г. Томск |
|
28 августа 2012 г. |
Дело N А27-15413/2010 |
Резолютивная часть постановления оглашена 28 августа 2012 г.
Полный текст постановления изготовлен 31 августа 2012 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе: председательствующего С.Н. Хайкиной
судей: Л.А. Колупаевой, С.В. Кривошеиной
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Есиповым А.С.
при участии:
от заявителя: Звеков А.В. - доверенность от 23.01.12г.
от заинтересованных лиц: без участия (извещены)
от третьих лиц: без участия, извещен
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области с приложенными к ней документами
на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 20.01.2011 по делу N А27-15413/2010
по заявлению ЗАО "Кузбасстеплосервис" (ОГРН 1024200702536, ИНН 4205006515)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Кемеровской области
о признании незаконными действий,
третьи лица: Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии РФ, ФГУП "Федеральный кадастровый центр "Земля", Коллегия Администрации Кемеровской области,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Кузбасстеплосервис", г. Кемерово обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании незаконными действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, г. Кемерово по формированию в государственном кадастре недвижимости недостоверных данных о кадастровой стоимости и удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номе-ром 42:24:0101037:152 площадью 15539 кв.м, расположенного по адресу: Кемеровская область, г. Кемерово, ул. Баумана, д.54, кадастровая стоимость 87659694,53 рубля, удельный показатель кадастровой стоимости 5641,27 руб. за кв. м.
В качестве способа восстановления нарушенного права заявитель просит обязать Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Кеме-ровской области исключить из государственного кадастра недвижимости недостоверные данные о кадастровой стоимости и удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101037:152 площадью 15539 кв.м, расположенного по адресу: Кемеровская область, г. Кемерово, ул. Баумана, д.54, кадастровая стоимость 87659694,53 рубля, удельный показатель кадастровой стоимости 5641,27 руб. за кв. м.
Решением суда от 20.01.11г заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области (далее по тексту - Управление) подало апелляционную жалобу, в которой просит решение арбитражного суда Кемеровской области отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных ЗАО "Кузбасстеплосервис" требований по основаниям несоответствия выводов, изложенных в решении обстоятельствам дела, в полномочия органов кадастрового учета входит внесение в государственный кадастр результатов государственной кадастровой оценки, утвержденных в установленном порядке органами исполнительной власти РФ. Акт органа исполнительной власти субъекта РФ об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель является конечным правовым актом, устанавливающим кадастровую стоимость, которая может быть оспорена лишь при оспаривании самого акта утверждающего кадастровую стоимость.
Заинтересованные и третьи лица, извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в суд апелляционной инстанции не обеспечили, что в силу статьи 156 АПК РФ не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие при имеющихся явке и материалах дела.
От ФГУП "ФКЦ "Земля" области в материалы поступило ходатайство о процессуальной замене стороны ФГУП "ФКЦ "Земля" на правопреемника ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ".
В соответствии со статьей 48 АПК РФ судом произведена процессуальная замена стороны по делу ФГУП "ФКЦ "Земля" на правопреемника ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ".
В судебном заседании представитель заявителя также просил со ссылкой на п.3 ст. 66 Земельного Кодекса РФ, ст.ст. 12, 17.1, 24.19 Федерального Закона от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности", правовую позицию Президиума ВАС ПФ, изложенную в Постановлении N 913/11 от 28.06.2011 г. отменить решение суда первой инстанции по основаниям, изложенным в отзыве и принять новый судебный акт которым установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101037:152 площадью 15 539 кв. м, расположенного по адресу: Кемеровская область, г. Кемерово, ул. Баумана, д.54 в размере его рыночной стоимости - 13 114 000 рублей, определенной в отчетом ООО "Научно-исследовательский институт Русурсы развития" N ОН/189-16-07-2012-3 от 18.07.2012 г.
Повторно рассматривая дело в порядке полномочий, предоставленных суду апелляционной инстанции частью 1 статьи 268 АПК РФ, руководствуясь практикой рассмотрения дел, связанных с изменением на рыночную стоимость ранее внесенной в государственный реестр кадастровой стоимости земельных участков, определенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по делу N 913/2011 от 28.06.2011, заявленное требование, по существу имеющее своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, предъявленное к органу кадастрового учета, осуществляющему, в том числе и функции по государственной кадастровой оценке, суд апелляционной инстанции исходит из того, что данное дело подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка.
Права заявителя, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорных земельных участков его рыночной стоимости, исходя из Постановления Президиума ВАС РФ N 931/2011 могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Уточнения произведены заявителем в редакции, рассмотренной судом, соответствующие позиции Президиума ВАС РФ, изложенной в Постановлении N 913/2011 от 28.06.2011 г.
Как следует из материалов дела, ЗАО "Кузбасстеплосервис" является собственником земельного участка общей площадью 15 539 кв.м, расположенного по адресу: г. Кемерово, ул. Баумана, д.54, с кадастровым номером 42:24:0101037:152.
Общество обратилось с письмом в Управление Росреестра по Кемеровской области с просьбой разъяснить, каким образом была рассчитана (определена) кадастровая стоимость и удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка и предоста-вить подтверждающие документы.
Управление Росреестра по Кемеровской области письмом N 21/10153 от 20.09.2010 г. указало, что земельный участок с кадастровым номером 42:24:0101037:152 площадью 20824, 38 кв.м в рамках государственной кадастровой оценки проведенной в 2007-2008 годах был отнесен к 9-му виду разрешенного использования. В результате кадастровой оценки удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка составил 5641,27 руб.кв/м, кадастровая стоимость 117 475 950,16 руб. Размер УПКС и кадастровой стоимости земельного участка утвержден Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области "О государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области" N 520 от 27.11.2008 г.
В связи с изменением площади земельного участка в результате уточнения его площади (изменение площади земельного участка при упорядочении его границ), в Государственный кадастр недвижимости внесены измененные сведения о площади земельного участка (15539 кв.м) и в связи с этим Управлением произведен расчет кадастровой стоимости, о чем составлен акт определения кадастровой стоимости земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101037:152 площадью 15539 кв.м составила 87 659 694, 53 руб.
Ссылаясь на несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, следствием чего, принимая во внимание порядок определения налоговой базы по земельному налогу согласно статье 391 Налогового кодекса Российской Федерации, является нарушение прав общества как собственника этого земельного участка и плательщика земельного налога, последний обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ, представленные доказательства и фактические обстоятельства дела в их совокупности и взаимосвязи, выслушав пояснения представителя Общества, апелляционный суд, при повторном рассмотрении дела считает решение суда подлежащим отмене, а заявленные требования удовлетворению.
В силу части 5 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастре недвижимости" (Закона "О кадастре недвижимости") орган кадастрового учета вносит сведения в государственный кадастр недвижимости на основании поступивших в этот орган документов в установленном этим законом порядке.
В соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Закона "О кадастре недвижимости" в государственный кадастр вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения такой стоимости.
Пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В Постановлении Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 N 913/11 определена правовая позиция, согласно которой, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.
Из разъяснений, изложенных в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 со ссылкой на нормы статьи 17.1 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", следует, что суду при разрешении спора в целях изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, надлежит дать оценку отчету оценщика о рыночной стоимости спорного земельного участка с точки зрения его соответствия требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, а также с точки зрения имеющихся в отчете, подготовленном кадастровым центром, рыночной информации и статистическом анализе рыночной информации о стоимости земельных участков, при необходимости в данных целях предусмотрено проведение экспертизы отчета оценщика.
Согласно статье 13 Закона об оценочной деятельности в случае наличия спора о достоверности величины рыночной или иной стоимости объекта оценки, установленной в отчете, в том числе и в связи с имеющимся иным отчетом об оценке этого же объекта, указанный спор подлежит рассмотрению судом, арбитражным судом в соответствии с установленной подведомственностью, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, регулирующим оценочную деятельность.
Учитывая, что в ходе рассмотрения спора суду надлежит установить обоснованность и достоверность заявленной рыночной стоимости земельного участка, то судом исследуются правоотношения, связанные, в том числе с установлением рыночной стоимости земельных участков, которые регламентируются нормами Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
При этом, для целей применения Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (Закон об оценочной деятельности) под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства (статья 3 Закона).
Итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки оформляется отчетом независимого оценщика об оценке объекта оценки.
В силу статьи 12 Закона об оценочной деятельности отчет независимого оценщика, составленный по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Законом, признается документом, содержащим сведения доказательственного значения, а итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в таком отчете, - достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если законодательством Российской Федерации не определено или в судебном порядке не установлено иное.
Данная правовая позиция определена Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Информационном письме от 30.05.2005 N 92 "О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком".
Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) были внесены изменения в Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ), в который была включена глава III.1. "Государственная кадастровая оценка", устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 5 Закона N 167-ФЗ положения настоящего Федерального закона не применяются к государственной кадастровой оценке земель, договоры на проведение которой были заключены до истечения шестидесяти дней после дня официального опубликования настоящего Федерального закона и работы по проведению которой не завершились в указанный в настоящей части срок.
Государственная кадастровая оценка земель, работы по проведению которой не завершились до истечения шестидесяти дней после дня официального опубликования настоящего Федерального закона, проводится в соответствии с правилами, установленными Правительством Российской Федерации.
Тем не менее, исходя из буквального толкования положений пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, названная норма, как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
При этом нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью.
Согласно пункту 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.
На основании пункта 10 Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости" (ФСО N 2), утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 N 255 (в редакции, действовавшей в спорный период), при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.
Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Аналогичная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 N 913/11., в соответствии с которой права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
В соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции Закона N 167-ФЗ) в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно представленным ЗАО "Кузбасстеплосервис" в материалы дела документам, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101037:152 площадью 15 539 кв.м, определена независимым оценщиком ООО "Научно-исследовательский институт Ресурсы развития" по состоянию на 17.07.2012 г. в размере 13 114 000 руб.
Доказательств, свидетельствующих об обратном, в материалы дела в порядке части 1 статьи 65 АПК РФ апеллянтом не представлено.
Достоверность определения рыночной стоимости земельного участка посредством ее формирования по результатам оценки не опровергается.
Отчет независимого оценщика "Научно-исследовательский институт Ресурсы развития" на предмет правильности определения рыночной стоимости спорного земельного участка в силу статьи 17.1 Закона N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" проверен, проведена экспертиза отчета об оценке экспертом саморегулируемой организации оценщиков "НП "Межрегиональный союз оценщиков"" N 270/01-12 от 31.07.2012 г., членом которого является оценщик, осуществивший оценку, в том числе, на соответствие отчета стандартам и правилам оценочной деятельности, обеспечивающим профессионализм оценки, которые действуют именно в данной саморегулируемой организации.
В соответствии со статьей 17.1 Закона об оценочной деятельности, для целей данного Закона под экспертизой отчета понимаются действия эксперта или экспертов саморегулируемой организации оценщиков в целях проверки отчета, подписанного оценщиком или оценщиками, являющимися членами данной саморегулируемой организации, в соответствии с видом экспертизы, в том числе проверки на: соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям настоящего Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности; подтверждение стоимости объекта оценки, определенной оценщиком в отчете.
Результатом экспертизы отчета является положительное или отрицательное экспертное заключение, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков.
Положительным экспертным заключением для видов экспертизы, установленных настоящей статьей, признается экспертное заключение, содержащее вывод о соответствии отчета требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе настоящего Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности или о подтверждении стоимости объекта оценки, определенной оценщиком в отчете.
Виды экспертизы, порядок ее проведения, требования к экспертному заключению и порядку его утверждения устанавливаются Федеральным стандартом оценки, утвержденным Приказом Минэкономразвития РФ от 04.07.2011 N 328 "Об утверждении федерального стандарта оценки "Виды экспертизы, порядок ее проведения, требования к экспертному заключению и порядку его утверждения (ФСО N 5)"
Саморегулируемой организацией оценщиков "НП "Межрегиональный союз оценщиков" проведена нормативно-методическая экспертиза Отчета N ОН/189-16-07-2012-3 "Об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости: земельный участок, кадастровый номер 42:24:0101037:152, площадью 15 539 кв.м_.." на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности; признан соответствующим требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" N 135-ФЗ от 29.07.1998 г., федеральным стандартам оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и иных стандартов и правил оценочной деятельности.
Доводов, свидетельствующих о недостоверности сведений содержащихся в представленном заявителем отчете, апеллянтом, третьими лицами не заявлено.
При таких обстоятельствах, исследовав и оценив представленные ЗАО "Кузбасстеплосервис" в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, апелляционный суд приходит к выводу о документальном подтверждении рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101037:152, расположенного по адресу: Кемеровская область, г. Кемерово, ул Баумана, д.54 в сумме 13 114 000 руб.
С учетом изложенного, требование ЗАО "Кузбапстеплосервис" об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101037:152 в размере, равном его рыночной стоимости - 13 114 000 руб. подлежит удовлетворению.
При этом, исходя из действующего законодательства, в соответствии с которым кадастровая стоимость земельного участка не может быть изменена за предыдущий период; учитывая положения статьи 24.19 Закона N 135-ФЗ, а равно, не оспаривания достоверности кадастровой стоимости земельных участков по настоящему делу, суд апелляционной инстанции, полагает, что установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости подлежит с момента вступления в законную силу постановления суда апелляционной инстанции.
В силу правовой позиции Президиума ВАС РФ в Постановлении от 28.06.2011 N 913/11, согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка является основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта, но не исключить ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости и удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка.
Руководствуясь статьями 48, 156, пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 11.01.2011 года по делу N А27-15413/2010 отменить, принять по делу новый судебный акт.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:24:0001037:152, площадью 15 539 кв.м, расположенного по адресу: Кемеровская область, г. Кемерово, ул. Баумана д.54 в размере равной его рыночной стоимости 13 114 000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
С.Н. Хайкина |
Судьи |
В.С. Кривошеина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-15413/2010
Истец: ЗАО "Кузбасстеплосервис"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Кемеровской области
Третье лицо: Коллегия Администрации Кемеровской области, ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ", ФГУП "Федеральный кадастровый центр "Земля", ФГУП "ФКЦ "Земля", Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Кемеровской области, Федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Кемеровской области