г. Владивосток |
|
30 августа 2012 г. |
Дело N А51-5841/2012 |
Резолютивная часть постановления оглашена 27 августа 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 августа 2012 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего О.Ю. Еремеевой,
судей Н.В. Алфёровой, Н.Н. Анисимовой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.В. Модиной,
при участии:
от ИП Башта Геннадия Анатольевича: Ермолаев В.М., представитель по доверенности от 11.02.2012, сроком действия один год, без права передоверия; паспорт; Хетагуров А.В., представитель по доверенности от 11.02.2012, сроком действия один год, без права передоверия; паспорт;
Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ИП Башты Геннадия Анатольевича
апелляционное производство N 05АП-5486/2012
на решение от 25.05.2012 г.
судьи Е.Н. Номоконовой
по делу N А51-5841/2012 Арбитражного суда Приморского края
по иску (заявлению) ИП Башты Геннадия Анатольевича
к департаменту земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края
о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Башта Геннадий Анатольевич (далее по тексту - "заявитель", "предприниматель") обратился в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным решения департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (далее по тексту - "департамент", "ответчик"), выраженного в письме от 02.03.2012 N 29/06/02-14/4489, и об обязании внести в пункт 2 распоряжения от 07.11.2011 N 2976 следующие изменения: слова "для целей, не связанных со строительством: для размещения авторемонтной мастерской" заменить словами "для целей, связанных со строительством: строительство авторемонтной мастерской".
Решением Арбитражного суда Приморского края от 25.05.2012 в удовлетворении требований отказано.
Обжалуя в апелляционном суде решение суда первой инстанции, предприниматель считает его незаконным и подлежащим отмене на том основании, что выводы суда не соответствуют материалам дела. В обоснование жалобы заявитель ссылается на то, что в соответствии с Распоряжением УМИиГА администрации г.Владивостока N 51 от 31.01.2007 спорный земельный участок был предоставлен предпринимателю на праве аренды для целей, связанных со строительством. Довод предпринимателя о том, что земельный участок поставлен на кадастровый учет с разрешенным использованием "строительство авторемонтной мастерской", непосредственно связан с заявленными предпринимателем основаниями. Предоставление департаментом спорного земельного участка для целей, не связанных со строительством, полностью исключает не только возможность использовать участок в соответствии с его целевым назначением, но и использовать его для целей, не связанных со строительством. Заявитель оспаривает выводы суда о незаключенности договора аренды спорного земельного участка.
В заседании суда апелляционной инстанции представители предпринимателя доводы жалобы поддержали.
Извещенный надлежащим образом о месте и времени судебного заседания Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края явку своего представителя в суд не обеспечил, в письменном отзыве просил в удовлетворении жалобы отказать.
Суд, руководствуясь ст.156 АПК РФ, рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителя Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края по имеющимся в материалах дела документам.
Из материалов дела следует, что на основании пункта 1.19 Распоряжения УМИиГА администрации г.Владивостока N 51 от 31.01.2007 "О предоставлении в аренду и изъятии земельных участков в городе Владивостоке под объекты временного назначения" предписано заключить с предпринимателем Башта Геннадием Анатольевичем договор аренды земельного участка под объекты временного назначения в районе ул.Шилкинская, площадью 400 кв.м. на срок с 01.01.2007 по 31.12.2009, целевое назначение: строительство авторемонтной мастерской.
30.05.2007 между предпринимателем и Управлением муниципального имущества, градостроительства и архитектуры администрации г.Владивостока заключен договор аренды N 01-010022-Ю-В-07160 земельного участка площадью 400 кв.м с кадастровым номером 25:28:01 00 22:0172, находящегося по адресу: Приморский край, г.Владивосток, в районе ул.Шилкинская (примерно 69 м на северо-восток от ул.Шилкинская, 15) для использования в целях строительства авторемонтной мастерской, срок аренды: с 01.01.2007 по 31.12.2009. Договор государственную регистрацию не прошел.
01.08.2011 предприниматель обратился в департамент с заявлением о заключении договора аренды земельного участка площадью 400 кв.м с кадастровым номером 25:28:01 00 22:0172 для временного размещения авторемонтной мастерской. К данному заявлению приложены копии удостоверяющих и регистрационных документов, копия договора аренды от 30.05.2007, кадастровый паспорт земельного участка от 16.03.2011, копия справки о расчетах по договору.
Распоряжением от 07.11.2011 N 2976 департамент предоставил испрашиваемый земельный участок заявителю в аренду сроком на 3 года для целей, не связанных со строительством: для размещения авторемонтной мастерской. Пунктом 1 указанного распоряжения прекращено право аренды земельного участка по договору аренды от 30.05.2007.
14.02.2012 предприниматель обратился в департамент за уточнением целевого назначения испрашиваемого земельного участка и просил слова "для целей, не связанных со строительством: для размещения авторемонтной мастерской" заменить словами "для строительства авторемонтной мастерской".
Письмом от 02.03.2012 N 29/06/02-14/4489 департамент отказал во внесении изменений в распоряжение от 07.11.2011 N 2976.
Не согласившись с данным отказом, заявитель обратился в суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая предпринимателю в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - "ЗК РФ") предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, обладающих правом распоряжения землей, в порядке, установленном названным Кодексом.
Статья 30 ЗК РФ предусматривает, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Пунктом 4 данной статьи закреплено, что предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется с принятием решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
Порядок предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта регламентирован статьей 31 ЗК РФ.
Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (пункт 2 статьи 31).
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (пункт 5 статьи 31).
Порядок предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, регулируется статьей 34 ЗК РФ.
Пунктом 2 данной статьи предусмотрено, что граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса.
В указанном заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (пункт 3 данной статьи).
В силу пункта 5 статьи 34 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Как следует из материалов дела, 01.08.2011 предприниматель обратился в департамент с заявлением о предоставлении земельного участка площадью 400 кв.м с кадастровым номером 25:28:01 00 22:0172 из земель населенных пунктов, находящегося по адресу: Приморский край, г.Владивосток, в районе ул.Шилкинская (примерно 69 м на северо-восток от ул.Шилкинская, 15), для временного размещения авторемонтной мастерской.
Как правильно указано судом первой инстанции, из данного заявления не следует, что заявитель испрашивает земельный участок для строительства без предварительного согласования места размещения объекта либо просит обеспечить выбор земельного участка и предварительное согласование места размещения планируемого строительством объекта.
Из заявления следует, что земельный участок испрашивается для целей размещения временного объекта.
Следовательно, заявление предпринимателя от 01.08.2011 соответствовало требованиям статьи 34 ЗК РФ.
К данному заявлению был приложен кадастровый паспорт земельного участка, в котором действительно в качестве разрешенного использования указано строительство авторемонтной мастерской.
Однако, законодатель не связывает порядок предоставления земельного участка для строительства непосредственно с разрешенным использованием земельного участка, указанным в кадастровом паспорте такого участка.
Особый порядок предоставления земельных участков для строительства, предусмотрен статьями 30-31 ЗК РФ, который обязателен для всех органов, осуществляющих распоряжение земельными участками.
Судом установлено, что решение о предоставлении земельного участка для строительства без проведения торгов ни департаментом, ни ранее -администрацией г.Владивостока не принималось, выбор земельного участка для строительства авторемонтной мастерской и предварительное согласование места ее размещения не производились и сделан правильный вывод о том, что предпринимателю спорный земельный участок для целей строительства не предоставлялся.
Распоряжение УМИиГА администрации г.Владивостока N 51 от 31.01.2007 "О предоставлении в аренду и изъятии земельных участков в городе Владивостоке под объекты временного назначения" не является решением о предоставлении земельного участка для строительства, поскольку не соответствует по сути и содержанию требованиям ст. 31 ЗК РФ.
Поскольку решение о предварительном согласовании места размещения объекта в отношении спорного земельного участка не принималось, судом первой инстанции обоснованно отклонены ссылки предпринимателя на часть 2 статьи 32 ЗК РФ.
Поскольку договор аренды земельного участка N 01-010022-Ю-В-07160 от 30.05.2007 заключен на срок с 01.01.2007 по 31.12.2009, то есть сроком более одного года, и в нарушение статьи 609 Гражданского кодекса Российской Федерации не прошел государственную регистрацию, он обоснованно не принят судом во внимание в качестве основания возникновения у предпринимателя прав на земельный участок для целей строительства.
Учитывая незаключенность договора аренды земельного участка N 01-010022-Ю-В-07160 от 30.05.2007 в силу прямого указания закона, не имеют правового значения и отклоняются доводы заявителя об оплате арендных платежей и о том, что Распоряжением от 07.11.2011 N 2976 департамент прекратил право аренды.
На основании изложенного и принимая во внимание, что требования предпринимателя, изложенные в обращении предпринимателя 14.02.2012, не соответствуют ст. 31 ЗК РФ, апелляционная коллегия делает вывод о том, что департамент правомерно отказал предпринимателю в изменении целевого назначения спорного земельного участка в распоряжении от 07.11.2011 N 2976 о предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством.
На основании вышеизложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы нет.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 25.05.2012 по делу N А51-5841/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
О.Ю. Еремеева |
Судьи |
Н.В. Алфёрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-5841/2012
Истец: ИП Башта Геннадий Анатольевич
Ответчик: Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края