г. Саратов |
|
30 августа 2012 г. |
Дело N А12-7549/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 августа 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 августа 2012 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Борисовой Т.С.,
судей Александровой Л.Б., Жевак И.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Кутилиной Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Волгоград-Имущество" (г. Волгоград, ул. 40 лет ВЛКСМ, д.61, ОГРН 1073461000953, ИНН 3448039528)
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 06 июня 2012 года
по делу N А12-7549/2012 (судья Пономарев А.В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Волгоград-Имущество" (г. Волгоград, ул. 40 лет ВЛКСМ, д.61, ОГРН 1073461000953, ИНН 3448039528)
к комитету земельных ресурсов администрации Волгограда (400066, г.Волгоград, ул.Гагарина, д.12, ОГРН 1043400321744, ИНН 3444114679), администрации Волгограда (400131, г.Волгоград, ул.Володарского, д.5, ОГРН 1023403433822, ИНН 3444059139)
о признании незаконным решения об отказе в предоставлении в собственность за плату земельных участков,
без участия представителей сторон,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Волгоград-Имущество" (далее - ООО "Волгоград-Имущество", Общество) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконным решения комитета земельных ресурсов администрации Волгограда (далее - Комитет) об отказе в предоставлении ООО "Волгоград-Имущество" земельных участков кадастровые номера 34:26:070101:2, 34:26:070101:41, 34:26:070103:6, 34:26:070103:7 на праве собственности и установлении выкупной цены земельных участков в размере 11,5 процентов (десятикратной ставки земельного налога) от их кадастровой стоимости, изложенного в письме от 30.12.2011 N 22327 "О предоставлении дополнительных документов", и обязании комитета земельных ресурсов администрации Волгограда устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Волгоград-имущество" путём вынесения решения о предоставлении ООО "Волгоград-Имущество" земельных участков кадастровые номера 34:26:070101:2, 34:26:070101:41, 34:26:070103:6, 34:26:070103:7 на праве собственности и установлении выкупной цены земельных участков в размере 11,5 процентов (десятикратной ставки земельного налога) от их кадастровой стоимости: 241174,11 (двухсот сорока одной тысяч ста семидесяти четырех рублей 11 копеек), осуществить иные действия в соответствии с пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 06 июня 2012 года в удовлетворении заявления ООО "Волгоград-Имущество" отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "Волгоград-Имущество" обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных Обществом требований. Податель жалобы, ссылаясь на письма Минэкономразвития от 31.10.2011 N Д23-4512, от 05.12.2011 N Д23-4988, настаивает на том, что отсутствие кадастрового паспорта не является основанием для отказа в удовлетворении заявления о предоставлении в собственность земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности. При этом, податель жалобы указывает на то, что ООО "Волгоград-Имущество" на каждый из земельных участков представлено по 4 кадастровых выписки с решениями об отказе в представлении кадастровых паспортов. В каждой из данных выписок в графе 16 "Особые отметки" указано, что границы земельных участков установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства (Приложения N 2-5). В связи с указанными обстоятельствами Общество считает оспариваемое решение Комитета об отказе в предоставлении земельного участка незаконным.
Комитет земельных ресурсов администрации Волгограда, администрация Волгограда в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации письменные отзывы на апелляционную жалобу не представили.
В судебное заседание представители ООО "Волгоград-Имущество", комитета земельных ресурсов администрации Волгограда, администрации Волгограда не явились. О месте и времени судебного заседания указанные лица извещены надлежащим образом, в порядке, предусмотренном статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о чем в материалах дела имеются почтовые уведомления N 77430 3, N 77432 7, N 77431 0, N 77433 4 о вручении почтовой корреспонденции адресатам.
Публикация судебного акта в сети Интернет произведена 07.08.2012. Указанные лица имели реальную возможность обеспечить явку представителей в судебное заседание.
Принимая во внимание наличие сведений о надлежащем извещении участников процесса о времени и месте судебного заседания, основываясь на положениях пункта 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке и по основаниям, установленным статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив и исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, ООО "Волгоград-Имущество" является собственником объектов недвижимости, расположенных по адресу: город Волгограда, Красноармейский район, ул. 40 лет ВЛКСМ-61, и арендатором по договору аренды N 8116 от 18.07.2008 земельных участков под объектами недвижимости.
30.09.2011 ООО "Волгоград-Имущество" обратилось в Комитет земельных ресурсов администрации Волгограда с заявлением о предоставлении в собственность за плату земельных участков:
- кадастровый номер 34:26:070101:2, учетный N 8-217-14, площадью 558714 кв.м, для эксплуатации промбазы завода по производству технического углерода по ул. 40 лет ВЛКСМ, 61 "Б" в Красноармейском районе;
- кадастровый номер 34:266070103:6, учетный N 8-217-17 площадью 901,63 кв.м. для эксплуатации промбазы завода по производству технического углерода по ул. 40 лет ВЛКСМ, 61 "Д";
- кадастровый номер 34:266070103:7, учетный N 8-217-16 площадью 1257,31 кв.м. для эксплуатации промбазы завода по производству технического углерода по ул. 40 лет ВЛКСМ, 61 "Г",
- кадастровый номер 34:266070103:41, учетный N 8-217-15 площадью 398,73 кв.м. для эксплуатации промбазы завода по производству технического углерода по ул. 40 лет ВЛКСМ, 61 "Б".
30.12.2011 комитет земельных ресурсов администрации Волгограда письмом N 22327 "О предоставлении дополнительных документов" отказал заявителю в предоставлении в собственность за плату земельных участков в связи с непредставлением кадастровых паспортов на земельные участки.
ООО "Волгоград-Имущество" не согласившись с отказом Комитета в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка, изложенным в письме от 30.12.2011 N 22327 "О предоставлении дополнительных документов", полагая, что такой отказ противоречит нормам земельного законодательства и нарушает права и законные интересы хозяйствующего субъекта, обжаловало его в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления Общества, сделал вывод о несоблюдении заявителем требований статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации и отсутствии оснований для удовлетворения требования о признании оспариваемого ненормативного правового акта недействительным.
Суд апелляционной инстанции считает данный вывод суда первой инстанции соответствующим обстоятельствам дела и закону, при этом исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом и федеральными законами.
В пункте 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержден Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.10.2007 N 370 (далее - Перечень документов).
При этом исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным Перечнем.
Согласно утвержденному Перечню документов к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения (далее - Заявление), прилагаются следующие документы:
копия документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица;
копия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей), копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица (для юридических лиц);
копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица, если с Заявлением обращается представитель заявителя (заявителей);
выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или копии иных документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение (при наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке);
выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на приобретаемый земельный участок или копии иных документов, удостоверяющих права на приобретаемый земельный участок. В случае отсутствия у собственника здания, строения, сооружения документов, удостоверяющих права на приобретаемый земельный участок, вместе с документами, указанными в пункте 4 настоящего Перечня, к Заявлению прилагается мотивированный отказ в предоставлении информации, выданный в письменной форме органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в связи с отсутствием права на приобретаемый земельный участок, зарегистрированного в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
кадастровый паспорт земельного участка;
копия документа, подтверждающего право приобретения земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность или аренду на условиях, установленных земельным законодательством.
Согласно пункту 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.
В силу пункта 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, ООО "Волгоград-Имущество" обратилось в Комитет земельных ресурсов администрации Волгограда с заявлением о предоставлении в собственность за плату земельных участков:
- кадастровый номер 34:26:070101:2, учетный N 8-217-14, площадью 558714 кв.м, для эксплуатации промбазы завода по производству технического углерода по ул. 40 лет ВЛКСМ, 61 "Б" в Красноармейском районе;
- кадастровый номер 34:266070103:6, учетный N 8-217-17 площадью 901,63 кв.м. для эксплуатации промбазы завода по производству технического углерода по ул. 40 лет ВЛКСМ, 61 "Д";
- кадастровый номер 34:266070103:7, учетный N 8-217-16 площадью 1257,31 кв.м. для эксплуатации промбазы завода по производству технического углерода по ул. 40 лет ВЛКСМ, 61 "Г",
- кадастровый номер 34:266070103:41, учетный N 8-217-15 площадью 398,73 кв.м. для эксплуатации промбазы завода по производству технического углерода по ул. 40 лет ВЛКСМ, 61 "Б".
Письмом от 30.12.2011 N 22327 комитет земельных ресурсов администрации Волгограда отказал заявителю в предоставлении в собственность за плату земельных участков в связи с непредставлением кадастровых паспортов на земельные участки.
Доводы апелляционной жалобы о том, что отсутствие кадастрового паспорта не является основанием для отказа в удовлетворении заявления о предоставлении в собственность земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, со ссылкой на письма Минэкономразвития от 31.10.2011 N Д23-4512, от 05.12.2011 N Д23-4988 подлежат отклонению.
Указанные письма не являются нормативными правовыми актами, обязательными к исполнению для неопределенного круга лиц, содержащаяся в них информация является субъективным мнением заместителя Департамента недвижимости и не может подменять собой требования закона.
Обязанность представить с заявлением о приобретении прав на земельный участок его кадастровый паспорт закреплена пунктом 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержден Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.10.2007 N 370, который является действующим и не содержит каких-либо оговорок (исключений) в части обязанности по предоставлению среди прочих документов кадастрового паспорта.
В связи с этим подлежит отклонению и ссылка в апелляционной жалобе на то, что ООО "Волгоград-Имущество" на каждый из земельных участков представлено по 4 кадастровых выписки с решениями об отказе в представлении кадастровых паспортов, в каждой из которых в графе 16 "Особые отметки" указано, что границы земельных участков установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства (Приложения N 2-5).
Таким образом, изложенное позволяет сделать вывод о несоблюдении заявителем требований статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации и Приказа Министерства экономического развития и торговли РФ от 30.10.2007 N 370 "Об утверждении перечня документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения".
К апелляционной жалобе Общество приложило кадастровые паспорта на спорные земельные участки, датированные 29.02.2012, что не влияет на правильность выводов суда первой инстанции, а свидетельствует об устранении ООО "Волгоград-Имущество" причин, явившихся основанием к оспариваемому отказу, и реальной возможности реализации права на приобретение в собственность испрашиваемых земельных участков.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции, установив отсутствие наступления двух требуемых законом условий для признания ненормативного правового акта недействительным, правомерно отказал в удовлетворении заявления Общества.
Суд апелляционной инстанции считает, что, разрешая спор, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения норм материального права и процессуального права.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильности выводов суда первой инстанции и не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 06 июня 2012 года по делу N А12-7549/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Волгоград-Имущество" - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Т.С. Борисова |
Судьи |
Л.Б. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-7549/2012
Истец: ООО "Волгоград-Имущество"
Ответчик: Администрация города Волгограда, Комитет земельных ресурсов администрации Волгограда, Комитет земельных ресурсов администрации г. Волгограда