Спецпредложение: годовая статотчетность
Не за горами один из самых тяжелых периодов для бухгалтеров - начало нового года, а значит, надо будет отчитаться за год текущий. Чтобы избежать аврала, стоит подготовиться. Начнем с отчетности, которая кажется незначительной в рамках одного предприятия, но сдавать которую необходимо всем, - это годовые формы государственных статистических наблюдений (ГСН). Напомним, что статотчетность бывает также месячной и квартальной (о ней мы рассказывали в четвертом номере журнала за 2007 год*(1)). Главная специализированная годовая форма ГСН для транспортных организаций - форма N 3-автотранс "Сведения о наличии и использовании автомобильного транспорта". О том, как рассчитать основные показатели, подлежащие отражению в ней, рассказано в данной статье.
Форма N 3-автотранс утверждена Постановлением Росстата N 25*(2), а порядок ее заполнения - Постановлением Росстата N 9*(3). Кто должен представить в срок до 10 февраля 2008 года в территориальный орган Росстата субъекта РФ форму N 3-автотранс? Это юридические лица - автотранспортные организации любой организационно-правовой формы и формы собственности, основным видом деятельности которых являются грузопассажирские перевозки на коммерческой основе, а также юридические лица - организации других видов деятельности, осуществляющие перевозки пассажиров по автомобильным маршрутам общего пользования на коммерческой основе.
Использование эксплуатационного парка автомобилей
Данные об использовании автомобилей всех типов должны быть внесены в форму независимо от их количества (от одного и более). Отнесение автомобилей к определенному типу производится на основании технического паспорта автомобиля и регистрации его в территориальных отделениях ГИБДД МВД России. В отчет включается работа автомобилей собственных, находящихся на балансе, в распоряжении организации на правах хозяйственного ведения, оперативного управления или безвозмездного пользования, а также по договору лизинга и арендованных (за весь период аренды). Единственное исключение - в отчет не включается работа автомобилей, используемых для хозтехобслуживания.
Пребывание автомобилей в распоряжении организации (Vобщ) измеряется в автомобиле-днях и определяется суммированием всех календарных дней пребывания в организации, включая выходные и праздничные дни, каждого автомобиля в течение отчетного года. Отсчет начинается с момента поступления автомобиля в организацию (дата его постановки на баланс), заканчивается в момент выбытия (дата списания с баланса). Дни пребывания автомобилей в распоряжении организации делятся на три составляющие:
Vобщ = V1 + V2 + V3, где:
V1 - пребывание автомобилей в работе;
V2 - пребывание автомобилей в ремонте и ожидании ремонта;
V3 - пребывание автомобилей в простое в технически исправном состоянии.
Первая составляющая равна общему количеству автомобилей, выпущенных на линию, за каждый день отчетного года, причем независимо от количества отработанных смен в течение суток. Например, работа автомобиля в течение дня в две смены приравнивается к одному автомобилю-дню, то же самое относится и к трехсменной работе автомобиля, даже если согласно суточному графику последняя смена заканчивается после 24 часов. Автомобиль учитывается один раз и в том случае, если он выпускается на линию в течение суток более одного раза. Как один автомобиле-день считается также выезд на линию грузового автомобиля, не выполнившего работы в связи с отсутствием груза, возврат автомобиля ранее установленного заданием времени, день работы грузового автомобиля, используемого для стажировки водителей с одновременным осуществлением перевозок грузов, оформленных необходимой товарно-транспортной документацией.
При междугородных или международных перевозках грузов (или пассажиров) по заказам в течение более одних суток V1 определяется следующим образом:
V1 = Дком - Дпр, где:
Дком - количество дней нахождения в командировке (со дня выхода на линию по день возвращения с линии включительно);
Дпр - количество целодневных простоев (по причине технической неисправности, бездорожья, ожидания обратного груза, отдыха водителей и т.д.).
Перейдем ко второй составляющей (V2). Она складывается из всех дней, в течение которых автомобили находились в течение года в ремонте (капитальном, текущем), причем как в собственных мастерских, так и в мастерских других организаций. Сюда же включаются дни простоя автомобиля из-за отсутствия шин, а также дни до списания с баланса автомобиля как непригодного к восстановлению с момента принятия такого решения.
Обратите внимание: если в день ремонта автомобиль выпущен на линию, то данный день считается как V1.
Последняя составляющая (V3) складывается из автомобиле-дней простоев, возникших в связи с отсутствием грузов, топлива, водителей, из-за бездорожья, в связи с выходными и праздничными днями водителей и по другим причинам.
Пример 1.
На балансе транспортной организации числятся следующие автомобили:
- КрАЗ-6510 грузоподъемностью 8,7 т (3 а/м);
- ГАЗ-3307 грузоподъемностью 4,5 т (4 а/м);
- САЗ 350701 грузоподъемностью 4,25 т (2 а/м).
Марка автомобиля | Vобщ | V1 | V2 | V3 |
КрАЗ-6510 (3 а/м) | 1 095 | 620 | 200 | 275 |
ГАЗ-3307 (4 а/м) | 1 300 | 750 | 250 | 300 |
САЗ 350701 (2 а/м) | 650 | 340 | 120 | 190 |
Итого | 3 045 | 1 710 | 570 | 765 |
Пребывание грузовых автомобилей в распоряжении транспортной организации необходимо определить не только в автомобиле-днях, но и в автомобиле-тонно-днях (Vобщгр), то есть с учетом их грузоподъемности, а пребывание автобусов в организации - с учетом пассажировместимости (автомобиле-место-дни) (Vобщпас). Кроме того, если автомобили были в наряде, то должно быть определено время пребывания в наряде в автомобиле-часах (Vобщнар).
В отношении грузовых автомобилей Vобщ с учетом грузоподъемности рассчитывается так:
Vобщгр = (Vобщ1 х ГР1) + (Vобщ2 х ГР2) + ... + (Vобщn х ГРn), где:
Vобщ1, Vобщ2,..., Vобщn - число автомобиле-дней пребывания каждой марки автомобиля;
ГР1, ГР2,..., ГРn - грузоподъемность*(4) автомобиля каждой марки (по паспорту завода-изготовителя с учетом официально внесенных в него территориальными отделениями ГИБДД МВД России сведений об изменении в конструкции транспортного средства). Грузоподъемность седельных тягачей определяется умножением их числа по каждой марке на ГР основного типа комплектующих их полуприцепов. При наличии автомобилей-лесовозов их ГР рассчитывается с учетом грузоподъемности прицепов-роспусков, так как использование автомобилей-лесовозов невозможно без прицепов-роспусков.
Пример 2.
Воспользуемся данными примера 1.
Марка автомобиля | ГР, т | Vобщ | Vобщгр |
КрАЗ-6510 | 8,7 | 1 095 | 9 526,5 |
ГАЗ-3307 | 4,5 | 1 300 | 5 850 |
САЗ 350701 | 4,25 | 650 | 2 762,5 |
Итого | - | 3 045 | 18 139 |
Если на балансе транспортной организации числятся автобусы, то их пребывание в распоряжении фирмы с учетом пассажировместимости (Vобщпас) зависит от числа автомобиле-дней пребывания в организации каждой марки автобуса и количества мест для сидения (не считая места водителя).
Автомобиле-часы при нахождении автомобиля в наряде (Vобщнар) - это все часы нахождения автомобиля на линии за каждый день работы в отчетном году за минусом установленных часов обеда и отдыха водителей и времени, затраченного на заправку и осмотр автомобиля на станциях техобслуживания в случае его работы на длинных трассах.
Для создания общей картины использования эксплуатационного парка автомобилей в форму N 3-автотранс должны быть внесены данные о пробеге автомобилей (Пр). Этот показатель определяется суммированием ежедневных пробегов всех эксплуатационных автомобилей, работающих на линии, за все календарные дни в течение отчетного периода. Величина общего пробега автомобиля за день рассчитывается по показаниям спидометра, которые подлежат отражению в транспортной документации отчитывающейся организации.
Из общего пробега автобусов выделяется пробег с пассажирами (Прпас), легковых таксомоторов - платный пробег (Прпл), грузовых автомобилей - пробег с грузом (Пргр), информация о которых также берется из транспортной документации. Причем Пргр определяется суммированием расстояний перевозок грузов по отдельным ездкам. В случае отсутствия в транспортной документации данных о расстоянии перевозок грузов (пробеге с грузом) по отдельным ездкам, выполненным соответствующим грузоперевозящим автотранспортным средством, Пргр можно определить расчетным путем. О том, как это сделать, объясняется в Приложении N 5. Более подробно о расчете мы уже рассказывали (N 4, 2007, стр. 90).
Аренда и лизинг автомобилей
В форму N 3-автотранс включаются сведения об автомобилях (их количестве по состоянию на конец года), не находящихся на балансе отчитывающейся организации. Это относится к автомобилям, приобретенным по договору лизинга и взятым в аренду (в том числе у физических лиц). Причем фиксируется не общее количество автомобилей, а с разбивкой на грузовые автомобили, автобусы, легковые автомобили (в том числе легковые таксомоторы), пикапы и легковые фургоны, а также специальные автомобили, включая специальные легковые автомобили.
Кроме того, в отчете отражается информация о количестве автомобилей, сданных в аренду, в том числе физическим лицам, также с разбивкой по типам.
Труд
В форме в разделе 4 "Труд" указываются данные по работникам основной деятельности. К персоналу основной деятельности относятся водители автомобилей всех типов (эксплуатационных и автомобилей хозтехобслуживания), работники, обеспечивающие функционирование перевозочной деятельности, а также часть ремонтных рабочих. Итак, в отношении данных работников необходимо посчитать:
- среднесписочную численность (без внешних совместителей) - 1/12 среднесписочной численности работников, занятых в основной деятельности, за все месяцы отчетного года. В транспортных организациях в среднесписочную численность работников основной деятельности включается часть общеэксплуатационного персонала и работников подсобно-вспомогательных подразделений, которая определяется пропорционально числу работников, непосредственно обслуживающих перевозочную деятельность;
- фонд заработной платы - начисленные суммы оплаты труда в денежной и неденежной форме за отработанное и неотработанное время, компенсационные выплаты, связанные с условиями труда и режимом работы, доплаты и надбавки, премии, единовременные поощрительные выплаты, а также оплата питания и проживания, имеющая систематический характер;
- выплаты социального характера - суммы средств, связанные с предоставленными работникам социальными льготами, в частности на лечение, отдых, проезд, трудоустройство (без пособий из государственных социальных внебюджетных фондов).
Другие формы
Рассмотренная нами форма одна из многих, которые транспортные организации должны представить в территориальный орган Росстата по итогам работы за год. Форма N 1-ТР (автотранспорт)-год "Сведения об автотранспорте и о протяженности ведомственных и частных автодорог" утверждена также как форма N 3-автотранс Постановлением Росстата N 25. Порядок ее заполнения изложен в Постановлении Росстата N 8*(5). Данную форму составляют юридические лица и их обособленные подразделения, имеющие на балансе или арендующие автомобили, а также имеющие ведомственные и частные автодороги. Крайний срок сдачи формы - 25 января.
Кроме того, совсем недавно Росстат утвердил форму N 1-ТР (автотранспорт) "Сведения об автотранспорте и о протяженности ведомственных и частных автодорог" (Постановление N 49*(6)). Она подлежит сдаче в территориальный орган Росстата один раз в 5 лет до 25-го числа после отчетного периода. Комментарии, изложенные в настоящей статье и статье, опубликованной в четвертом номере журнала за 2007 год, помогут заполнить указанные формы.
Также не стоит забывать об общей годовой форме, которую составляют организации, оказывающие платные услуги населению (в том числе транспортные услуги) или владеющие информацией об объемах оказываемых населению услуг сторонними организациями. Речь идет о форме N 1-услуги "Сведения об объеме платных услуг населению", срок представления которой - до 1 марта 2008 года. Форма утверждена также Постановлением Росстата N 25. Информацию о том, как заполнить эту форму, можно почерпнуть из Постановления Росстата N 61*(7).
Отметим, в объем услуг транспорта подлежат включению:
- услуги по перевозке пассажиров;
- услуги по перевозке грузов для населения;
- услуги транспортной экспедиции и прочие услуги, связанные с оформлением перевозочных документов, обработкой грузов и предоставлением информации о перевозках;
- стоимость дополнительных услуг на всех видах транспорта (предоставление постельного белья, справочное обслуживание и др.);
- размер комиссионного сбора от предварительной продажи билетов, стоимость бронирования билетов на все виды транспорта, доставки билетов на дом;
- услуги платных автостоянок.
Росстат в своих пояснениях подчеркнул, то в объем платных транспортных услуг включаются все суммы, полученные от населения за проезд и провоз багажа. Стоимость проездных билетов показывает та организация, которая осуществляет их продажу населению.
О.В. Влад
"Транспортные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", N 6, ноябрь-декабрь 2007 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Статья О.В. Влад "Составить статотчетность - не поле перейти".
*(2) Постановление Росстата от 28.06.2006 N 25 "Об утверждении статистического инструментария для организации статистического наблюдения за деятельностью, осуществляемой в сфере услуг, транспорта и правонарушений на 2007 год".
*(3) Порядок заполнения и представления формы федерального государственного статистического наблюдения N 3-автотранс "Сведения о наличии и использовании автомобильного транспорта", N 65-автотранс "Сведения о продукции автомобильного транспорта", N 1-автотранс "Сведения о работе пассажирского автомобильного транспорта", утв. Постановлением Росстата от 19.01.2007 N 9.
*(4) Грузоподъемностью признается наибольшее расчетное количество груза, которое может быть одновременно перевезено грузовым автомобилем.
*(5) Постановление Росстата от 19.01.2007 N 8 "Об утверждении Порядка заполнения и представления форм федерального государственного статистического наблюдения N 1-ТР (автотранспорт) и N 1-ТР (автотранспорт)-год "Сведения об автотранспорте и о протяженности ведомственных и частных автодорог".
*(6) Постановление Росстата от 22.06.2007 N 49 "Об утверждении статистического инструментария для организации статистического наблюдения за деятельностью, осуществляемой в сфере услуг, транспорта, связи, ЖКХ, туризма и правонарушений на 2008 год".
*(7) Постановление Росстата от 27.10.2006 N 61 "Об утверждении Порядка отражения в формах федерального государственного статистического наблюдения сведений об объеме платных услуг населению".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"