город Воронеж |
|
28 августа 2012 г. |
Дело N А64-11931/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 августа 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 августа 2012 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Суховой И.Б.,
Судей Поротикова А.И., Маховой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кащеевой С.Ю.,
при участии:
от Управления культуры и архивного дела Тамбовской области: Толмачевой Н.М., представителя по доверенности N 01-17/996 от 22.11.2011;
от Федерального государственного унитарного предприятия "Федеральный компьютерный центр фондовых и товарных информационных технологий (ФТ-Центр)": представитель не явился, извещено надлежащим образом;
от Росимущества в Тамбовской области: представитель не явился, извещено надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного унитарного предприятия "Федеральный компьютерный центр фондовых и товарных информационных технологий (ФТ-Центр)" на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 17.05.2012
по делу N А64-11931/2011 (судья Краснослободцев А.А.)
по иску Управления культуры и архивного дела Тамбовской области к ФГУП "Федеральный компьютерный центр фондовых и товарных информационных технологий (ФТ-Центр)",
при участии третьего лица - ТУ Росимущества в Тамбовской области о понуждении к выполнению работ,
УСТАНОВИЛ:
Управление культуры и архивного дела Тамбовской области (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с иском к Федеральному государственному унитарному предприятию Федеральный компьютерный центр фондовых и товарных информационных технологий (ФТ-Центр)" (далее - ФГУП "Федеральный компьютерный центр фондовых и товарных информационных технологий (ФТ-Центр)", ответчик) об обязании в срок до 31 марта 2012 года провести работы по консервации объекта культурного наследия "Торговые ряды" (корпус торговых рядов лит.В), расположенного по адресу: г.Тамбов, ул.Коммунальная, д.21А; в срок до 31 августа 2012 года - разработать научно-проектную документацию по реставрации объекта культурного наследия "Торговые ряды" (корпус лит.А, корпус лит.Б, корпус лит.В, корпус лит.Г), расположенного по адресу: г.Тамбов, ул.Коммунальная, д.21А; в срок до 01.12.2012 года приступить к выполнению ремонтно-реставрационных работ на объекте культурного наследия "Торговые ряды" (корпус лит.А, корпус лит.Б, корпус лит.В, корпус лит.Г), расположенного по адресу: г.Тамбов, ул.Коммунальная, д.21А.
В ходе рассмотрения дела представитель истца уточнил исковые требования и просил суд обязать ответчика:
1. в срок до 31.08.2012 провести работы по консервации объекта культурного наследия "Торговые ряды" (корпус торговых рядов лит.В), расположенного по адресу: г.Тамбов, ул.Коммунальная, д.21А;
2. в срок до 30.11.2012 разработать и согласовать в соответствии с требованиями Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" от 25.06.2002 г. N 73-ФЗ научно-проектную документацию по сохранению (реставрации) объекта культурного наследия "Торговые ряды" (корпус лит.А, корпус лит.Б, корпус лит.В, корпус лит.Г), расположенного по адресу: г.Тамбов, ул.Коммунальная, д.21А;
3. в срок, установленный проектно-сметной документацией, приступить к выполнению ремонтно-реставрационных работ на объекте культурного наследия "Торговые ряды" (корпус лит.А, корпус лит.Б, корпус лит.В, корпус лит.Г), расположенного по адресу: г.Тамбов, ул.Коммунальная, д.21А.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ТУ Росимущества в Тамбовской области.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 17.05.2012 (с учетом определения от 18.06.2012) исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, ФГУП "Федеральный компьютерный центр фондовых и товарных информационных технологий (ФТ-Центр)" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Тамбовской области от 17.05.2012 отменить, принять по делу новый судебный акт.
Заявитель жалобы ссылается на ненадлежащий способ защиты нарушенного права. Кроме того, ответчик указывал на не соблюдение истцом досудебного порядка урегулирования спора.
В судебное заседание апелляционной инстанции ТУ Росимущества в Тамбовской области, ФГУП "Федеральный компьютерный центр фондовых и товарных информационных технологий (ФТ-Центр)" явку полномочных представителей не обеспечило.
Учитывая, что суд располагает доказательствами надлежащего извещения указанных лиц о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассматривалась в отсутствие их представителей в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
В ходе судебного заседания представитель Управления культуры и архивного дела Тамбовской области с доводами апелляционной жалобы не согласились, полагая обжалуемое решение законным и обоснованным, по основаниям, указанным в отзыве на апелляционную жалобу (с учетом дополнений к нему), просили оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся доказательства, оценив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, считает необходимым решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Из материалов дела усматривается, что решением Тамбовского облисполкома N 375 от 28.12.1987 "Торговые ряды" г.Тамбова были приняты под охрану государства, как памятник истории архитектуры и археологии местного значения.
В архитектурный ансамбль данного памятника входят 4 корпуса торговых рядов: корпус торговых рядов лит. "А" площадью 2581,9 кв.м; корпус торговых рядов лит. "Б" площадью 2140,8 кв.м; корпус торговых рядов лит. "В" площадью 1589,5 кв.м; корпус торговых рядов лит. "Г" площадью 613,7 кв.м., расположенных на Центральном рынке г.Тамбова по адресу: г.Тамбов, ул.Коммунальная, 21А.
Вышеуказанные "Торговые ряды" являются собственностью Российской Федерации.
30.04.2010 на основании распоряжения ТУ Росимущества по Тамбовской области от 15.05.2009 N 340-р, от N 330-р памятник "Торговые ряды" передан ФГУП "Федеральный компьютерный центр фондовых и товарных информационных технологий" (ФТ-Центр)" на праве хозяйственного ведения.
01.07.2010 между Управлением культуры и архивного дела Тамбовской области ФГУП "Федеральный компьютерный центр фондовых и товарных информационных технологий (ФТ-Центр)" были заключены охранные обязательства (регистрационный N 113/10-ю, N 114/10-ю, N 115/10-ю, N 116/10-ю), по условиям которых ФГУП "Федеральный компьютерный центр фондовых и товарных информационных технологий (ФТ-Центр)" принял на себя обязательство по сохранению объекта культурного наследия, владельцем которого он является.
Согласно разделу 1 заключенных охранных обязательств, ФГУП "Федеральный компьютерный центр фондовых и товарных информационных технологий (ФТ-Центр)" обязан нести бремя содержания памятника, а также выполнять иные обязательства и обременения, предусмотренные Федеральным законом от 25.06.2002 г. N 73-Фз "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и Закона Тамбовской области от 28.06.2005 г. N 332-3 "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) в Тамбовской области".
Одновременно с подписанием охранных обязательств, сторонами были согласованы и утверждены Акты осмотра технического состояния памятника истории и культуры, которыми произведен технический осмотр памятника истории и культуры "Торговые ряды", составлен акт технического осмотра состояния памятника истории и культуры и установлен план ремонтно-реставрационных работ и благоустройства территории памятника истории и культуры.
В соответствии с актам осмотра корпуса торговых рядов лит. "Б" владельцу памятника вменялось:
- проведение технического обследований памятника и разработка научно-проектной документации. Срок выполнения 2010-2011 гг;
- проведение комплекса ремонтно-реставрационных работ. В 2011 году владелец брал обязательства приступить к производству работ по реставрации несущих и ограждающих конструкций памятника, в том числе: реставрация стропильных конструкций крыши и воссоздание кровли памятника; реставрация чердачных перекрытий.
В соответствии с актом осмотра корпуса торговых рядов лит. "Г" владельцу памятника вменялось:
- проведение технического обследования памятника и разработка научно-проектной документации. Срок выполнения 2010-2011 г.г.;
- проведение комплекса ремонтно-реставрационных работ. В 2011 году владелец брал на себя обязательства приступить к производству работ по реставрации несущих и ограждающих конструкций памятника, в том числе: реставрация стропильных конструкций крыши и воссоздание кровли памятника; реставрация чердачных перекрытий.
В соответствии с актом осмотра корпуса торговых рядов лит. "В" владельцу памятника вменялось:
- проведение технического обследования памятника и разработка научно-проектной документации. Срок выполнения 2010-2011 г.г.;
- проведение первоочередных противоаварийных работ, в том числе ограждение территории памятника;
- проведение комплекса ремонтно-реставрационных работ. В 2011 году владелец брал на себя обязательства приступить к производству работ по реставрации несущих и ограждающих конструкций памятника, в том числе: реставрация стропильных конструкций крыши и воссоздание кровли памятника; реставрация и воссоздание наружных стен здания; усиление фундаментов.
15.11.2011 Управлением культуры и архивного дела Тамбовской области произведен технический осмотр объекта культурного наследия и установлено, что здание частично не используется, консервационные работы не проведены, вследствие чего происходит разрушение несущих и ограждающих конструкций здания; первоочередные противоаварийные работы не проведены; несущие конструкции, пострадавшие от пожара, находятся в аварийном состоянии и продолжают разрушаться от внешних воздействий, возможно дальнейшее обрушение конструкций; в настоящее время объект представляет угрозу для посетителей и работников Центрального рынка.
По результатам осмотра составлены акты технического состояния объекта культурного наследия (памятника истории и культуры).
За правонарушение, предусмотренное статьей 20 Закона Тамбовской области от 29.10.2003 N 155-3 "Об административных правонарушениях в Тамбовской области", на ФГУП "Федеральный компьютерный центр фондовых и товарных информационных технологий (ФТ-Центр)" был наложен административный штраф в размере 30 000 руб.
Ссылаясь на невыполнение ответчиком охранных обязательств, и, указывая на то, что вследствие его бездействий техническое состояние памятника ухудшилось и продолжает ухудшаться, истец обратился в суд с настоящим иском
Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ).
В соответствии с преамбулой Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и направлен на реализацию конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, а также на реализацию прав народов и иных этнических общностей в Российской Федерации на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры.
В соответствии с пунктом 1 статьи 33 Закона N 73-ФЗ объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
В соответствии с пунктами 2,3 статьи 48 Закона N 73-ФЗ особенности владения, пользования и распоряжения объектом культурного наследия, включенным в реестр, и выявленным объектом культурного наследия определяются данным Законом, гражданским законодательством Российской Федерации, градостроительным законодательством Российской Федерации, земельным законодательством Российской Федерации. Бремя содержания объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия несет собственник такого объекта с учетом требований Закона, если иное не установлено договором между собственником и пользователем данным объектом культурного наследия.
Согласно пункту 1 статьи 40 Закона N 73-ФЗ сохранение объекта культурного наследия в целях указанного Федерального закона - направленные на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия ремонтно-реставрационные работы, в том числе консервация объекта культурного наследия, ремонт памятника, реставрация памятника или ансамбля, приспособление объекта культурного наследия для современного использования, а также научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научно-методическое руководство, технический и авторский надзор.
Следовательно, при эксплуатации, использовании объектов культуры и памятников истории следует соблюдать правовой режим, установленный действующим законодательством, направленный на их сохранение с целью обеспечения неизменности облика и интерьера данных объектов культурного наследия, индивидуальные особенности которых послужили основанием для включения их в реестр в качестве таковых объектов.
Материалами дела подтверждается, что памятником истории архитектуры и археологии местного значения признаны "Торговые ряды", расположенные на Центральном рынке г.Тамбова по адресу: г.Тамбов, ул.Коммунальная, 21А.
В соответствии с пунктом 3 статьи 64 Закона N 73-ФЗ памятник отнесен к объектам культурного наследия регионального значения.
01.07.2010 ФГУП "Федеральный компьютерный центр фондовых и товарных информационных технологий (ФТ-Центр)" подписаны охранные обязательства, в соответствии с которым предприятие приняло на себя обязанности перед Управлением культуры и архивного дела Тамбовской области по использованию памятника "Торговые ряды" с обязательным сохранением его особенностей, составляющих предмет охраны (обеспечивать необходимый режим технического состояния памятника, его территории, своевременно проводить ремонтно-реставрационные работы, предусмотренные предписаниями и актами текущего осмотра в порядке, предусмотренным охранными обязательствами).
Материалами дела подтверждается, что ансамбль торговых рядов был передан в пользование ответчику в неудовлетворительном состоянии, юго-западный корпус торговых рядов на момент осмотра технического состояния (от 01.07.2010) находился в состоянии ремонтно-реставрационных работ.
Из анализа условий охранных обязательств, следует, что ФГУП "Федеральный компьютерный центр фондовых и товарных информационных технологий (ФТ-Центр)" обязалось выполнить ремонтно-реставрационные работы и благоустройство территории памятника истории и культуры в сроки, предусмотренные актом технического состояния, а также выполнять иные обязательства и обременения, предусмотренные Федеральным законом от 25.06.2002 г. N 73-Фз "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и Закона Тамбовской области от 28.06.2005 N 332-3 "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) в Тамбовской области".
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, ФГУП "Федеральный компьютерный центр фондовых и товарных информационных технологий (ФТ-Центр)" не выполнило взятых на себя обязательств: научно-проектная документация не разработана, противоаварийные работы не проведены, производство ремонтно-реставрационных работ на памятнике не началось.
По результатам проведенных 2011 году проверок Управлением культуры и архивного дела Тамбовской области установлено, что состояние памятника по сравнению с состоянием на момент его передачи ответчику ухудшилось.
Исходя из принципа состязательности сторон, закрепленного в статье 9 АПК РФ, а также положений статьи 65 АПК РФ, лицо, не реализовавшее свои процессуальные права, в том числе и на представление доказательств, несет риск неблагоприятных последствий несовершения им соответствующих процессуальных действий.
Поскольку факт нарушения ответчиком условий охранного обязательства подтвержден материалами дела и не оспаривается ответчиком суд первой инстанции, пришел к правомерному выводу об удовлетворении заявленных Управлением культуры и архивного дела Тамбовской области требований.
Не может быть признан обоснованным довод заявителя жалобы о том, что истцом выбран ненадлежащий способ защиты.
Защита нарушенных гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными статьей 12 ГК РФ. Одним из таких способов является присуждение к исполнению обязанности в натуре (абзац 7 статьи 12 ГК РФ).
Исполнение обязанности в натуре означает понуждение должника выполнить действия, которые он должен совершить в силу имеющегося гражданско-правового обязательства.
Таким образом, требование истца по существу направлено на понуждение стороны гражданско-правовой сделки к исполнению предусмотренной договором обязанности - выполнить ремонтно-реставрационные работы и благоустройство территории памятника истории и культуры в сроки, предусмотренные актом технического состояния.
Способ устранения последствий допущенного нарушения избран истцом с учетом конкретных обстоятельств настоящего спора и не противоречит закону.
Исполнение обязанности в натуре означает понуждение должника выполнить определенные действия, которые он должен совершить в силу связывающего стороны обязательства. Заключение договора породило между сторонами обязательственные отношения, что дает им право требовать друг от друга исполнения обязательств, а также защищать это право в порядке, способами и по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Согласно статье 2 Закона Тамбовской области от 28.06.2005 N 332-3"Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) в Тамбовской области" охранное обязательство является договором, заключаемым собственником (пользователем) объекта культурного наследия с органом исполнительной власти Тамбовской области, уполномоченным в области сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия.
Ссылки ФГУП "Федеральный компьютерный центр фондовых и товарных информационных технологий (ФТ-Центр)" о невозможности исполнения возложенных на предприятие судом обязанностей из-за отсутствия профессиональных кадровых ресурсов, признаются судебной коллегией несостоятельными.
Понуждение ответчика выполнить действия в принудительном порядке не изменяет существа охранных обязательств, пунктом 1.4 которых на ответчика возложена обязанность привлекать к выполнению ремонтно-реставрационных работ подрядные организации.
Доводы жалобы о нарушении истцом досудебного порядка рассмотрения спора, со ссылкой на положения статьи 452 ГК РФ, не принимаются судебной коллегией, как основанные на неверном толковании норм действующего законодательства. Ответчик не представил доказательств, что указанная норма применима к правоотношениям сторон.
Исходя из изложенного, апелляционный суд приходит к выводу о необоснованности доводов апелляционной жалобы.
По мнению апелляционной инстанции, при рассмотрении настоящего дела суд первой инстанции правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, являющихся, в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, безусловным основанием для отмены принятого судебного акта.
При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Тамбовской области от 17.05.2012 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ государственная пошлина за подачу апелляционной жалобы относится на ее заявителя и возврату либо возмещению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 17.05.2012 по делу N А64-11931/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Федерального государственного унитарного предприятия "Федеральный компьютерный центр фондовых и товарных информационных технологий (ФТ-Центр)" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
И.Б. Сухова |
Судьи |
А.И. Поротиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-11931/2011
Истец: Управление культуры и архивного дела Тамбовской области
Ответчик: ФГУП "Федеральный компьютерный центр фондовых и товарных информационных технологий, ФГУП "Федеральный компьютерный центр фондовых и товарных информационных технологий (ФТ-Центр)"
Третье лицо: Территориальное управление Росимущества по Тамбовской области, ИФНС N9 по г. Москве