г. Вологда |
|
31 августа 2012 г. |
Дело N А13-16637/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 августа 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 августа 2012 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Шадриной А.Н., судей Носач Е.В. и Романовой А.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Петровой Н.С.,
при участии от Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" Воробьева С.В. по доверенности от 10.02.2012,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 27 апреля 2012 года по делу N А13-16637/2011 (судья Попова С.В.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Статус" (ОГРН 1083537000128; далее - ООО "Статус", Общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с исковым заявлением к федеральному бюджетному учреждению "Кадастровая палата" по Вологодской области об изменении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 35:24:0202044:388 на 33 216 000 руб. и земельного участка с кадастровым номером 35:24:0202044:389 на 7 412 000 руб.
Определением суда от 16 января 2012 года к участию в деле в качестве второго ответчика привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области (ОГРН 1043500093889; далее - Управление Росреестра).
Определением суда от 02 февраля 2012 года произведена замена ответчика - федерального бюджетного учреждения "Кадастровая палата" по Вологодской области на правопреемника - федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ОГРН 1023500873802; далее - ФГБУ "Федеральная кадастровая палата", Учреждение).
Определением суда от 02 марта 2012 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен индивидуальный предприниматель Янушевский Анатолий Петрович.
Истец в ходе рассмотрения дела уточнил исковые требования, просил суд установить рыночную стоимость следующих земельных участков: земельного участка с кадастровым номером 35:24:0202044:388, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации и обслуживания зданий и строений производственной базы, общей площадью 24240_54 кв.м, расположенного по адресу: Вологодская область, город Вологда, Советский проспект, - в размере 33 216 000 руб.; земельного участка с кадастровым номером 35:24:0202044:389, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации и обслуживания зданий и строений производственной базы, общей площадью 5108_25 кв.м, расположенного по адресу: Вологодская область, город Вологда, Советский проспект, - в размере 7 412 000 руб.; обязать ФГБУ "Федеральная кадастровая палата" в лице филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата" по Вологодской области внести указанные рыночные стоимости земельных участков соответственно в качестве новых кадастровых стоимостей земельных участков с кадастровыми номерами 35:24:0202044:388 и 35:24:0202044:389 в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в законную силу решения суда.
Уточнение исковых требований принято судом.
Решением суда от 27 апреля 2012 года исковые требования удовлетворены в полном объеме за счет ФГБУ "Федеральная кадастровая палата". В удовлетворении требований к Управлению Росреестра отказано. С ФГБУ "Федеральная кадастровая палата" в пользу Общества взыскано 8000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата" с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить. Доводы подателя жалобы сводятся к тому, что Учреждение является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу, поскольку истец не оспаривает действия или бездействие Учреждения, фактически между истцом и органом кадастрового учета отсутствует спор о праве.
В судебном заседании представитель апеллянта поддержал изложенные в жалобе доводы.
Управление Росреестра в отзыве считает исковые требования не подлежащими удовлетворению.
Общество в отзыве просит апелляционную коллегию решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Общество, Управление Росреестра и третье лицо о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили; Управление Росреестра заявило ходатайство о рассмотрении дела без участия своего представителя. Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, истец является собственником земельного участка с кадастровым номером 35:24:0202044:388, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации и обслуживания зданий и строений производственной базы, общей площадью 24 240 кв.м, расположенного по адресу: Вологодская область, город Вологда, Советский проспект, а также земельного участка с кадастровым номером 35:24:0202044:389, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации и обслуживания зданий и строений производственной базы, общей площадью 5108 кв.м, расположенного по адресу: Вологодская область, город Вологда, Советский проспект. Право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 28.07.2011, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права серии 35-АБ N 010025, 010026. Данные земельные участки образованы в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 35:24:0202044:352, принадлежавшего истцу. В соответствии с кадастровыми паспортами площадь земельного участка с кадастровым номером 35:24:0202044:388 - 24240_54 кв.м; площадь земельного участка с кадастровым номером 35:24:0202044:389 - 5108_25 кв.м.
Постановлением правительства Вологодской области от 30 декабря 2009 N 2154 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Вологодской области" утверждены новые результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Вологодской области, вступившие в силу с 01 января 2011 года.
В результате проведенной государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость принадлежащего истцу на праве собственности земельного участка с кадастровым номером 35:24:0202044:388 установлена в размере 84 367 077 руб. 60 коп., земельного участка с кадастровым номером 35:24:0202044:389 - в размере 17 778 342 руб. 92 коп.
Согласно отчету об оценке рыночной стоимости недвижимого имущества от 28.07.2011 N 54-11/Н, выполненному оценщиком Янушевским Анатолием Петровичем, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 35:24:0202044:388, расположенного по адресу: город Вологда, Советский проспект, определенная по состоянию на 28.07.2011, составляет 33 216 000 руб., рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 35:24:0202044:389, расположенного по адресу: город Вологда, Советский проспект, определенная по состоянию на 28.07.2011, - 7 412 000 руб.
Полагая, что кадастровая стоимость земельных участков должна быть установлена в размере их рыночной стоимости, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, рассмотрев заявленные требования, признал их обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Апелляционная коллегия считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Истец, будучи собственником земельных участков с кадастровыми номерами 35:24:0202044:388 и 35:24:0202044:389, является по смыслу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) плательщиком земельного налога в отношении данных участков. При этом в силу статьи 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Судом первой инстанции установлено и Обществом не оспаривается, что кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 35:24:0202044:388 и 35:24:0202044:389 определена в соответствии с требованиями нормативных документов.
Вместе с тем пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ (в ред. Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ) установлено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Статья 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности), которая была введена Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ, также предусматривает, что одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с подпунктом 11 пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) в государственный кадастр недвижимости подлежат включению сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.
Из пункта 3 статьи 16 Закона N 221-ФЗ следует, что орган кадастрового учета вправе осуществить кадастровый учет в связи с изменением сведений об объекте недвижимости, в том числе и о его кадастровой стоимости; при этом в пункте 4 названной статьи в качестве основания для возложения обязанности по учету изменений в отношении объекта недвижимости указано решение суда.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума от 28.06.2011 N 913/11, установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
При этом достоверность определения кадастровой стоимости принадлежащих истцу земельных участков с кадастровыми номерами 35:24:0202044:388 и 35:24:0202044:389, как и нормативный акт о ее утверждении, предметом оспаривания по настоящему делу не являются.
Согласно представленному истцом в обоснование заявленных требований отчету N 54-11/Н об оценке рыночной стоимости недвижимого имущества, выполненному оценщиком Янушевским А.П., рыночная стоимость принадлежащих Обществу земельных участков по состоянию на 28.07.2011 составила: для земельного участка с кадастровым номером 35:24:0202044:388 - 33 216 000 руб.; для земельного участка с кадастровым номером 35:24:0202044:389 - 7 412 000 руб.
Данный отчет свидетельствует о том, что кадастровая стоимость земельных участков более чем в 2 раза превышает их рыночную стоимость.
Оценив указанный отчет в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с точки зрения его соответствия требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, а также с точки зрения имеющейся в нем информации и статистического анализа информации о рыночной стоимости земельных участков, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что отчет N 54-11/Н оценщика Янушевского А.П. отвечает предъявленным к отчетам оценки требованиям, содержит необходимые реквизиты. Достоверность и правильность данного отчета подтверждена экспертным заключением от 18.11.2011 N 154, выполненным НП "Саморегулируемая организация ассоциации Российских магистров оценки".
В связи с этим суд установил рыночную стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 35:24:0202044:388 и 35:24:0202044:389 в соответствии с данным отчетом.
Апелляционная коллегия не находит правовых оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции.
Ответчик не оспорил представленный истцом отчет о рыночной стоимости земельных участков, не представил доказательств, свидетельствующих об иной, нежели в отчете оценщика, величине рыночной стоимости участков.
Доводы подателя жалобы отклоняются арбитражным апелляционным судом в связи со следующим.
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 определена правовая позиция, согласно которой права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости рыночной стоимости, подлежат защите путем изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. При этом, поскольку заявленные обществом требования, по существу, имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, такое требование, предъявленное к органу кадастрового учета, осуществляющему в том числе и функции по государственной кадастровой оценке, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства.
В силу изложенного требование именно к органу кадастрового учета и в исковом порядке Обществом заявлено обоснованно.
Истец воспользовался правами, предусмотренными главой III.1 "Государственная кадастровая оценка" Закона об оценочной деятельности, устанавливающей специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.
Согласно правилам пункта 3 статьи 66 ЗК РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221 "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (далее - орган кадастрового учета).
В силу пункта 2 статьи 3 названного Закона предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 настоящего Федерального закона, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения. В целях применения установленных настоящим Федеральным законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета.
В соответствии с приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11.03.2010 N П/93 "О наделении федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета" федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Вологодской области выполняет функции по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости.
Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 26.12.2011 N 531 ФГБУ "Федеральная кадастровая палата" с 01.03.2012 наделена полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение количественных и (или) качественных характеристик. На территории Вологодской области полномочия осуществляет филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата" по Вологодской области.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что надлежащим ответчиком по настоящему делу является ФГБУ "Федеральная кадастровая палата".
Расходы по уплате государственной пошлины распределены судом первой инстанции в соответствии с положениями статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Поскольку судом первой инстанции полно исследованы обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не установлено, апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения состоявшегося судебного акта.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 27 апреля 2012 года по делу N А13-16637/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Н. Шадрина |
Судьи |
Е.В. Носач |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-16637/2011
Истец: ООО "Статус"
Ответчик: Управление Росреестра по Вологодской обл., ФГБУ "Федеральная кадастровая палатаФедеральной службы государственной регистрации, кадастра а картографии", Филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной сулужбы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Вологодской обл.
Третье лицо: Янушевский Анатолий Петрович