город Омск |
|
04 сентября 2012 г. |
Дело N А75-1968/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 августа 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 сентября 2012 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Золотовой Л.А.,
судей Лотова А.Н., Сидоренко О.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Черемновой И.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-5805/2012) Открытого акционерного общества "Обьнефтегазгеология"
на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 30.05.2012 по делу N А75-1968/2012 (судья Кущева Т.П.),
принятое по заявлению Открытого акционерного общества "Обьнефтегазгеология"
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,
при участии в судебном заседании представителей:
от открытого акционерного общества "Обьнефтегазгеология" - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
установил:
Открытое акционерное общество "Обьнефтегазгеология" (далее - заявитель, Общество) обратилось с арбитражный суд с заявлением о признании незаконным постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее -ответчик, административный орган, Управления Росприроднадзора по ХМАО-Югре) N 2051-ВК/34 от 09.12.2011 года о назначении административного наказания и представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения N 76 ВК/34 от 09.12.2011 года об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения.
Решением от 30.05.2012 по делу N А75-1968/2012 в удовлетворении требований заявителя было отказано, поскольку материалами дела подтвержден факт совершения заявителем вмененного ему административного правонарушения.
Признавая предписание административного органа законным и обоснованным, суд первой инстанции исходил из того, что материалами дела подтвержден тот факт, что Обществом не ведется контроль за объектами размещения опасных отходов, в частности, наблюдение за состоянием загрязнения подземных вод, а, следовательно, не соблюдаются требования действующего законодательства.
Суд первой инстанции в своем решении указал, что ОАО "ОНГГ", захоронило отходы производства IV класса опасности не в предназначенном для этого месте - шламовом амбаре, поскольку у заявителя отсутствует разрешение государственного федерального органа на право создания шламовых амбаров как объектов размещения отходов.
Также суд первой инстанции указал, что материалами дела подтвержден факт непредставления Обществом сведений для регистрации объектов размещения отходов (шламовых амбаров) в региональном кадастре ХМАО-Югры, в связи с чем, оспариваемое предписание в соответствующей части является правомерным.
В апелляционной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, неполное выяснение фактических обстоятельств дела, просит решение отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя.
По утверждению подателя жалобы, на сегодняшний день специальный порядок ведения мониторинга федеральными органами исполнительной власти в области обращения отходов не установлен, действия организаций-недропользователей в части мониторинга состояния окружающей среды не определены.
В обоснование своей позиции податель жалобы отмечает, что суд первой инстанции неправомерно положил в основу своих выводов Рекомендации по организации экологического мониторинга и производственного контроля, утв. Государственным комитетом РФ по строительству и ЖКХ 15.03.2005, поскольку таковые носят рекомендательный характер.
Также податель жалобы отмечает, что шламовые амбары были построены согласно лицензии (разрешения) на осуществление определенной деятельности и в соответствии с проектной документацией, прошедшей государственную экспертизу. Конструкция шламового амбара, определенная вышеназванными проектными документами, исключает возможное негативное воздействие на окружающую среду. Все проекты, согласно представленным положительным заключениям, соответствуют действующему законодательству, в том числе всем необходимым санитарным нормам и правилам.
Кроме того, податель жалобы отмечает, что положения пункта 1.2. Санитарных правил СП 2.1.5.1059-01, на которые ссылается Росприроднадзор и суд в вынесенном решении, относятся к водоотведению населенных мест и распространяются лишь на подземные воды, используемые или потенциально пригодные к использованию для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и лечебных целей, что в данном случае не имеет место ввиду удаленности Тайлаковского лицензионного участка от населенных пунктов.
Также податель жалобы отмечает, что суд первой инстанции не учел того обстоятельства, что в материалах дела имеется сопроводительное письмо N ШД-144 от 24.02.2011, свидетельствующее о том, что Обществом в Управление Росприроднадзора по ХМАО-Югре были направлены Сведения об объектах размещения отходов на бумажном носителе и в электронном виде.
В представленном в апелляционный суд отзыве на жалобу заявителя административный орган выразил свое несогласие с доводами жалобы, считает решение суда первой инстанции законным, обоснованным и не подлежащим отмене или изменению.
Стороны, извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание суда не явились, что в порядке пункта 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Суд апелляционной инстанции, исследовав материалы дела, изучив апелляционную жалобу, отзыв на нее, установил следующие обстоятельства.
В ходе проведения Управлением административного расследования было установлено, что шламовые амбары, расположенные на кустовых площадках Тайлаковского лицензионного участка являются объектами размещения опасных отходов бурового шлама. На территории лицензионного участка в 40 шламовых амбарах размещены отходы бурения (буровые шламы), мониторинг за загрязнением подземных грунтовых вод в местах размещения опасных отходов не проводится. Отсутствие обустроенных объектов размещения отходов и не проведение мониторинга за состоянием окружающей среды может привести к угрозе причинения вреда животным, растениям, окружающей среде. Количество размещенного бурового шлама на объектах размещения опасных отходов составляет 165221,16 тонн.
По данному факту определением от 28.10.2011 N 1635-ВК/34 было возбуждено дело об административном правонарушении и проведении административного расследования (т. 1 л.д. 86-88).
В ходе проведения административного расследования и истребования сведений, ОАО "Обьнефтегазгеология" не представило данные:
- о регистрации объектов размещения отходов (шламовых амбаров) в региональном кадастре ХМАО-Югры, для обоснования хранения (размещение на срок более 6 месяцев) и/или захоронения отходов бурения в шламовых амбаров, согласно п.1 ст. 12 ФЗ "Об отходах производства и потребления";
- предусмотренные законодательством результаты мониторинга по объектам размещения отходов (шламовые амбары, где размещены опасные отходы) в соответствии с мероприятиями по организации производственного контроля и локального экологического мониторинга объекта размещения отходов, контроль за объектами размещения опасных отходов не ведется в части наблюдения за состоянием загрязнения подземных вод;
- санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии гигиеническим требованиям выбранного участка для размещения шламовых амбаров, как объектов размещения отходов согласно пункта 3.6 Санитарных правил СП 2.1.5.1059-01, пункта 5.7 СанПиН 2.6.6.1169-02 и общих требований СанПин 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления, утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 30.04.2003 года.
Указанные обстоятельства послужили основанием для выводов административного органа о нарушении Обществом требований законодательства в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления, а именно: части 1, 2 статьи 39, статьи 46 Федерального закона "Об охране окружающей среды" N 7-ФЗ от 10.01.2002, статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации, п.п.1,2,3,4,6 статьи 12 Федерального закона N89 от 24.06.1998 "Об отходах производства и потребления", пункта 3,6 раздел V Санитарных правил СП 2,1,5,1059-01 "Гигиенических требований к охране подземных вод от загрязнения, п.5,7 СанПиНа 2.6.6.1169-02 "Обеспечение радиационной безопасности при обращении с производственными отходами с повышенным содержанием природных радионуклидов на объектах нефтегазового комплекса РФ", СанПиН 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления", Приказ Минприроды РФ и Роскомзема от 2212.1995 г. N525/67 "Об утверждении Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы".
По факту выявленного нарушения административным органом 25.11.2011 составлен протокол об административном правонарушении по признакам правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (т. 1 л.д. 109-114).
Представлением от 09.12.2011 N 76-ВК/34 обществу указано на необходимость в течение месяца устранить выявленные нарушения (т. 1 л.д.10-11).
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении 09.12.2011 вынесено постановление N 2051-ВК/34 о назначении административного наказания, согласно которому общество привлечено к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 100 000 рублей (т. 1 л.д. 41-47).
Не согласившись с указанным постановлением и предписанием, Общество обратилось с вышеназванным заявлением в арбитражный суд.
Решением от 30.05.2012 по делу N А75-1968/2012 в удовлетворении требований заявителя было отказано.
Означенное решение суда первой инстанции обжалуется в Восьмой арбитражный апелляционный суд.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Российской Федерации несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Правовые основы деятельности предприятий в области обращения с отходами производства и потребления регулируются Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства потребления".
В соответствии со статьей 1 вышеуказанного Федерального закона обращением с отходами является деятельность по сбору, использованию обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" устанавливает особые требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы: объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов, ведение которого осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона N 89-ФЗ от 24.06.1998 "Об отходах производства и потребления" определено, что объект размещения отходов это специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое), то есть объект размещения должен быть специально оборудован и включать природоохранные сооружения, направленные на снижение негативного воздействия окружающую среду, например, устройство гидроизоляции стенок и дна объекта размещения отходов, отвод промышленных и ливневых стоков, противофильтрационные канавы.
Как было установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, ОАО "Обьнефтегазгеология" не представило данные о регистрации объектов размещения отходов (шламовых амбаров) в федеральном реестре размещения отходов, для обоснования хранения (размещение на срок более 6 месяцев) и/или захоронения отходов бурения в шламовых амбаров, согласно пункта 1 статьи 12 Федерального закона N 89-ФЗ от 24.06.1998 "Об отходах производства и потребления".
В ходе административного расследования не представлены предусмотренные законодательством результаты мониторинга по объектам размещения отходов (шламовые амбары, где размещены опасные отходы) в соответствии с мероприятиями по организации производственного контроля и локального экологического мониторинга объекта размещения отходов, контроль за объектами размещения опасных отходов не ведется в части наблюдения за состоянием загрязнения подземных вод.
Апелляционный суд находит названные обстоятельства установленными материалами дела, а, доводы подателя жалобы несостоятельными.
Податель жалобы отмечает, что шламовые амбары образованы им в соответствии с проектной документацией, а, следовательно, заявитель правомерно хранил в них буровой шлам.
Апелляционный суд считает, что в конкретной, спорной ситуации у заявителя отсутствовали правовые основания для размещения опасных отходов в ряде шламовых амбаров, в связи с чем постановление административного органа и оспариваемое предписание в соответствующей части правомерно были признаны судом первой инстанции обоснованными.
Так, Шламовый амбар - это сооружение, предназначенное для централизованного сбора, обезвреживания токсичных промышленных отходов бурения нефтяных скважин (буровой шлам, отработанные буровые отходы). Используемые при строительстве нефтяных скважин технологические жидкости, а также поднятые на поверхность буровые растворы содержат токсические вещества и химические реагенты. Амбарная технология бурения предполагает временное накопление в шламовых амбарах буровых отходов.
Согласно заключений государственной экспертизы предусмотрено, что после окончания работ шламовые амбары кустов скважин подлежат ликвидации, а участки, на которых они располагались, рекультивируются. В результате грубого нарушения норм действующего законодательства и заключения государственной экспертизы по рабочему проекту "Обустройство Тайлаковского месторождения нефти" общество не ликвидировало и не рекультивировало шламовые амбары, которые в настоящее время и являются объектами размещения опасных отходов - бурового шлама.
Требования к объектам размещения отходов установлены статьей 12 Федерального закона N 89-ФЗ от 24.06.1998 "Об отходах производства и потребления". Согласно определению понятия "объект размещения отходов", закрепленному статьей 1 Федерального закона N 89-ФЗ от 24.06.1998 "Об отходах производства и потребления", данным объектом признается только специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов. Поскольку шламовые амбары, расположенные на кустах Тайлаковского лицензионного участка являются объектами размещения опасных отходов- бурового шлама к ним и применяются специальные требования, снижающие уровень негативного воздействия отходов на окружающую среду в том числе предотвращения загрязнения подземных вод, установленные СП 2.1.5.1059-01, СанПин 2.1.7.1322-03.
В частности предприятием не представлено санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии гигиеническим требованиям выбранного участка для размещения шламового амбара, как объекта размещения отходов согласно пункта 3.6 Санитарных правил СП 2.1.5.1059-01, п.5.7 СанПиН 2.6.6.1169-02 и общих требований СанПин 2.1.7.1322-03 утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 30.04.2003 года.
Статья 1 Федерального закона N 89-ФЗ от 24.06.1998 "Об отходах производства и потребления" указывает, что объект размещения отходов - это специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвосто-хранилище, отвал горных пород и другое).
Под полигонами по обезвреживанию и захоронению промышленных и бытовых отходов понимаются сооружения для размещения промышленных и бытовых отходов, обустроенные и эксплуатируемые в соответствии с проектами. Шламонакопители и хвостохранилища - это сооружения для размещения хвостов обогащения полезных ископаемых, осадков сточных вод, шламов, шлаков, зол, илов и т.п., жидких, пастообразных или твердых отходов, обустроенные и эксплуатируемые в соответствии с проектами.
Организация и проведение экологического мониторинга и производственного контроля осуществляется на основе Федерального Закона N 7-ФЗ от 10.01.2002 "Об охране окружающей среды" с целью обеспечения экологически безопасного обращения с отходами производства и потребления, своевременного выявления источников риска и предотвращения влияния на население и объекты окружающей среды.
Статьей 11 Федерального Закона N 89-ФЗ от 24.06.1998 "Об отходах производства и потребления" установлена, в том числе, обязанность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
Следовательно, общество обязано соблюдать при осуществлении своей производственной деятельности, в результате которой образуются отходы, требования Закона об отходах производства и потребления, в том числе экологические и санитарно-эпидемиологические требования, установленные действующим законодательством.
Рекомендации по организации экологического мониторинга и производственного контроля, утвержденные Государственным комитетом Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу 15.03.2005 г. определяют, что соблюдение требований по экологической безопасности полигона контролируется программами экологического мониторинга и производственного контроля. Объектами мониторинга и контроля являются источники и потоки эмиссии вредных веществ в окружающую среду в зоне влияния объекта размещения отходов. Согласно раздела 5 Рекомендаций по организации экологического мониторинга и производственного контроля полигонов захоронения твердых бытовых и промышленных отходов, утвержденных Государственным комитетом Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу 15.03.2005 г. мониторинг поверхностных и подземных вод в зоне влияния полигона осуществляется с целью оценки влияния фильтрационных вод полигона на состояние водных объектов, оценки миграции загрязнения в водотоках и донных отложениях. Согласно п.5.3. настоящих Рекомендаций при отсутствии системы сбора, отведения и очистки фильтрационных вод создается наблюдательная сеть, включающая скважины в рабочем теле полигона и за его пределами, створы наблюдения в поверхностных водных объектах. Анализ состава ФВ проводиться в водопроявлениях и поверхностных скоплениях, скважинах и колодцах, системах поверхностного водоотведения. При наличии систем сбора, отведения и очистки ФВ наблюдательная сеть включает: выпуск очищенных фильтрационных вод, системах поверхностного водоотведения, створы наблюдения в водных объектах. В соответствии с пунктом 5.10. Рекомендаций периодичность гидрохимических наблюдений и тип программы зависят от особенностей конкретного полигона, но не менее одного раза в квартал по сокращенной программе, не менее двух раз в год по полной программе. Перечень контролируемых пунктов и створов наблюдений согласно пункта 5.11. Рекомендаций в сети контрольных пунктов и створов наблюдений должен включать следующие показатели качества воды водотоков и водоемов: органолептические (запах, цвет, прозрачность), общие санитарные (рН, БПК растворенный кислород, взвешенные вещества), показатели химического состава с обязательным включением показателей из таблицы 5.2. Рекомендаций. Нормативное содержание показателей оценивается по ПДК для объектов рыбо-хозяйственного назначения. В створах наблюдения проводиться анализ донных отложений и анализ содержания в них ионов металлов, хлорор-ганических соединений.
Пунктом 2 ГОСТ17.1.3.06-82 Общие требования к охране подземных вод указано, что при осуществлении хозяйственной деятельности должно быть исключено попадание загрязняющих веществ в подземные воды из источников их загрязнения. Пункт 3 того же ГОСТа определяет, что мероприятия по охране вод от загрязнения должны быть основаны на данных инженерно-геологических изысканий, фильтрационных расчетах и прогнозах миграции загрязняющих веществ в подземных водах с учетом особенностей загрязняющих веществ.
Апелляционный суд находит несостоятельной и правомерно отклоненной судом первой инстанции ссылку предприятия, о том, что к объектам размещения опасных отходов бурового шлама не применяются специальные требования, снижающие уровень негативного воздействия отходов на окружающую среду, в том числе предотвращения загрязнения подземных вод, установленные СП 2.1.5.1059-01, поскольку пункт 5.2. раздела V Требования к организации контроля за охраной подземных вод СП 2.1.5.1059-01 предусматривает обязательность производственного контроля со стороны юридических лиц, деятельность которых прямо или косвенно оказывает влияние на качество подземных вод. Пунктом 5.3 установлены требования производственного контроля за влиянием хозяйственной деятельности на качество подземных вод в том числе при - эксплуатации объектов складирования ТБО, промотходов, ядохимикатов и других отходов. Пункт 1.3. Настоящих Санитарные правила обязательны для соблюдения индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, гражданами, деятельность которых связана с проектированием, строительством и эксплуатацией объектов по добыче питьевых подземных вод, и других хозяйственных и иных объектов, деятельность которых оказывает или может оказывать влияние на состояние подземных вод, а также для организаций, осуществляющих управление и контроль в области охраны подземных вод в соответствии с законодательством Российской Федерации. Нефтяной шлам в силу своих физико-химических свойств является веществом, которое при попадании на объекты природной среды, безусловно, вызывает их загрязнение.
Ссылка заявителя о том, что в данном случае подземные воды, расположенные в месте размещения отходов, для нужд населения не используется и не планируется к использованию, учитывая отдаленность территории от населенных пунктов судом первой инстанции правомерно была признана несостоятельной, поскольку исходя из смысла вышеуказанных Санитарных правил обязательность производственного контроля предусматривается со стороны юридических лиц, деятельность которых может прямо и косвенно оказывать влияние на качество подземных вод. Санитарные правила обязательны для соблюдения не только при осуществлении деятельности связанных с проектированием, строительством и эксплуатацией объектов по добыче питьевых подземных вод, но и других хозяйственных и иных объектов, деятельность которых оказывает или может оказывать влияние на состояние подземных вод. Деятельность общества по осуществлению нефтедобычи и размещению и хранению производственных отходов на объектах размещения отходов без проведения производственного контроля согласно Рекомендациям непосредственно влияет на качество подземных вод.
Как было установлено судом первой инстанции, по запросу Управления Росприроднадзора по ХМАО-Югре Управление федерального агентства по недропользованию ХМАО-Югры предоставило информацию о наличии водоносных горизонтов используемых или потенциально возможных к использованию на территории Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, в соответствии с проведенной научно-исследовательской работой "Оценкой обеспеченности населения ХМАО ресурсами подземных вод для хозяйственно-питьевого водоснабжения". Согласно "Оценки обеспеченности населения ХМАО ресурсами подземных вод для хозяйственно-питьевого водоснабжения" выполненной гидроэкологической научно-производственной и проектной фирмой ГИДЕК и утвержденного департаментом по нефти и газу и природным ресурсам Ханты-Мансийского автономного округа 24 декабря 2001 года в соответствии со специальным гидрогеологическим районированием район совместного развития неоген-четвиртичного и атлым- новоми-хайловского водоносных комплексов, где целевым для хозяйственно-питьевого водоснабжения является последний. Атлым-новомихайловский комплекс за счет своих ресурсов обеспечивает водоснабжение крупных потребителей центральной части округа. Общая площадь района 413,2 тыс.кв.км. Район совместного развития неоген-четвиртичного, атлым-новомихайловского и тав-динского водоносных комплексов занимает территории Сургутского и Нижневартовского районов. Здесь для хозяйственно-питьевого водоснабжения населения используются ресурсы, не только атлым-михайловского, но и тавдинского ВК, поскольку последний тут развит в песчаных фракциях и представляет собой коллектор с промышленной водоносностью. Воды комплекса напорные. Статистические уровни в пойме реки Оби фиксируются на глубине 0-0,5м; в пределах террасового ряда- 5-30м., на водоразделах устанавливаются в зависимости от абсолютных отметок поверхности. В течение года наблюдается колебания статистических уровней, амплитуда которых составляет 0,9-3,5м. Распределение напоров в естественных условиях и смежных с ним вышезале-гающих водоносных горизонтов по площади и в разрезе определяет области питания и разгрузки. Именно за счет ресурсов подземных вод атлым-новомихайловского водного комплекса организовано централизованное хозпитьевое водоснабжение крупных и мелких потребителей ХМАО на территории его развития.
Материалами дела подтверждается, что факты нарушения природоохранительного законодательства (не ведения производственного контроля на объектах размещения опасных отходов) установлены в ходе проведения административного расследования, а первичная информация установлена в ходе внеплановый проверки выполнения требований организации зоны санитарной охраны подземного водозабора - артезианских скважин N 21-э, N 22-э на ОБП Тайлаковского месторождения в соответствии с требованиями Водного кодекса Российской Федерации и Сан-ПиН2.1.4.1110-02. на Тайлаковском лицензионном участке, в непосредственной близости с объектами размещения опасных отходов - шламовых амбарах.
Абзацем 5 пункта 3.1 Санитарных правил СП 2.1.5.1059-01 "Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнения" установлено, что санитарная охрана подземных вод осуществляется при организации и эксплуатации полигонов твердых бытовых отходов, промышленных отходов, хранилищ радиоактивных отходов, шламохранилищ, золоотвалов. Пункт 5.2. раздела V Санитарных правил СП 2.1.5.1059-01 "Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнения" определяет, что производственный контроль за влиянием хозяйственной деятельности на подземные воды обеспечивают юридические лица или индивидуальные предприниматели, деятельность которых прямо или косвенно оказывает влияние на качество подземных вод. Измерения выполняются в лабораториях, аккредитованных (аттестованных) в установленном порядке.
Пунктом 5.3, 5.4. раздела V Санитарных правил СП 2.1.5.1059-01 "Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнения" установлено, что производственный контроль за влиянием хозяйственной деятельности на качество подземных вод предусматривается в обязательном порядке при эксплуатации объектов складирования твердо бытовых отходов (ТБО), про-мотходов, ядохимикатов и других отходов. При выполнении производственного контроля следует ориентироваться на показатели, критериями, для выбора которых служат данные о характере хозяйственной деятельности, геохимических особенностях территории, прогнозируемом качестве подземных вод.
Согласно, пункта 5.6., 5.7 санитарных правил СП 2.1.5.1059-01 периодичность производственного контроля должна обеспечивать достоверную информацию, позволяющую предотвратить опасность загрязнения, но не реже 1 раза в месяц, при анализе результатов производственного контроля учитывается динамика уровней контролируемых показателей относительно фоновых величин. Данная программа не представлена. Государственный стандарт Российской Федерации ГОСТ 51592-2000 "Вода, Общие требования к отбору проб" устанавливает общие требования к отбору, транспортированию и подготовке к хранению проб воды, предназначенных для определения показателей ее состава и свойств. Пунктом 6.3 раздела 6 "Требования к оформлению результатов отбора проб" ГОСТ 51592-2000 установлено, что результаты отбора проб заносят в акт об отборе, который должен содержать следующую информацию:
- расположение и наименование места отбора проб, с координатами и любой другой информацией о местонахождении; дату отбора; метод отбора; время отбора; климатические условия при отборе проб; температуру воды при отборе пробы (при необходимости; метод подготовки к хранению (при необходимости); цель исследования воды; другие данные в зависимости от цели отбора проб; должность, фамилию и подпись исполнителя.
Таким образом, Обществом не представлены предусмотренные законодательством результаты мониторинга по объекту размещения отходов (шламовый амбар, где размещены опасные отходы) в соответствии с мероприятиями по организации производственного контроля и локального экологического мониторинга объекта размещения отходов, контроль за объектами размещения опасных отходов не ведется в части наблюдения за состоянием загрязнения подземных вод.
Контроль за соблюдением всех требований при проектировании, строительстве и вводе в эксплуатацию данных объектов осуществляется путем обеспечения функционирования разрешительного порядка их создания. 4.1 ст. 12 Федерального закона "Об отходах производства и потребления устанавливает, что объекты размещения отходов могут создаваться только на основании разрешений, выдаваемых федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами. Временными правилами охраны окружающей среды от отходов производства и потребления в Российской Федерации (пункт 2.8), утв. Письмом Минприроды России от 21 июля 1994 года N 01-15/29-22115 определено, что размещение отходов допускается только при наличии у природопользователя соответствующего разрешения.
Как было установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, у Общества отсутствует разрешение государственного федерального органа на право создания шламовых амбаров как объектов размещения отходов.
На основании вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что ОАО "Обьнефтегазгеология", являясь юридическим лицом, захоронило отходы производства 4 класса опасности не в предназначенном для этого месте - шламовом амбаре, данными действиями Общество создает опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.
Согласно пункту 2 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их утверждение (утв.приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 года N 50), лимиты на размещение отходов, утвержденные в установленном порядке до вступления в силу настоящего приказа, действительны до окончания указанного в них срока.
Согласно пункту 5 Раздела I "Общие положения" Методических указаний при разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР), Хозяйствующие субъекты разрабатывают и оформляют проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с приложением 2 к Методическим указаниям и представляют указанные проекты на утверждение в территориальные органы Ростехнадзора в двух экземплярах на бумажном носителе, а также на магнитном носителе.
В случае наличия у хозяйствующего субъекта территориально обособленных подразделений (филиалов), расположенных в разных муниципальных районах или городских округах, проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение разрабатываются для каждого территориально обособленного подразделения (филиала) отдельно.
Как было установлено судом первой инстанции, у Общества имеется документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их утверждение N 442/10 от 28 сентября 2010 года, который представлялся обществом в Управление Росприроднадзора (Письмо ОАО "Обьнефтегазгеология" от 17.04.2012 года N ШД-383), и состоит из Документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и Проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещения ОАО "Обьнефтегазгеология" Тайлаковский лицензионный участок.
Материалами дела подтверждается, что всего Обществом размещено на вышеуказанных объектах 90562,704 тонн отходов при добыче нефти и газа бурового шлама.
Между тем, в данном документе не указаны объекты размещения отходов, являющиеся предметом административного расследования, а именно шламовые амбары на кустовых площадках N N 20, 35, 41, 42, 46, 47, 51, 54, 56, 59, 60,61,62, Р-12, Р-211.
По данным предоставленным Обществом во время проведения административного расследования количество размещенных отходов составило 165221,16 тонн.
Ни какой информации от Общества на момент возбуждения дела об административном правонарушении о результатах проведения инвентаризации Обществом в Управление не передавалось.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что Общество, начиная с указанной даты проведения инвентаризации объектов размещения отходов 01.01.2010 года до вынесения Управлением определения N 1635-ЗК-34 от 28.10.2011 года о возбуждении дела об административном правонарушении, не только не представили информацию согласно вышеуказанному Приказу Минприроды России от 25 февраля 2010 года N 49, но и не предприняло, ни каких мер по осуществлению регистрации объектов размещения отходов (шламонакопителей).
Требования к объектам размещения отходов установлены статьей 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления". Согласно определению понятия "объект размещения отходов", закрепленному статьей 1 данного федерального закона, данным объектом признается только специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов. При этом соблюдение совокупности требований, предъявляемых к обустройству объектов размещения отходов, позволяет обеспечить их экологическую и санитарно-эпидемиологическую безопасность для человека и окружающей среды.
Объекты размещения отходов являются источниками существенного негативного воздействия на окружающую среду и подлежат особому учету. Пункт 1 постановления Правительства РФ от 26 октября 2000 г. N 818 "О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов" устанавливает, что государственный реестр объектов размещения отходов, наряду с федеральным классификационным каталогом отходов, а также с банком данных об отходах и о технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов, входит в состав государственного кадастра отходов.
У ОАО "Обьнефтегезгеология" отсутствует регистрация объектов размещения отходов (шламонакопителей) в установленном Законом порядке, поскольку Общество не передавало ни какой информации в Управление о проведенной инвентаризации по объектам размещения отходов начиная с 2010 года, не предпринимало ни каких мер по осуществлению регистрации объектов размещения отходов (шламонакопителей).
Представленные Обществом во время проведения административного расследования данные не соответствуют сведениям, представленным сопроводительным письмом от 17.04.2012 года N ШД-383. Представленные документы не пронумерованы и не оформлены должным образом, что исключает возможность идентификации объектов, подлежащих включению в Реестр.
В соответствии с пунктом 17 Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных Приказом Ростехнадзора от 19.10.2007 N 703 (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 17.01.2008 N 10891), проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение должен включать в себя раздел "Мониторинг состояния окружающей природной среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую природную среду".
Согласно пункту 27 Методических указаний в разделе "Мониторинг состояния окружающей природной среды на территориях размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую природную среду" представляется информация о мероприятиях по наблюдению за состоянием окружающей среды на территории объектов размещения отходов (объектов хранения сроком более 3 лет и захоронения 12 отходов), а также сведения о результатах проведения мониторинга состояния окружающей природной среды на территории объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую природную среду. Информация о состоянии окружающей среды представляется с указанием: объектов и точек контрольных замеров, периодичности отбора проб загрязняющих веществ по компонентам окружающей среды; если для проведения контрольных замеров привлекаются сторонние организации, указывается наименование организации, данные об аттестации и аккредитации лаборатории, в приложении к ПНООЛР приводится копия соответствующего договора; результатов контрольных замеров за последние 2 - 3 года, с указанием случаев превышения нормативов качества окружающей среды.
Хозяйствующий субъект, осуществляющий размещение отходов бурения в шламовом амбаре, обязан проводить мониторинг объектов размещения отходов в соответствии с мероприятиями по организации производственного контроля и локального экологического мониторинга объекта размещения отходов, контроль за объектами размещения опасных отходов в части наблюдения за состоянием загрязнения подземных вод, почв, водных объектов, атмосферного воздуха.
Исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив доводы Общества и административного органа, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт совершения административного правонарушения Обществом доказан административным органом в полном объеме, что подтверждается материалами дела.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении требований Общества.
Иные доводы подателя апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, а выражают своё несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Суд апелляционной инстанции считает, что Обществом в данном случае не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Поскольку за рассмотрение заявления об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности не предусмотрена уплата государственной пошлины, то не облагается государственной пошлиной и апелляционная жалоба по таким заявлениям, вопрос распределения судебных расходов судом не рассматривается.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу Открытого акционерного общества "Обьнефтегазгеология" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 30.05.2012 по делу N А75-1968/2012 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Л.А. Золотова |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-1968/2012
Истец: ОАО "Обьнефтегазгеология"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ханты-МАвнсийскому автономному округу - Югре, Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по ХМАО - Югре
Хронология рассмотрения дела:
07.12.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-17006/12
05.12.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-17006/12
04.09.2012 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-5805/12
25.07.2012 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-5805/12
02.07.2012 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-5805/12
22.06.2012 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-5569/12
30.05.2012 Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N А75-1968/12