г.Москва |
|
31 августа 2012 г. |
Дело N А40-24264/12-1-100 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 августа 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 августа 2012 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бекетовой И.В.,
судей Каменецкого Д.В., Якутова Э.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Донгак А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Департамента земельных ресурсов города Москвы
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 13.06.2012
по делу N А40-24264/12-1-100, принятое судьей Лиловой О.Г.,
по заявлению ЗАО "Московский электромашиностроительный завод Памяти революции 1905 года"
к Департаменту земельных ресурсов города Москвы
третье лицо: Росреестр
о признании незаконным решения,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Попова Е.И. по доверенности от 31.01.2012;
от ответчика: Важина А.Н. по доверенности от 10.01.2012;
от третьего лица: не явился, извещен;
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Московский электромашиностроительный завод Памяти революции 1905 года" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением о признании незаконным решения Департамента земельных ресурсов города Москвы (далее - ДЗР г.Москвы, ответчик), оформленного письмом от 26.10.2011 N 33-5ТО-2009/11-(0)-1,обусловленного отказом в оформлении распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка с кадастровым номером 77:01:0004019:53, необходимого для эксплуатации зданий по адрес: г.Москва, ул.Пресненский вал., д. 27, стр. 17,29,30 - полностью, обязании ответчика оформить распоряжение об утверждении схемы расположения земельного участка с кадастровым номером 77:01:0004019:53 на кадастровой карте (плане) территории, необходимого для эксплуатации зданий по адресу: г.Москва, ул.Пресненский вал., д.27, стр.17,29,30 и обязании департамента земельных ресурсов г.Москвы при утверждении схемы расположения земельного участка с кадастровым номером 77:01:0004019:53 на кадастровой карте (плане) территории, необходимого для эксплуатации зданий по адресу: г.Москва, ул.Пресненский вал., д.27, стр.17,29,30 уточнить местоположение границ и площади земельного участка с кадастровым номером 77:01:0004019:53: устранив пересечение границ земельного участка кадастровый номер 77:01:0004019:53 с границами земельного участка кадастровый номер 77:01:0004019:129, исключив из состава земельного участка кадастровый номер 77:01:0004019:53 проектируемую часть улично-дорожной сети и сформировать его границу по существующей улично-дорожной сети, включив в состав земельного участка кадастровый номер 77:01:0004019:53 территорию под частями зданий NN29 и 30 по ул.Пресненский вал., д.27, не вошедшую в состав земельного участка кадастровый номер 77:01:0004019:53, из состава земель, находящихся в неразграниченной государственной собственности.
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 13.06.2012 вышеуказанные требования удовлетворены, поскольку суд пришел к выводу о несоответствии оспариваемого ненормативного правового акта ответчика закону, повлекшему нарушения прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ДЗР г.Москвы обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Согласно доводам обратившегося с жалобой лица, сделанные судом выводы не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Считает, что обжалуемый судебный акт заведомо является неисполнимым, поскольку действующим законодательством не предусмотрена возможность исключения территории улично-дорожной сети из состава других субъектов недвижимости. Указывает, что заявитель не лишен возможности самостоятельно направить в адрес Мэра Москвы или Правительства Москвы предложения по включению вопроса о корректировке спорного земельного участка с кадастровым номером 77:01:0004019:53. В свою очередь, по мнению подателя жалобы, ответчик лишен права по самостоятельному принятию решения о корректировке границ улично-дорожной сети.
Письменный мотивированный отзыв на апелляционную жалобу ответчика в порядке ст.262 АПК РФ заявителем не представлен.
В судебном заседании представитель ответчика в полном объеме поддержала доводы апелляционной жалобы, указав на наличие оснований для отмены принятого по делу судебного акта, изложила свою правовую позицию по делу, просила отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований
Представитель заявителя с решением суда согласна, доводы апелляционной жалобы, а также заявленные в ней требования считает необоснованными и не подлежащими удовлетворению, изложила свою правовую позицию по делу, основываясь на представленных суду письменных пояснениях в порядке ст.81 АПК РФ, просила оставить решение суда первой инстанции без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Представитель третьего лица: Росреестра в судебное заседание не явился.
При указанных обстоятельствах, с учетом своевременного размещения информации о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, суд апелляционной инстанции, руководствуясь ст.ст.121, 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе разъяснений, данных в п. 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения АПК РФ в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в АПК РФ", рассмотрел дело в отсутствие представителя указанного третьего лица, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, а также доводы апелляционной жалобы, пришел к выводу, что оснований для отмены (изменения) принятого по делу судебного акта не имеется.
Согласно системному толкованию ст.13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п.6 Постановления Пленума Верхового Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным, является, одновременно, как его несоответствие закону или иному нормативно-правовому акту, так, и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Как следует из материалов дела, Общество является собственником ряда зданий, расположенных по адресу: г.Москва, Пресненский вал, д.27, на что указывает полученные им в установленном законом порядке свидетельства о государственной регистрации права от 09.06.2004 серии 77 АБ N 245348, от 08.06.2004 серии 77 АБ N 245334, 09.06.2004 серии 77 АБ N 245345 (л.д. 22-24).
В целях оформления земельно-правовых отношений, 18.10.2011 Общество обратилось в ДЗР г.Москвы с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка по адресу расположения принадлежащих ему зданий: г.Москва, ул.Пресненский Вал, вл. 27.
По результатам рассмотрения направленного заявителем письма и приобщенных к нему документов, 26.10.2011 ДЗР г.Москвы отказал Обществу в оформлении кадастрового паспорта земельного участка номер 77:01:0004019:53, сославшись на пересечение границы земельного участка с ранее учтенным земельным участком, имеющим кадастровый номером 77:01:0004019:129.
Считая отказ ответчика незаконным и необоснованным, Общество обратилось в суд с заявлением в целях защиты и восстановления нарушенного ДЗР г.Москвы права.
По результатам исследования имеющихся в деле доказательств, доводов апелляционной жалобы, коллегия приходит к выводу, что, принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции законно и обоснованно исходил из имеющихся в деле доказательств, спорным отношениям дана надлежащая правовая оценка, нормы материального права применены правильно.
Как следует из содержания п. 1.1 Положения о Департаменте земельных ресурсов города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 30.10.2007 N 949-ПП (далее - Положение), ответчик является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, который обеспечивает проведение государственной политики в области земельных отношений, осуществляет учет и мероприятия по управлению землями на территории города Москвы, земельными участками, находящимися в собственности города Москвы, и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в пределах переданных Правительством Москвы полномочий, а также иными землями, находящимися в собственности города Москвы. В свою очередь, на указанное лицо возложена обязанность по оформлению, учету, выдаче и хранения правоустанавливающих и иных документов на землю (п. 2.2.26 Положения).
Таким образом, с учетом положений Регламента подготовки документов, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 30.06.2009 N 643-ПП, уполномоченным органом по принятию решения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей, является Департамент земельных ресурсов города Москвы.
В силу системного толкования п.п.5 и 6 ст.36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
При этом, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (пункт 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации).
Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Как следует из содержания п.5.5 Положения о Департаменте земельных ресурсов города Москвы, утв. постановлением правительства Москвы от 11.03.2011 N 65-ПП, ответчик принимает решения об утверждении схемы расположения земельного участка, находящегося в собственности города Москвы или федеральной собственности либо участка, государственная собственность на который не разграничена, на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Порядок утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории в г. Москве установлен постановлением правительства Москвы от 30.06.2009 N 643-ПП "Об итогах работы Департамента земельных ресурсов города Москвы в 2008 году и мерах по реализации задач в сфере земельных отношений на 2009 год", п.2.1 которого предусматривает, что если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, физические лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица обращаются в Департамент земельных ресурсов города Москвы с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории.
В содержании п.3.11 Регламента подготовки документов Департаментом земельных ресурсов города Москвы в режиме "одного окна", утвержденного постановлением Правительства Москвы от 30.06.2009 N 643-ПП "Об итогах работы Департамента земельных ресурсов города Москвы в 2008 году и мерах по реализации задач в сфере земельных отношений на 2009 год" определены порядок и срок подготовки распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории.
В силу ч.12 ст. 45 Закона "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый паспорт ранее учтенного земельного участка не выдается (не направляется), а орган кадастрового учета принимает решение об отказе в выдаче (направлении) такого паспорта в случае, если: отсутствуют кадастровые сведения о координатах характерных точек границ такого земельного участка либо одна из границ такого земельного участка пересекает одну из границ другого земельного участка в соответствии с кадастровыми сведениями о последнем.
Вместе с тем, имеющиеся в деле доказательства не способны подтвердить факт проведении работ по межеванию смежного земельного участка и установлению его границ, учитывая, что местоположение границ смежного земельного участка относительно спорного требует уточнения, следовательно, носит предположительный характер, а потому не может служить основанием для оформления отказа в выдаче местоположение границ смежного земельного участка по формальным основаниям, поскольку влечет за собой безусловное нарушение прав и охраняемых законом интересов заявителя.
При формировании ответчиком земельного участка с кадастровым номером 77:01:0004019:129 в него была включена не только существующая улично-дорожная сеть, но и ее проектируемая часть. Поскольку именно она накладывается на спорный земельный участок, а ее границы проходят по границам принадлежащих заявителю зданий, выводы суда первой инстанции являются верными и документально обоснованными.
Что касается доводов заявителя о том, что обжалуемый судебный акт является неисполнимым, поскольку законодательством не предусмотрена возможность исключения территории улично-дорожной сети из состава других объектов недвижимости, оные противоречат требованиям Постановления Правительства Москвы от 12.04.2011 N 118-ПП "О мерах по устранению пересечений границ земельных участков, ранее учтенных в государственном кадастре недвижимости, с границами земельных участков улично-дорожной сети города". Согласно данному Постановлению, устранение пересечений границ земельных участков, ранее учтенных в государственном кадастре недвижимости с границами земельных участков улично-дорожной сети города Москвы осуществляется посредством их фактического уменьшения при наличии на данных участках объектов недвижимого имущества, обремененных правом собственности третьих лиц.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для его отмены или изменения, поскольку оные были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка в обжалуемом решении, что указывает на переоценку установленных судом фактических обстоятельств дела.
Учитывая изложенное, апелляционная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции, учитывая что оспариваемый ненормативный правовой акт порождает для заявителя череду негативных правовых последствий, обусловленных ограничением прав и охраняемых законом интересов участника гражданского оборота с сфере регулирования земельно-правовых отношений.
В связи с изложенным, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств дела. Принимая во внимание относимость и допустимость имеющихся в нем доказательств, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены (изменения) судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч.4 ст.270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 АПК РФ Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 13.06.2012 по делу N А40-24264/12-1-100 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
И.В. Бекетова |
Судьи |
Д.В. Каменецкий |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-24264/2012
Истец: ЗАО "МОСКОВСКИЙ ЭЛЕКТРОМАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД ПАМЯТИ РЕВОЛЮЦИИ 1905 Г. ", ЗАО "Московский электромашиностроительный завод Памяти революции 1905 года"
Ответчик: Департамент земельных ресурсов города Москвы, ДЗР г. Москвы
Третье лицо: Росреестр, Федеральная кадастровая палата Росреестра