Тула |
|
30 августа 2012 г. |
Дело N А68-6316/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23.08.2012.
Постановление изготовлено в полном объеме 30.08.2012.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Волковой Ю.А., судей Каструба М.В., Рыжовой Е.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Никишкиной И.Ю., в открытом судебном заседании рассмотрел апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Мобилтех" на решение Арбитражного суда Тульской области от 24.05.2012 по делу N А68-6316/2011 (судья Большаков В.М.), принятое по иску общества с ограниченной ответственностью "Мобилтех" (Тульская область, г. Алексин; ОГРН 1027103676269) к администрации муниципального образования Алексинский район (Тульская область, г. Алексин; ОГРН 1027103676269), третье лицо: администрации муниципального образования г. Алексин Алексинского района, о понуждении продлить договор N 93-ЗМ от 18.03.2008 на аренду земельного участка с кадастровым номером 71:24:020324:0066, при участии: от ответчика- представитель Ворогущина О.Е. (доверенность N21 от 05.03.2012), в отсутствие истца и третьего лица, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Мобилтех" (далее - ООО "Мобилтех") обратилось в Арбитражный суд Тульской области с иском к администрации муниципального образования Алексинский район (далее - администрация) о понуждении администрации МО Алексинского района продлить договор N 93-ЗМ от 18.03.2008 с ООО "Мобилтех" на аренду земельного участка с кадастровым номером 71:24:020324:0066 площадью 28 664 кв.м., расположенного по адресу: Тульская область, г. Алексин, ул. Комсомольская, предоставленный категорией "земли населенных пунктов" видом угодий "пашня" на тот же срок и на тех же условиях.
В порядке статьи 49 АПК РФ заявлением от 11.10.2011 истец уточнил исковые требования, просил: понудить администрацию МО Алексинский район заключить с ООО "Мобилтех" договор аренды земельного участка площадью 28 664 кв.м., кадастровый номер 71:24:020324:0066, расположенного по адресу: Тульская обл., г. Алексин, ул. Комсомольская, предоставленного категорией "земли населенных пунктов" видом угодий "пашня" сроком на 1 (один) год на условиях, определенных договором аренды N 93-ЗМ от 18.03.2008, заключенным между ООО "Мобилтех" и администрацией МО Алексинский район.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 24.05.2012 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с такой позицией арбитражного суда области, истец обратился в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой, ссылаясь на незаконность и необоснованность принятого решения просил его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
Заявитель апелляционной жалобы, обосновывая свои требования, ссылается на то, что он в течение срока действия договора аренды принимал соответствующие меры по использованию земельного участка согласно цели его предоставления. Указывает, что администрация более 7 месяцев не могла рассмотреть вопрос об изменении вида разрешенного использования земельного участка. Считает необоснованным отказ администрации от продления договора аренды земельного участка.
Ответчик представил отзыв на апелляционную жалобу, считает принятое решение законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Третье лицо отзыв на апелляционную жалобу не представило.
В судебном заседании представитель ответчика не поддержал позицию жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав пояснения представителя ответчика, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения судебного акта в силу следующего.
Как следует из материалов дела, по итогам аукциона, проведенного 10.03.2008 между ООО "Мобилтех" и Администрацией 18.03.2008 был заключен договор аренды N 93-зм земельного участка (далее - договор) с кадастровым номером 71:24:020324:0066 площадью 28 664 кв. м., расположенного по адресу: Тульская область, г. Алексин, ул. Комсомольская, представленный категорией "земли населенных пунктов" видом угодий "пашня" с разрешенным использованием "для многоэтажной застройки".
В соответствии с п. 3.2., договор был зарегистрирован в Управлении Федеральной регистрационной службы по Тульской области 14.05.2008, со сроком аренды на три года.
14.03.2011 ООО "Мобилтех" обратилось в администрацию с просьбой о продлении договора. В ответ было получено письмо N 1248 от 25.03.2011 с уведомлением о том, что договор не будет продлен. Основанием отказа послужило уведомление N 5794 от 30.12.2010, в котором говорилось о том, что вышеупомянутый земельный участок не был использован для строительства.
Ссылаясь на то, что отказ в продлении договора аренды является незаконным и необоснованным, истец обратился в Арбитражный суд Тульской области с настоящим исковым заявлением.
Отказывая в иске суд первой инстанции, исходил из того, что 14.05.2011 истек срок договора аренды, соответственно заключение договора аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности на новый срок, должно производиться в соответствие действующими нормами права.
Проверив в порядке апелляционного производства оспариваемый судебный акт, правильность применения норм материального и норм процессуального права, а также соответствие выводов Арбитражного суда Тульской области фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, судебная коллегия пришла к следующим выводам.
Статьей 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации, введенной в действие Федеральным законом от 29.12.2004 N 191-ФЗ, предусмотрено, что земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду, а в случаях, установленных подпунктом 5 пункта 1 статьи 24, - в безвозмездное срочное пользование без предварительного согласования места размещения объекта. Продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случаев, установленных подпунктом 5 пункта 1 статьи 24, пунктом 2.1 статьи 30 и пунктом 27 статьи 38.1 настоящего Кодекса.
В абзацах 4, 5 пункта 15 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции от 18.12.2006) предусмотрено, что до 01.03.2007 земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду для жилищного строительства на основании заявления без проведения торгов, если предоставление земельного участка такому лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, которое принято до 01.10.2005, но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка. В случае, если в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации частично или полностью выполнены процедуры по выбору земельного участка для строительства, но до 01.10.2005 не принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта, такой земельный участок не может быть предоставлен для жилищного строительства в аренду или собственность без проведения аукциона.
Данная норма в силу пункта 4 статьи 38 Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" распространяется на правоотношения, возникшие с 01.10.2005. Таким образом, переходными положениями Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ (в редакции от 18.12.2006) установлены ограничения реализации возможности получения земельного участка для жилищного строительства без проведения торгов: временные - до 01.03.2007 и при условии предоставления земельного участка такому лицу решением о предварительном согласовании - до 01.10.2005.
В соответствии с нормами ч. 2 ст. 30.1 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах.
Пунктом 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" разъяснено, что в случаях, предусмотренных законом (например, пунктами 1 и 3 статьи 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции", статьями 30 - 30.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), статьей 74 Лесного кодекса Российской Федерации), договор аренды в отношении государственного или муниципального имущества может быть заключен только по результатам проведения торгов.
В связи с этим договор аренды названного имущества, заключенный на новый срок без проведения торгов, является ничтожным (статья 168 ГК РФ), равно как и соглашение о продлении такого договора.
Помимо этого, в силу ст. 65 ЗК РФ, порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Размер арендной платы является существенным условием договора аренды земельного участка.
В случае, если по истечении трех лет с даты предоставления в аренду земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для жилищного строительства, за исключением случаев предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства, не введен в эксплуатацию построенный на таком земельном участке объект недвижимости, арендная плата за такой земельный участок устанавливается в размере не менее двукратной налоговой ставки земельного налога на соответствующий земельный участок, если иное не установлено земельным законодательством.
Как следует из материалов дела, на основании протокола аукциона от 10.03.2008 заключен договор аренды от 18.03.3008 N 93-зм о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 71:24:020324:0066, площадью 28 664 кв. м для многоэтажной застройки сроком на три года.
14 мая 2011 года срок действия договора аренды истек.
Довод заявителя о необоснованности отказа администрации от продления договора аренды земельного участка подлежит отклонению, поскольку заключение договора аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности на новый срок, должно производиться в соответствие вышеуказанными нормами права.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании вышеизложенного довод ответчика о том, что администрация более 7 месяцев не могла рассмотреть вопрос об изменении вида разрешенного использования земельного участка, так же подлежит отклонению.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не влияют на законность и обоснованность обжалуемого решения, поскольку, не опровергая выводов суда первой инстанции, сводятся к несогласию с оценкой судом первой инстанции установленных обстоятельств по делу и имеющихся в деле доказательств, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
С учетом изложенного, а также оценки в совокупности имеющихся в материалах дела доказательств и обстоятельств дела, исследованных в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда области и удовлетворения требований заявителя апелляционной жалобы.
Неправильного применения норм процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебного акта в силу части 4 статьи 270 АПК РФ, не установлено. Обстоятельствам дела, исследованным судом первой инстанции, и взаимоотношениям сторон дана правильная правовая квалификация.
В соответствии с частью 3 статьи 271 АПК РФ в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.
В силу статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Таким образом, расходы по государственной пошлине за подачу апелляционной жалобы в сумме 2000 рублей относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Тульской области от 24.05.2012 по делу N А68-6316/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Ю.А. Волкова |
Судьи |
М.В. Каструба |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А68-6316/2011
Истец: ООО "Мобилтех"
Ответчик: Администрация МО Алексинский район
Третье лицо: Администрация МО г.Алексина Алексинского района