Комментарий к письму Министерства финансов Российской Федерации от
05.10.2007 N 03-01-10/8-283
В Письме Минфина РФ от 05.10.2007 N 03-01-10/8-283 рассмотрен вопрос о том, признается ли кредиторская задолженность по пеням и штрафам прошлых лет безнадежной. В случае положительного ответа ее можно списать. В письме речь идет о задолженности, которую налоговые органы не вправе взыскивать в принудительном порядке. Рассмотрим, как она образуется.
Задолженность перед бюджетом, которую невозможно взыскать. В статье 46 НК РФ рассмотрен порядок взыскания налога, сбора, пеней и штрафа за счет денежных средств налогоплательщика, (плательщика сборов), налогового агента. В ее редакции, действующей с 01.01.2007, сказано, что если данное лицо не уплатило налог в бюджет на основании требования об уплате, то налоговый орган на протяжении двух месяцев после истечения срока уплаты, установленного в требовании, принимает решение о взыскании налога. При пропуске этого срока налоговые органы утрачивают право на его взыскание во внесудебном порядке. Тогда они могут обратиться в суд с иском о взыскании причитающихся к уплате сумм налога. Срок подачи такого заявления ограничен шестью месяцами, следующими за истечением срока исполнения требования об уплате налога. Действующая редакция ст. 46 НК РФ предусматривает возможность подачи налоговой инспекцией заявления в суд по истечении установленного срока в случае, если срок пропущен по уважительной причине.
В отношении старой редакции этой статьи в Постановлении Президиума ВАС РФ от 24.10.2006 N 5274/06 разъяснено, что в случае пропуска налоговым органом срока вынесения решения о взыскании налога, пеней он, при отсутствии судебного решения о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) сумм налога, пеней, не вправе принудительно взыскивать задолженность, в том числе путем удержания (зачета) с этой целью излишне уплаченного налога.
Таким образом, если налоговым органом пропущены сроки внесудебного и судебного взыскания данных платежей в бюджет, он не вправе их принудительно взыскать, за исключением, действующим с 01.01.2007. В результате у налогоплательщика может числиться задолженность перед бюджетом по уплате налогов, сбора, пеней, штрафов, которую налоговики не вправе взыскать.
Признается ли задолженность безнадежной? Основы нормативного регулирования этого вопроса изложены в ст. 59 НК РФ, позволяющей списать безнадежную задолженность перед бюджетом по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, которая признается таковой в силу причин экономического, социального или юридического характера.
Порядок списания безнадежной задолженности по уплате федеральных налогов и сборов устанавливается Правительством РФ. Фискальные ведомства в этом вопросе руководствуются Постановлением Правительства РФ от 12.02.2001 N 100 "О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам по федеральным налогам и сборам, а также задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам" (далее - Постановление N 100). В п. 1 данного постановления указано, что признаются безнадежными ко взысканию и списываются недоимка и задолженность по пеням и штрафам по федеральным налогам и сборам, а также задолженность по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, числящаяся за организациями по состоянию на 01.01.2001, начисленным пеням и штрафам в случае:
- ликвидации организации в соответствии с законодательством РФ;
- признания банкротом индивидуального предпринимателя в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" - в части задолженности, не погашенной по причине недостаточности имущества должника;
- смерти или объявления судом умершим физического лица - по всем налогам и сборам, а в части поимущественных налогов - в размере, превышающем стоимость его наследственного имущества, либо в случае перехода наследства к государству.
Финансисты в комментируемом письме говорят об отсутствии иных оснований для признания задолженности перед бюджетом безнадежной и ее списания, кроме перечисленных в этой норме. Поэтому законодательство РФ не предусматривает возможности списания задолженности по налогам и сборам с действующих предприятий и организаций. Аналогичная позиция высказана ими в письмах от 20.04.2007 N 03-01-03/4-41, от 05.04.2007 N 03-01-11/1-32.
В Письме Минфина РФ от 07.12.2005 N 03-02-07/1-331 сказано: несмотря на то, что судебный орган признал незаконным взыскание налоговиками задолженности в связи с истечением срока исковой давности, это не означает, что суд признал задолженность безнадежной и подлежащей списанию в установленном порядке. Поэтому у налогового органа нет оснований для исключения этой задолженности из карточки лицевого счета. При формировании справки об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, пеней и налоговых санкций не учитываются суммы, перечисленные в п. 3 и 5 Методических указаний по заполнению справки об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций*(1), к которым не относится задолженность, взыскание которой невозможно в связи с истечением трехлетнего срока исковой давности.
Обратите внимание: положение ст. 59 НК РФ распространяется также на лиц, применяющих специальные режимы налогообложения. Эту позицию разделяют и фискальные ведомства. В частности, Письмом ФНС РФ от 10.05.2006 N ММ-6-19/481@ направлено нижестоящим налоговым органам Письмо Минфина РФ от 20.04.2006 N 03-02-07/2-30, в котором сказано, что ст. 59 НК РФ и Постановление N 100 применяются в отношении федеральных налогов, в том числе предусмотренных специальными налоговыми режимами.
Арбитражная практика
Суды поддерживают фискальные ведомства. В частности, Президиум ВАС РФ в Постановлении от 11.05.2005 N 16507/04 указал, что должностные лица налоговых органов не могут произвольно, по собственному усмотрению, признавать долги по налогам нереальными ко взысканию и списывать соответствующие суммы. Поэтому у инспекции нет оснований удовлетворять заявление организации об исключении из ее лицевого счета сумм недоимки и задолженности по пеням, на взыскание которых в судебном и внесудебном порядке инспекция утратила право. Наличие в документах внутриведомственного учета сведений о налоговых платежах, суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам само по себе не нарушает прав и законных интересов налогоплательщика.
Аналогичной позиции придерживаются суды, например:
- Постановление ФАС ПО от 15.03.2007 N А57-12437/06-33: признание в судебном порядке недействительными требований об уплате налогов и пени ввиду их неверного оформления не указано в налоговом законодательстве в качестве основания прекращения обязанности по уплате налогов и пеней. Такое судебное решение не обязывает налоговый орган исключать из карточки лицевого счета недоимку по пеням, содержащуюся в оспариваемых требованиях. Поэтому вступившее в законную силу решение суда не признается основанием для уменьшения в лицевой карточке недоимки по пеням, поскольку названное обстоятельство не связано с прекращением обязанности по уплате пеней и не влечет обязанность для налогового органа по ее списанию с карточки лицевого счета;
- Постановление ФАС ВВО от 31.10.2006 N А79-1021/2006;
- Постановление ФАС СКО от 25.06.2007 N Ф08- 3463/2007-1416А;
- Постановление ФАС УО от 29.08.2007 N Ф09-6853/07-С2.
В.В. Никитин,
редактор журнала
"Акты и комментарии для бухгалтера"
"Акты и комментарии для бухгалтера", N 22, ноябрь 2007 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Приказ ФНС РФ от 23.05.2005 N ММ-3-19/206.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"