г. Вологда |
|
30 августа 2012 г. |
Дело N А13-5683/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 августа 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 августа 2012 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе пред-седательствующего Потеевой А.В., судей Виноградовой Т.В. и Пестеревой О.Ю.
при ведении протокола секретарём судебного заседания Воробьёвой Н.Н.,
при участии от общества Ступникова А.Н. директора, от административного органа Васильевой Н.А. по доверенности от 10.01.2912 N 002-Д,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Комлайн" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 11 июля 2012 года по делу N А13-5683/2012 (судья Парфенюк А.В.),
установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Вологодской области (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Комлайн" (ОГРН 1043500600660; далее - ООО "Комлайн", общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением арбитражного суда от 11 июля 2012 года заявленные требования удовлетворены, ООО "Комлайн" привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ с назначением наказания в виде предупреждения.
Общество обжаловало судебный акт в апелляционном порядке, ссылаясь на отсутствие состава вменённого ему правонарушения. Считает, что план реализации функций системы оперативно-розыскных мероприятий (далее - СОРМ) от 11.02.2011 выполнен обществом в полном объёме, требование организации канала связи не предусмотрено данным планом мероприятий, поэтому отсутствие акта ввода в эксплуатацию технических средств СОРМ не может быть поставлено в вину ООО "Комлайн". Кроме того, полагает, что действующим законодательством не установлена обязанность оператора связи нести бремя расходов на организацию и эксплуатацию каналов связи от узла оператора связи до точки подключения пульта управления СОРМ. Напротив, обеспечение оперативно-розыскной деятельности относится к расходным обязательствам Российской Федерации.
В отзыве Управление, возражая против доводов подателя жалобы, указало на то, что планом реализации функции СОРМ (в редакции от 11.02.2011) срок ввода в эксплуатацию системы СОРМ с подписанием соответствующего акта был установлен в апреле 2011 года. До настоящего времени данный пункт плана мероприятий обществом не выполнен. Вопрос о финансировании затрат по организации канала связи от узла оператора связи до точки подключения пульта управления СОРМ не влияет на юридическую квалификацию действий общества.
Заслушав представителей сторон, исследовав письменные доказательства, апелляционная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, в период с 26.03.2012 по 18.04.2012 должностными лицами Управления на основании приказа от 20.03.2012 N 163 (в редакции от 17.04.2012 N 226) проведена внеплановая документарная проверка соблюдения ООО "Комлайн" лицензионных условий и обязательных требований, установленных нормативными правовыми актами в области оказания услуг связи, при осуществлении деятельности по лицензии N 89316 на предоставление услуг местной телефонной связи, за исключением услуг местной телефонной связи с использованием таксофонов и средств коллективного доступа.
Поводом для проведения данной проверки послужили сведения, изложенные в письме Управления Федеральной службы безопасности по Вологодской области (далее - УФСБ России по Вологодской области) от 16.03.2012 N 88/9/2-107, а именно:
обществом не выполнены планы реализации СОРМ от 26.11.2007, от 11.02.2011;
не устранены в срок до 15.12.2011 недостатки СОРМ, выявленные 15.11.2011 при проверке работоспособности указанной системы на оборудовании оператора связи в городе Харовске;
не выполнены направленные оператору связи требования об устранении недостатков её работоспособности, предусмотренные техническими условиями на точку подключения оборудования СОРМ к пульту управления УФСБ от 07.02.2012.
По результатам проверки должностными лицами Управления составлен акт от 18.04.2012 N А-112, включая приложение N 1 ("Сведения о результатах проверки") и приложение N 2 ("Сведения о сети (сооружениях) связи лицензиата), на основании которого 24.04.2012 государственным инспектором по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций - главным специалистом-экспертом Управления Нефёдовой Е.В. с участием законного представителя ООО "Комлайн" директора Ступникова А.Н. в отношении общества составлен протокол N 128 Пр (том 1, листы 9-10, 72-75).
Управлением установлено, что ООО "Комлайн" оказывает услуги связи на территории города Харовска Вологодской области по лицензии N 89316 на предоставление услуг местной телефонной связи, за исключением услуг местной телефонной связи с использованием таксофонов и средств коллективного доступа, со сроком действия с 30.08.2011 по 30.08.2016. Данные услуги связи оказываются обществом с нарушением лицензионных требований, установленных статьёй 64 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон о связи), Правилами взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 27.08.2005 N 538, пунктом 10 лицензии N 89316, и обязывающих оператора связи реализовать установленные федеральным органом исполнительной власти в области связи, по согласованию с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, требования к сетям и средствам связи для проведения оперативно-розыскных мероприятий.
Управление квалифицировало допущенное обществом правонарушение по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ и обратилось в суд с заявлением о привлечении его к административной ответственности.
Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечёт привлечение лица к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ в виде предупреждения или наложение административного штрафа: на граждан в размере от 1500 до 2000 рублей; на должностных лиц - от 3000 до 4000 рублей; на юридических лиц - от 30 000 до 40 000 рублей.
В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 1, пунктом 36 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" оказание услуг связи подлежит лицензированию. Особенности лицензирования, в том числе в части, касающейся порядка принятия решения о предоставлении лицензии, срока действия лицензии и порядка продления срока её действия, приостановления и возобновления действия лицензии, могут устанавливаться федеральными законами, регулирующими оказание услуг связи.
Законом о связи, в частности, пунктом 1 статьи 29, закреплено, что перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и соответствующие перечни лицензионных условий устанавливаются Правительством Российской Федерации и ежегодно уточняются; пунктом 4 статьи 64 полномочия по определению порядка взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, отнесены к компетенции Правительства Российской Федерации.
Кроме того, пунктом 2 статьи 64 Закона о связи предусмотрено, что операторы связи обязаны обеспечивать реализацию установленных федеральным органом исполнительной власти в области связи по согласованию с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, требований к сетям и средствам связи для проведения этими органами в случаях, установленных федеральными законами, мероприятий в целях реализации возложенных на них задач, а также принимать меры по недопущению раскрытия организационных и тактических приемов проведения указанных мероприятий.
Как следует из Перечня лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания услуг местной телефонной связи, за исключением услуг местной телефонной связи с использованием таксофонов и средств коллективного доступа, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2005 N 87, оператору связи предписано обеспечить реализацию требований к сетям и средствам связи для проведения оперативно-розыскных мероприятий (пункт 10 раздела I).
Аналогичная обязанность возложена на ООО "Комлайн" пунктом 10 Условий осуществления выданной ему лицензии (том 1, листы 21-23).
Правилами взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность предусмотрено, что органы федеральной службы безопасности, являясь уполномоченными органами, осуществляют взаимодействие с операторами связи при проведении в рамках оперативно-розыскной деятельности оперативно-розыскных мероприятий, связанных с использованием технических средств, в том числе в интересах других уполномоченных органов (пункт 2).
Сети и средства связи, используемые оператором связи, должны соответствовать требованиям, предъявляемым к ним для проведения оперативно-розыскных мероприятий и устанавливаемым Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой безопасности Российской Федерации (пункт 4).
Ввод в эксплуатацию технических средств в сети связи оператора связи производится в соответствии с разработанным органом федеральной службы безопасности совместно с оператором связи планом мероприятий по внедрению технических средств (далее - план), в котором указывается, в частности, срок ввода в эксплуатацию технических средств. План разрабатывается в срок до 3 месяцев с даты подачи оператором связи заявления в орган федеральной службы безопасности. План составляется в 3 экземплярах, из которых 2 экземпляра представляются оператором связи соответственно в Федеральную службу по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций и орган федеральной службы безопасности, 1 экземпляр хранится у оператора связи (пункт 7).
Ввод в эксплуатацию технических средств осуществляется оператором связи на основании акта, подписанного в установленном порядке представителями органа федеральной службы безопасности, Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций и оператора связи, а в случае, указанном в пункте 3 данных Правил, органа внутренних дел (пункт 10).
Требования к сетям электросвязи для проведения оперативно-розыскных мероприятий утверждены приказом Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации от 16.01.2008 N 6 (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 31.01.2008 N 11057).
Так, технические средства СОРМ размещаются на узлах связи сети связи оператора связи в соответствии с планом мероприятий по внедрению технических средств для проведения оперативно-розыскных мероприятий (пункт 10).
Сети связи, предназначенные для оказания услуг связи по предоставлению каналов связи, обеспечивают возможность доступа к информации, передаваемой по каналам связи, и передачи её на пункт управления государственного органа, осуществляющего оперативно-розыскные мероприятия (пункт 4).
Базы данных об абонентах оператора связи и базы данных об оказанных оператором связи услугах связи (базы данных систем расчёта за оказанные услуги связи), а также оборудование средств связи, в том числе программное обеспечение, обеспечивающие выполнение установленных действий при проведении оперативно-розыскных мероприятий (далее - технические средства ОРМ), подключаются оператором связи к пункту управления ОРМ через точку (точки) подключения в соответствии с техническими условиями, устанавливаемыми уполномоченным органом (пункт 6).
Технические условия должны содержать: а) местонахождение точки подключения технических средств ОРМ; б) местонахождение точки подключения базы данных об абонентах оператора связи и базы данных об оказанных абонентам оператора связи услугах связи (базы данных систем расчёта за оказанные услуги связи); в) требования к линиям (каналам) связи, соединяющим технические средства ОРМ с пунктом управления ОРМ (пункт 11).
Таким образом, оператор связи обязан организовать канал связи от оборудования СОРМ к пульту управления СОРМ в точку подключения, местоположение которой указывается уполномоченным органом. Выполнение указанной обязанности подтверждается актом ввода технических средств в эксплуатацию.
Применительно к сети связи ООО "Комлайн" требования, подлежащие выполнению обществом для проведения оперативно-розыскных мероприятий, установлены в планах реализации функций СОРМ от 26.11.2007, от 11.02.2011 со сроком подписания акта ввода СОРМ в апреле 2011 года (том 1, листы 98-100). В числе этих мероприятий в пункте 1.3 плана от 26.11.2007 указано на организацию оператором совместно с уполномоченным органом канала связи для организации обмена между блоками СОРМ. План от 11.02.2011 не аннулирует мероприятия, указанные в ранее утверждённом плане, как полагает общество, а устанавливает лишь новые сроки их исполнения.
Выданные технические условия на подключение оборудования СОРМ к пульту управления УФСБ России по Вологодской области от 07.02.2012 содержат необходимые для подключения параметры (том 1, листы 130-131).
Материалами дела подтверждается, что на момент проверки обществом не были выполнены вышеуказанные планы реализации функции СОРМ и технические условия, акт ввода в эксплуатацию системы СОРМ, подписанный в установленном порядке представителями УФСБ России по Вологодской области и Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций и оператора связи, отсутствовал (том 1, листы 16, 18, 24).
Данные обстоятельства свидетельствуют об осуществлении ООО "Комлайн" лицензируемого вида деятельности с нарушением условий лицензии N 89316, а также о наличии в деянии ответчика события административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Доводы ООО "Комлайн" об отсутствии обязанности организовать канал связи от оборудования СОРМ к пульту управления СОРМ в точку подключения, местоположение которой указывается уполномоченным органом основаны на неправильном толковании норм материального права.
Указ Президента Российской Федерации от 01.09.1995 N 891, на который ссылается податель жалобы в обоснование своей позиции, не возлагает такую обязанность на государственные органы, осуществляющие оперативно-розыскные мероприятии, и не устанавливает какой-либо порядок компенсации затрат оператора связи по выполнению функций СОРМ.
Согласно статье 1.5, части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В данном случае у общества имелась возможность для соблюдения пункта 10 Условий осуществления деятельности в соответствии с лицензией N 89316, однако все зависящие от него меры по их соблюдению им не были приняты. Достоверных доказательств того, что для выполнения названных лицензионных условий обществом были приняты все возможные меры, и до получения акта ввода в эксплуатацию технических средств оперативно-розыскных мероприятий ООО "Комлайн" было лишено возможности воздержаться от осуществления рассматриваемой деятельности по оказанию услуг связи, в материалы дела не представлено.
Письма ООО "Комлайн" от 14.05.2012 N 07/05-12, N 08/05-12, N 06/05-12, N 05/05-12 не принимаются судом во внимание в связи с тем, что действия, направленные на выполнение рассматриваемого лицензионного условия, предприняты обществом после проведения административным органом контрольных мероприятий 18.04.2012 (том 2, листы 17-21).
Таким образом, вина общества в совершении административного правонарушения доказана. В действиях ООО "Комлайн" имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Доводы подателя жалобы о неурегулированности с УФСБ России по Вологодской области порядка компенсации затрат по организации канала связи не влияют на юридическую квалификацию действий ООО "Комлайн" в рамках административного дела, поскольку данный вопрос разрешается в гражданско-правовом порядке, в том числе путём предъявления иска в суд.
Существенных нарушений установленного порядка привлечения к административной ответственности Управлением не допущено. Протокол об административном правонарушении от 24.04.2012 N 128 Пр составлен уполномоченным должностным лицом административного органа. Срок давности привлечения общества к административной ответственности - три месяца со дня завершения проверки, когда установлен факт нарушения (18.04.2012), - на момент рассмотрения дела судом первой инстанции не истёк.
Мера наказания, избранная судом, в виде предупреждения соответствует характеру совершённого обществом правонарушения, степени общественной опасности деяния. Судом учтено также наличие смягчающего ответственность обстоятельства - совершение правонарушения впервые.
При таких обстоятельствах нарушений норм материального и процессуального права при вынесении решения не допущено, правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены принятого по данному делу решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 11 июля 2012 года по делу N А13-5683/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Комлайн" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В. Потеева |
Судьи |
Т.В. Виноградова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-5683/2012
Истец: Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Вологодской области
Ответчик: ООО "Комлайн"