель (л.д. 11-12).
Полагая, что отказ в оформлении акта выбора земельных участков является незаконным, нарушает права и законные интересы заявителя, заявитель обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.
Признавая решение Департамента от 19.04.2012 N И-21-01-09-7556 незаконным, суд установил, что испрашиваемые земельные участки расположены в зоне коллективных садово, садово-огородных и дачных участков. Поскольку доказательств, подтверждающих запрет на ведение садоводства в указанной зоне, в материалы дела не представлено, суд пришел к выводу о незаконности оспариваемого решения. Обязывая Департамент в двухнедельный срок с момента вступления решения в законную силу повторно рассмотреть заявления СНТ "Городские сады" о выборе земельного участка и, отказывая в удовлетворении остальной части требований, суд исходил из того, что фактические заявления товарищества не рассмотрены; а также сослался на противоречия выданных уполномоченными органами заключений, которые подлежат устранению при рассмотрении заявлений.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с ч. 1ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Таким образом, для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом и действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
Отношения, возникающие в связи с ведением гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства, в той мере, в какой они не урегулированы законодательством Российской Федерации, комплексно регулирует Федеральный закон от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан").
В силу п. 1 ст. 13 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" предусмотрено, что обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками является обязанностью органов местного самоуправления по месту жительства граждан.
Пунктом 1 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и указанным Кодексом.
В соответствии с 1 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Согласно положениям п. 1 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации, гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (п. 2 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (п. 5 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
На территории города Перми условия предоставления земельных участков юридическим лицам на определенном виде права для целей, связанных со строительством, регламентированы Положением о предоставлении земельных участков для строительства и иных целей на территории города Перми, утвержденным решением Пермской городской Думы от 28.10.2008 N 315.
В соответствии с п. 4.1. указанного Положения предоставление земельных участков для строительства без проведения торгов осуществляется, в том числе с предварительным согласованием места размещения объектов - в аренду.
Согласно п. 2 ст.7 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.
При этом согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" на территории муниципального образования в соответствии с законодательством могут быть выделены зоны, в которых не предоставляются садовые, огородные и дачные земельные участки или ограничиваются права на их использование (особо охраняемые природные территории, территории с зарегистрированными залежами полезных ископаемых, особо ценные сельскохозяйственные угодья, резервные территории развития городских и других поселений, территории с развитыми карстовыми, оползневыми, селевыми и другими природными процессами, представляющими угрозу жизни или здоровью граждан, угрозу сохранности их имущества).
В соответствии с п. 1 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами различным территориальным зонам, в том числе, к зонам сельскохозяйственного использования.
Пунктом 1 ст. 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в результате градостроительного зонирования могут определяться в том числе зоны сельскохозяйственного использования. При этом зоны сельскохозяйственного использования (в том числе зоны сельскохозяйственных угодий), а также зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, развития объектов сельскохозяйственного назначения) могут включаться в состав территориальных зон, устанавливаемых в границах населенных пунктов (п. 10 той же статьи).
Земельные участки в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах - земельные участки, занятые пашнями, многолетними насаждениями, а также зданиями, строениями, сооружениями сельскохозяйственного назначения, - используются в целях ведения сельскохозяйственного производства до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральными планами населенных пунктов и правилами землепользования и застройки (п. 11 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации).
Судом первой инстанции установлено и не оспаривается сторонами, что испрашиваемые земельные участки расположены в зоне Р-3 - зоне коллективных садово, садово-огородных и дачных участков.
Данная зона выделена для обеспечения правовых условий формирования территорий, используемых в целях удовлетворения потребностей населения в выращивании фруктов, овощей, ягод, декоративных растений и отдыхам (ст. 52.6 Правил землепользования и застройки города Перми, утвержденных решением Пермской городской Думы от 26.06.2007 N 143).
К основным видам разрешенного использования зоны Р-3 относятся садовые дома, дачные дома, летние сооружения, сады, огороды, зеленые насаждения.
С учетом указанных правовых норм, поскольку спорные земельные участки расположены в зоне коллективных садово, садово-огородных и дачных участков и доказательств установления запрета на ведение садоводства в указанной зоне ответчиком не представлено, вывод суда первой инстанции о незаконности отказа Департамента в выборе земельных участков по изложенным в оспариваемом решении основаниям является правомерным.
Оспариваемый отказ Департамента нарушает права заявителя на рассмотрение заявлений о выборе земельных участков в соответствии с действующим законодательством.
Довод апелляционной жалобы Департамента о том, что оснований для оформления актов выбора земельных участков не имеется, поскольку испрашиваемые земельные участки не относятся к землям сельскохозяйственного назначения и не включены в фонд перераспределения земель, подлежит отклонению.
В соответствии с п. 1 ст. 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Пунктами 1 и 2 ст. 80 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в целях перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, создания и расширения крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота в составе земель сельскохозяйственного назначения создается фонд перераспределения земель, формируемый за счет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения,
Предоставление земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства из земель сельскохозяйственного назначения устанавливается названным Кодексом и Федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан (п. 2 ст. 81 Земельного кодекса Российской Федерации).
При этом пунктом 2 ст. 13 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" предусмотрено, что регистрация и учет заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков, ведутся органами местного самоуправления отдельно. Очередность предоставления садовых, огородных или дачных земельных участков определяется на основании регистрации соответствующих заявлений.
Орган местного самоуправления на основании утвержденного списка граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, определяет потребности в садовых, огородных или дачных земельных участках. Расчет производится исходя из установленных норм предоставления земельных участков с учетом необходимости размещения имущества общего пользования (п. 4 ст. 13 указанного Федерального закона).
Согласно п. 1 ст. 14 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" орган местного самоуправления по месту жительства заявителей в соответствии с потребностью в земельных участках и с учетом пожеланий граждан ходатайствует перед органом местного самоуправления, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, о выборе (предварительном согласовании) соответствующих земельных участков.
В соответствии с п. 2 ст. 14 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" орган, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, с учетом схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений предлагает варианты предоставления земельных участков или дает заключение о невозможности предоставить земельные участки.
Испрашиваемые земельные участки не относятся землям сельскохозяйственного назначения и не входят в фонд перераспределения земель. Поэтому необходимость соблюдения в данном случае условий предоставления земельных участков, предусмотренных ст. ст. 13, 14 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", не усматривается.
Законом не предусмотрен запрет на предоставление испрашиваемых земельных участков для размещения садоводческих товариществ, а также ограничения по кругу лиц, которые вправе обратиться с заявлениями о выборе земельных участков для садоводства, огородничества и дачного строительства.
Учитывая изложенное соответствующие доводы апелляционной жалобы ответчика судом апелляционной инстанции отклонены.
Довод ответчика о том, что в отношении спорных земельных участков имело место обращение ООО "Автотрейд-Нагорный", не может быть принят во внимание при оценке законности оспариваемого решения, поскольку данное обстоятельство в качестве основания отказа в оформлении актов выбора земельных участков не указано.
Также подлежит отклонению довод, изложенный в апелляционной жалобе товарищества, о том, что заявление о выборе земельного участка фактически ответчиком рассмотрено, и поэтому у суда отсутствовали основания к отказу в обязании ответчика выдать акты выбора земельных участков.
В соответствии с 3.1. Регламента Департамент при поступлении заявления физического или юридического лица о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта в течение 10 календарных дней с даты регистрации заявления устанавливает наличие (отсутствие) прав третьих лиц на земельные участки, расположенные в границах территории, являющейся местом размещения объекта, указанного в заявлении, наличие (отсутствие) задолженности по арендной плате за земельные участки, арендатором которых является (являлся) заявитель. В течение 5 календарных дней с даты регистрации заявления направляет запросы с копиями заявления и документов, приложенных к нему, для подготовки заключения в следующие функциональные и территориальные органы администрации города: управление по экологии и природопользованию администрации города Перми, департамент градостроительства и архитектуры администрации города Перми, управление внешнего благоустройства администрации города Перми, территориальный орган администрации города Перми, на территории которого находится место размещения объекта, указанного в заявлении.
Пунктом 4.1. Регламента предусмотрено, что Департамент в течение 5 календарных дней после получения заключений, предусмотренных разделом 3 настоящего Регламента, рассматривает заявления с учетом поступивших заключений и принимает решение об оформлении акта выбора земельного участка либо об отказе в выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Департамент в зависимости от принятого решения в течение 5 календарных дней с даты принятия решения, указанного в п. 4.1. настоящего Регламента: оформляет акт о выборе земельного участка для строительства по форме согласно приложению N 5 к настоящему Регламенту и выдает его заявителю для проведения согласования, подготавливает ответ об отказе в выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта и направляет его заявителю (п. 4.2. Регламента). Ответ об отказе в выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта подготавливается при невозможности размещения объекта согласно выводам, содержащимся в заключениях, представленных в соответствии с п.п. 3.2. и 3.3. настоящего Регламента. Департамент принимает решение об оформлении акта выбора земельного участка с указанием условий, содержащихся в заключениях функциональных и территориальных органов (п. 4.3. Регламента).
Поскольку отказ Департамента в оформлении актов выбора по указанным в нем основаниям является незаконным, а при принятии оспариваемого решения заключения функциональных и территориальных органов ответчиком не учитывались, с учетом указанных заключений решение об оформлении акта выбора либо об отказе в выборе земельного участка ответчиком не принято, вывод суда первой инстанции о том, что заявления товарищества в установленном порядке не рассмотрены, является обоснованным.
Довод заявителя, что фактическое рассмотрение ответчиком заявлений подтверждается перепиской сторон, является не обоснованным. Переписка сторон не соответствует требованиям Регламента о порядке рассмотрения заявлений.
Таким образом, оснований для обязания ответчика оформить акт выбора спорного земельного участка у суда не имелось, суд правомерно возложил на ответчика обязанность рассмотреть заявление о выборе земельного участка в установленном законом порядке.
Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, основаны на правильном применении норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со ст. 270 Арбитражного кодекса Российской Федерации, являются основаниями отмены принятого судебного акта судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что истец отказался от иска и отказ принят арбитражным судом.
При этом одновременно с прекращением производства по делу арбитражный суд апелляционной инстанции на основании п. 3 ст. 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отменяет принятый судом первой инстанции судебный акт по существу спора в указанной части.
Поскольку заявитель в суде апелляционной инстанции отказался от части требований, и отказ арбитражным судом принят, решение суда подлежит отмене в указанной части, производство по делу в той же части - прекращению.
В остальной части решение суда подлежит оставлению без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Государственная пошлина по апелляционной жалобе заявителя отнесена на заявителя в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Принять отказ Садоводческого некоммерческого товарищества "Городские сады" от требования в части обязания Департамента земельных отношений администрации города Перми оформить акты выбора: земельного участка общей площадью 10 829 кв.м. западнее административного здания, расположенного по адресу: ул. Встречная, 31 в Индустриальном районе (заявление от 20.12.2011 N 21-01-06-26686);
земельного участка общей площадью 16 243 кв.м. в микрорайоне Нагорный (на территории, смежной с авторынком "Нагорный" по ул.Леонова, 82) в Индустриальном районе (заявление от 27.12.2011 N 21-01-06-27088);
земельного участка общей площадью 6 092 кв.м. по ул. Александра Пархоменко, восточнее дома N 20 в Орджоникидзевском районе (заявление от 16.02.2012 N 21-01-06-2888);
земельного участка общей площадью 2 736 кв.м. западнее коллективного сада "Васильевка" (ул. Водозаборная) в Орджоникидзевском районе (заявление от 27.02.2012 N 21-01-06-3510).
Решение Арбитражного суда Пермского края от 09 июня 2012 года по делу N А50-7843/2012 в части отказа в удовлетворении указанного требования отменить.
Производство по делу N А50-7843/2012 в указанной части прекратить.
В остальной части решение Арбитражного суда Пермского края от 09 июня 2012 года по делу N А50-7843/2012 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Ю.А. Голубцова |
Судьи |
В.Ю. Дюкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-7843/2012
Истец: АНО СНТ "Городские сады"
Ответчик: Департамент земельных отношений администрации г. Перми, Департамент земельных отношений администрации города Перми
Третье лицо: ООО "Автотрейд-Нагорный"