г. Хабаровск |
|
03 сентября 2012 г. |
Дело N А73-3140/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 августа 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 сентября 2012 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Швец Е.А.
судей Балинской И.И., Харьковской Е. Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кофтелевой В.А.
при участии в заседании:
от Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Хабаровске и Хабаровском районе Хабаровского края: представитель не явился;
от Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю: Ковалева Т.С., представитель по доверенности от 06.02.2012 N 22-13-24/15;
от третьего лица Войсковая часть 03133: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю на решение от 05.07.2012 по делу N А73-3140/2012 Арбитражного суда Хабаровского края принятое судьей Никитиной Т.Н.
по заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Хабаровске и Хабаровском районе Хабаровского края
к Управлению Федерального казначейства по Хабаровскому краю
о признании незаконными действий УФК по Хабаровскому краю, выразившихся в возврате без исполнения исполнительного документа, и обязании принять исполнительный документ к исполнению
третьи лица Войсковая часть 03133
УСТАНОВИЛ:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Хабаровске и Хабаровском районе Хабаровского края (далее - учреждение, Пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконными действий Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю (далее - УФК по Хабаровскому краю, Управление), выразившихся в возврате без исполнения исполнительного листа серия АС N 001774381 по делу N А73-1343/2011, и обязании принять исполнительный документ к исполнению.
Решением от 05.07.2012 суд заявленные требования удовлетворил. Признал незаконными действия Управления, выразившиеся в возврате без исполнения исполнительного листа серия АС N 001773481, выданного 25.04.2011 по делу N А73-1343/2011. Кроме того, обязал УФК по Хабаровскому краю устранить нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия к исполнению указанного исполнительного листа.
Не согласившись с решением суда, Управление обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить ввиду неправильного применения норм материального права.
Представитель Управления в судебном заседании, поддержал доводы апелляционной жалобы.
Учреждение, войсковая часть 03133, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей в судебное заседание не направили, что в силу части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы, выслушав представителя Управления, Шестой арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 17.03.2011 по делу N А73-1343/2011 с войсковой части 03133 в доход бюджета взысканы задолженность по страховым взносам: на обязательное пенсионное страхование 471 694 руб. (в том числе: 435 665 руб. - страховая часть; 36 029 руб. - накопительная часть); на обязательное медицинское страхование 73 113 руб. (в том числе: 25 943 руб. - в ФФОМС; 47 170 руб. - в ТФОМС), пени за несвоевременную уплату страховых взносов в общем размере 21 265,67 руб., а всего 566 072,67 руб.; а также в доход федерального бюджета государственная пошлина в размере 14 321,45 руб.
Во исполнение решения Арбитражного суда Хабаровского края от 17.03.2011 по делу N А73-1343/2011, вступившего в законную силу 19.04.2011, выданы исполнительные листы серия АС N 001773481 на взыскание с должника страховых взносов и пени в сумме 566 072,67 руб., серия АС N001773482 - на взыскание государственной пошлины в сумме 14 321,45 руб.
Исполнительный лист от 25.04.2011 серия АС N 001773481 на взыскание с войсковой части 03133 страховых взносов и пени был предъявлен Пенсионным фондом в УФК по Хабаровскому краю и, как следует из письма Управления от 02.12.2011 N 22-09-18/7708, поступил ответчику для исполнения 01.12.2011.
Однако письмом от 15.12.2011 N 22-13-32/8054 УФК по Хабаровскому краю возвратило указанный исполнительный документ без исполнения, ссылаясь на отсутствие в органах Федерального казначейства открытых лицевых счетов должника.
Не согласившись с действиями УФК по Хабаровскому краю по возврату исполнительного документа без исполнения, Пенсионный фонд обратился в арбитражный суд с заявлением об оспаривании указанных действий.
Вместе с тем, в рамках рассмотрения вышеуказанного спора заявитель произвел повторную отправку исполнительного на исполнение в УФК по Хабаровскому краю, что подтверждается письмом от 06.04.2012 N 7-13/2347.
УФК по Хабаровскому краю, в свою очередь, письмом от 09.04.2012 N 22-13-32/2366 направило исполнительный лист для исполнения в Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства (далее - Межрегиональное операционное УФК) по месту открытия лицевого счета Министерству обороны Российской Федерации в соответствии с протоколом совещания Федерального казначейства с Управлением Федерального казначейства по г.Москве и Межрегиональным операционным управлением Федерального казначейства.
Между тем, уведомлением Межрегионального операционного УФК от 19.04.2012 N УВЛ-12-383 исполнительный лист был возвращен без исполнения по причине отсутствия документов, подтверждающих полномочия Ганчихина Н.В. на подписание заявления от 06.04.2012 N 17-13/2347 о перечислении денежных средств на расчетный счет взыскателя, а также ввиду указания взыскателем неверного номера счета.
Письмом от 14.06.2012 N 7-15/9556 Пенсионный фонд вновь направил указанный исполнительный документ для исполнения в Межрегиональное операционное УФК.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из следующего.
Пунктами 1 и 2 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте РФ, а также в соответствии с установленными законодательством РФ требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.
При этом пункт 3 статьи 242.1 БК РФ содержит исчерпывающий перечень оснований для возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение, и расширительному толкованию не подлежит.
Учет операций по исполнению бюджета, осуществляемых участниками бюджетного процесса в рамках их бюджетных полномочий, производится на лицевых счетах, открываемых в соответствии с положениями настоящего Кодекса в Федеральном казначействе или финансовом органе субъекта РФ (муниципального образования) (статья 220.1 БК РФ).
Лицевые счета, открываемые в Федеральном казначействе, открываются и ведутся в порядке, установленном Федеральным казначейством.
Лицевые счета, открываемые в финансовом органе субъекта РФ (муниципального образования), открываются и ведутся в порядке, установленном финансовым органом субъекта РФ (муниципального образования).
В силу статей 16, 318 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда обязательны для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории РФ. Их принудительное исполнение производится, если названным Кодексом не предусмотрено иное, на основании выдаваемого арбитражным судом исполнительного листа.
Таким образом, органы Федерального казначейства обязаны принять меры к обеспечению принудительного исполнения судебных актов, предусматривающих взыскание с бюджетных учреждений, по характеру своей деятельности финансируемых исключительно из федерального бюджета, что по правилам бюджетного законодательства не может осуществляться иначе, как через лицевые счета.
Государственная регистрация в качестве юридического лица бюджетного учреждения, не имеющего лицевых (расчетных) счетов, а также специальный порядок финансирования воинских частей не должны препятствовать взыскателям в получении присужденного им судом исполнения.
Органы военного управления, объединения, соединения и воинские части осуществляют полномочия распорядителей и получателей средств федерального бюджета в соответствии с положениями названного Кодекса. (пункт 7 статьи 241 БК РФ)
Принцип ответственности государства как собственника имущества по гражданско-правовым обязательствам его бюджетных учреждений в случае их недофинансирования установлен нормами статьи 120 Гражданского кодекса РФ и главы 24.1 БК РФ.
По смыслу положений главы 24.1 БК РФ, предусматривающей исполнение судебных актов за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнительный лист о взыскании денежных средств с должника - бюджетного учреждения - не может быть возвращен без исполнения по мотиву отсутствия у него лицевого счета в конкретном органе Федерального казначейства.
Следовательно, орган Федерального казначейства по месту нахождения бюджетного учреждения, получивший исполнительный лист арбитражного суда и выявивший отсутствие у него лицевых счетов должника, должен сам установить надлежащий орган казначейства по месту открытия лицевого счета должника и направить в этот орган исполнительный лист для исполнения.
При отсутствии у должника лицевых (расчетных) счетов, как в органах Федерального казначейства, так и в учреждениях Центрального банка Российской Федерации или кредитных организациях исполнительный лист направляется для исполнения в орган Федерального казначейства по месту открытия счета главному распорядителю соответствующих средств федерального бюджета.
Учитывая изложенные, доводы УФК по Хабаровскому краю относительно правомерности возврата взыскателю исполнительного листа от 25.04.2011 серия АС N 001773481 без исполнения подлежат отклонению.
Более того, из письма УФК по Хабаровскому краю от 06.04.2012 N 22-13-18/2304 следует, что вышеуказанный исполнительный лист может быть предъявлен Пенсионным фондом в УФК по Хабаровскому краю для организации исполнения, а именно, ввиду отсутствия лицевых счетов у организации - должника исполнительный документ будет направлен для исполнения в Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства по месту открытия лицевого счета Министерству обороны Российской Федерации, что и было впоследствии выполнено ответчиком письмом от 09.04.2012 N 22-13-32/2366.
Между тем, действиями УФК по Хабаровскому краю, выразившимися в возврате исполнительного листа от 25.04.2011 серия АС N 001773481 без исполнения на основании письма от 15.12.2011 N 22-13-32/8054, были нарушены права и законные интересы заявителя.
В соответствии с требованиями пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Подлежат отклонению доводы Управления о том, что на сегодняшний день исполнительный лист принят к исполнению другим органом Федерального казначейства, в связи с чем права взыскателя не нарушены.
Учитывая положения статьи 198 АПК РФ, выбор, как способа защиты, так и выбор для обжалования тех решений и действий государственных органов, которые нарушают права хозяйствующего субъекта, принадлежит ему самому.
Кроме того, для признания решений (действий) недействительными (незаконными) необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие решений (действий) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя.
Вопросы соответствия оспариваемых действий закону или иным нормативно-правовым актам, а также нарушения ими прав и законных интересов заявителя именно на момент их совершения являются обязательными для выяснения судом при рассмотрении дел о признании незаконными действий.
Поскольку в полном соответствии с имеющимися в деле доказательствами судом первой инстанции установлены фактические обстоятельства дела и правильно применены нормы материального и процессуального права, то оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 05.07.2012 по делу N А73-3140/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Е.А. Швец |
Судьи |
И.И. Балинская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-3140/2012
Истец: Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Хабаровске и Хабаровском районе Хабаровского края
Ответчик: Управление Федерального казначейства по Хабаровскому краю, УФК по Хабаровскому краю
Третье лицо: Войсковая часть 03133
Хронология рассмотрения дела:
28.12.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-17314/12
13.12.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-17314/12
09.11.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-5170/12
03.09.2012 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-3651/12
05.07.2012 Решение Арбитражного суда Хабаровского края N А73-3140/12