город Воронеж |
|
27 августа 2012 г. |
Дело N А14-8957/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 августа 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 август 2012 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ольшанской Н.А.,
судей Скрынникова В.А.,
Михайловой Т.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бутыриной Е.А.,
от Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже: Амелёхиной Т.Ю., главного специалиста-эксперта юридического отдела по доверенности от 28.03.2012 N 01-32/7472,
от Открытого акционерного общества "ВЭКС" Воронежский экскаватор: Холмыковой Е.С., представителя по доверенности от 22.03.2012,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже
на решение Арбитражного суда Воронежской области от 25.04.2012
по делу N А14-8957/2012 (судья Сорокина Н.В.), принятое
по заявлению Открытого акционерного общества "ВЭКС" Воронежский экскаватор (ОГРН 1023601609503)
к Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже
о признании незаконным решения N 2 от 19.03.2012 и не подлежащим исполнению инкассовых поручений N 3,4 от 19.03.2012,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "ВЭКС" Воронежский экскаватор" (далее - ОАО "ВЭКС", Общество) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда в г. Воронеже (далее - орган Пенсионного фонда, Управление) о признании недействительным решения N 2 от 19.03.2012 о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика в банках, признании не подлежащими инкассовых поручений N 3, 4 от 19.03.2012, выставленных на основании решения N 2 от 19.03.2012 на сумму 302 911,29 руб.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 25.04.2012 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, орган Пенсионного фонда обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции как принятое с нарушением норм материального права и без учета фактических обстоятельств дела отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований Общества.
В обоснование апелляционной жалобы Управление указывает на то, что законодательством о банкротстве не установлено никакой иной специальной процедуры взыскания текущих платежей по страховым взносам, помимо той, что предусмотрена Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный Фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" - путем направления в банк, в котором открыты счета плательщику страховых взносов, инкассовых поручений.
По утверждению Управления, оспариваемое решение и инкассовые поручения соответствуют требованиям Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" и Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный Фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" по форме, содержанию и процедуре их выставления.
При этом орган Пенсионного фонда, ссылаясь на положения статей 854, 855 Гражданского кодекса Российской Федерации, Приказа Минфина России от 24.11.2004 N 106н, указывает, что Управлением в инкассовых поручениях от 19.03.2012 в поле 21 указана 3 очередь платежа, в поле 24 - период, за который производится взыскание задолженности, срок окончания отчетного периода, срок уплаты.
На этом основании орган Пенсионного фонда полагает, что взыскание на основании решения N 2 от 19.03.2012 текущей задолженности с ОАО "ВЭКС" произведено им в соответствии с нормами действующего законодательства.
Общество в представленном отзыве возражает против доводов апелляционной жалобы, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Воронежской области от 07.09.2006 по делу N А14-13640-2004/79/7б Открытое акционерное общество "ВЭКС" Воронежский экскаватор, признано банкротом и в отношении него открыто конкурсное производство (определением арбитражного суда Воронежской области от 07.04.2011 срок конкурсного производства продлен с 07.03.2011 на шесть месяцев). Определением арбитражного суда Воронежской области от 17.09.2009 в качестве конкурсного управляющего назначен Терентьев Д.В.
В связи с неуплатой недоимки по страховым взносам на основании требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов N 4 от 25.01.2012 Управлением было вынесено решение N 2 от 19.03.2012 о взыскании с Общества страховых взносов, пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика в банках, в общей сумме 302 911,29 руб., в том числе, пени на страховую часть пенсии в размере 284 703,64 руб., пени на накопительную часть пенсии в размере18 207,65 руб.
На основании данного решения на расчетный счет Общества в Воронежском филиале ОАО "Банк Москвы" 19.03.2012 выставлены инкассовые поручения N 3 и N 4 на общую сумму 302 911,29 руб.
Не согласившись с взысканием страховых взносов в бесспорном порядке, полагая, что в случае списания на их основании задолженности будет нарушена установленная статьей 855 Гражданского кодекса очередность погашения текущих платежей, ОАО "ВЭКС" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании не подлежащими исполнению инкассовых поручений Управления. Также Общество указало, что Управление нарушило процедуру бесспорного взыскания с ОАО "ВЭКС" задолженности по пени, поскольку требование N 4 от 25.01.2012 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, указанное в оспариваемом решении, конкурсному управляющему ОАО "ВЭКС" Воронежский экскаватор не направлялось по почте, не вручалось лично под расписку или иным способом.
Рассматривая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Управлением не соблюден порядок процедуры бесспорного взыскания задолженности по пени за период с 17.09.2011 по 25.01.2012, что выразилось в непредставлении Управлением доказательства направления требования от 25.01.2012 N 4 Обществу. Кроме того, поскольку обязательства Общества по уплате страховых взносов относятся к текущим платежам, то вопрос о взыскании данных платежей должен решаться вне рамок дела о банкротстве в соответствии с очередностью удовлетворения требований кредиторов, установленной статьей 855 Гражданского кодекса, которая была нарушена, ввиду наличия задолженности I и II очередей.
В связи с этим суд удовлетворил требования страхователя и признал вынесенное Управлением решение N 2 от 19.03.2012 и выставленные на основании данного решения инкассовые поручения не подлежащими исполнению.
Оценивая данные выводы суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
24.07.2009 был принят и 01.01.2010 вступил в законную силу Федеральный закон N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный Фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ).
В силу подпункта 1 статьи 1 Закона N 212-ФЗ указанный Закон регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (далее также - фонды обязательного медицинского страхования) на обязательное медицинское страхование (далее также - страховые взносы), а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
На основании подпункта "а" пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ Открытое акционерное общество "ВЭКС" Воронежский экскаватор является страхователем по обязательному пенсионному страхованию и в силу статьи 18 этого же Закона обязан своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации как лицо, производящее выплаты физическим лицам.
Сумма страховых взносов, согласно пункту 1 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, исчисляется и уплачивается страхователями отдельно в каждый государственный внебюджетный фонд.
В соответствии с пунктами 3, 4, 5 статьи 15 Закона N 212-ФЗ в течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца плательщики страховых взносов производят исчисление ежемесячных обязательных платежей по страховым взносам, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для плательщиков страховых взносов - физических лиц) с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и тарифов страховых взносов, за вычетом сумм ежемесячных обязательных платежей, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно.
В течение расчетного периода страхователь уплачивает страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей. Ежемесячный обязательный платеж подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платеж.
Уплата страховых взносов осуществляется отдельными расчетными документами, направляемыми в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования на соответствующие счета Федерального казначейства (часть 8 статьи 15 Федерального закона N 212-ФЗ).
При этом под расчетным периодом понимается календарный год, отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года (пункты 1, 2 статьи 10 Закона N 212-ФЗ).
В соответствии со статьей 25 Федерального закона N 212-ФЗ исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями. Пенями признается установленная названной статьей денежная сумма, которую страхователь должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными Федеральным законом N 212-ФЗ сроки. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов, начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты.
Частью 1 статьи 18 Федерального закона N 212-ФЗ установлена обязанность плательщиков страховых взносов своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
Из части 2 статьи 18 Федерального закона N 212-ФЗ следует, что в случае неуплаты или неполной уплаты страхователем страховых взносов в установленный срок взыскание недоимки по страховым взносам производится в порядке, предусмотренном названным Федеральным законом.
На основании статьи 22 Федерального закона N 212-ФЗ при выявлении недоимки по уплате страховых взносов орган контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки обязан направить страхователю требование об уплате недоимки, под которым частью 1 статьи 22 Федерального закона N 212-ФЗ понимается письменное извещение плательщика страховых взносов о неуплаченной сумме страховых взносов, пеней и штрафов, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму страховых взносов, пеней и штрафов.
Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должно содержать сведения о сумме задолженности, размере пеней и штрафов, начисленных на день направления указанного требования, сроке уплаты причитающейся суммы, сроке исполнения этого требования, мерах по взысканию недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, которые применяются в случае неисполнения требования плательщиком страховых взносов, подробные данные об основаниях взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также ссылки на положения настоящего Федерального закона, которые устанавливают обязанность плательщика страховых взносов уплатить страховой взнос (часть 2 статьи 22 Федерального закона N 212-ФЗ).
Согласно части 5 статьи 22 названного Закона требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должно быть исполнено в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов не указан в этом требовании.
Неисполнение требования об уплате недоимки в установленный срок влечет возбуждение процедуры принудительного взыскания, порядок осуществления которой определен статьями 18, 19 и 20 Федерального закона N 212-ФЗ.
В частности, на основании пункта 1 статьи 19 Закона в случае, если страхователь добровольно не уплатил недоимку по страховым взносам, пени и штрафы в размере и срок, которые указаны в требовании об их уплате, обязанность по уплате страховых взносов исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в банках (пункт 1 статьи 19 Закона N 212-ФЗ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 19 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ взыскание страховых взносов производится по решению органа контроля за уплатой страховых взносов путем направления в банк, в котором открыты счета плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя, поручения органа контроля за уплатой страховых взносов на списание и перечисление в бюджеты соответствующих государственных внебюджетных фондов необходимых денежных средств со счетов плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя.
В силу пунктов 5, 6 статьи 19 Федерального закона N 212-ФЗ решение о взыскании принимается органом контроля за уплатой страховых взносов после истечения срока, установленного в требовании об уплате страховых взносов, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока, и доводится до сведения плательщика страховых взносов в течение шести дней после дня вынесения указанного решения. В случае невозможности вручения решения о взыскании плательщику страховых взносов под расписку или передачи иным способом, свидетельствующим о дате его получения, решение о взыскании направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней со дня направления заказного письма.
При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя или при отсутствии информации о счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя орган контроля за уплатой страховых взносов вправе взыскать страховые взносы за счет иного имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со статьей 20 настоящего Федерального закона (пункт 14 статьи 19 Закона N 212-ФЗ).
Таким образом, действующим законодательством установлена определенная последовательность осуществления органом Пенсионного фонда действий по принудительному взысканию со страхователя недоимок по уплате страховых взносов - процедура принудительного бесспорного (внесудебного) взыскания.
Особенности уплаты и принудительного взыскания обязательных платежей лицами, в отношении которых возбуждено дело о несостоятельности (банкротстве), регулируется нормами Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ в соответствующей редакции).
В силу абзаца пятого статьи 2 Закона о банкротстве сборы, в том числе штрафы, пени и иные санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате сборов, к числу которых относятся страховые взносы и пени за их несвоевременную уплату, являются обязательными платежами.
Согласно пункту 1 статьи 5 Закона о банкротстве в редакции, действовавшей с 31.12.2008, под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом. Возникшие после возбуждения производства по делу о банкротстве требования кредиторов об оплате поставленных товаров, оказанных услуг и выполненных работ являются текущими.
В силу пункта 2 статьи 5 указанного Закона требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур банкротства не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве.
Таким образом, в силу нормативных положений, содержащихся в Федеральном законе от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" в редакции, действующей с 31.12.2008, денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после возбуждения дела о банкротстве, являются текущими и подлежат взысканию вне рамок дела о банкротстве.
Налоговые платежи, окончание налогового периода по которым приходится на дату, наступившую после даты возбуждения дела о несостоятельности (с учетом особенностей установления размера и квалификации требований по налогам, налоговый период по которым состоит из несколько отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи, изложенных в пункте 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 25), являются текущими обязательствами в деле о банкротстве.
В рассматриваемой ситуации, исходя из норм статей 10 и 15 Федерального закона N 212-ФЗ и приведенных разъяснений, учитывая, что по состоянию на 25.01.2012 за ОАО "ВЭКС" числилась недоимка по страховым взносам на финансирование страховой части трудовой пенсии в сумме 7 980 863 руб. (в том числе за 2007 год - 5 887 863 руб., за 2008 год - 618 192 руб., за 2009 год - 1 474 081 руб.) и недоимка по страховым взносам на финансирование накопительной части трудовой пенсии в сумме 514 669 руб. (в том числе за 2007 год - 232 537 руб., за 2008 год - 74 249 руб., за 2009 год - 207 883 руб.), на указанную недоимку по страховым взносам в сумме 8 949 805 руб. Управлением начислены пени за период с 17.09.2011 по 25.01.2012 в сумме 302 911,29 руб., в том числе пени на финансирование страховой части трудовой пенсии - 284 703,64 руб., пени на финансирование накопительной части трудовой пенсии - 18 207,65 руб.
Поскольку период уплаты возникшей недоимки наступил после возбуждения дела о несостоятельности (банкротстве) и открытия в отношении общества "ВЭКС" конкурсного производства (07.09.2006), то сумма подлежащих уплате платежей по страховым взносам за 2007 - 2009 годы сформировалась после указанного момента. Следовательно, недоимка по страховым взносам, подлежащие уплате за указанный период, как и сумма соответствующих им пеней относятся к текущим платежам и не подлежат включению в реестр требований кредиторов.
В этой связи, взыскание с Общества недоимки по пени на страховую часть пенсии и на накопительную часть пенсии за период с 17.09.2011 по 25.01.2012 в общей сумму 302 911,29 руб., в том числе, пени на страховую часть пенсии в размере 284 703,64 руб., пени на накопительную часть пенсии в размере 18 207,65 руб. должно было быть произведено органом Пенсионного фонда вне рамок дела о банкротстве в установленном Федеральным законом N 212-ФЗ порядке.
В связи с наличием у ОАО "ВЭКС" задолженности по пени на страховую часть пенсии и на накопительную часть пенсии за период с 17.09.2011 по 25.01.2012 в общей сумму 302 911,29 руб. Управлением было направлено Обществу требование об уплате недоимки по страховым взносам, пени и штрафов N 4 от 25.01.2012. Направление указанного требования Обществу по юридическому адресу подтверждается представленными органом Пенсионного фонда доказательствами, а именно списком N 2002 внутренних почтовых отправлений и почтовых переводов от 25.01.2012 и кассовым чеком ФГУП Почта России 21.01.2012.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда в г. Воронеже обоснованно осуществило действия по взысканию указанных сумм в бесспорном порядке, в связи чем правомерно вынесло решение N 2 от 19.03.2012 "О взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов в банках", при этом Управлением был соблюден порядок процедуры бесспорного взыскания задолженности по пени за период с 17.09.2011 по 25.01.2012. Оснований для признания решения N 2 от 19.03.2012 незаконным апелляционная коллегия не усматривает.
На основании изложенного апелляционную жалобу Управления следует в обжалуемой части удовлетворить. Решение Арбитражного суда Воронежской области от 25.04.2012 по делу N А14-8957/2012 подлежит отмене в части признания недействительным решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже N 2 от 19.03.2012 о взыскании страховых взносов, пеней, штрафных санкций за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика в банках.
На основании решения N 2 от 19.03.2012 о взыскании страховых взносов, пеней, штрафных санкций за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика в банках орган Пенсионного фонда выставило в банк инкассовые поручения N 3 и N 4 от 19.03.2011 на общую сумму 302 911,29 руб., в том числе, пени на страховую часть пенсии в размере 284 703,64 руб., пени на накопительную часть пенсии в размере18 207,65 руб.
Однако, удовлетворяя требования Общества в части признания не подлежащими исполнению инкассовых поручений, суд первой инстанции обоснованно исходил из того обстоятельства, что указанные инкассовые поручения были предъявлены в банк к исполнению с нарушением очередности удовлетворения требований кредиторов, установленной статьей 855 Гражданского кодекса.
Очередность удовлетворения требований кредиторов в период конкурсного производства установлена статьей 134 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
В соответствии с пунктами 1, 2 указанной статьи закона о банкротстве, требования кредиторов по текущим платежам погашаются вне очереди за счет конкурсной массы преимущественно перед кредиторами, требования которых возникли до принятия заявления о признании должника банкротом, и с соблюдением очередности, предусмотренной пунктом 2 статьи 134 Закона о банкротстве.
Согласно пункту 5 статьи 134 Закона о банкротстве при оплате труда работников должника, продолжающих трудовую деятельность в ходе конкурсного производства, а также принятых на работу в ходе конкурсного производства, конкурсный управляющий должен производить удержания, предусмотренные законодательством (алименты, подоходный налог, профсоюзные и страховые взносы и другие), и платежи, возложенные на работодателя в соответствии с федеральным законом.
Данная правовая норма является специальной по отношению к пункту 4 статьи 142 Закона о банкротстве, регулирующему очередность удовлетворения требований об уплате обязательных платежей, возникших после признания должника банкротом, в соответствии с которым требования конкурсных кредиторов и (или) уполномоченных органов, заявленные после закрытия реестра требований кредиторов, удовлетворяются за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника.
Указанная позиция отражена также в пункте 15 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве", в котором разъяснено, что при применении пункта 4 статьи 142 Закона о банкротстве судам необходимо учитывать, что эта норма не подлежит применению к требованиям по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование ввиду наличия специальной нормы, устанавливающей обязанность конкурсного управляющего производить возложенные на работодателя в соответствии с федеральным законом платежи при оплате труда работников, осуществляющих трудовую деятельность в ходе конкурсного производства (пункт 5 статьи 134 Закона о банкротстве).
Таким образом, требования органов Пенсионного фонда Российской Федерации в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязанность по уплате которых возникла после открытия конкурсного производства, подлежат исполнению должником в установленном статьей 855 Гражданского кодекса порядке.
В соответствии с пунктом 1 статьи 855 Гражданского кодекса при наличии на счете денежных средств, сумма которых достаточна для удовлетворения всех требований, предъявленных к счету, списание этих средств со счета осуществляется в порядке поступления распоряжений клиента и других документов на списание (календарная очередность), если иное не предусмотрено законом.
Пунктом 2 статьи 855 Гражданского кодекса установлено, что при недостаточности денежных средств на счете для удовлетворения всех предъявленных к нему требований списание денежных средств осуществляется в следующей очередности: в первую очередь осуществляется списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов; во вторую очередь производится списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, по выплате вознаграждений по авторскому договору; в третью очередь производится списание по платежным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), а также по отчислениям в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования; в четвертую очередь производится списание по платежным документам, предусматривающим платежи в бюджет и внебюджетные фонды, отчисления в которые не предусмотрены в третьей очереди; в пятую очередь производится списание по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований; в шестую очередь производится списание по другим платежным документам в порядке календарной очередности.
Списание средств со счета по требованиям, относящимся к одной очереди, производится в порядке календарной очередности поступления документов.
Таким образом, в силу специфики процесса банкротства, с момента признания должника банкротом и открытия в отношении него конкурсного производства, орган Пенсионного фонда вправе был совершать те предусмотренные действующим законодательством действия, которые не влекут нарушения очередности удовлетворения требований кредиторов, установленной статьей 855 Гражданского кодекса.
В материалы дела Обществом представлены доказательства, что по состоянию на 27.03.2012 у Открытого акционерного общества "ВЭКС" Воронежский экскаватор имеется непогашенная задолженность по заработной плате, подтвержденная исполнительными документами (кредиторы третьей очереди), в общей сумме 1 007 637,88 руб., а также непогашенная текущая задолженность по отчислениям в Пенсионный фонд в сумме 18 799 873,17 руб., в медицинский фонд в сумме 13 321 601,01 руб., в фонд социального страхования в сумме 1 825 913,81 руб., итого на общую сумму 33 947 387,99 руб., календарная очередность уплаты которой предшествует уплате взыскиваемых Управлением сумм пени в размере 302 911,29 руб.
Учитывая, что согласно сведениям Инспекции Федеральной налоговой службы по Коминтерновскому району г. Воронежа, у ОАО "ВЭКС" имелся только один расчетный счет N 40702810600940000443 в Воронежском филиале открытого акционерного общества "Банк Москвы", остаток средств на котором по состоянию на 20.03.2012 составил 26 084 949,22. (справка Воронежского филиала открытого акционерного общества "Банк Москвы"), то есть являлся недостаточным для удовлетворения всех требований кредиторов, то списание с данного счета сумм задолженности должно было производиться в порядке установленном пунктом 2 статьи 855 Гражданского кодекса очередности: задолженность по заработной плате подлежала погашению во вторую очередь, задолженность перед пенсионным фондом, фондом социального страхования и фондом обязательного медицинского страхования - в третью очередь.
Следовательно, выставление Управлением на основании решения N 2 от 19.03.2012 инкассовых поручений NN 3,4 от 19.03.2012 на списание страховых взносов и пеней на общую сумму 302 911,29 руб. свидетельствует, с учетом разъяснений, данных в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 25, о нарушении Управлением установленного Законом о банкротстве и Гражданским кодексом порядка взыскания.
При таких обстоятельствах, инкассовые поручения от 19.03.2012 N 3,4 на общую сумму 302 911,29 руб., выставленные на основании решения Управления N 2 от 19.03.2012, правомерно были признаны решением Арбитражного суда Воронежской области от 25.04.2012 не подлежащими исполнению.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение суда первой инстанции в части признания не подлежащими исполнению инкассовых поручений N 3,4 от 19.03.2012 на общую сумму 302 911,29 руб. следует оставить без изменения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся, в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Исходя из результатов рассмотрения дела и положений подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, в силу которого орган Пенсионного фонда освобожден от уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражный суд в качестве истца и ответчика, государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы взысканию не подлежит.
Руководствуясь статьями 112, 258, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу удовлетворить частично. Решение Арбитражного суда Воронежской области от 25.04.2012 по делу N А14-8957/2012 отменить в части признания недействительным решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже N 2 от 19.03.2012 о взыскании страховых взносов, пеней, штрафных санкций за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика в банках. Отказать Открытому акционерному обществу "ВЭКС" Воронежский экскаватор в удовлетворении данного требования.
В остальной части решение Арбитражного суда Воронежской области от 25.04.2012 по делу N А14-8957/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Воронежской области.
Председательствующий судья |
Н.А. Ольшанская |
Судьи |
В.А. Скрынников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-8957/2012
Истец: ОАО "ВЭКС" Воронежский экскаватор
Ответчик: Управление Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в г. Воронеже, УПФ РФ в г. Воронеже