Характеристика обращений граждан в Конституционный суд РФ
Конституционный Суд Российской Федерации действует более пятнадцати лет. Его деятельность за эти годы объективно подтвердила правовую и социальную обусловленность его компетенции, а также постоянную его востребованность. Об авторитете Конституционного Суда среди граждан свидетельствует огромное количество их обращений - в последнее пятилетие до 15 тысяч и более ежегодно, в том числе и по вопросам, явно не подведомственным Конституционному Суду.
Общее число поступивших обращений в период с 1992 по 2006 год включительно составило 183 593, из них 114 264 явно неподведомственных Конституционному Суду. Ежегодное число поступивших обращений (1992-2006 год) выглядит следующим образом: 1992 - 16 860 (13 883), 1993 - 12 546 (11 417), 1994 - 3 207 (2 517), 1995 - 9 020 (7 052), 1996 - 9 358 (6 932), 1997 - 9 473 (7 052), 1998 - 10 257 (7 006), 1999 - 13 964 (7 520), 2000 - 10 983 (5 595), 2001 - 12 294 (6 319), 2002 - 14 470 (7 407), 2003 - 15 667 (8 684), 2004 - 15 561 (7 775), 2005 - 14 944 (7 486), 2006 - 14 989 (7 619).
Из приведенных данных видно, что сразу же в первый год работы Конституционного Суда поступило рекордное количество обращений - 16 860, которые продолжали поступать и в период приостановления деятельности Конституционного Суда осенью 1993 года.
Следует заметить, что вопрос о предоставлении гражданам права обращаться в Конституционный Суд вызывает большие дискуссии. Высказывались опасения, что Суд будет завален десятками тысяч обращений*(1). "Ибо нетрудно предположить, что уже в ближайшее время Конституционный суд захлебнется в потоке жалоб, а жалобщик годами будут ждать своей очереди"*(2). Однако практика таких опасений не подтвердила. Подавляющее большинство обращений Суду неподведомственно и Секретариат Суда, рассматривающий в предварительном порядке все обращения, возвращает заявителям неподведомственные обращения, а при необходимости направляет их для разрешения в государственные органы или организации, компетентные решать поставленные заявителями вопросы.
Значительное число жалоб в КС РФ связано с несоблюдением конституционных прав и свобод граждан. Эти вопросы ставились в 37 733 обращениях, в т.ч. по годам (1995-2006 год): 1995 - 2 502, 1996 - 2 530, 1997 - 2 521, 1998 - 3 042, 1999 - 2 348, 2000 - 2 318, 2001 - 3 012, 2002 - 3 477, 2003 - 3 785, 2004 - 4 047, 2005 - 4 455, 2006 - 3 687.
Это вопросы нарушения права на жилье и на труд, необеспечения должного уровня здравоохранения и образования, вопросы нарушения права на передвижение, равенства и равноправия. Большую долю обращений данной категории составляют обращения по вопросам социальной незащищенности наших граждан. Граждане сообщают, что, являясь трудоспособными, не могут найти достойную работу, чтобы прокормить семью. С переходом к формированию пенсии по накопительному принципу в зависимости от доходов в трудоспособном возрасте идет резкое расслоение граждан по доходам, что распространяется и на пенсии. Люди пишут о массовой бедности, об огромной разнице в доходах между богатыми и бедными, которые не могут обеспечить себе даже полноценное питание и лечение.
Социальная проблематика звучит в большом количестве обращений и весьма заметна в деятельности Конституционного Суда.
По тематике обращения по соблюдению конституционных прав и свобод можно представить в следующей таблице (с 1995 года по 2006 год):
Соблюдение конституционных прав и свобод | 37 733 |
1. Равенство и равноправие 2. Охрана трудовых прав 3. Охрана жилищных прав 4. Здравоохранение 5. Образование 6. Социальная защита 7. Гражданство, въезд, выезд 8. Иные вопросы |
659 3 818 5 993 427 179 22 663 890 3 104 |
Из приведенных данных видно, что граждане Российской Федерации вопросы преодоления бедности, роста благосостояния, социальной защищенности ставят выше других задач государства.
Если российские граждане считают, что их конституционные права нарушены, а суды общей юрисдикции не смогли их защитить в силу закона, не соответствующего Конституции, то они могут, в соответствии с частью 4 статьи 125 Конституции, непосредственно обратиться в Конституционный Суд. И они это небезуспешно делают.
В 2001 году в Конституционный Суд обратилась жительница столичного района Косино Тамара Близинская. Она оспорила норму столичного закона об основах платного землепользования в Москве.
По ней граждане-домовладельцы могли пожизненно наследовать земельные участки, только если они не больше 0,6 гектара (в пределах МКАД) и 0,12 (за пределами "кольца"). "Сверхлимитную" землю граждане должны были уже арендовать. Близинская же проживала в доме, стоящем на участке площадью 0,22 гектара, который был выделен ее предкам еще в 1824 году. Заявительница полагала, что столичный закон лишил ее права пожизненного владения частью этого земельного участка, причем без компенсации.
Судьи пришли к выводу, что оспариваемая норма ограничивает не только права граждан на пользование и владение земельным участком, но и конституционную свободу договора. Спорная статья закона признана не соответствующей Конституции.
В 2006 году в Конституционный Суд поступила жалоба от семьи Орловых, в которой они оспаривали нормы законов "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" и "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".
Согласно им с 1 января 2007 года граждане лишались права бесплатно приватизировать свои квартиры, предоставленные им по договорам социального найма после 1 марта 2005 года. Поэтому департамент жилищной политики и жилищного фонда столицы отказал им в приватизации квартиры, предоставленной 18 апреля 2005 года. Суд признал неконституционной практику разделения граждан на две категории - тех, кто получил квартиру до 1 марта 2005 года, и тех, кто после. Судьи отметили, что эта норма нарушает конституционный принцип равенства*(3).
Неотъемлемым правом гражданина среди других прав и свобод является право на жилище. Данная проблема неоднократно рассматривалась Конституционным Судом и являлась предметом исследования ученых юристов*(4).
Многие решения Конституционного Суда, в том числе обращенные к тематике трудового права, влекут весьма серьезные последствия не только для практики правотворчества и правоприменения, но и для правовой теории*(5).
А.В. Мазуров в 2004 году отмечал в своей монографии, что в Российской Федерации разница в доходах между самыми богатыми и бедными составляет 1:15, хотя даже такая разница согласно мировым стандартам, является для богатых социально опасной (безопасной считается разница не более чем 1:10) и констатировал, что никакой социальной справедливости и защищенности в Российской Федерации нет, она не является социальным государством*(6).
Если обратиться к цифрам, то вопросы социальной защиты граждан ставились в 22 663 обращениях. Ежегодное число таких обращений выглядит следующим образом: 1995 - 1 169, 1996 - 1 479, 1997 - 1 441, 1998 - 1 755, 1999 - 1 339, 2000 - 1 282, 2001 - 1 896, 2002 - 2 085, 2003 - 2 351, 2004 - 2 786, 2005 - 2 764, 2006 - 2 316.
Из приведенных данных видно, что довольно резкий рост обращений о нарушениях конституционных прав и свобод, в том числе, и в области социальной защиты граждан, имел место в 2004-2005 годах и лишь немного снизился в 2006 году. Такой скачок обращений по данной проблеме напрямую связан с принятием Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Данный закон направлен на замену большинства социальных льгот разным категориям граждан небольшими денежными компенсациями. Обеспечение многих выплат возложено на местные органы власти, и из-за отсутствия финансирования значительно нарушаются права граждан. В народе данный закон назван законом "о монетизации льгот". Он изменил принципы управления здравоохранением, образованием и другими сферами, изменил или отменил более 120 законов Российской Федерации. Не успев быть принятым, закон "о монетизации льгот" многократно подвергся изменениям. Поэтому не удивительно, что против этого закона выступили общественные организации ветеранов и инвалидов и другие социально незащищенные группы граждан, от которых до настоящего времени продолжают поступать обращения о нарушении прав данным законом.
По данным социологов, пятая часть населения нашей страны находится сейчас в "зоне бедствия". Чувствительность к этому вопросу демонстрируют не только те группы населения, которые находятся непосредственно в "зоне бедности", но и немалое число россиян, которые по самооценкам относят себя к средним слоям, но вынуждены, тем не менее, прилагать огромные усилия для сохранения более-менее приемлемого уровня жизни.
Как правильно отметил заместитель Председателя Конституционного Суда РФ В.Г. Стрекозов, у нас 9/10 жалоб связано с нашей бедностью, нищетой, с несчастной нашей экономикой*(7).
Особенно остро эти вопросы встали в конце 2004 года, когда началась реализация нового законодательства "о монетизации льгот"*(8).
Нашумевший закон "о монетизации льгот" неоднократно являлся предметом рассмотрения в Конституционном Суде.
Большое место занимают обращения по вопросам уголовного права и уголовного процесса - 35 155 обращений, гражданского права и процесса - 33 395 обращений, хозяйственного права, арбитражной практики, налогового и финансового законодательства - 13 991.
Во многих обращениях, поступающих в Конституционный Суд, граждане высказывают свое мнение о происходящих в стране событиях, о ходе экономических и социальных реформ, о состоянии законности и правопорядка. Большой поток обращений связан с вопросами, уже рассматриваемыми Конституционным Судом.
Поток обращений, часто по вопросам, разрешение которых неподведомственно Конституционному Суду, не ослабевает, что свидетельствует не только о правовой неграмотности заявителей, но и о возрастающем доверии к Конституционному Суду, и о том, что ожидания общества превышают его возможности, ограниченные рамками закона.
По обращениям, поступающим в Конституционный Суд, видно, что в последние десять лет происходили фундаментальные изменения в массовом российском правосознании. Начинается усвоение базовых ценностей правового государства, налицо признаки формирования конституционно-правовой культуры. И уже нельзя говорить, что "в России... массовое правовое сознание находится пока еще в зачаточном очень слабом и неуверенном состоянии"*(9).
За последние три года более чем на 10% выросла доля россиян, утверждающих, что они знают основные положения Конституции РФ. По данным Фонда "Общественное мнение", сегодня 44% опрошенных говорят об этом, тогда как в 2002 году таковых было лишь 30%.
За тот же период заметно сократилось и число тех граждан страны, которые не знакомы с Основным законом страны - с 59% до 50%. В оценке действенности Конституции участники декабрьского исследования ФОМ разделились: 45% из 1500 опрошенных полагают, что она определяет жизнь российского общества, почти столько же (43%) считают ее чисто формальным документом, который не определяет жизнь граждан нашей страны*(10).
Анализ обращений, поступающих в Конституционный Суд, в которых ставится вопрос о проверке конституционности законов, также свидетельствуют о том, что Конституция и Конституционный Суд востребованы, что перелом в правосознании граждан в сторону осознания своих прав, их конституционных гарантий произошел. Поэтому представляется, что предположение, сделанное Б.А. Страшуном в 2003 году о том, что Конституция мало кого интересует, не подтвердилось*(11). Во многом это заслуга Конституционного Суда и наших граждан, инициировавших рассмотрение Конституционным Судом конкретных вопросов.
Н.М. Голик,
начальник отдела Секретариата Конституционного Суда РФ
"Российская юстиция", N 10, октябрь 2007 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Баглай М.В. Некоторые актуальные проблемы конституционного правосудия в России // Конституционное правосудие. Вестник Конференции органов конституционного контроля стран молодой демократии. Ереван, 1998. Вып. 1 С. 11.
*(2) Пашин С. Конституционный Суд в "новой редакции" // Конституционное право. Восточноевропейское обозрение. 1994. N 2(7). С. 31.
*(3) Постановление Конституционного Суда Российской Федерации по делу о проверке конституционности подпункта 1 пункта 2 статьи 2 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" и части первой статьи 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (в редакции статьи 12 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации") в связи с запросом Верховного Суда Российской Федерации и жалобой граждан М.Ш. Орлова, Х.Ф. Орлова и З.Х. Орлова от 15 июня 2006 года N 6-П // СЗ РФ. 2006. N 26. Ст. 2876.
*(4) Скрипко В.Р. Конституционное право граждан Российской Федерации на жилище // Государство и право. 2002. N 12. С. 31-39.
*(5) Маврин С.П. Трудовое право в решениях Конституционного Суда Российской Федерации // Правоведение. 2006. N 4. С. 40-49.
*(6) Мазуров А.В. Конституция и общественная практика. М.: Частное право. 2004. С. 258-260.
*(7) Стрекозов В. Неграмотные люди не смогут противостоять беззаконию [Интервью] // Политический журнал. 2003. N 2(2). С. 70.
*(8) Зорькин В.Д. Верховенство права и конституционное правосудие // Юрист спешит на помощь. 2006. N 5. С. 21-22.
*(9) Зорькин В.Д. Россия и ее Конституция // Журнал Российского права. 2003. N 11. С. 8.
*(10) Интерфакс. 11 декабря 2005 года.
*(11) Страшун Б.А. Конституция установила общеобязательные правила политической игры, провозгласила нерушимость и приоритет прав человека // Законодательство и экономика. 2003. N 12. С. 9.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Характеристика обращений граждан в Конституционный суд РФ
Автор
Н.М. Голик - начальник отдела Секретариата Конституционного Суда РФ
"Российская юстиция", 2007, N 10