г. Ессентуки |
|
29 августа 2012 г. |
Дело N А63-9888/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 августа 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 августа 2012 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Джамбулатова С.И.,
судей: Егорченко И.Н., Марченко О.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Тохунц О.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Грачевский элеватор" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 20.04.2012 по делу N А63-9888/2011 по исковому заявлению открытого акционерного общества "Грачевский элеватор", Ставропольский край, Грачевский район, с. Грачевка (ОГРН 1022603020384) к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" г. Москва (ОГРН 1037739877295), Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (Росимущество), г. Москва, Федеральной службе по тарифам, г. Москва, Министерству транспорта РФ Федеральному агентству железнодорожного транспорта (РОСЖЕЛДОР), Москва, третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, г. Ставрополь, Территориальное управление Росимущества в Ставропольском крае, г. Ставрополь, общество с ограниченной ответственностью "Ставсельхозинвест", г. Ставрополь, о признании права собственности открытого акционерного общества "Грачевский элеватор" на подъездные железнодорожные пути: литера 40, подъездные пути АООТ "Грачевский элеватор", расположенные по адресу: Ставропольский край, станция Спицевка, общей протяженностью 2.48 км, в том числе 6 путь: стрелка 8- стрелка 18, длиной 0,41 км; 7 путь: стрелка 14- упор, длиной 0,84 км; 8 путь: стрелка 12- упор, длиной 0,24 км; 13 путь: стрелка 24- стрелка 30, длиной 0,46 км; 14 путь: стрелка 24-упор, длиной 0,53 км; о признании сводного передаточного акта на имущество и обязательства организации федерального железнодорожного транспорта, передаваемые в качестве вклада в уставной капитал открытого акционерного общества "Российские железные дороги", утвержденный распоряжением N 4557-р/6-р/884р от 30.09.2003 г. Министерства имущественных отношений РФ, Федеральной энергетической комиссии РФ и Министерства путей сообщения РФ, и передаточный акт на имущество и обязательства, передаваемые в качестве вклада в уставной капитал открытого акционерного общества "Российские железные дороги" от 30.09.2003 недействительными в части передачи в уставной капитал открытого акционерного общества "Российские железные дороги" сооружений - подъездных железнодорожных путей: литера 40, подъездные пути АООТ "Грачевский элеватор", расположенные по адресу: Ставропольский край, станция Спицевка, общей протяженностью 2,48 км, в том числе 6 путь: стрелка 8- стрелка 18, длиной 0,41 км; 7 путь: стрелка 14- упор, длиной 0,84 км; 8 путь: стрелка 12- упор, длиной 0,24 км; 13 путь: стрелка 24- стрелка 30, длиной 0,46 км, 14 путь: стрелка 24-упор, долиной 0,53 км, о применении последствий недействительной сделки в виде исключения из сводного передаточного акта N 4557-р/6-р/884 от 30.09.2003 и передаточного акта на имущество и обязательства, передаваемые в качестве вклада в уставной капитал открытого акционерного общества "Российские железные дороги" от 30.09.2003 г., а также прекращения права собственности открытого акционерного общества "Российские железные дороги", зарегистрированного 05.03.2004, запись о регистрации N 26-01/12-1/2004-943 на Производственно-технологический комплекс Ставропольской дистанции пути на направлении Краснокубанская-Светлоград от 32 км до 211 км, площадь общая 5808 кв.м, протяженностью 530,81 км, инвентарный номер 07:000:001:006253640, включающий Сооружения - 203, в том числе линейные сооружения - 45, протяженностью 542,18 км, в части сооружений - подъездных железнодорожных путей: литера 40, подъездные пути АООТ "Грачевский элеватор", расположенные по адресу: Ставропольский край, станция Спицевка, общей протяженностью 2,48 км, в том числе 6 путь: стрелка 8- стрелка 18, длиной 0,41 км; 7 путь: стрелка 14- упор, длиной 0,84 км; 8 путь: стрелка 12- упор, длиной 0,24 км, 13 путь: стрелка 24- стрелка 30, длиной 0,46 км., 14 путь: стрелка 24-упор, длиной 0,53 км (судья Довнар О.Н.),
при участии в судебном заседании:
от открытого акционерного общества "Грачевский элеватор" - Варинова В.Н. доверенность от 07.07.2012;
от открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - Соловьевой Е.А. доверенность N НЮ-10/576 от 22.12.2011;
в отсутствие других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Грачевский элеватор" (далее - истец, элеватор), обратилось с иском к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" г. Москва в лице "Ставропольской дистанции пути" структурного подразделения СКЖД филиала ОАО "РЖД", г. Ставрополь (далее - ответчик, РЖД) о признании недействительным сводного передаточного акта N 4557-р/6-р/884 от 30.09.2003, утвержденного совместным распоряжением Министерства имущественных отношений РФ, Федеральной энергетической комиссии РФ и Министерства путей сообщения РФ в части включения объекта подъездные пути АООТ "Грачевский элеватор", 2480 пм в уставный капитал ОАО "Российские железные дороги"; о признании отсутствующим права собственности ОАО "РЖД" на часть сооружений, указанных в литере 40 "Подъездные пути АООТ "Грачевский элеватор", 2480 пм Производственно-технологического комплекса Ставропольской дистанции пути на направлении Краснокубанская-Светлоград от 32км до 211, о признании права собственности на сооружение Подъездные пути к ст-му элеватору литера I, инвентарный номер 07:217:002:000003720:1:20000, 558 п.м, расположенный по адресу: с. Грачёвка, ул. Шоссейная, 8; о признании права собственности на сооружение Железнодорожный путь Р-43-5, литера II, инвентарный номер 07:217:002:000003720:11:20000, 102 п.м, расположенный по адресу: с. Грачёвка, ул. Шоссейная, 8; о признании права собственности на сооружение Подъездные пути 3000 п/м, литера III, инвентарный номер 07:217:002:000003720: 111:20000, 2594 п.м, расположенные по адресу: с. Грачёвка, ул. Шоссейная, 8.
Определениями суда от 07.11.2011, 17.01.2012 по ходатайству истца в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации привлек в качестве третьих лиц по делу, не заявляющих самостоятельных требований: Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ставропольскому краю, г. Ставрополь, Территориальное управление Росимущества в Ставропольском крае, г. Ставрополь, ООО "Ставсельхозинвест", г. Ставрополь.
Определением от 05.03.2012 суд по ходатайству истца в порядке статьи 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации привлек в качестве соответчиков по делу: Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество), г. Москва, Федеральную службу по тарифам, г. Москва, Министерство транспорта РФ Федеральное агентство железнодорожного транспорта (РОСЖЕЛДОР).
В уточненном исковом заявлении от 04.04.2012 истец просил признать право собственности ОАО "Грачевский элеватор" на подъездные железнодорожные пути согласно техническому паспорту, оформленному по заказу ОАО "РЖД" в 2004 году филиалом ФГУП "Ротехинвентаризация" по г. Прохладный, на "Производственно-технологический комплекс Ставропольской дистанции пути на направлении Краснокубанская-Светлоград от 32 км до 211 км": литера 40, Подъездные пути акционерного общества открытого типа "Грачевский элеватор", расположенные по адресу: Ставропольский край, станция Спицевка, общей протяженностью 2.48 км, в том числе 6 путь: стрелка 8- стрелка 18, длиной 0,41 км; 7 путь: стрелка 14- упор, длиной 0,84 км; 8 путь: стрелка 12- упор, длиной 0,24 км; 13 путь: стрелка 24- стрелка 30, длиной 0,46 км; 14 путь: стрелка 24-упор, длиной 0,53 км; признать сводный передаточный акт на имущество и обязательства организации федерального железнодорожного транспорта, передаваемые в качестве вклада в уставной капитал ОАО "Российские железные дороги", утвержденный распоряжением N 4557-р/6-р/884р от 30.09.2003 г. Министерства имущественных отношений РФ, Федеральной энергетической комиссии РФ и Министерства путей сообщения РФ, и Передаточный акт на имущество и обязательства, передаваемые в качестве вклада в уставной капитал ОАО "Российские железные дороги" от 30.09.2003 недействительными в части передачи в уставной капитал ОАО "Российские железные дороги" сооружений - подъездных железнодорожных путей: литера 40, Подъездные пути акционерного общества открытого типа "Грачевский элеватор", расположенные по адресу: Ставропольский край, станция Спицевка, общей протяженностью 2,48 км, в том числе 6 путь: стрелка 8- стрелка 18, длиной 0,41 км; 7 путь: стрелка 14- упор, длиной 0,84 км; 8 путь: стрелка 12- упор, длиной 0,24 км; 13 путь: стрелка 24- стрелка 30, длиной 0,46 км, 14 путь: стрелка 24-упор, долиной 0,53 км, о применении последствий недействительной сделки в виде исключения из Сводного передаточного акта N 4557-р/6-р/884 от 30.09.2003 г. и передаточного акта на имущество и обязательства, передаваемые в качестве вклада в уставной капитал ОАО "Российские железные дороги" от 30.09.2003 г., а также прекращения права собственности ОАО "Российские железные дороги", зарегистрированного 05 марта 2004 года, запись о регистрации N26-01/12-1/2004-943, на Производственно-технологический комплекс Ставропольской дистанции пути на направлении Краснокубанская-Светлоград от 32 км до 211 км, площадь общая 5808 кв.м, протяженностью 530,81 км, инвентарный номер 07:000:001:006253640, включающий Сооружения - 203, в том числе линейные сооружения -45, протяженностью 542,18 км, в части сооружений - подъездных железнодорожных путей: литера 40, Подъездные пути акционерного общества открытого типа "Грачевский элеватор", расположенные по адресу: Ставропольский край, станция Спицевка, общей протяженностью 2,48 км, в том числе 6 путь: стрелка 8- стрелка 18, длиной 0,41 км; 7 путь: стрелка 14- упор, длиной 0,84 км; 8 путь: стрелка 12- упор, длиной 0,24 км, 13 путь: стрелка 24- стрелка 30, длиной 0,46 км., 14 путь: стрелка 24-упор, длиной 0,53 км. В соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточненные исковые требования приняты судом к рассмотрению.
Решением суда от 20.04.2012 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению заявителя, судом первой инстанции были не полно исследованы обстоятельства дела. На основании акта оценки стоимости зданий и сооружений по состоянию на июль 1992 по Грачёвскому элеватору и Старомарьевскому участку заявленные объекты включены в уставной капитал. Железнодорожные пути находятся на территории элеватора, огражденной забором, и непосредственно примыкают и обслуживают объекты недвижимости, принадлежащие элеватору на праве собственности. Железнодорожные пути находятся на земельном участке, принадлежащем истцу на праве постоянного бессрочного пользования, согласно свидетельству. Истец построил железнодорожные пути за счет собственных средств, они находились у него на балансе и на протяжении всего периода времени обслуживались и ремонтировались
ОАО "РЖД" направило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель РЖД с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель истца просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Иные лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, дополнений к жалобе, отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение суда первой подлежит отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что распоряжением Комитета по управлению имуществом Ставропольского края от 12.05.1993 N 883/541 был утвержден план приватизации государственного предприятия "Грачёвский элеватор".
В результате приватизации предприятия было создано акционерное общество открытого типа "Грачёвский элеватор".
В приложении N 1 к плану приватизации предприятия - акте оценки стоимости зданий и сооружений по состоянию на июль 1992 года по Грачёвскому элеватору и Старомарьевскому участку в перечне объектов недвижимости указаны: под позицией N 10 подъездные пути к старому элеватору (инвентарный N 134, 1952 год ввода в эксплуатацию); под позицией N 37 Ж/д путь Р-43-5 (инвентарный N 116, 1971 год ввода в эксплуатацию); под позицией N 40 подъездные пути 3000 п/м (инвентарный N 135, 1965 год. ввода в эксплуатацию).
Постановлением главы администрации Грачевского района от 17.05.1993 зарегистрировано АООТ.
В последующем наименование организационно-правовой формы "АООТ" было приведено в соответствие с действующим законодательством Гражданского кодекса Российской Федерации и переименовано в ОАО "Грачевский элеватор".
На основании постановления главы администрации с. Грачёвка от 31.03.1997 N 24 элеватору был предоставлен земельный участок площадью 18,9 га под производственной базой, что подтверждается Свидетельством о праве на землю (по форме, утверждённой Постановлением Правительства РФ от 19.03.1992 N 177). Указанное постановление никем не отменялось и действует по настоящий момент.
В 2011 году по заказу элеватора филиал ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" по Ставропольскому краю провело инвентаризацию объектов недвижимости, оформлены технические паспорта, в том числе железнодорожных путей: сооружение Подъездные пути к ст-му элеватору литера I, инвентарный номер 07:217:002:000003720:1:20000,558 п.м, включающий в себя путь N 6 от стрелки 8 до стрелки 18, сооружение ж/д путь Р-43-5, литера II, инвентарный номер 07:217:002:000003720:11:20000, 102 п.м, включающий в себя путь N 5 от стрелки 14 до г.п.п. ПК1+02, сооружение Подъездные пути 3000 п/м, литера III, инвентарный номер 07:217:002:000003720: 111:20000,2594 п.м, включающий в себя: путь N 7 от стрелки 14 до упора - 826 п.м; путь N 8 от стрелки 12 до упора - 229 п.м; путь N 13 от стрелки 24 до стрелки 30 - 479,5 п.м; путь N 14 от стрелки 24 до упора - 565 п.м; путь N 16 от стрелки 16 до стрелки 24 - 494,5 п.м. съезд от стрелки 20 до стрелки 22 - 74 п.м.
В 2011 году элеватор обратился в Грачёвский отдел Росреестра с заявлением о внесении записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним на объекты недвижимости, в том числе на железнодорожные пути, однако отозвал заявление в части заявленных объектов, ссылаясь на разъяснения о том, что железнодорожные пути, находящиеся на территории элеватора, вошли в технический паспорт 2004 года ОАО "РЖД" "Производственно-технологический комплекс Ставропольской дистанции пути на направлении Краснокубанская-Светлоград от 32 км до 211, право на которое было зарегистрировано за ответчиком в 2004 году.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в Арбитражный суд Ставропольского края с настоящим иском.
Рассматривая настоящий спор, апелляционный суд исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 58 совместного Постановления пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности.
Статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает такой способ защиты, как признание права. Признание права собственности как способ судебной защиты, направленный на создание стабильности и определенности в гражданских правоотношениях, представляет собой отражение в судебном акте возникшего на законных основаниях права, наличие которого не признано кем-либо из субъектов гражданского права. Поэтому иск о признании права подлежит удовлетворению только в случае установления правовых оснований для обладания истцом спорной вещью на заявленном им праве. Наличие данных обстоятельств должен доказать истец в порядке статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что в приложении N 1 к плану приватизации предприятия - акте оценки стоимости зданий и сооружений по состоянию на июль 1992 года по Грачёвскому элеватору и Старомарьевскому участку в перечне объектов недвижимости указаны: под позицией N 10 подъездные пути к старому элеватору (инвентарный N 134, 1952 год ввода в эксплуатацию); под позицией N 37 Ж/д путь Р-43-5 (инвентарный N 116, 1971 год ввода в эксплуатацию); под позицией N 40 подъездные пути 3000 п/м (инвентарный N 135, 1965 год ввода в эксплуатацию).
На протяжении всего времени с момента ввода в эксплуатацию и по настоящее время элеватор как собственник путей за счет собственных средств проводил мероприятия по содержанию железнодорожных путей в надлежащем состоянии (обкос от травы, очистка от снега и мусора, подсыпка инертными материалами, освещение), следил за состоянием шпал, рельс, стрелок, башмаков, ж/д весов и иных составляющих железнодорожного пути. Данные обстоятельства подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами.
В результате включения в сводный передаточный акт и передаточный акт на имущество от 30.09.2003 были нарушены права элеватора как собственника имущества.
Как разъяснено в пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 г., иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права.
Иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Закона о регистрации и не регистрировались в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 6 названного Закона, либо возникли независимо от их регистрации в соответствии с пунктом 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с этими разъяснениями, в отличие от общего правила пункта 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации, иной момент возникновения права установлен, в частности, для приобретения права собственности на недвижимое имущество в порядке реорганизации юридического лица (абзац третий пункта 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Так, если реорганизованному юридическому лицу (правопредшественнику) принадлежало недвижимое имущество на праве собственности, это право переходит к вновь возникшему юридическому лицу независимо от государственной регистрации права на недвижимость. Право собственности на недвижимое имущество в случае реорганизации возникает с момента завершения реорганизации юридического лица (статья 16 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").
Согласно пункту 4 статьи 57 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункту 5 статьи 16 Закона о регистрации юридических лиц при реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.
Факт реорганизации истца подтверждается материалами дела.
Приобретение прав на спорное имущество правопредшественником, в свою очередь, подтверждается следующим.
Согласно пункту 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" акционерное общество, созданное в результате преобразования государственного (муниципального) предприятия в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации, с момента его государственной регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц становится как правопреемник собственником имущества, включенного в план приватизации или передаточный акт.
Как установлено судом, распоряжением Комитета по управлению имуществом Ставропольского края от 12.05.1993 N 883/541 был утвержден план приватизации государственного предприятия "Грачёвский элеватор". В результате приватизации предприятия было создано акционерное общество открытого типа "Грачёвский элеватор". В приложении N 1 к плану приватизации предприятия - акте оценки стоимости зданий и сооружений по состоянию на июль 1992 года по Грачёвскому элеватору и Старомарьевскому участку в перечне объектов недвижимости указаны спорные подъездные пути.
Таким образом, правопредшественник истца в процессе приватизации приобрел право собственности на указанные объекты недвижимости, которое впоследствии перешло к вновь возникшему юридическому лицу - истцу.
В материалы дела не представлено надлежащих доказательств передачи спорного имущества ответчику. Сведений о том, что спорные подъездные пути отнесены к объектам, которые вошли в состав имущества единого хозяйствующего субъекта, материалы дела не содержат. Также не представлено ни первичных передаточных актов, на основании которых спорные подъездные пути были внесены в Сводный передаточный акт, ни приложений (выписки из них) из Сводного передаточного акта, ни приложений (выписки из них) из Передаточного акта в части передачи в уставной капитал РЖД спорных подъездных путей.
Ссылка суда первой инстанции на письмо от 18.05.1963 N 5430 директора Спицевского хлебоприемного пункта (правопредшественник истца) не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку данное письмо не устанавливает достоверных сведений о передаче части спорных подъездных путей на баланс организации железной дороги до вступления Устава железных дорог Союза ССР в силу.
Также не может быть принят вывод суда первой инстанции о том, что с 2000 года элеватор, подписывая инструкции о порядке обслуживания и организации движения на подъездном пути, договоры на подачу и уборку вагонов на железнодорожные пути необщего пользования, акты обследования условий работы железнодорожного пути необщего пользования, признавал факт принадлежности ответчику железнодорожных путей необщего пользования N 6, 7, 8, 13,14 и собственное право на выставочный путь N16 (494,5 м), не обращался с претензиями к железной дороге и притязаниями на железнодорожные пути, поскольку технические паспорта на ж/д пути, инструкции о порядке пользования ж/д путями, договорами на подачу и уборку вагонов не могут подтверждать вещного права на спорные объекты недвижимости. Инструкция, разработанная на основании техпаспорта, договор на подачу и уборку вагонов, подготовленный на основании инструкции и техпаспорта, регулируют отношения по подаче и уборке вагонов, при этом устанавливая право собственности или пользования тем или иным путём.
Различность технических параметров (длина пути), указанных в соглашении от 16.06.2002, техническом паспорте на производственно-технологический комплекс Ставропольской дистанции пути (инвентарный 07:000:001:006253640) от 24.02.2004 и техническом паспорте от 11.06.2011 объясняется следующим.
В соответствии с приказом АООТ "Грачевский элеватор" N 128/1 от 19.06.2002 комиссия, состоящая из работников истца, провела внеплановую инвентаризацию подъездных путей, указанных в Акте оценки по состоянию на 01.07.1992 (приложение к плану приватизации, утв. Распоряжением Комитета по управлению имуществом администрации Ставропольского края N 883/541 от 12.05.1993) а именно: инвентарный N134, позиция N10 (подъездные пути к старому элеватору); N116, позиция N37 (ж/д путь Р-43-5); N135, позиция N40 (подъездные пути 3000 п/м).
По итогам инвентаризации (приказ N 156/1 от 12.07.2002) указанные позиции идентифицированы со следующими параметрами: погрузочно-выставочный путь N5 полная длина - 102,0 п/м (от с\п N10 до Г.П.П.ГК 1+02); погрузочно-выставочный путь N6, полная длина - 558,0 п/м (от с\п N8 до с\п N18); погрузочно-выставочный путь N7, полная длина - 229,0 п/м (от с\п N14 до упора); погрузочно-выставочный путь N8, полная длина - 826,0 п/м (от с\п N12 до упора); погрузочно-выставочный путь N13, полная длина - 479,5 п/м (от с\п N24 через с\п N26 до с\п N30); погрузочно-выставочный путь N14, полная длина - 565,0 п/м (от с\п N24 через с\п NN 28, 30 до упора);, погрузочно-выставочный путь N16, полная длина - 494,5 п/м (от с/п N16 через с/п N22 до с/п N24); съезд, полная длина 74,0 п/м (от с/п N20 до с/п N22); съезд, полная длина 74,5 п/м (от с/п N26 до с/п N28).
Данная идентификация железнодорожных путей была составлена на основе схематического плана ж.д пути АООТ "Грачёвский элеватор" ст. Спщевка С.К.Ж.Д., выполненного ПЧ-28 от 15.12.2001.
На запрос суда первой инстанции по настоящему делу ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" письмом N Ф/26-0304 от 20.02.2012 сообщило об инвентаризации железнодорожных путей, расположенных по адресу: с. Грачевка, ул. Шоссейная, 8, указанных в плане приватизации по состоянию на 01.07.1992.
Из данных, представленных ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ", следует, что исходя из описательной и графической части технических паспортов от 10.06.2011 и от 24.02.2004: объект подъездные пути к старому элеватору соответствует части пути N 6 (стрелка 8 - стрелка 18) от стрелки 14 до стрелки 18; объект ж/д путь Р-43-5 соответствует части пути N 5; объект подъездные пути 3000 п/м соответствует части пути N 6 (стрелка 8 стрелка 18) от стрелки 8 до стрелки 14; пути N 7 (стрелка 14 - упор); пути N 8 (стрелка N 12 - упор); пути N 13 (стрелка 24 - стрелка 30); пути N 14 (стрелка 24 - упор); пути N 16 (стрелка 16 - стрелка 22).
Кроме того, по схематическому плану съезды выделены в отдельные объекты, а по паспортам от 10.06.2011 и от 24.02.2004 их длина включена в длину путей.
Из указанных документов следует, что железнодорожные пути, указанные в п. 35 приложения N 1 к договору купли-продажи от 19.12.2001 г., поглощают пути, указанные в техническом паспорте ОАО "РЖД" от 24.02.2004, литера "А", являющиеся предметом спора в настоящем деле.
Также апелляционной инстанцией не принимается вывод суда о пропуске срока исковой давности.
Согласно ч. 6 ст. 4 Федерального закона от 27.02.2003 N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" кредиторы вправе предъявить требования к организациям, в течение месяца со дня опубликования Правительством РФ перечня организаций железнодорожного транспорта, имущество которых вносится в уставной капитал единого хозяйствующего субъекта.
ФГУП СКЖД, имущество которого, включая спорное, было внесено в уставной капитал ОАО "РЖД" не являлось должником ОАО "Грачевский элеватор". В материалы дела не представлено надлежащих доказательств наличия каких либо имущественных обязательств (кредиторской или дебиторской задолженности) между АООТ "Грачевский элеватор" и ФГУП СКЖД.
Распоряжением Правительства Российской Федерации N 882-р от 30.06.2003, утвержден перечень организаций, имущество которых подлежит передаче в уставной капитал единого хозяйствующего субъекта, без конкретизации объема и состава данного имущества.
Подъездные пути АООТ "Грачевский элеватор", общей длиной 21472,0 п/м., были переданы от филиала ФГУП СКЖД на баланс ПЧ Ставропольской дистанции пути актом приема-передачи б/н от 30.09.2003. Данный акт составлен на основании Федерального закона N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения железнодорожного транспорта" и Постановления Правительства РФ от 18.09.2003 N585 "О создании открытого акционерного общества "Российские железные дороги".
В указанных правовых актах не определяется конкретное имущество, являющееся спорным в настоящем судебном деле.
Таким образом, в документах (правовых актах) открытого доступа не содержится информации, которая прямо или косвенно указывала на нарушении прав элеватора в отношении спорного имущества.
АООТ "Грачевский элеватор" не участвовало в передаче и/или согласовании данного акта, а также не было извещено каким либо образом о состоявшейся передаче. Доказательств иного в материалы дела не представлено. При этом отсутствуют доказательства передачи спорного имущества с баланса АООТ "Грачевский элеватор", приватизированного им в порядке, установленном законом, на баланс ФГУП СКЖД.
В настоящем иске истец не предъявляет требований к РЖД, основанием которых являются какие-либо обязательства ФГУП СКЖД.
Таким образом, довод о пропуске срока предъявления требований, установленный ч. 6 ст.4 Закона "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта", не применим к спорным правоотношениям.
Довод о том, что истец должен был знать о нарушении своего права с 2003 года, в связи с утратой владения, со ссылкой на инструкции о порядке обслуживания и организации движения, договоров на подачу и уборку вагонов, отклоняются судом по следующим мотивам.
В материалы дела представлены: договор купли-продажи б/н от 19.12.2001; приложение N 1 от 20.12.2001, к договору (перечень передаваемого имущества); акт приема-передачи от 20.12.2001; письмо N 26 от 13.06.2002; протокол урегулирования разногласий от 18.06.2002; приказ АООТ "Грачевский элеватор" от 19.06.2002 N 128/1; приказ АООТ "Грачевский элеватор" от 12.07.2002 N 156/1; дополнительное соглашение от 16.07.2002.
Согласно указанным документам, АООТ "Грачевский элеватор", в соответствии с договором купли-продажи от 19.12.2001 (приложение N 1 от 20.12.2001, позиция N 35, с учетом дополнительного соглашения от 16.07.2002) передал в собственность ООО "Ставсельхозинвест" следующее имущество: погрузочно-выставочный путь N5, полная длина - 102,0 п/м (от с\п N10 до Г.П.П.ГК 1+02); погрузочно-выставочный путь N6, полная длина - 558,0 п/м (от с\п N8 до с\п N18); погрузочно-выставочный путь N7, полная длина - 229,0 п/м (от с\п N14 до упора); погрузочно-выставочный путь N8, полная длина - 826,0 п/м (от с\п N12 до упора); погрузочно-выставочный путь N13 полная длина - 479,5 п/м (от с\п N24 через с\п N26 до с\п N30); погрузочно-выставочный путь N14, полная длина 565,0 п/м(от с/п N24 через с/п NN28, 30 до упора); погрузочно-выставочный путь N16, полная длина - 494,5 п/м (от с/п N16 через с/п N22 до с/п N24); съезд, полная длина - 74,0 п/м (от с/п N20 до с/п N22); съезд, полная длина - 74,5 п/м (от с/п N26 до с/п N28).
Для ОАО "Грачевский элеватор" право собственности на спорное имущество по сути является транзитным, в силу положений договора купли-продажи от 19.12.2011 и подлежит переходу к его контрагенты - ООО "Ставсельхозинвест".
Утрата владения спорным имуществом в настоящем случае обусловлена исполнением договорных обязательств перед одним субъектом (ООО "Ставсельхозинвест"), а не нарушением права иным субъектом (ОАО "РЖД"), в связи с чем не имеет юридического значения по спору с РЖД.
Каким образом произошла трансформация владения от ООО "Ставсельхозинвест" к РЖД истец по настоящему делу не мог и не должен был знать.
Отсутствие нарушения права элеватора может быть обусловлено только законным переходом владения от получателя (ООО "Ставсельхозинвест") к РЖД, что аннулирует обязательства истца, предусмотренные договором купли-продажи от 19.12.2001, в связи с результатом волеизъявления надлежащего приобретателя.
Документов, подтверждающих переход владения от ООО "Ставсельхозинвест" к ОАО "РЖД" не представлено.
Следовательно, нарушением права истца является не факт утраты владения, а именно зарегистрированное право ОАО "РЖД".
Согласно правовой позиции, сформулированной в п.57 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" течение срока исковой давности по искам, направленным на оспаривание зарегистрированного права, начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о соответствующей записи в ЕГРП. Поскольку законом не установлено иное, к искам, направленным на оспаривание зарегистрированного права, применяется общий срок исковой давности, предусмотренный статьей 196 ГК РФ.
По пояснениям представителя элеватора, ООО "Ставсельхозинвест" обратилось к ним с требованием об исполнении обязательств, предусмотренных п.3.3.1. договора от 19.12.2001.
ОАО "Грачевский элеватор", руководствуясь нормами статей 307-310 Гражданского кодекса Российской Федерации, подготовило необходимую техническую документацию (технический паспорт от 10.06.2011), в том числе на спорное имущество и обратилось в Грачевский отдел Управления Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю с заявлением от 07.07.2011 о государственной регистрации первичного права на спорное имущество.
По итогам правовой экспертизы Грачевский отдел Росреесгра сообщил о приостановлении государственной регистрации в связи с идентичностью путей, указанных в представленных технических паспортах и путей, входящих в имущественный комплекс структурного подразделения Ставропольской дистанции пути ОАО "РЖД" (запись регистрации от 05.03.2004 N 26-01/12-1/2004-943)
Истец обратился в Грачевский отдел Росреестра за получением информации о правах на спорное имущество.
Уведомлением от 07.09.2011 истцу была предоставлена выписка из ЕГРП о правах на недвижимое имущество и сделок с ним (выписка из ЕГРП от 07.09.2011).
Таким образом, истец узнал о соответствующей записи о правах на недвижимое имущество и сделок с ним, а также о правообладателе 07.09.2011.
Доказательств того, что элеватор знал о соответствующей записи в ЕГРП ранее сентября 2011 года, или должен был знать, в материалы дела не представлено.
В суд с настоящим иском элеватор обратился 24.10.2011, то есть в пределах срока, установленного статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации.
АООТ "Грачевский элеватор", передав спорное имущество ООО "Ставсельхозинвест" по акту приема-передачи от 20.12.2011, не могло и не должно было знать о нарушении его права РЖД в 2003 году.
Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что ОАО "РЖД" в 2003 году не могло нарушить право владения истца, в связи с отсутствием у последнего соответствующего права с 2001 года.
В результате включения вышеуказанного спорного имущества в Сводный передаточный акт от 30.09.2003, утвержденного Совместным распоряжением N 4557-р/6-р/884 от 30.09.2009, было нарушено право истца, как собственника на пользование и распоряжение имуществом.
Таким образом, спорное имущество было неправомерно включено в сводный передаточный акт от 30.09.2009 и передано в уставной капитал РЖД.
В связи с удовлетворением заявленных требований расходы по оплате государственной пошлины по иску и по апелляционной жалобе, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, следует отнести на РЖД.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 20.04.2012 по делу N А63-9888/2011 отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Признать право собственности открытого акционерного общества "Грачевский элеватор" на подъездные железнодорожные пути: литера 40, подъездные пути АООТ "Грачевский элеватор", расположенные по адресу Ставропольский край, станция Спицевка, общей протяженностью 2.48 км, в том числе 6 путь: стрелка 8- стрелка 18, длиной 0,41 км; 7 путь: стрелка 14- упор, длиной 0,84 км; 8 путь: стрелка 12- упор, длиной 0,24 км; 13 путь: стрелка 24- стрелка 30, длиной 0,46 км; 14 путь: стрелка 24-упор, длиной 0,53 км.
Признать сводный передаточный акт на имущество и обязательства организации федерального железнодорожного транспорта, передаваемые в качестве вклада в уставной капитал открытого акционерного общества "Российские железные дороги", утвержденный распоряжением N 4557-р/6-р/884р от 30.09.2003 Министерства имущественных отношений РФ, Федеральной энергетической комиссии РФ и Министерства путей сообщения РФ, и передаточный акт на имущество и обязательства, передаваемые в качестве вклада в уставной капитал открытого акционерного общества "Российские железные дороги" от 30.09.2003 недействительными в части передачи в уставной капитал открытого акционерного общества "Российские железные дороги" сооружений - подъездных железнодорожных путей: литера 40, подъездные пути АООТ "Грачевский элеватор", расположенные по адресу: Ставропольский край, станция Спицевка, общей протяженностью 2,48 км, в том числе 6 путь: стрелка 8- стрелка 18, длиной 0,41 км; 7 путь: стрелка 14- упор, длиной 0,84 км; 8 путь: стрелка 12- упор, длиной 0,24 км; 13 путь: стрелка 24- стрелка 30, длиной 0,46 км, 14 путь: стрелка 24-упор, долиной 0,53 км.
Применить последствия недействительной сделки в виде исключения из сводного передаточного акта N 4557-р/6-р/884 от 30.09.2003 и передаточного акта на имущество и обязательства, передаваемые в качестве вклада в уставной капитал открытого акционерного общества "Российские железные дороги" от 30.09.2003, а также прекращения права собственности открытого акционерного общества "Российские железные дороги", зарегистрированного 05.03.2004, запись о регистрации N 26-01/12-1/2004-943 на Производственно-технологический комплекс Ставропольской дистанции пути на направлении Краснокубанская-Светлоград от 32 км до 211 км, площадь общая 5808 кв.м, протяженностью 530,81 км, инвентарный номер 07:000:001:006253640, включающий Сооружения - 203, в том числе линейные сооружения - 45, протяженностью 542,18 км, в части сооружений - подъездных железнодорожных путей: литера 40, подъездные пути АООТ "Грачевский элеватор", расположенные по адресу: Ставропольский край, станция Спицевка, общей протяженностью 2,48 км, в том числе 6 путь: стрелка 8- стрелка 18, длиной 0,41 км; 7 путь: стрелка 14- упор, длиной 0,84 км; 8 путь: стрелка 12- упор, длиной 0,24 км, 13 путь: стрелка 24- стрелка 30, длиной 0,46 км., 14 путь: стрелка 24-упор, длиной 0,53 км.
Взыскать с открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в пользу открытого акционерного общества "Грачевский элеватор" расходы по уплате государственной пошлины по иску в размере 12 000 рублей и 2 000 рублей государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.И. Джамбулатов |
Судьи |
И.Н. Егорченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-9888/2011
Истец: ОАО "Грачевский элеватор"
Ответчик: "Ставропольской дистанции пути" структырного подразделения "Северо-Кавказская железная дорога" филиал ОАОА "РЖД", Министерство транспорта Российской Федерации Федеральное агентство железнодорожного транспорта (РОСЖЕЛДОР), ОАО "Российские железные дороги" "Ставропольской дистанции пути" структурного подразделения "Северо-Кавказская железная дорога" филиала ОАО "РЖД", ОАО Северо-Кавказская железная дорога филиал ОАО "РЖД", Северо-Кавказская железная дорога филиал ОАО "РЖД", Территориальное управление Росимущества в Ставропольском крае, Федеральная энергетическая комиссия России, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество)
Третье лицо: Министерство транспорта РФ Федеральное агентство железнодорожного транспорта, ОАО "Ставсельхозинвест", ООО "Ставсельхозинвест", ТУ Росимущества в СК, Управление Росреестра по СК, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, Федеральная служба по тарифам РФ, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, Филиал ФГУП "Ростехинвентаризация" по СК