г. Вологда |
|
27 августа 2012 г. |
Дело N А05-3929/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 августа 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 августа 2012 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Смирнова В.И., судей Осокиной Н.Н. и Чельцовой Н.С.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Левинской А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу отдела надзорной деятельности города Новодвинска Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 15 июня 2012 года по делу N А05-3929/2012 (судья Ипаев С.Г.),
установил:
муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Центр развития ребенка - детский сад N 10 "Веночек" (ОГРН 2122903003628, Архангельская обл., г. Новодвинск; далее - МДОУ "Центр развития ребенка - детский сад N 10 "Веночек", детский сад, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к отделу надзорной деятельности города Новодвинска Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Архангельской области (Архангельская обл., г. Новодвинск; далее - управление, административный орган, ответчик) о признании недействительным предписания от 27.02.2012 N 4/3/1-12 по устранению нарушений установленных требований в области гражданской обороны.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 15 июня 2012 года требования детского сада удовлетворены: оспариваемое предписание управления признано недействительным, на административный орган возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя. Тем же решением суда с ответчика в пользу заявителя взысканы расходы по госпошлине в размере 2000 руб.
Управление с данным судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Архангельской области от 15 июня 2012 года отменить. В обоснование жалобы ссылается на законность выданного им предписания; неправомерное взыскание судом с ответчика расходов по госпошлине.
МДОУ "Центр развития ребенка - детский сад N 10 "Веночек" отзыва на апелляционную жалобу не представило.
Детский сад, управление, будучи надлежащим образом извещены о времени и месте заседания, своих представителей в суд не направили, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав представленные доказательства, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, управлением на основании распоряжения от 16.01.2012 N 4 в период с 01.02.2012 по 27.02.2012 проведена плановая выездная проверка выполнения МДОУ "Центр развития ребенка - детский сад N 10 "Веночек" установленных требований в области гражданской обороны и принятия мер по ее результатам.
В ходе проверки административным органом установлены и в акте от 27.02.2012 N 4/3/1-12 зафиксированы следующие нарушения:
1) не осуществлено обучение способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий; рабочие программы обучения работников детского сада в области гражданской обороны не разработаны (нарушение пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 26.12.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" (далее - Закон N 28-ФЗ), пункта 4, подпункта "г" пункта 5 Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.11.2000 N 841 (далее - Положение N 841));
2) не созданы и не содержатся в целях гражданской обороны объектовые запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств (далее - запасы ГО) (несоблюдение пункта 1 статьи 9 Закона N 28-ФЗ, Положения о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.04.2000 N 379 (далее - Положение N 379), Положения о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств на территории Архангельской области, утвержденного постановлением главы Архангельской области от 23.07.2007 N 49 (далее - Положение N 49));
3) не определена номенклатура и объемы запасов ГО, не определены места хранения запасов ГО, пункты и порядок выдачи запасов ГО (нарушение статьи 9 Закона N 28-ФЗ, пунктов 2-6 Положения N 379, Положения N 49);
4) работники организации не обеспечены средствами индивидуальной защиты (несоблюдение статьи 2 Закона N 28-ФЗ, пунктов 2, 4, 6, 7, 8 Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты, утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России) от 21.12.2005 N 993 (далее - Положение N 993));
5) работники организации не обеспечены медицинскими средствами индивидуальной защиты (нарушение статьи 9 Закона N 28-ФЗ, пункта 9 Положения N 993, пунктов 2-6 Положения N 379));
6) не создана учебно-материальная база по осуществлению обучения работников организаций в области гражданской обороны (несоблюдение подпункта "г" пункта 5 Положения N 841, пункта 7 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 N 804 (далее - Положение N 804));
7) не создана группа по повышению устойчивости функционирования (далее - ПУФ) организации в чрезвычайных ситуациях (далее - ЧС) мирного и военного времени (нарушение статьи 9 Закона N 28-ФЗ, пунктов 6, 7 Положения об организации проведения мероприятий по повышению устойчивости функционирования объектов экономики Архангельской области в условиях чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени, утвержденного постановлением администрации Архангельской области от 27.08.2007 N 156-па (далее - Положение N 156-па), пункта 16.13 Положения об организации и ведении ГО в ИО и организациях, утвержденного приказом МЧС России от 14.11.2008 N 687 (далее - Положение N 687));
8) не разработано и не утверждено в установленном порядке положение о группе по ПУФ (несоблюдение статьи 9 Закона N 28-ФЗ, пункта 10 Положения N 156-па);
9) не проводятся исследования по устойчивости функционирования зданий группой по ПУФ (нарушение статьи 9 Закона N 28-ФЗ, пунктов 10, 13 Положения N 156-па);
10) не разработан план мероприятий по повышению устойчивого функционирования организации, эксплуатируемых учреждением, в условиях ЧС военного времени (несоблюдение статьи 9 Закона N 28-ФЗ, пунктов 11, 13 Положения N 156-па, пунктов 16, 13 Положения N 687);
11) не создана система оповещения работников об опасностях, возникающих при проведении военных действий (нарушение пункта 1 статьи 9 Закона N 28-ФЗ, пункта 8 Положения N 804, пункта 16.2 Положения N 687);
12) не разработаны и не согласованы с органами местного самоуправления планы размещения работников и членов их семей в загородной зоне, не получены ордера на занятие жилых и нежилых зданий (помещений) (несоблюдение пункта 16.3 Положения N 687, пункта 9 Положения N 804).
По результатам проверки в адрес МДОУ "Центр развития ребенка - детский сад N 10 "Веночек" выдано предписание от 27.02.2012 N 4/3/1-12 об устранении указанных нарушений. Названным предписанием детскому саду следовало в срок до 01.02.2013 устранить выявленные нарушения.
Не согласившись с данным предписанием, детский сад обратился в суд с заявлением о признании его недействительным.
Судом первой инстанции принято решение об удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная инстанция находит такой судебный акт законным и обоснованным по следующим основаниям.
Пунктами 1, 2 Положения о государственном надзоре в области гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21.05.2007 N 305 (далее - Положение о государственном надзоре в области гражданской обороны), определено, что государственный надзор в области гражданской обороны осуществляется Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и его территориальными органами в целях обеспечения выполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами требований законодательства Российской Федерации в области гражданской обороны.
Органы, осуществляющие государственный надзор в области гражданской обороны, в пределах своих полномочий организуют и проводят проверки выполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами требований законодательства Российской Федерации в области гражданской обороны, в том числе правил эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, правил использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты и другой специальной техники и имущества гражданской обороны (пункт 4 Положения).
Согласно пункту 6 Положения о государственном надзоре в области гражданской обороны должностные лица органов, осуществляющих государственный надзор в области гражданской обороны, в пределах своей компетенции имеют право:
а) осуществлять проверку выполнения установленных требований в области гражданской обороны федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами;
б) проводить обследования и проверки территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях государственного надзора в области гражданской обороны за выполнением установленных требований в этой области и пресечения их нарушений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
в) запрашивать необходимые документы для проверки выполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами установленных требований в области гражданской обороны;
г) выдавать руководителям федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, а также должностным лицам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений установленных требований в области гражданской обороны;
д) составлять протоколы об административных правонарушениях в порядке, определенном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;
е) отменять (изменять) незаконные и (или) необоснованные решения, принятые нижестоящими должностными лицами органов, осуществляющих государственный надзор в области гражданской обороны.
Таким образом, должностные лица органов, осуществляющих государственный надзор в области гражданской обороны, а следовательно, и территориальные органы Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Архангельской области вправе в пределах своих полномочий осуществлять проверку выполнения установленных требований в области гражданской обороны как федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, так и организациями.
В соответствии с пунктом 4 Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами установленных требований в области гражданской обороны, утвержденного приказом МЧС России от 09.08.2010 N 381 (далее - Административный регламент), объектами надзора являются федеральные органы исполнительной власти и их территориальные органы, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации, отнесенные к группам по гражданской обороне, продолжающие работу в военное время, имеющие на своем балансе объекты гражданской обороны (защитные сооружения гражданской обороны (убежища, противорадиационные укрытия), специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и специальной обработки техники) и имущество гражданской обороны, в том числе технические средства, обеспечивающие гражданскую оборону (технические средства управления гражданской обороны, технические средства оповещения населения, световой и иных видов маскировки).
Предметом проверки в области гражданской обороны является соблюдение на объектах надзора специальных условий (правил) эксплуатации имеющихся технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 5 Административного регламента).
Следовательно, административный орган вправе проводить проверочные мероприятия в отношении организаций, указанных в Административном регламенте. В то же время проверяемые организации обязаны исполнять требования действующего законодательства, положения которого на них распространяются.
В статье 1 Закона N 28-ФЗ даны основные понятия:
гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
мероприятия по гражданской обороне - организационные и специальные действия, осуществляемые в области гражданской обороны в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
территория, отнесенная к группе по гражданской обороне, - территория, на которой расположен город или иной населенный пункт, имеющий важное оборонное и экономическое значение, с находящимися в нем объектами, представляющий высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время;
требования в области гражданской обороны - специальные условия (правила) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 9 данного Закона организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; осуществляют обучение своих работников в области гражданской обороны; создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию локальные системы оповещения; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
В данном случае в материалах дела не усматривается, что у МДОУ "Центр развития ребенка - детский сад N 10 "Веночек" имеются (в том числе на балансе) объекты и имущество гражданской обороны. Данное учреждение не попадает в перечень объектов, указанных в пункте 4 названного Административного регламента, а деятельность, осуществляемая им, не соприкасается с объектами, имеющими отношение к категории опасных производственных объектов, перечень которых приведен в приложении N 1 к Федеральному закону от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".
При этом сам по себе факт нахождения детского сада в г. Новодвинске, отнесенном ко второй группе по гражданской обороне, не является обстоятельством, в связи с которым на заявителя могут быть возложены обязанности по решению задач в области гражданской обороны.
Из справки администрации муниципального образования "Город Новодвинск" от 27.04.2012 следует, что в МДОУ "Центр развития ребенка - детский сад N 10 "Веночек" мобилизационного задания на военное время не размещено и оно не привлекается к выполнению иных мобилизационных работ, выполняемых по кооперации с другими организациями города, не участвует в выполнении мероприятий по обеспечению жизнедеятельности населения, не является организацией, продолжающей свою деятельность в военное время.
Доказательств того, что детский сад относится к объектам надзора, указанным в пункте 4 названного Административного регламента, управлением в материалы дела не представлено.
Апелляционная инстанция согласна с выводами суда по существу правонарушений, обязанность по устранению которых возложена на детский сад, по следующим основаниям.
Так, пунктом 1 оспариваемого предписания установлено, что в нарушение требований пункта 1 статьи 9 Закона N 28-ФЗ, пунктов 4, 5 Положения N 841 работники учреждения не обучены способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
Кроме того, в пункте 6 этого предписания отражено нарушение требований подпункта "г" пункта 5 Положения N 841, пункта 7 Положения N 804, Положения N 55-па, выразившееся в том, что учреждением не создана учебно-материальная база по осуществлению обучения работников организации в области гражданской обороны.
В соответствии с пунктом 5 Положения N 841, пунктом 7 Положения N 55-па основными мероприятиями, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с обучением населения в области гражданской обороны, являются создание и поддержание в рабочем состоянии учебной материально-технической базы подготовки работников организаций в области гражданской обороны.
Между тем Положение N 55-па и Положение N 804 не содержат требований о создании организациями учебно-материальной базы по осуществлению обучения работников организации в области гражданской обороны.
Согласно пункту 16 Положения N 687 организации планируют и осуществляют мероприятия по обучению, созданию учебной материально-технической базы только в целях решения задач в области гражданской обороны, необходимость осуществления которых именно детским садом административный орган не обосновал.
Следовательно, управление неправомерно указало на нарушение заявителем требований названных нормативных документов.
Из пункта 11 предписания следует, что детским садом не создана система оповещения работников об опасностях, возникающих при проведении военных действий, чем нарушен пункт 1 статьи 9 Закона N 28-ФЗ, пункт 8 Положения N 804, пункты 16, 16.2 Положения N 687.
Данными нормами установлена обязанность организаций по созданию систем оповещения работников об обязанностях, возникающих при ведении военных действий, однако требования к созданию систем оповещения (ее состав, критерии создания) в них отсутствуют.
Как установлено выше, МДОУ "Центр развития ребенка - детский сад N 10 "Веночек" не является уполномоченной организацией, входящей в единую систему гражданской обороны, организацией, осуществляющей свою деятельность в военное время, организацией, обязанной создавать систему оповещения работников об опасностях, возникающих при ведении военных действий.
В пунктах 2, 3 предписания административный орган указал на нарушение пункта 1 статьи 9 Закона N 28-ФЗ, пунктов 2-6 Положения N 379, выразившееся в том, что учреждением не созданы в целях гражданской обороны объектовые запасы материально-технических, продовольственных, медицинских средств, не определены номенклатура и объемы запасов ГО, пункт и порядок выдачи запасов ГО.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Закона N 28-ФЗ организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Пунктом 3 Положения N 379 предусмотрено, что запасы материально-технических средств включают в себя специальную и автотранспортную технику, средства малой механизации, приборы, оборудование и другие средства, предусмотренные табелями оснащения соединений и воинских частей войск гражданской обороны, аварийно-спасательных формирований и спасательных служб. Запасы продовольственных средств включают в себя крупы, муку, мясные, рыбные и растительные консервы, соль, сахар, чай и другие продукты. Запасы медицинских средств включают в себя лекарственные, дезинфицирующие и перевязочные средства, индивидуальные аптечки, а также медицинские инструменты, приборы, аппараты, передвижное оборудование и другие изделия медицинского назначения. Запасы иных средств включают в себя вещевое имущество, средства связи и оповещения, средства радиационной, химической и биологической защиты, средства радиационной, химической и биологической разведки и радиационного контроля, отдельные виды топлива, спички, табачные изделия, свечи и другие средства.
Номенклатура и объемы запасов для обеспечения соединений и воинских частей войск гражданской обороны определяются исходя из табелей их оснащения (пункт 4 Положения N 379).
Номенклатура и объемы запасов для обеспечения аварийно-спасательных формирований и спасательных служб определяются исходя из норм оснащения и потребности обеспечения их действий в соответствии с планами гражданской обороны федеральных органов исполнительной власти и организаций, а также планами гражданской обороны и защиты населения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Согласно пункту 6 Положения федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации определяют номенклатуру и объемы запасов исходя из их потребности в военное время для обеспечения населения, аварийно-спасательных формирований и спасательных служб.
При этом с учетом подпункта "а" пункта 7 Положения N 379, под организациями понимаются организации, находящиеся в сфере ведения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, о чем свидетельствует и пункт 4 названного выше Административного регламента.
Доказательства того, что детский сад относится к таким организациям, управление не представило.
При этом необходимо отметить, что Положение N 379 предусматривает следующее предназначение запасов: для первоочередного обеспечения населения в военное время, оснащения спасательных воинских формирований МЧС России, аварийно-спасательных формирований и служб в случае возникновения военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
С учетом содержания названной нормы на МДОУ "Центр развития ребенка - детский сад N 10 "Веночек" не может быть возложена обязанность по созданию запасов в указанных целях.
Кроме того, номенклатура и объемы запасов определяются с учетом методических рекомендаций, разрабатываемых МЧС России (пункт 4 Положения N 379).
Согласно Методическим рекомендациям по определению номенклатуры и объемов создаваемых в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, накапливаемых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, утвержденным Минэкономразвития России 17.03.2011 и МЧС России 31.01.2011, организационно-методическое руководство и контроль за организацией создания и хранения запасов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций осуществляется МЧС России в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными документами МЧС России.
Однако предписание не содержит конкретных указаний, касающихся создания резервов финансовых и материальных ресурсов в целях гражданской обороны применительно к учреждению. В связи с этим предписание в рассматриваемой части не может быть признано соответствующим закону и по указанному основанию.
Ссылку административного органа на нарушение заявителем требований Положения о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств на территории Архангельской области, утвержденного постановлением главы администрации Архангельской области от 23.07.2007 N 49, апелляционный суд считает необоснованной, так как в соответствии с указом губернатора Архангельской области от 14.09.2011 N 137-у это Положение признано утратившим силу.
В пункте 4 оспариваемого предписания установлено нарушение требований статей 2, 9 Закона N 28-ФЗ, пунктов 2, 4, 6 Положения N 993, выразившееся в том, что работники организации не обеспечены средствами индивидуальной защиты.
В пункте 5 этого предписания отражено нарушение требования пунктов 2 - 6 Положения N 379, заключающееся в том, что работники организации не обеспечены медицинскими средствами индивидуальной защиты.
В силу пункта 8 Положения N 993 накопление средств индивидуальной защиты осуществляется для обеспечения проведения мероприятий ГО и защиты населения, проживающего на территориях и в населенных пунктах, указанных в пунктах 6 и 7 Положения N 993.
Согласно пункту 7 Положения N 993 обеспечению СИЗ в мирное время подлежит население, проживающее на территориях в пределах границ зон защитных мероприятий, устанавливаемых вокруг комплекса объектов по хранению и уничтожению химического оружия; на территориях в пределах границ зон возможного опасного радиоактивного, химического и биологического загрязнения при авариях на опасных объектах.
Доказательства нахождения детского сада на территории в пределах зон возможного загрязнения при авариях на опасных объектах отсутствуют.
Ответчик посчитал, что учреждение обязано обеспечить работников средствами индивидуальной защиты, так как город Новодвинск отнесен ко II группе по гражданской обороне.
В силу пункта 6 Положения N 993 население, проживающее на территориях, отнесенных к группам по гражданской обороне, подлежит обеспечению СИЗ в военное время. Однако управление не привело доказательства, подтверждающие необходимость функционирования учреждения в военное время.
Как следует из названной выше справки администрации муниципального образования "Город Новодвинск", МДОУ "Центр развития ребенка - детский сад N 10 "Веночек" мобилизационного задания не имеет и не привлекается к выполнению иных мобилизационных работ, не участвует в выполнении мероприятий по обеспечению жизнедеятельности населения, не является организацией, продолжающей свою деятельность в военное время.
Кроме того, из содержания пункта 4 данного Положения следует, что обеспечение средствами индивидуальной защиты осуществляется органами местного самоуправления в отношении работников этих органов и созданных ими муниципальных предприятий и учреждений.
Согласно уставу МДОУ "Центр развития ребенка - детский сад N 10 "Веночек" оно является муниципальным образовательным учреждением, его учредитель - муниципальное образование "Город Новодвинск" в лице администрации муниципального образования "Город Новодвинск".
Таким образом, в оспариваемом предписании на учреждение необоснованно возложена обязанность обеспечить его работников средствами индивидуальной защиты, в том числе медицинскими.
В пункте 12 предписания отражено нарушение пункта 16.3 Положения N 687, выразившееся в том, что детским садом не разработаны и не согласованы с органами местного самоуправления планы размещения работников и членов их семей в загородной зоне; не получены ордера на занятие жилых и нежилых зданий (помещений).
Согласно пунктам 16, 16.3 Положения N 687 организации в целях решения задач в области гражданской обороны в числе прочих мероприятий по эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы осуществляют разработку согласованных с органами местного самоуправления планов размещения работников и членов их семей в загородной зоне, получение ордеров на занятие жилых и нежилых зданий (помещений).
Положением об организации и ведении гражданской обороны в Архангельской области, утвержденным постановлением главы администрации Архангельской области от 02.10.2008 N 61, установлено, что требования этого Положения в пределах устанавливаемых полномочий распространяются на территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, осуществляющие деятельность на территории Архангельской области; на вспомогательные органы по проведению мероприятий гражданской обороны, создаваемые решением губернатора Архангельской области, в том числе на эвакуационную комиссию Архангельской области и комиссию по поддержанию устойчивости функционирования объектов жизнеобеспечения Архангельской области; на исполнительные органы государственной власти Архангельской области, уполномоченные решением губернатора Архангельской области на выполнение задач и (или) мероприятий гражданской обороны отраслевой экономической направленности на территории Архангельской области (исполнительные органы государственной власти Архангельской области); на организации различных форм собственности, уполномоченные решением правительства Архангельской области на выполнение задач и (или) мероприятий гражданской обороны отраслевой экономической направленности на территории Архангельской области (по согласованию); на организации различных форм собственности, привлекаемые на договорной основе правительством Архангельской области для выполнения работ (поставок товаров и (или) предоставления услуг), в целях обеспечения выполнения мероприятий гражданской обороны на территории Архангельской области.
Исполнительные органы государственной власти Архангельской области, органы местного самоуправления в соответствии с установленными федеральным законодательством полномочиями, а также организации в целях решения задач по гражданской обороне в числе прочих мероприятий по эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы осуществляют организацию планирования, подготовки и проведения эвакуации; подготовку районов размещения эвакуируемого населения, мест хранения материальных и культурных ценностей (пункт 31 этого Положения).
МДОУ "Центр развития ребенка - детский сад N 10 "Веночек" не относится к исполнительным органам государственной власти Архангельской области и к органам местного самоуправления, а также к организациям, наделенным полномочиями в целях решения задач по гражданской обороне, поэтому на него необоснованно возложена обязанность по разработке и согласованию с органами местного самоуправления планов размещения работников и членов их семей в загородной зоне, а также по получению ордеров на занятие жилых и нежилых зданий (помещений).
В пунктах 7, 8, 9, 10 предписания управление указало на то, что в учреждении не создана группа по повышению устойчивости функционирования организации в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени; не разработано и не утверждено в установленном порядке положение о группе по ПУФ; не проводятся исследования по устойчивости функционирования зданий группой по ПУФ; не разработан план мероприятий по повышению устойчивого функционирования организации, эксплуатируемых учреждением, в условиях ЧС военного времени.
По мнению административного органа, детским садом не выполнены требования, установленные в статье 9 Закона N 28-ФЗ и в пунктах 6, 7, 10, 11 Положения N 156-па, а также пункта 16.13 Положения N 687.
Устойчивость функционирования объекта экономики в мирное время - это способность в условиях возникновения опасностей, вызванных источниками природного и техногенного характера, производить продукцию (оказывать услуги) в установленных номенклатуре, объемах и сроках с целью обеспечения жизнедеятельности населения; устойчивость функционирования объекта экономики в военное время - это способность производить продукцию в установленных номенклатуре, объемах и сроках, а также обеспечение жизнедеятельности персонала соответствующих предприятий в условиях войны.
Пунктом 1 статьи 9 названного Закона в том числе определено, что организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время.
Вместе с тем данной статьей конкретно не определен перечень мероприятий, на которые указано управлением в пунктах 7-10 предписания.
Нормы Положения N 156-па, как следует из его содержания, распространяются на объекты экономики, к числу которых не отнесены дошкольные образовательные учреждения.
Учитывая статус МДОУ "Центр развития ребенка - детский сад N 10 "Веночек", которое является дошкольным образовательным учреждением и не отнесено к организациям, обеспечивающим жизнедеятельность населения, и к объектам экономики, а также отсутствие доказательств того, что оно входит в единую государственную систему гражданской обороны, из вышеприведенных нормативных правовых актов нельзя сделать вывод, что учреждение является обязанным исполнять требования, содержащиеся в указанных пунктах предписания.
При таких обстоятельствах предписание не может быть признано соответствующим тем нормам, ссылки на которые в нем приведены.
При этом апелляционный суд считает, что в части пунктов предписания нарушения выражены абстрактными формулировками, носят обобщенный характер, в них отсутствуют указания на конкретные мероприятия, которые учреждение должно осуществить для выполнения предписания, что делает невозможным его надлежащее исполнение предписания.
В апелляционной жалобе административным органом не приведено никаких доводов по выявленным фактам нарушений, отраженных в предписании, опровергающих выводы суда первой инстанции.
С учетом указанных обстоятельств в совокупности предписание административного органа подлежит признанию недействительным.
Ошибочное указание судом первой инстанции на нормативные документы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера не привело к принятию по существу неправильного решения.
Ссылка подателя жалобы на неверное распределение судом расходов по госпошлине является несостоятельной ввиду следующего.
Распределение судебных расходов между лицами, участвующими в деле, регламентировано статьей 110 АПК РФ. В силу части 1 данной статьи судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
По смыслу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации и в силу пункта 5 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" (в редакции информационного письма от 11.05.2010 N 139) государственные органы освобождаются от уплаты государственной пошлины, а не от возмещения судебных расходов.
Если судебный акт принят не в пользу государственного органа (органа местного самоуправления), расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат возмещению этим органом в составе судебных расходов (часть 1 статьи 110 АПК РФ).
Освобождение государственных органов от уплаты госпошлины на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации не влечет за собой освобождение от исполнения обязанности по возмещению судебных расходов, понесенных стороной, в пользу которой принято решение, в соответствии со статьей 110 АПК РФ.
Аналогичный правовой подход изложен в постановлениях Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 05.03.2012 по делу N А42-3755/2011, от 29.02.2012 по делу N А56-17418/2011. Таким образом, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал материалы и обстоятельства дела, дал им надлежащую правовую оценку.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Поскольку в удовлетворении апелляционной жалобы управлению отказано, однако в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации оно освобождено от уплаты госпошлины в качестве истца и ответчика при обращении в арбитражный суд, госпошлина не взыскивается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 15 июня 2012 года по делу N А05-3929/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу отдела надзорной деятельности города Новодвинска Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Архангельской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.И. Смирнов |
Судьи |
Н.Н. Осокина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-3929/2012
Истец: МДОУ "Центр развития ребенка - детский сад N 10 "Веночек"
Ответчик: отдел надзорной деятельности г. Новодвинска УНД Главного управления МЧС России по Архангельской области, отдел надзорной деятельности г. Новодвинска УНД ГУ МЧС России по Архангельской области