г. Томск |
|
21 августа 2012 г. |
Дело N А03-5222/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 августа 2012 г.
Полный текст постановления изготовлен 21 августа 2012 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Ждановой Л. И.
Судей: Бородулиной И. И., Музыкантовой М. Х.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Полосиным А. Л.
с использованием средств видео и аудиозаписи
при участии в заседании согласно протоколу арбитражного суда, осуществляющего организацию видеоконференц-связи:
от заявителя: без участия (извещен)
от заинтересованного лица: Пятин А. А. по доверенности от 14.08.2012 года, Сафронов С. С. по доверенности от 14.08.2012 года
рассмотрев в судебном заседании с использованием средств видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Новосибирской области апелляционную жалобу
Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому Федеральному округу, г. Новосибирск
на решение Арбитражного суда Алтайского края от 06 июня 2012 года
по делу N А03-5222/2012 (судья Музюкин Д. В.)
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Алтай-Стандарт", г. Барнаул (ИНН 2222054924)
к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому Федеральному округу, г. Новосибирск
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Алтай-Стандарт" (далее по тексту - ООО "Алтай-Стандарт", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому федеральному округу (далее по тексту - Управление, административный орган, заинтересованное лицо) об оспаривании постановлений о привлечении к административной ответственности от 12.03.2012 года N 6-01-06/09-53/60-ю и N 6-01-06/09-53/62-ю по статье 15.13 КоАП РФ за несвоевременное представление деклараций об объемах закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Дела, возбужденные по указанным заявлениям (N А03-5222/2012 и N А03-5215/2012), судом первой инстанции объединены в одно производство для совместного рассмотрения с присвоением объединенному делу номера А03-5222/2012.
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 06 июня 2012 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением, Управление обратилось с апелляционной жалобой в Седьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение Арбитражного суда Алтайского края от 06 июня 2012 года отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований, так как вывод арбитражного суда о недоказанности административным органом наличия в действиях заявителя вины в совершении правонарушения, предусмотренного статьей 15.13 КоАП РФ не соответствует материалам дела.
Подробно доводы заинтересованного лица изложены в апелляционной жалобе.
В судебном заседании представители апеллянта поддержали доводы апелляционной жалобы по изложенным в ней основаниям.
Общество в отзыве на жалобу возражало против доводов жалобы, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу административного органа не подлежащей удовлетворению, поскольку вина заявителя в совершении вменяемого административного правонарушения отсутствует.
Письменный отзыв заявителя приобщен к материалам дела.
ООО "Алтай-Стандарт", участвующее в деле, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатом направленной копии судебного акта (часть 1 статьи 123 АПК РФ)), в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интерне-сайте суда, в судебное заседание апелляционной инстанции не явилось.
В порядке части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившейся стороны.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей апеллянта, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Алтайского края от 06 июня 2012 года не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Общество имеет лицензию на осуществление закупки, хранения и поставок алкогольной продукции А 621418, выданную 24.03.2011 года Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка, сроком действия до 14.04.2016 года.
19.01.2012 года Обществом в Управление на бумажном носителе были представлены: декларация об объемах оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по форме приложения N 5 к Положению о представлении деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции за 4 квартал 2011 года и декларация об объемах закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по форме приложения N 7 к Положению о представлении деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей за 4 квартал 2011 года продукции.
В тот же день, 19.01.2012 года, Общество отправило в Росалкогольрегулирование декларации N 5 и N 7 за 4 квартал 2011 года в электронном виде через Интернет-сервис "Личный кабинет" доступ к которому осуществляется через Интернет-сайт www.fsrar.ru (страница "Приемная").
Как следует из протокола загрузки деклараций на портал, при распаковке криптографического сообщения произошла ошибка, декларации не прошли контроль и не были приняты к рассмотрению.
Общество устраняло ошибки до 24.01.2012 года - даты, когда декларации были представлены в Росалкогольрегулирование.
Поскольку срок представления вышеуказанных деклараций (20.01.2012 года) был нарушен, 27.02.2012 года Управлением были составлены протоколы об административных правонарушениях N 6-01-06/09-53/60-ю (по декларации по форме N 5) и N 6-01-06/09-53/62-ю (по декларации по форме N 7).
12.03.2012 года постановлениями N 6-01-06/09-53/60-ю (по декларации по форме N 5) и N 6-01-06/09-53/62-ю (по декларации по форме N 7) Общество привлечено к административной ответственности по статье 15.13 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей по каждому административному делу.
Полагая указанные выше постановления незаконными, Общество обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с настоящим требованием.
Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с частью 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Статьей 15.13 КоАП РФ установлена административная ответственность за уклонение от подачи декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или декларации об использовании этилового спирта, либо несвоевременная подача одной из таких деклараций, либо включение в одну из таких деклараций заведомо искаженных данных.
Организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и (или) оборота (статья 14 Федерального закона от 22.11.1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 года N 858 утверждено Положение о представлении деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Пунктом 3 Положения предусмотрено, что декларации представляются организациями, имеющими лицензии, в том числе, на закупку, хранение и поставки алкогольной продукции. Такие организации представляют, в частности, следующие декларации: декларацию об объемах оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (приложение N 5); декларацию об объемах закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (приложение N 7).
Согласно пункту 1 статьи 26 Федерального закона N 171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещаются, в частности, искажение и (или) непредставление в установленные сроки декларации об объеме производства или оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В соответствии с пунктами 4, 5 Положения декларации представляются в территориальные органы Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка (далее - территориальные органы) ежеквартально (за отчетный квартал), не позднее 10-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом, а за IV квартал года - не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.
Организация представляет декларации: на бумажном носителе - в территориальные органы по месту нахождения организации; в электронном виде - в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка в утвержденном указанной Службой формате.
Таким образом, декларации N 5 и N 7 за 4 квартал 2011 года в электронном виде должны были быть представлены Обществом в Росалкогольрегулирование не позднее 20 января 2012 года.
Указанное выше обстоятельство заявителем по существу не оспаривается.
Порядок представления в электронном виде деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции утвержден приказом Росалкогольрегулирования от 01.09.2010 года N 52н.
Согласно пункту 1 Порядка декларации об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (представляются организациями в Росалкогольрегулирование в электронном виде в установленном формате посредством передачи по телекоммуникационным каналам связи с электронной цифровой подписью.
Пунктами 5.1 - 5.4 Порядка установлено, что при представлении деклараций по телекоммуникационным каналам связи организация соблюдает следующий порядок электронного документооборота.
После подготовки каждой декларации в соответствии с утвержденным форматом руководитель (или уполномоченное лицо) организации подписывает ее электронной цифровой подписью и отправляет в зашифрованном виде в адрес Росалкогольрегулирования. В течение суток с момента отправки декларации организация получает от Росалкогольрегулирования следующие документы: квитанцию о приеме декларации по телекоммуникационным каналам связи или протокол форматно-логического контроля декларации, который содержит информацию о том, что декларация не прошла входной контроль (декларация не соответствует формату представления деклараций). При получении протокола форматно-логического контроля декларации организация устраняет ошибки, указанные в протоколе, и повторяет всю процедуру передачи декларации. Если организация не получила от Росалкогольрегулирования в установленное время квитанцию о приеме декларации по телекоммуникационным каналам связи или протокол форматно-логического контроля декларации, она информирует Росалкогольрегулирование о данном факте и при необходимости повторяет процедуру передачи декларации.
Датой представления деклараций по телекоммуникационным каналам связи является дата подтверждения о ее получении Росалкогольрегулированием (пункт 6 Порядка).
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что датой представления деклараций N 5 и N 7 за 4 квартал 2011 года является 24.01.2012 года, то есть действия Общества образуют объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 15.13 КоАП РФ.
Между тем, арбитражный суд пришел к правильному выводу о недоказанности административным органом вины заявителя в совершении вменяемых ему административных правонарушений.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Исходя из данной нормы, административное правонарушение характеризуется такими обязательными признаками, как противоправность и виновность.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1. КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Как следует из материалов дела, Общество отправило декларации N 5 и N 7 за 4 квартал 2011 года в электронном виде в Росалкогольрегулирование через Интернет-сервис "Личный кабинет", доступ к которому осуществляется через Интернет-сайт www.fsrar.ru (страница "Приемная") 19.01.2012 года, то есть заблаговременно, до окончания предусмотренного законом срока.
Однако, как следует из протокола загрузки деклараций на портал, при распаковке криптографического сообщения произошла ошибка, в связи с чем, Обществом от Управления был получен протокол форматно-логического контроля декларации, который содержал информацию о том, что декларации не прошли входной контроль и не были приняты к рассмотрению.
В соответствии с п. 5.3 Порядка Общество устранило ошибки, указанные в протоколе, и повторило процедуру передачи декларации 24.01.2012 года.
В апелляционной жалобе Управление указывает, что причиной непринятия деклараций к рассмотрению послужило использование Обществом старого сертификата Росалкогольрегулирования. При этом ссылка на новый сертификат имелась на официальном сайте www.fsrar.ru и была общедоступной для использования.
Между тем, доказательств, что причиной непринятия деклараций к рассмотрению послужили вышеуказанные обстоятельства, административный орган в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ в материалы дела не представил.
Более того, доказательств публикации информации о замене сертификата на сайте www.fsrar.ru и даты такой публикации в материалы дела не представлено. Представители апеллянта в апелляционном суде не смогли дать пояснения по данному вопросу. Соответственно, Общество не могло знать о существенных изменениях в программном обеспечении для сдачи декларации.
При этом, из протокола загрузки деклараций на портал следует, что при распаковке криптографического сообщения произошла "ошибка расшифровки: Закрытый ключ не найден или нет доступа. Возможно, файл зашифрован на стороннем сертификате".
Материалами дела подтверждается, что до 19.01.2012 года Общество неоднократно направляло в Росалкогольрегулирование декларации в электронном виде. Все они были успешно обработаны, последние успешно обработанные декларации были представлены Обществом 01.12.2011 года.
15.12.2011 года между Обществом и ФГУП "ЦентрИнформ" заключен договор N Р54/11-4925/УЦ РАР, на основании которого ФГУП изготовило для Общества сертификат ключа подписи (СКП) и Ключа ЭЦП, предназначенных для обмена электронной информации в рамках автоматизированной информационной системы личных кабинетов, предназначенной для доступа к информационным сервисам для юридических лиц - участников алкогольного рынка (п. 2.1, 3.1.1, 1.1, 1.5 договора).
Поскольку после получения новых СКП и Ключа ЭЦП Общество до 19.01.2012 года деклараций в Росалкогольрегулирование не представляло, возможности проверить функционирование новых СКП и Ключа ЭЦП у заявителя до 19.01.2012 года не имелось.
В свою очередь, успешное представление декларации 24.01.2012 года стало возможным только после обновления сотрудникам ФГУП "ЦентрИнформ" Корневого сертификата КриптоПро.
Доказательств обратного Управление не представило.
Факт проведения работ по установке и настройке программного обеспечения, необходимого ООО "Алтай-Стандарт" для представления отчетности в Росалкогольрегулирование подтвердило ФГУП "ЦентрИнформ" в письме от 11.04.2012 года.
В силу части 4 статьи 1.4 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Проанализировав указанные выше обстоятельства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что ошибки расшифровки файлов с представленными Обществом декларациями N 5 и N 7 за 4 квартал 2011 года произошли не по вине Общества, а в связи с некорректной работой СКП и Ключа ЭЦП; до момента представления деклараций N 5 и N 7 за 4 квартал 2011 года у Общества не имелось объективной возможности проверить функционирование новых СКП и Ключа ЭЦП; после обнаружения ошибок расшифровки файлов у Общества не имелось реальной возможности в срок до 24.01.2012 года устранить вышеуказанные ошибки.
Таким образом, вина заявителя в совершении вменяемых ему правонарушений отсутствует, следовательно, состава правонарушения, предусмотренного статьей 15.13 КоАП РФ, в действиях Общества также не имеется.
Отсутствие состава правонарушения исключает производство по делу об административном правонарушении (пункт 2 статьи 24.5 КоАП РФ).
При таких обстоятельствах, арбитражный суд обоснованно удовлетворил заявленные требования.
Учитывая изложенное, принятое судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Алтайского края от 06 июня 2012 года по делу N А03-5222/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Жданова Л.И. |
Судьи |
Бородулина И.И. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-5222/2012
Истец: ООО "Алтай-Стандарт"
Ответчик: Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому федеральному округу, Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по СибФО