г. Вологда |
|
20 августа 2012 г. |
Дело N А05-2401/2012 |
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Шадриной А.Н., судей Носач Е.В. и Романовой А.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бахориковой М.А.,
при участии от Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации Фарбер С.Г. по доверенности от 07.06.2011, от Архангельской области в лице Министерства финансов Архангельской области Турыгина Д.В. по доверенности от 14.06.2012,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Архангельской области апелляционную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Архангельской области от 31 мая 2012 года по делу N А05-2401/2012 (судья Никитин С.Н.),
установил:
администрация муниципального образования "Котлас" (ОГРН 1062904000026; далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с иском с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ОГРН 1037739085636; далее - Минфин РФ) о взыскании 910 000 руб. убытков, возникших в результате предоставления Гурьевскому Александру Николаевичу (в лице опекуна Быковой И.Н.) однокомнатной квартиры N 3 в доме N 33а по ул. Маяковского в г. Котласе.
Определением суда от 03 апреля 2012 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Архангельская область в лице Министерства финансов Архангельской области (далее - Минфин Архангельской области).
Определением суда от 26 апреля 2012 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Архангельская область в лице Министерства здравоохранения и социального развития Архангельской области (далее - Министерство здравоохранения и социального развития).
Решением суда от 31 мая 2012 года исковые требования удовлетворены в полном объеме. С Минфина РФ за счет средств казны Российской Федерации в пользу Администрации взыскано 910 000 руб. убытков.
Минфин РФ с решением суда не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. Доводы подателя жалобы сводятся к тому, что Российская Федерация в полном объеме исполнила взятые на себя обязательства по предоставлению Архангельской области субвенций на осуществление полномочий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" и Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Из отчета об использовании межбюджетных трансфертов из федерального бюджета субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями и территориальным государственным внебюджетным фондом на 01 января 2012 года следует, что остаток на начало отчетного периода у Архангельской области составлял 19 560 000 руб., остаток на конец отчетного периода у субъекта Российской Федерации составлял 24 047 600 руб., следовательно, у Архангельской области имеются денежные средства для возмещения указанных убытков.
В судебном заседании представитель апеллянта поддержал изложенные в жалобе доводы.
Минфин Архангельской области в пояснениях и представитель в судебном заседании просят апелляционную коллегию решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Администрация в отзыве отклонила доводы апелляционной жалобы.
Дело рассмотрено в отсутствие представителей Администрации и Министерства здравоохранения и социального развития в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции находит решение суда первой инстанции подлежащим отмене в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Как следует из материалов дела, решением Котласского городского суда Архангельской области от 30.05.2011 по делу N 2-992 удовлетворены исковые требования Гурьевского Александра Николаевича в лице законного представителя Быковой Ирины Николаевны и в соответствии со статьями 51, 57 Жилищного кодекса Российской Федерации на Администрацию возложена обязанность предоставить Гурьевскому Александру Николаевичу вне очереди благоустроенное, применительно к условиям города Котласа, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам жилое помещение, находящееся в черте города Котласа, в виде отдельной квартиры, с учетом права на дополнительную жилую площадь, общей площадью не менее 24 кв.м.
Во исполнение данного решения суда постановлением и.о. главы Администрации от 25.01.2012 N 266 Гурьевскому Александру Николаевичу предоставлена по договору социального найма квартира N 3 в доме N 33а по улице Маяковского в городе Котласе общей площадью 29 кв.м на состав семьи из 1 человека.
08.02.2012 муниципальным образованием "Котлас" и Гурьевским Александром Николаевичем, представляемым Быковой И.Н., заключен договор социального найма указанного жилого помещения.
Согласно отчету от 17.02.2012 N 27/Н-12 об определении рыночной стоимости квартиры общей площадью 29 кв.м, расположенной по адресу: Архангельская область, г.Котлас, ул. Маяковского, д. 33а, кв. 3, ее стоимость по состоянию на 17.02.2012 составляет 910 000 руб.
Ссылаясь на то, что в результате предоставления указанной квартиры инвалиду Гурьевскому Александру Николаевичу, истец понес убытки в размере стоимости квартиры, которые ему не компенсированы, Администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим иском о взыскании расходов за счет средств федерального бюджета.
Суд первой инстанции, рассмотрев заявленные требования, признал их обоснованными по праву и размеру.
Апелляционная инстанция считает, что при рассмотрении дела судом первой инстанции не учтено следующее.
Статья 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ) определяет, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона.
В пункте 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, жилые помещения по договору социального найма предоставляются вне очереди.
В части 2 статьи 132 Конституции Российской Федерации закреплено, что органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.
Согласно статье 28.2 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации. Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Правила предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов (далее - Правила), утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2005 года N 614.
Согласно пункту 2 Правил финансовое обеспечение расходов, связанных с обеспечением жильем граждан, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусматриваемых на соответствующий год в составе Федерального фонда компенсаций.
В силу пункта 3 Правил субвенции предоставляются в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке Министерству регионального развития Российской Федерации на цели, указанные в пункте 1 настоящих Правил, согласно заявке, представляемой органом государственной власти субъекта Российской Федерации по форме и в срок, которые установлены Министерством регионального развития Российской Федерации.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 17.12.2009 N 1563-О-О, Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" закрепляет, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; к таким вопросам относится, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда (абзац десятый части 1 статьи 2, пункт 6 части 1 статьи 14, пункт 6 части 1 статьи 16); для решения этих вопросов в собственности муниципальных образований может находиться, в частности, жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда (пункт 1 части 1 и пункт 3 части 2 статьи 50).
Аналогичные положения закреплены и в статьях 14 (часть 1) и 19 (пункт 3 части 2) Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которым органы местного самоуправления осуществляют, в частности, полномочия по учету граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда как совокупности жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.
При этом в целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) (статьи 135 - 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункт 5 части 1 статьи 55, статьи 60 и 61 Федерального закона "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации").
Указанная правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, в силу статей 6, 71 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", является обязательной для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций и должностных лиц.
Согласно положениям пункта 3 статьи 20 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 N 131-ФЗ органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Как верно указал суд первой инстанции, право требования возмещения от государства понесенных расходов по предоставлению жилья не может быть связано с фактом достаточного (недостаточного) бюджетного финансирования за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. Обязанность государства по возмещению указанных расходов обусловлена самим фактом предоставления жилых помещений определенным в законе лицам.
Вместе с тем при рассмотрении дела судом первой инстанции не учтены следующие фактические обстоятельства.
Согласно таблице 18 приложения 28 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 371-ФЗ "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" бюджету Архангельской области на 2012 год на осуществление полномочий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" и Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", было распределено субвенций 36 015,6 тыс. руб.
Согласно таблице 23 приложения 30 Федерального закона от 13.12.2010 N 357-ФЗ "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" указано, что при распределении субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на 2011 год на осуществление полномочий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" и Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Архангельской области было выделено 27 767,0 тыс. руб.
Денежные средства из федерального бюджета выделены Архангельской области в полном объеме, что подтверждается материалами дела, а именно:
платежным поручением от 03 февраля 2011 года N 757 на сумму 27 767 000 руб. 00 коп.;
платежным поручением от 24 января 2012 года N 532 на сумму 36 015 600 руб. 00 коп.
Согласно пункту 5 Правил форма и порядок предоставления гражданам мер социальной поддержки по обеспечению жильем устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
При этом пунктом 9 Правил установлено, что ответственность за несоблюдение настоящих Правил и недостоверность представляемых в Министерство финансов Российской Федерации, Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерство регионального развития Российской Федерации сведений возлагается на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", статьей 28.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и в целях реализации мер социальной поддержки по обеспечению жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, проживающих в Архангельской области, администрацией Архангельской области утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, от 02 апреля 2007 года N 58-па (далее - Порядок).
Пунктом 2 Порядка предусмотрено, что меры социальной поддержки предоставляются по выбору гражданина в форме:
безвозмездных субсидий для приобретения жилого помещения (квартиры, комнаты, индивидуального жилого дома или их части) (далее - субсидия);
предоставления в соответствии с жилищным законодательством жилых помещений, построенных (приобретенных) за счет бюджетных ассигнований, по договорам социального найма.
На основании пункта 8 Порядка субсидии предоставляются гражданам, указанным в пунктах 6 и 7 настоящего Порядка, для приобретения ими жилого помещения, в том числе инвалидам.
Согласно пункту 12 Порядка государственное учреждение - отделение социальной защиты населения по месту жительства (далее - отделение социальной защиты населения) формирует на каждого гражданина, указанного в пунктах 6 и 7 настоящего Порядка, нуждающегося в улучшении жилищных условий, личное дело.
В соответствии с пунктом 14 Порядка отделение социальной защиты населения формирует регистры граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Согласно пункту 16 Порядка Министерство здравоохранения и социального развития на основании регистров, указанных в пункте 14 настоящего Порядка, формирует единые областные регистры граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, исходя из времени постановки граждан на учет.
В силу пункта 18 Порядка Министерство здравоохранения и социального развития на основании областных регистров и объема средств, предоставленных из федерального бюджета на соответствующий финансовый год, формирует списки получателей субсидии.
При формировании списка получателей субсидии Министерством здравоохранения и социального развития проверяются личные дела граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В силу решения Котласского городского суда от 30 мая 2011 года по делу N 2-992 Гурьевский А.Н. состоял на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с 23.01.1987, т.е. до 01 января 2005 года, как имеющий право на безвозмездную субсидию за счет средств федерального бюджета для приобретения жилья по категории инвалид, следовательно, на него отделением социальной защиты по месту жительства и Министерством здравоохранения и социального развития формировались списки получателей субсидии и предусматривались денежные средства в федеральном бюджете.
При этом из имеющегося в материалах дела отчета об использовании межбюджетных трансфертов из федерального бюджета субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями и территориальным государственным внебюджетным фондом на 01 января 2012 года следует, что остаток на начало отчетного периода у Архангельской области составлял 19 560 000 руб., остаток на конец отчетного периода у субъекта Российской Федерации составлял 24 047 600 руб. (т.2, л.40).
На основании статьи 24 Федерального закона от 30.11.2011 N 371-ФЗ "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" не использованные по состоянию на 1 января 2012 года остатки межбюджетных трансфертов, предоставленных из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в форме субвенций (за исключением субвенций на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц, вставших на учет до 1 января 2005 года в муниципальных образованиях, по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, по оказанию государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в части оплаты санаторно-курортного лечения, а также проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно), субсидий (за исключением субсидий на софинансирование объектов капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности, а также капитального ремонта и ремонта автомобильных дорог общего пользования административных центров субъектов Российской Федерации), иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, подлежат возврату в федеральный бюджет в течение первых 15 рабочих дней 2012 года.
Таким образом, материалами дела подтверждено, что Российская Федерация исполнила взятые на себя обязательства в полном объеме, недостаточность выделенных из федерального бюджета денежных средств на указанные цели документально не подтверждена, в связи с чем правовых оснований для удовлетворения исковых требований за счет средств казны Российской Федерации у суда первой инстанции не имелось.
Поскольку единственным ответчиком по настоящему делу является Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации, а также в силу того, что в апелляционном суде не применяются правила о замене ненадлежащего ответчика (часть 3 статьи 266 АПК РФ), решение суда первой инстанции подлежит отмене, в удовлетворении иска следует отказать.
Руководствуясь статьями 268, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 31 мая 2012 года по делу N А05-2401/2012 отменить.
В удовлетворении исковых требований администрации муниципального образования "Котлас" отказать.
Председательствующий |
А.Н. Шадрина |
Судьи |
Е.В. Носач |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-2401/2012
Истец: администрация МО "Котлас"
Ответчик: Министерство финансов Российской Федерации, УФК по Архангельской области
Третье лицо: Архангельская область в лице Министерства финансов Архангельской области, Министерство здравоохранения и социального развития Архангельской области
Хронология рассмотрения дела:
22.10.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-5362/12
08.07.2013 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-4233/13
10.04.2013 Решение Арбитражного суда Архангельской области N А05-2401/12
03.12.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-5362/12
20.08.2012 Определение Арбитражного суда Архангельской области N А05-2401/12
20.08.2012 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-5717/12
31.05.2012 Решение Арбитражного суда Архангельской области N А05-2401/12