Тула |
|
29 августа 2012 г. |
Дело N А68-1230/12 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29.08.2012.
Постановление изготовлено в полном объеме 29.08.2012.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Тимашковой Е.Н., судей Байрамовой Н.Ю., Еремичевой Н.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Тулуповой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Производственно-строительная компания "Вектор" на решение Арбитражного суда Тульской области от 07.06.2012 по делу N А68-1230/2012, принятое по заявлению ЗАО "ПСК "Вектор" (г. Тула, ОГРН 1047104026880, ИНН 7104051161) к ИФНС России по Привокзальному району г. Тулы (ОГРН 1047100445006, ИНН 7104014427) об обязании произвести возврат переплат по налогам и сборам, а также переплат во внебюджетные фонды на общую сумму 800 965, 67 руб., при участии представителей ответчика - ИФНС по Привокзальному району г. Тулы - Аркадер Т.В. (доверенность от 13.02.2012 N 02-11/00903), Манашеровой Е.В. (доверенность от 13.02.2012 N 02-11/00901) и в отсутствие представителей заявителя, установил следующее.
Закрытое акционерное общество "Производственно-строительная компания "Вектор" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением об обязании ИФНС России по Привокзальному району г. Тулы (далее - Инспекция, налоговый орган) произвести возврат переплаты по налогам и сборам, а также переплаты во внебюджетные фонды на общую сумму 373 666,17 руб. (с учетом уточнения).
Решением Арбитражного суда Тульской области от 07.06.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с судебным актом, Общество подало апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить. В обоснование своих доводов налогоплательщик указывает, что вывод суда со ссылкой на положения статей 78 и 79 НК РФ о том, что заявление ЗАО "ПСК "Вектор" о возврате излишне уплаченных сумм налогов подано по истечении 3-х лет со дня уплаты сумм налога, противоречит положениям пунктов 1 и 3 статьи 61.1 Федерального закона N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
Ответчик представил письменные возражения на апелляционную жалобу, изложенные в отзыве. Просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заявитель в суд апелляционной инстанции своих представителей не направил, о времени и месте рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом. Дело рассматривалось в отсутствие неявившихся участников арбитражного процесса в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к выводу, что решение суда не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 25.10.2011 в ИФНС России по Привокзальному району г. Тулы от конкурсного управляющего ЗАО "ПСК "Вектор" поступило заявление от 19.10.2011 N 18 о возврате переплаты по налогам и сборам, а также переплаты во внебюджетные фонды, в том числе:
- налога на прибыль организаций, зачисляемого в федеральный бюджет, в сумме 130 420,82 руб.;
- налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджет субъектов Российской Федерации, в сумме 60 496 руб.;
- налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджет субъектов Российской Федерации (пени), в сумме 11,87 руб.;
- налог на добавленную стоимость на товары, производимые на территории Российской Федерации, в сумме 138 171,31 руб.;
- налог на добавленную стоимость на товары, производимые на территории Российской Федерации (пени), в сумме 2 072,42 руб.;
- налог на имущество организаций в сумме 28 976 руб.;
- транспортный налог с организаций в сумме 12 493 руб.;
- единый социальный налог, зачисляемый в федеральный бюджет, в сумме 385 830,50 руб.;
- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, направленные на выплату накопительной части трудовой пенсии, в сумме 40 467 руб.;
- пени по взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации в сумме 44,15 руб.;
- пени по взносам в Фонд социального страхования Российской Федерации в сумме 6,07 руб.;
- пени по взносам в Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации в сумме 3,47 руб.;
- пени по взносам в территориальный Фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации в сумме 6,31 руб.;
- единый социальный налог, зачисляемый в Фонд социального страхования Российской Федерации, в сумме 1 962 руб.;
- единый социальный налог, зачисляемый в Фонд социального страхования Российской Федерации (пени), в сумме 4,75 руб.
Решением налогового органа от 03.11.2011 N 271 Обществу отказано в осуществлении возврата налогов и пени по вышеуказанному заявлению в связи с истечением трехлетнего срока, установленного пунктом 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации.
В отношении страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации основанием для отказа послужило отсутствие у заявителя решения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о возврате излишне уплаченных сумм.
В отношении единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет, отказ налогового органа в возврате излишне уплаченной суммы налога мотивирован наличием задолженности по иным федеральным налогам.
В отношении единого социального налога, зачисляемого в фонд социального страхования, основанием для отказа послужило отсутствие у заявителя согласования суммы возврата с исполнительным органом Фонда социального страхования.
Не согласившись с указанным решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой в УФНС России по Тульской области, решением которого от 06.02.2012 N 22 решение Инспекции от 03.11.2011 N 271 в части отказа в возврате единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет, в сумме 385 830,5 руб. признано неправомерным.
Общество, не согласившись с отказом налогового органа и считая его незаконным, обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Рассматривая дело по существу и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что заявление о возврате излишне уплаченных налогов подано ЗАО "ПСК "Вектор" за пределами трехлетнего срока, установленного п. 7 ст. 78 НК РФ.
Проверив в порядке апелляционного производства оспариваемый судебный акт, правильность применения норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов Арбитражного суда Тульской области фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, апелляционная инстанция соглашается с таким выводом по следующим основаниям.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 21 и подпунктом 5 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики имеют право на возврат сумм излишне уплаченных налогов, сборов, пеней и штрафов, а налоговые органы обязаны осуществлять возврат этих сумм в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации.
Общий порядок и условия возврата излишне уплаченных сумм налога установлены в статье 78 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном данной статьей.
Зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам.
В соответствии с пунктом 5 статьи 78 НК РФ зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных Кодексом, производится налоговыми органами самостоятельно.
На основании пункта 6 статьи 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.
Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных Кодексом, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).
Пунктом 7 статьи 78 НК РФ установлено, что заявление о зачете или о возврате и излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты данной суммы, если иное не предусмотрено Кодексом.
В силу пункта 9 статьи 78 НК РФ налоговый орган обязан сообщить в письменной форме налогоплательщику о принятом решении о зачете (возврате) сумм излишне уплаченного налога или решении об отказе в осуществлении зачета (возврата) в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения.
Порядок зачета или возврат суммы излишне взысканного налога установлен статьей 79 НК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 79 НК РФ сумма излишне взысканного налога подлежит возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном данной статьей.
Возврат налогоплательщику суммы излишне взысканного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных Кодексом, производится только после зачета этой суммы в счет погашения указанной недоимки (задолженности) в соответствии со статьей 78 Кодекса.
Согласно пункту 3 статьи 79 НК РФ заявление о возврате суммы излишне взысканного налога может быть подано налогоплательщиком в налоговый орган в течение одного месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога, или со дня вступления в силу решения суда.
Исковое заявление в суд может быть подано в течение трех лет, считая со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания налога.
Как усматривается из материалов дела, Арбитражным судом Тульской области 13.07.2011 ЗАО "ПСК "Вектор" признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство сроком на шесть месяцев, конкурсным управляющим утвержден А.А. Белоусов.
В этой связи 29.08.2011 налоговым органом Обществу выдана справка по форме 39-1 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам.
1. Налог на прибыль организаций, зачисляемый в федеральный бюджет.
Согласно данным карточек расчетов с бюджетом (далее - КРСБ) уплата налога на прибыль в федеральный бюджет произведена ЗАО ПСК "Вектор" в следующем порядке:
- 31.07.2006 платежным поручением N 136 в сумме 235 828 руб.;
- 20.11.2006 платежным поручением N 382 в сумме 37 561 руб.;
- 28.12.2007 платежным поручением N 812 в сумме 2 460 руб.
Переплата по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в федеральный бюджет, согласно данным КРСБ образовалась по состоянию на 06.12.2006 в результате уменьшения налоговых обязательств по декларации по налогу на прибыль за 1 полугодие 2006 года. В последующие периоды сумма переплаты корректировалась в соответствии с представленными декларациями (расчетами).
Зачет или возврат излишне уплаченных налогов производится налоговым органом по заявлению налогоплательщика в течение трех лет со дня уплаты суммы налога (п. 7 ст. 78 НК РФ).
Порядок исчисления налога на прибыль установлен статьей 286 НК РФ и предусматривает самостоятельное определение налогоплательщиками суммы налога по итогам налогового периода.
Определение окончательного финансового результата и размера налоговой обязанности по налогу на прибыль производится налогоплательщиками в налоговой декларации по налогу на прибыль, представляемой по итогам налогового периода не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (пункт 4 статьи 289 Кодекса).
Как установлено судом, ЗАО ПСК "Вектор" представило в налоговый орган декларацию по налогу на прибыль за год по сроку уплаты 28.03.2007, указав к уменьшению сумму налога на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет, в размере 57 253 руб., ранее исчисленную и уплаченную в федеральный бюджет по итогам отчетных периодов, что и повлекло возникновение у него переплаты, юридические основания для возврата которой по итогам финансово-хозяйственной деятельности наступают с даты представления налоговой декларации за соответствующий год, но не позднее срока, установленного для ее представления в налоговый орган.
Учитывая сказанное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что обращение Общества 25.10.2011 в Инспекцию с заявлением о возврате излишне уплаченного налога на прибыль осуществлено с превышением трехлетнего срока, установленного пунктом 7 статьи 78 НК РФ, в связи с чем отказ налогового органа в возврате переплаты по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в федеральный бюджет, в сумме 130 420,82 руб. является правомерным.
2. Налог на прибыль организаций, зачисляемый в бюджет субъектов Российской Федерации.
Согласно данным карточек расчетов с бюджетом уплата налога на прибыль, зачисляемого в бюджет субъектов Российской Федерации, произведена ЗАО "ПСК "Вектор" в следующем порядке:
- 31.07.2006 платежным поручением N 137 в сумме 87 593 руб.;
- 20.11.2006 платежным поручением N 374 в сумме 13 952 руб.;
- 13.03.2007 по инкассовому поручению N 660 в сумме 63 488,32 руб.;
- 14.03.2007 по инкассовому поручению N 660 в сумме 29 393,29 руб.;
- 21.03.2007 по инкассовому поручению N 660 в сумме 12 597,13 руб.;
- 27.03.2007 платежным поручением N 127 в сумме 47 699,26 руб.;
- 22.10.2007 платежным поручением N 585 в сумме 9 693 руб.;
- 28.12.2007 платежным поручением N 811 в сумме 3 999 руб.
Налог на прибыль, зачисляемый в бюджет субъектов Российской Федерации, в сумме 105 478,74 руб., взысканный с Общества по инкассовому поручению N 660 от 13.03.2007, зачтен налоговым органом в счет погашения задолженности, подлежащей уплате по уточненному расчету по налогу на прибыль за 1 полугодие 2006 года (дата представления расчета 06.12.2006, сумма к уплате по уточненному расчету за 1 полугодие 2006 года - 171 844 руб.).
ЗАО ПСК "Вектор" представило в налоговый орган декларацию по налогу на прибыль за 2006 год по сроку уплаты 28.03.2007, указав к уменьшению сумму налога на прибыль, зачисляемого в бюджет субъектов Российской Федерации, в размере 154 143 руб., ранее исчисленную и уплаченную в бюджет субъектов Российской Федерации по итогам отчетных периодов, что и повлекло возникновение у него переплаты, правовые основания для возврата которой по итогам его финансово-хозяйственной деятельности наступают с даты представления налоговой декларации за соответствующий год, но не позднее срока, установленного для ее представления в налоговый орган.
Переплата по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в бюджет субъектов Российской Федерации, согласно данным КРСБ образовалась по состоянию на 28.03.2007 в результате уменьшения налоговых обязательств по декларации по налогу на прибыль, зачисляемому в бюджет субъектов Российской Федерации, за 2006 год. В последующие периоды сумма переплаты корректировалась в соответствии с представленными декларациями (расчетами).
То есть, правовые основания для возврата указанной переплаты наступили по итогам финансово-хозяйственной деятельности Общества, а именно с даты представления налоговой декларации за соответствующий год, но не позднее срока, установленного ее представления в налоговый орган (28.03.2007).
Таким образом, суд обоснованно посчитал, что поскольку с момента последней уплаты Обществом налога на прибыль, зачисляемого в бюджет субъекта Российской Федерации (28.12.2007) прошло более 3-х лет, срок для возврата излишне уплаченного налога в соответствии с пунктом 3 статьи 78 НК РФ истек.
Взысканные принудительно налоговым органом суммы налога также повлияли на образование переплаты.
В соответствии с пунктом 3 статьи 79 НК РФ заявление о возврате суммы излишне взысканного налога может быть подано налогоплательщиком в налоговый орган в течение одного месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога, или со дня вступления в силу решения суда.
Исковое заявление в суд может быть подано в течение трех лет, считая со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания налога.
Как установлено судом, ЗАО ПСК "Вектор" знало о наличии у него переплаты в 2007 году, а именно: по заявлениям налогоплательщика неоднократно проводились совместные сверки по начисленным и уплаченным налогам за период до 01.03.2007 (акт сверки от 05.02.2007 N 108 по заявлению о сверке от 01.02.2007 N 1, акт сверки от 23.03.2007 N 259 по заявлению о сверке от 23.03.2007 N 3).
Кроме того, Общество представило в налоговый орган заявление от 20.06.2007 N 44, в котором просило вернуть переплату по налогу на прибыль на основании справки о состоянии расчетов по налогам и сборам, что также подтверждает информированность заявителя о наличии у него переплаты по налогам в 2007 году.
Поскольку ЗАО "ПСК "Вектор" обратилось в налоговый орган с заявлением о возврате переплаты по налогу на прибыль, зачисляемому в бюджет субъектов Российской Федерации, только 25.10.2011, трехлетний срок, установленный пунктом 7 статьи 78 НК РФ, и месячный срок для представления заявления в налоговый орган, установленный пунктом 3 статьи 79 НК РФ, истек.
При таких обстоятельствах вывод суда о том, что у налогового органа имелись правовые основания для отказа в возврате переплаты по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в бюджет субъектов Российской Федерации, в сумме 60 496 руб. является верным.
3. НДС.
Согласно данным КРСБ уплата налога на добавленную стоимость произведена ЗАО ПСК "Вектор" в следующем порядке:
- 20.07.2006 платежным поручением N 121 в сумме 303 969,11 руб.;
- 28.07.2006 платежным поручением N 135 в сумме 4 273,32 руб.;
- 21.08.2006 платежным поручением N 210 в сумме 103 352 руб.;
- 31.08.2006 по инкассовому поручению N 9082 в сумме 68 798,43 руб.;
- 20.09.2006 платежным поручением N 269 в сумме 272 419,45 руб.;
- 20.04.2007 платежным поручением N 200 в сумме 7 487 руб.;
- 28.12.2007 платежным поручением N 814 в сумме 59 341 руб.
Как установлено судом, налог на добавленную стоимость в сумме 68 798,43 руб., взысканный с Общества по инкассовому поручению N 9082 от 31.08.2006, зачтен налоговым органом в счет погашения задолженности, подлежащей уплате по уточненным декларациям по НДС за май, июнь 2006 года и частично за июль, август 2006 года.
Переплата по налогу на добавленную стоимость согласно данным КРСБ образовалась в результате представления декларации за сентябрь 2006 года, в которой заявлен налог к возмещению из бюджета в сумме 237 029 руб. В последующие периоды сумма переплата корректировалась в соответствии с представленными декларациями.
Таким образом, переплата по налогу на добавленную стоимость не была образована за счет взысканных налоговым органом сумм налога.
Поскольку заявление о возврате переплаты по налогу на добавленную стоимость подано ЗАО ПСК "Вектор" в Инспекцию 25.10.2011, то в соответствии с пунктом 7 статьи 78 НК РФ трехлетний срок на подачу заявления о возврате исчислен налоговым органом с даты последней уплаты налога Обществом, т.е. с 28.12.2007, следовательно, срок на подачу заявления о зачете истек 28.12.2010.
С учетом сказанного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оснований для возврата излишне уплаченной суммы налога на добавленную стоимость в размере 138 171,31 руб. у налогового органа не имелось.
4. Единый социальный налог, зачисляемый в Фонд социального страхования.
Согласно КРСБ установлено, что уплата единого социального налога, зачисляемого в Фонд социального страхования, производилась как платежными документами, так и путем списания с расчетного счета посредством инкассовых поручений.
С даты уплаты взносов посредством платежных поручений и до даты заявления о возврате излишне уплаченных налогов (взносов) прошло более 3-х лет (последний платеж осуществлен Обществом 23.07.2008 платежным поручением N 245 на сумму 3828,31 руб.).
Судом установлено, что списанные с расчетного счета Общества посредством инкассовых поручений денежные средства, зачтены в погашение задолженности по начислениям за 1 квартал 2008 года.
Переплата по ЕСН, зачисляемому в ФСС, в размере 1 962 руб. образовалась за счет уменьшения начислений по декларации по ЕСН за 2008 год.
С учетом этого суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что поскольку с 01.01.2010 ЕСН отменен, а от исполнительных органов Фонда социального страхования в организации продолжают поступать суммы в возмещение произведенных расходов по состоянию на 01.01.2010, то возврат переплаты по ЕСН, зачисляемого в ФСС, налоговый орган производит только при наличии у налогоплательщика согласования суммы возврата с исполнительным органом ФСС (в письменном виде), составленного на дату обращения в налоговый орган. О данном порядке Общество извещено решением налогового органа от 03.11.2011 N 271.
Между тем указанный порядок Обществом не соблюден.
5. Переплата по страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В период до 01.01.2010 в силу требований статьи 78 НК РФ, Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", с учетом постановления Президиума ВАС РФ от 05.09.2006 N 2776/06 вопросы о возврате и зачете излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов рассматривались налоговыми органами, являющимися администраторами поступлений в бюджет страховых взносов.
В связи с вступлением в силу Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социальной страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинской страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" контроль за правильностью исчисления уплаты и перечисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в части взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляет Пенсионный фонд Российской Федерации, также в силу статей 26 и 27 данного закона на Пенсионный фонд возложена обязанность по осуществлению зачета и возврата излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов.
В соответствии с пунктом 3 статьи 60 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ суммы излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по состоянию на 31.12.2009 включительно подлежат зачету (возврату) в порядке, предусмотренном статьями 26 и 27 данного закона.
Совместным письмом ФНС России и Пенсионного фонда Российской Федерации от 11.08.2010 N ЯК-17-8/58@/АД-30-24/8509 установлен порядок осуществления возврата излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, пеней и штрафов, зачисленных в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, за расчетные периоды с 2002 по 2009 год включительно на коды бюджетной классификации Российской Федерации, главным администратором которых является ФНС России.
В пунктах 11, 14 статьи 26 "Зачет или возврат сумм излишне уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов" Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ указано, что сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит возврату по письменному заявлению плательщика страховых взносов в течение одного месяца со дня получения органом контроля за уплатой страховых взносов такого заявления, решение о возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов принимается органом контроля за уплатой страховых взносов.
Налоговый орган в течение пяти рабочих дней со дня получения решения территориального органа ПФР о возврате оформляет заявку на возврат суммы страховых взносов и направляет ее в установленном порядке в орган Федерального казначейства по месту обслуживания для осуществления возврата страхователю (пункт 4 письма от 11.08.2010 N ЯК-17-8/58/АД - 30-24/8509).
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что поскольку Обществом порядок осуществления возврата страховых взносов в ПФ РФ не соблюден, отказ налогового органа в возврате переплаты но страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации является правомерным.
В отношении возврата переплаты по пеням (пени по взносам в Фонд социального страхования Российской Федерации в сумме 6,07 руб.; пени по взносам в Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации в сумме 3,47 руб., пени по взносам в территориальный Фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации в сумме 6,31 руб.; пени по НДС в сумме 2072,42 руб.; пени по налогу на прибыль, зачисляемому в бюджет субъектов Российской Федерации, в сумме - 11,87 руб.; пени в Пенсионный фонд Российской Федерации в сумме 44,15 руб.) судом установлено, что пени уплачены платежными поручениями либо посредством инкассовых поручений в срок до 01.03.2007 и до проведения Обществом сверок с налоговыми органами (акт сверки от 05.02.2007 N 108 по заявлению о сверке от 01.02.2007 N 1, акт сверки от 23.03.2007 N 259 по заявлению о сверке от 23.03.2007 N 3), а именно, последняя уплата пеней произведена:
- по взносам в Пенсионный Фонд - 23.10.2006 в сумме 34,4 руб.;
- по НДС - 01.09.2006 в сумме 3234,11 руб.;
- в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 23.10.2006 в сумме 3, 47 руб.;
- в территориальный фонд обязательного медицинского страхования - 23.10.2006 в сумме 6,31 руб.;
- фонд социального страхования - 23.10.2006 в сумме 4,2 руб.
Таким образом, для возврата излишне уплаченных пеней в соответствии со статьей 78 НК РФ прошло более 3-х лет, а для возврата излишне взысканных пеней в соответствии и статьей 79 НК РФ истек месячный срок с даты, когда Общество узнало об излишне взысканной сумме пеней.
При таких обстоятельствах отказ налогового органа в возврате переплаты по пеням правомерен.
Довод апелляционной жалобы о том, что заявление подано от имени конкурсного управляющего ЗАО "ПСК "Вектор" Белоусова А.А., в связи с чем подлежат применению нормы Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" N 127-ФЗ, в частности п. 1 и п. 3 ст. 61.1, ст. 61.9 Закона, согласно которым заявление об оспаривании сделки должника может быть подано в арбитражный суд внешним управляющим или конкурсным управляющим от имени должника по своей инициативе либо по решению собрания кредиторов или комитета кредиторов, при этом срок исковой давности исчисляется с момента, когда арбитражный управляющий узнал или должен был узнать о наличии оснований для оспаривания сделки, предусмотренных настоящим Федеральным законом, не может быть принят во внимание судом.
Действительно, согласно п. 3 ст. 61.1 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" правила главы III.1 могут применяться к оспариванию действий, направленных на исполнение обязательств и обязанностей, возникающих в соответствии с гражданским, трудовым, семейным законодательством, законодательством о налогах и сборах, таможенным законодательством Российской Федерации и другими отраслями законодательства Российской Федерации. К действиям, совершенным во исполнение судебных актов или правовых актов иных органов государственной власти, также применяются правила, предусмотренные настоящей главой.
В соответствии с разъяснениями Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенными в подп. 5 п. 1 постановления Пленума от 23.12.2010 N 63 "О некоторых вопросах, связанных с применением главы III.1 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", по правилам главы III.1 данного Закона может оспариваться уплата налогов, сборов и таможенных платежей как самим плательщиком, так и путем списания денежных средств со счета плательщика по поручению соответствующего государственного органа.
В силу п. 1 ст. 61.3 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" сделка, совершенная должником в отношении отдельного кредитора или иного лица, может быть признана арбитражным судом недействительной, если такая сделка влечет или может повлечь за собой оказание предпочтения одному из кредиторов перед другими кредиторами в отношении удовлетворения требований, в частности при наличии одного из следующих условий:
сделка привела или может привести к изменению очередности удовлетворения требований кредитора по обязательствам, возникшим до совершения оспариваемой сделки;
сделка привела или может привести к удовлетворению требований, срок исполнения которых к моменту совершения сделки не наступил, одних кредиторов при наличии не исполненных в установленный срок обязательств перед другими кредиторами;
сделка привела к тому, что отдельному кредитору оказано или может быть оказано большее предпочтение в отношении удовлетворения требований, существовавших до совершения оспариваемой сделки, чем было бы оказано в случае расчетов с кредиторами в порядке очередности в соответствии с законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве).
Сделка, указанная в пункте 1 данной статьи, может быть признана арбитражным судом недействительной, если она совершена после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом или в течение одного месяца до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом.
С учетом сказанного следует признать, что оснований для применения к спорным правоотношениям положений ст. 61.1 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве") N 127-ФЗ в данном случае не имеется, поскольку указанные положения закона предусмотрены для оспаривания конкурсным управляющим сделок должника. В настоящем же деле предметом заявленных требований является возврат переплаты по налогам, который регулируется нормами законодательства о налогах и сборах.
Иных доводов, способных повлечь за собой отмену судебного акта, апелляционная жалоба не содержит.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта.
Неправильного применения судом норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, судом второй инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Поскольку при подаче апелляционной жалобы Обществом была уплачена госпошлина в размере 2000 руб., то 1000 руб. подлежат возврату заявителю, как излишне уплаченные (п. 1 Информационного письма ВАС РФ от 11.05.2010 N 139).
Руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тульской области от 07.06.2012 по делу N А68-1230/12 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить ЗАО "ПСК "Вектор" (300013, г. Тула, ул. Мосина, д. 29, 3 эт., оф. "Вега", юр. адрес: 300028, г. Тула, ул. Оружейная, д. 58 А, ОГРН 1047104026880, ИНН 7104051161) из федерального бюджета госпошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 1000 руб., излишне уплаченную по квитанции от 09.07.2012 N СБ7809/0030 (плательщик Попов Александр Анатольевич).
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 АПК РФ кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Н. Тимашкова |
Судьи |
Н.Ю. Байрамова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А68-1230/2012
Истец: ЗАО "Производственно-строительная компания "Вектор", ЗАО ПСК "Вектор"
Ответчик: ИФНС России по Привокзальному району города Тулы