город Омск |
|
31 августа 2012 г. |
Дело N А46-17594/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 августа 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 августа 2012 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,
судей Киричёк Ю.Н., Кливера Е.П.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Сердитовой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-6417/2012) Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска на решение Арбитражного суда Омской области от 28.06.2012 по делу N А46-17594/2012 (судья Яркова С.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Загородный-2" (ОГРН 1105543003092, ИНН 5501223110)
к Департаменту архитектуры и градостроительства Администрации города Омска
о признании незаконным решения,
при участии в судебном заседании представителей:
от Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска - Лаповенко Е.А. (личность удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации, по доверенности N 40 от 04.07.2012 сроком действия до 31.12.2012);
от общества с ограниченной ответственностью "Загородный-2" - Бортенев Ю.Ю. (личность удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации, по доверенности б/н от 27.08.2012 сроком действия на один год),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Загородный-2" (далее по тексту - общество, заявитель, ООО "Загородный-2") обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к департаменту архитектуры и градостроительства Администрации города Омска (далее по тексту - заинтересованное лицо, Департамент) о признании незаконным решения от 14.03.2012 N 09/2423 об отказе в выдаче градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 55:36:080102:555, площадью 1661 кв.м., место положение которого установлено по адресу: г. Омск, Центральный административный округ, микрорайон Загородный от Завода ООО "КСМ "Сибирский железобетон" до земельного участка с кадастровым номером 55:20:012301:397 для строительства коммуникаций инженерной инфраструктуры (водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение); обязании Департамента в течение 30 дней после вступления в законную силу настоящего решения выдать ООО "Загородный-2" градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 55:36:080102:555, площадью 1661 кв.м., место положение которого установлено по адресу: г. Омск, Центральный административный округ, микрорайон Загородный от Завода ООО "КСМ "Сибирский железобетон" до земельного участка с кадастровым номером 55:20:012301:397
Решением по делу арбитражный суд удовлетворил заявленные ООО "Загородный-2" требования в полном объеме, исходя из того, что, поскольку обязанность органов местного самоуправления по выдаче градостроительного плана и право лиц на его получение установлены законом - Градостроительном кодексом Российской Федерации, то основания для неисполнения установленной этим законом обязанности у Департамента отсутствовали.
Не согласившись с принятым решением, Департамент обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных ООО "Загородный-2" требований в полном объеме, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального права.
В обоснование апелляционной жалобы Департамент указывает на внесение Федеральным законом от 20.03.2011 N 41-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части вопросов территориального планирования" изменений в статью 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации, с момента вступления которых в силу (25.03.2011) Градостроительный кодекс Российской Федерации исключил возможность подготовки градостроительных планов земельных участков для строительства, реконструкции линейных объектов.
До начала судебного заседания от ООО "Загородный-2" поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, который судом апелляционной не принимается во внимание, поскольку отсутствуют доказательства его направления или вручения лицам, участвующим в деле (часть 1 статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Так как данный отзыв поступил в суд апелляционной инстанции через канцелярию суда апелляционной инстанции, то он остается в материалах дела, но в силу изложенного оценке не подлежит.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Департамента поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель ООО "Загородный-2" с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, выслушав представителей лиц, участвующих в деле и присутствовавших в судебном заседании, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
На основании распоряжения Главного управления по земельным ресурсам Омской области от 27.07.2011 N 967-р "О предоставлении обществу с ограниченной ответственностью "Загородный-2" в аренду земельного участка для строительства коммуникаций инженерной инфраструктуры (водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение)" между Главным управлением по земельным ресурсам Омской области и ООО "Загородный-2" был заключён договор аренды N ДГУ/11-2371-Ц-35 от 09.08.2011, согласно пункту 1.1. которого заявитель принял в аренду сроком на 11 месяцев находящийся в государственной собственности, расположенный в городе Омске и относящийся к категории земель населённых пунктов земельный участок площадью 1661 кв.м. в границах, указанных в кадастровом паспорте участка с кадастровым номером 55:36:080102:555.
Местоположение указанного участка установлено по адресу: г. Омск, Центральный административный округ, микрорайон Загородный от Завода ООО "КСМ "Сибирский железобетон" до земельного участка с кадастровым номером 55:20:012301:397.
Цель использования участка: строительство коммуникаций инженерной инфраструктуры (водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение) (пункты 1.2, 1.3, 1.4 указанного договора).
06.03.2012 ООО "Загородный-2" обратилось в департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска (Департамент) с заявлением о выдаче градостроительного плана на земельный участок с кадастровым номером 55:36:080102:555.
Письмом от 14.03.2012 N 09/2423 Департамент отказал заявителю в выдаче градостроительного плана, сославшись на то обстоятельство, что подготовка градостроительных планов земельных участков в соответствии со статьёй 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам. Поскольку земельный участок предоставлен ООО "Загородный-2" для строительства коммуникаций инженерной инфраструктуры, подготовка градостроительного плана на указанный земельный участок не представляется возможной.
Считая отказ заинтересованного лица в выдаче градостроительного плана не соответствующим Градостроительному кодексу Российской Федерации, нарушающим право заявителя на использование спорного земельного участка в соответствии с его целевым назначением, а также нарушающим права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, ООО "Загородный-2" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
28.06.2012 Арбитражным судом Омской области принято обжалуемое Департаментом в апелляционном порядке решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
Частями 1, 2 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов. Подготовка документации по планировке территории, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий.
Из содержания части 3 статьи 44 названного Кодекса следует, что градостроительный план представляет собой план земельного участка с указанием границ зон публичных сервитутов, минимальных отступов от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, сооружений, строений, за пределами которых запрещено строительство зданий, сооружений, строений, информации о градостроительном регламенте (если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента), о разрешенном использовании земельного участка, требований к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства, о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия, о технических условиях подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 20.03.2011 N 41-ФЗ) подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам. Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа.
В соответствии со статьёй 56 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительный план является одним из документов информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, целью которой является обеспечение органов государственной власти, физических и юридических лиц достоверными сведениями, необходимыми для осуществления градостроительной, инвестиционной и иной хозяйственной деятельности.
Как установлено в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции, и доказательств обратного подателем апелляционной жалобы не представлено, градостроительный план необходим заявителю для использования земельного участка в соответствии с его целевым назначением.
Частью 17 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации императивно установлено, что орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его.
Поскольку обязанность органов местного самоуправления по выдаче градостроительного плана и право лиц на его получение установлены законом - Градостроительном кодексом Российской Федерации, суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции об отсутствии у Департамента оснований для неисполнения установленной этим законом обязанности.
Довод подателя апелляционной жалобы об отсутствии возможности предоставить градостроительный план земельного участка, на котором расположен линейный объект строительства, с указанием на статью 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации, по убеждению суда апелляционной инстанции, не может служить основанием для отмены обжалуемого решения арбитражного суда.
Аналогичный, по сути, довод заявлялся Департаментом в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции и был обосновано отклонен арбитражным судом.
Согласно части 4 статьи 4 Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" до 31.12.2012 в отношении земельных участков, предназначенных для строительства, реконструкции линейных объектов, могут предоставляться градостроительные планы земельных участков в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации. В случае, если подготовка проектной документации линейного объекта осуществлялась на основании градостроительного плана земельного участка, для выдачи разрешения на строительство и разрешения на ввод линейного объекта в эксплуатацию застройщик направляет в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления градостроительный план земельного участка.
При этом в материалах дела имеются разъяснения Комитета по земельным отношениям и строительству Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации шестого созыва, изложенные в письме от 18.01.2012 N 3.31-21/15 (ответ на запрос Администрации города Омска), согласно которым выдача градостроительных планов земельных участков, предназначенных для строительства, реконструкции линейных объектов допускается до 31.12.2012.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно констатировал, что на основании обращения ООО "Загородный-2" о выдаче градостроительного плана земельного участка, на котором расположен линейный объект строительства, Департамент должен был осуществить его подготовку и утвердить.
Иных доводов апелляционная жалоба Департамента не содержит.
При данных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что, удовлетворив заявленные ООО "Загородный-2" требования в полном объеме, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение. Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. С учетом изложенного, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы Департамента в соответствии с частью 3 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, подлежащая уплате Департаментом, но от уплаты которой он в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден, не подлежит распределению.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 28.06.2012 по делу N А46-17594/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.Е. Иванова |
Судьи |
Ю.Н. Киричёк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-17594/2012
Истец: ООО "Загородный-2"
Ответчик: Департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска
Хронология рассмотрения дела:
28.11.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-5361/12
31.08.2012 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-6417/12
17.07.2012 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-6417/12
28.06.2012 Решение Арбитражного суда Омской области N А46-17594/12