Тула |
|
30 августа 2012 г. |
Дело N А54-4401/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 августа 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 августа 2012 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Еремичевой Н.В., судей Полынкиной Н.А., Стахановой В.Н., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Салимовой О.Я., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Росприроднадзора по Рязанской области на решение Арбитражного суда Рязанской области от 25 июня 2012 года по делу N А54-4401/2012, принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Облкоммунпроект" (г. Рязань, ОГРН 1026201263692) о признании незаконным бездействия Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Рязанской области (г. Рязань, ОГРН 1046209016831), выраженного в невозврате излишне перечисленной платы за негативное воздействие на окружающую среду за период с первого квартала 2009 года по второй квартал 2011 года в общей сумме 44 599 руб. 10 коп., и обязании ответчика возвратить указанную сумму платежей, при участии от Управления Росприроднадзора по Рязанской области: Королевой Е.Ю. - специалиста 1 разряда правового и кадрового обеспечения (доверенность от 10.01.2012 N ВМ-4/01-01-15), Блиновой Э.А. - специалиста-эксперта отдела экологического надзора, государственной экологической экспертизы и нормирования (доверенность от 20.08.2012 N АГ-2457/01-01-15), от ООО "Облкоммунпроект": Тюменевой Д.Н. (доверенность от 14.05.2012), установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Облкоммунпроект" (г. Рязань, ОГРН 1026201263692) (далее по тексту - Общество) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением о признании незаконным бездействия Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Рязанской области (г. Рязань, ОГРН 1046209016831) (далее по тексту - Управление), выраженное в невозврате излишне перечисленной платы за негативное воздействие на окружающую среду за период с первого квартала 2009 года по второй квартал 2011 года в общей сумме 44 599 руб. 10 коп. и обязании Управления Росприроднадзора по Рязанской области возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Облкоммунпроект" излишне перечисленную плату за негативное воздействие на окружающую среду за период с первого квартала 2009 года по второй квартал 2011 года в общей сумме 44 599 руб. 10 коп.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Приокское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (г. Тула, ОГРН 1097154013461, ИНН 7107516785).
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 25.06.2012 заявленные требования удовлетворены частично.
Признано незаконным бездействие Управления, выраженное в невозврате Обществу излишне перечисленной платы за негативное воздействие на окружающую среду за период с первого квартала 2009 года по второй квартал 2011 года в общей сумме 44 092 руб. 38 коп. На Управление Росприроднадзора по Рязанской области возложена обязанность возвратить ООО "Облкоммунпроект" излишне перечисленную плату за негативное воздействие на окружающую среду за период с первого квартала 2009 года по второй квартал 2011 года в общей сумме 44 092 руб. 38 коп.
В остальной части в удовлетворении заявленных требований Обществу отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, Управление Росприроднадзора по Рязанской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы указывает на неисполнимость решения суда от 25.06.2012, поскольку отсутствует источник для возврата излишне уплаченной платы за негативное воздействие на окружающую среду.
В отзыве на апелляционную жалобу Общество, опровергая доводы жалобы, считает, что судом первой инстанции сделаны правильные выводы, и просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции ввиду следующего.
Как следует из материалов дела, ООО "Облкоммунпроект" выдано разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферу стационарными источниками загрязнения от 29.05.2007 N 493/07 сроком до 29.05.2012.
Управлением по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Рязанской области 09.02.2009 ООО "Облкоммунпроект" до 09.02.2014 установлен лимит размещения отходов производства и потребления I, IV, V классов опасности N 141/09.
За период с первого квартала 2009 года по второй квартал 2011 года Общество на основании представленных расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду перечислило по платежным поручениям платежи за негативное воздействие на окружающую среду в общей сумме 44 772 руб. 23 коп., из которых плата за размещение отходов производства и потребления составила 44 599 руб. 10 коп., в том числе за первый квартал 2009 года - 4 128 руб. 98 коп.; второй квартал 2009 года - 4 128 руб. 98 коп.; третий квартал 2009 года - 4 128 руб. 98 коп.; четвертый квартал 2009 года - 4 128 руб. 98 коп.; первый квартал 2010 года - 4 562 руб. 27 коп.; второй квартал 2010 года - 4561 руб. 47 коп.; третий квартал 2010 года - 4561 руб. 47 коп.; четвертый квартал 2010 года - 4 561 руб. 47 коп.; первый квартал 2011 года - 4 918 руб. 25 коп.; второй квартал 2011 года - 4 918 руб. 25 коп.
Посчитав, что плата за размещение отходов производства и потребления в сумме 44 599 руб. 10 коп. была перечислена ООО "Облкоммунпроект" ошибочно, Общество обратилось в Управление Росприроднадзора по Рязанской области с заявлением от 04.02.2012 N 15 о возврате излишне перечисленной платы за негативное воздействие за период с первого квартала 2009 года по второй квартал 2011 года в общей сумме 44 599 руб. 10 коп. и представило уточненные расчеты за указанные периоды, согласно которым подлежит внесению только плата за выбросы от стационарного объекта в пределах ПДВ и плата за выбросы от передвижного объекта.
Рассмотрев заявление Общества от 04.02.2012 N 15, Управление Росприроднадзора по Рязанской области обязало ООО "Облкоммунпроект" в срок до 30.03.2012 представить корректирующие расчеты за 3 и 4 кварталы 2011 года с учетом "Раздела 4. Размещение отходов производства и потребления".
Полагая, что бездействие Управления, выраженное в невозврате Обществу излишне перечисленной платы за негативное воздействие на окружающую среду за период с первого квартала 2009 года по второй квартал 2011 года в общей сумме 44 599 руб. 10 коп., нарушает его права и законные интересы, ООО "Облкоммунпроект" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Частично удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" предусмотрено, что хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
Согласно статье 16 названного Закона негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду, в числе прочего, относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ; размещение отходов производства и потребления. Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается законодательством Российской Федерации.
Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 (далее по тексту - Порядок), нормы которого конкретизированы в Инструктивно-методических указаниях по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды.
Согласно пункту 1 Порядка он распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду, и предусматривает за это взимание платы.
В соответствии со статьей 23 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 N 89-ФЗ (далее по тексту - Закон N 89-ФЗ) с индивидуальных предпринимателей и юридических лиц взимается плата за размещение отходов в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Под отходами производства и потребления, согласно статье 1 Закона N 89-ФЗ, понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Согласно статье 1 Закона N 89-ФЗ под размещением отходов понимается их хранение и захоронение. При этом хранение отходов определяется как их содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, а захоронение отходов - как изоляция не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.
Объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
Статьей 12 Закона N 89-ФЗ установлены особые требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Срок внесения платежей за негативное воздействие на окружающую среду установлен приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 N 557, согласно которому данные платежи подлежат уплате по итогам отчетного периода не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом признается календарный квартал.
Следовательно, обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на физических и юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Законе об охране окружающей среды.
Аналогичный вывод содержится в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.03.2009 N 14561/08, от 20.07.2010 N 4433/10.
Судом установлено и следует из устава Общества, утвержденного протоколом собрания учредителей от 17.12.2009 N 4, основными видами деятельности ООО "Облкоммунпроект" являются: выполнение проектно-изыскательных работ на капитальный ремонт, реконструкция и новое строительство осуществление авторского и технического надзора; услуги, связанные с проектированием и строительством объектов; производство товаров народного потребления, коммерческая деятельность; выполнение топографо-геодезических работ; информационно-издательская деятельность; сдача в аренду нежилых помещений; оказание инжиниринговых, маркетинговых, посреднических, информационно-консультационных, бытовых и других услуг; розничная и оптовая торговля и иные виды деятельности, не запрещенные законодательством Российской Федерации (т. 1, л.д. 141-148).
Согласно пояснениям представителей Общества, при осуществлении хозяйственной деятельности у ООО "Облкоммунпроект" образуются только отходы от бумаги и картона (5 класс опасности). Данные отходы хранятся в специально отведенных местах временного накопления для последующей транспортировки на утилизацию (т. 2, л.д. 58).
Сведения об осуществлении Обществом специализированной деятельности по размещению отходов, равно как и об оказании в процессе осуществления уставной деятельности какого-либо вредного воздействия на окружающую среду в материалах дела отсутствуют.
Доказательств обратного Управлением суду не представлено.
Вывоз и размещение твердых бытовых отходов с территории Общества осуществляется КПКГ "Региональные инвестиции" по договору от 01.01.2004 N 194 на размещение отходов и МП "Спецавтобаза по уборке города" по договору от 01.01.2008 N 245 на оказание услуг по перемещению твердых бытовых отходов.
С учетом изложенного суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что Общество не занимается размещением отходов, в связи с чем правомерно удовлетворил требования ООО "Облкоммунпроект" о признании незаконным бездействия Управления, выраженного в невозврате излишне перечисленной платы за негативное воздействие на окружающую среду за период с первого квартала 2009 года по второй квартал 2011 года в общей сумме 44 092 руб. 38 коп. и обязании Управления Росприроднадзора по Рязанской области возвратить ООО "Облкоммунпроект" излишне перечисленную плату за негативное воздействие на окружающую среду за период с первого квартала 2009 года по второй квартал 2011 года в общей сумме 44 092 руб. 38 коп.
Отказывая в удовлетворении требований Общества о признании незаконным бездействия Управления, выраженного в невозврате излишне перечисленной платы за негативное воздействие на окружающую среду за первый квартал 2009 года в сумме 506,72 руб., и обязании Управления Росприроднадзора по Рязанской области возвратить ООО "Облкоммунпроект" излишне перечисленную плату за негативное воздействие на окружающую среду за первый квартал 2009 года в сумме 506,72 руб., суд первой инстанции обоснованно указал на пропуск Обществом срока исковой давности, поскольку плата в указанной сумме произведена им по платежному поручению от 19.01.2009 N 14, а с настоящим заявлением ООО "Обкоммунпроект" обратилось в арбитражный суд лишь 04.02.2012.
Ссылка Управления в обоснование своей позиции на то, что Обществу выданы соответствующие лимиты на размещение отходов, апелляционной коллегией судей отклоняется, поскольку само по себе включение в лимит таких позиций отходов как "ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак" (I класс опасности), "мусор от бытовых помещений организаций несортированный" (IV класса опасности), "прочие коммунальные отходы" (IV класса опасности), "отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли промышленными и продовольственными товарами" (V класс опасности) не опровергает вывод суда об отсутствии у Общества деятельности, в результате которой происходит воздействие на окружающую среду, подпадающее под виды негативного воздействия в соответствии с Законом N 89-ФЗ.
Ссылка Управления на то, что спорные суммы на его счет не поступали, в связи с чем отсутствует источник для их возврата, судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку приказами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 20.10.2010 N 311 "О наделении территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования полномочиями администраторов доходов федерального бюджета по плате за негативное воздействие на окружающую среду" (утратил силу с 01.01.2011) и от 24.02.2011 N 103 "О наделении полномочиями администратора доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и ее территориальных органов" (действует с 01.01.2011) на Управление Росприроднадзора возложены полномочия по администрированию платы за негативное воздействие на окружающую среду, в том числе по возврату излишне перечисленных платежей за негативное воздействие на окружающую среду.
Поскольку суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, дал оценку всем представленным сторонами в дело доказательствам, нарушений норм процессуального права, в том числе влекущих по правилам ч. 4 ст. 270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, апелляционной инстанцией не выявлено, то основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции отсутствуют.
Руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Рязанской области от 25 июня 2012 года по делу N А54-4401/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Росприроднадзора по Рязанской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме посредством направления кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции в порядке, установленном ч. 1 ст. 275 АПК РФ.
Председательствующий |
Н.В. Еремичева |
Судьи |
Н.А. Полынкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А54-4401/2012
Истец: общество с ограниченной ответственностью "Облкоммунпроект"
Ответчик: Управление Росприроднадзора по Рязанской области
Третье лицо: Приокское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору