г.Москва |
|
31 августа 2012 г. |
N А40-41071/12-150-385 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28.08.2012.
Постановление изготовлено в полном объеме 31.08.2012.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пронниковой Е.В.,
судей: |
Бекетовой И.В., Якутова Э.В., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Донгак А.О., |
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Федерального агентства по управлению государственным имуществом
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 05.06.2012
по делу N А40-41071/12-150-385, принятое судьей Коноваловой Е.В.,
по заявлению ООО "МИРАСКОМ" (ОГРН 1047796004090; г.Москва, Чермянский проезд, д.7/1)
к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом,
третье лицо: ОАО "Аскольд",
о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность земельного участка, обязании принять решение о предоставлении земельного участка в собственность,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: |
Гольева Д.В. по доверенности от 27.01.2012, |
от ответчика: |
не явился, извещен, |
от третьего лица: |
не явился, извещен, |
УСТАНОВИЛ:
ООО "МИРАСКОМ" обратилось в арбитражный суд с заявлением (с учетом уточнения предмета заявленных требований) о признании незаконным отказа Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущества), оформленного письмами от 09.12.2011 N ПП-10/38097 и от 09.04.2012 N ПП-10/10554, в предоставлении в собственность Обществу земельного участка с кадастровым номером 25:26:020102:160 площадью 89 420 кв.м., имеющего местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир нежилое здание, участок находится примерно в 740 м. от ориентира по направлению на северо-запад, почтовый адрес ориентира: Приморский край, г.Арсеньев, ул.Заводская,5, а также об обязании Росимущества в течение месяца с момента вступления в законную силу решения принять решение о предоставлении названного участка в собственность ООО "МИРАСКОМ" и направить Обществу проект договора купли-продажи.
Решением от 05.06.2012 Арбитражный суд г.Москвы удовлетворил заявленные Обществом требования в полном объеме, ссылаясь на незаконность отказа Росимущества, исходя из того, что ответчиком не представлено доказательств того, что спорный земельный участок ограничен в обороте.
Не согласившись с данным решением суда, Росимущество в апелляционной жалобе просит его отменить и принять новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований. При этом податель жалобы указывает на то, что спорный земельный участок образован из земельного участка ОАО "Аскольд", которое входит в перечень организаций, включенных в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса, утвержденный приказом Минпромторга России от 28.10.2011 N 1460. Следовательно, полагает ответчик, в силу п.п.5 п.5 ст.27 Земельного кодекса РФ данный земельный участок ограничен в обороте, как предоставленный для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности. Считает, что судом не дана оценка законности требования заявителя в части площади земельного участка применительно к нормам статей 33 и 35 Земельного кодекса РФ, учитывая, что Обществом не доказана необходимость использования земельного участка в испрашиваемом размере. Кроме того, указывает на необоснованность взыскания судом с ответчика расходов по уплате госпошлины.
Представитель заявителя в судебном заседании и письменном отзыве на апелляционную жалобу с приведенными в ней доводами не согласился, просил оставить решение суда без изменения, считая его законным и обоснованным. При этом указал на незаконность отказа Росимущества в предоставлении в собственность Общества земельного участка с кадастровым номером 25:26:020102:160.
Представители ответчика и третьего лица - ОАО "Аскольд", надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. При этом от ОАО "Аскольд" в суд поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором третье лицо просит оставить решение суда без изменения, считая его законным и обоснованным. Указывает на то, что Росимущество не представило доказательств, свидетельствующих о том, что спорный земельный участок выделен для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности и таможенных нужд; напротив, ОАО "Аскольд" в материалы дела представлены доказательства, свидетельствующие о том, что земельный участок выделен Обществу для размещения промплощадки, насосной станции, цеха, детского сада и т.д. При этом участок расположен на землях населенного пункта и на нем нет объектов, отвечающих критериям безопасности.
В соответствии со ст.156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей ответчика и третьего лица.
Изучив материалы дела, исследовав доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя заявителя, поддержавшего в судебном заседании решение суда, апелляционный суд считает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, исходя из нижеследующего.
Как усматривается из материалов дела, ООО "МИРАСКОМ" были приобретены у ОАО "Аскольд" объекты недвижимого имущества по адресу: Приморский край, г.Арсеньев, ул.Заводская, д.5. Право собственности заявителя на данные объекты недвижимости подтверждено соответствующими свидетельствами о государственной регистрации права (том 1 л.д.36-45).
Названные объекты недвижимости в количестве 10 строений (два здания лесосушилки, здание РСЦ растворо-бетонного узла, производственное здание, насосная питьевой воды, нежилое здание производственно-складского назначения (немецкий модуль), здание - корпус 29. Фидерная трансформаторная подстанция цеха N 24, здание - корпус N 29 склада химикатов, здание - пилорама, здание административно-бытового корпуса финского модуля) расположены на земельном участке с кадастровым номером 25:26:020102:160 площадью 89 420 кв.м.
Данный участок образован при разделе земельного участка с кадастровым номером 25:26:020102:135 по поручению Росимущества от 26.11.2011 N ПП-10/36764 и входил в состав земельного участка, который ранее принадлежал на праве постоянного (бессрочного) пользования ОАО "Аскольд" (том 1 л.д.79).
Согласно схеме раздела земельного участка с кадастровым номером 25:26:020102:135, указанные строения размещены по всей территории части участка, выделенной в качестве самостоятельного участка с кадастровым номером 25:26:020102:160. При этом разрешенным использованием земельного участка является размещение промплощадки, категория: земли поселений.
Из кадастрового паспорта земельного участка 25:26:020102:160 следует, что участок отнесен к категории земель населенных пунктов (том 1 л.д.20).
21.10.2011 ООО "МИРАСКОМ" обратилось в Росимущество с заявлением о приобретении в собственность земельных участков с кадастровыми номерами 25:26:020102:160 и 25:26:020102:159. Распоряжением от 29.12.2011 N 468-Р участок с кадастровым номером 25:26:020102:159 был предоставлен Обществу в собственность.
Письмом от 09.12.2011 N ПП-10/38097 в приватизации участка с кадастровым номером 25:26:020102:160 Росимуществом было отказано со ссылкой на отсутствие доказательств, подтверждающих необходимость использования земельного участка в испрашиваемом размере (том 1 л.д.11).
09.04.2012 Росимуществом письмом N ПП-10/10554 вновь было отказано в приватизации земельного участка, но по иным мотивам: ввиду того, что земельный участок образован из земельного участка ОАО "Аскольд", которое входит в перечень организаций, включенных в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса, утвержденный приказом Минпромторга России от 28.10.2011 N 1460, в силу п.п.5 п.5 ст.27 Земельного кодекса РФ земельный участок ограничен в обороте, как предоставленный для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности (том 1 л.д.80).
Выраженный в означенных письмах Росимущества отказ в предоставлении в собственность заявителя указанного земельного участка правомерно признан судом первой инстанции незаконным.
Согласно ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительными (незаконными) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
При рассмотрении настоящего дела совокупность указанных обстоятельств установлена, принимая во внимание, что оспариваемые отказы ответчика в предоставлении в собственность заявителя земельного участка не соответствуют действующему законодательству и нарушают права и охраняемые законом интересы заявителя.
В соответствии с п.2 ст.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" юридические лица, за исключением указанных в п.1 ст.20 Земельного кодекса РФ юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность.
В силу ч.1 ст.36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с п.5 ст.36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в названной статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст.29 названного Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, утвержден Приказом Минэкономразвития РФ от 13.09.2011 N 475.
Согласно данному Приказу к заявлению о приобретении прав на земельный участок, прилагаются следующие документы:
1. Копия документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица.
2. Копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица (для юридических лиц) или выписка из государственных реестров о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе, являющемся заявителем, ходатайствующим о приобретении прав на земельный участок.
3. Копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица, если с заявлением обращается представитель заявителя (заявителей).
4. При наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке - выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или:
4.1. уведомление об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанные здания, строения, сооружения и
4.2. копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение, если право на такое здание, строение, сооружение в соответствии с законодательством Российской Федерации признается возникшим независимо от его регистрации в ЕГРП.
5. Выписка из ЕГРП о правах на приобретаемый земельный участок или:
5.1. уведомление об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанный земельный участок и
5.2. копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на приобретаемый земельный участок, если право на данный земельный участок в соответствии с законодательством Российской Федерации признается возникшим независимо от его регистрации в ЕГРП.
6. Кадастровый паспорт земельного участка, либо кадастровая выписка о земельном участке в случае, если заявление о приобретении прав на данный земельный участок подано с целью переоформления прав на него.
7. Копия документа, подтверждающего обстоятельства, дающие право приобретения земельного участка, в том числе на особых условиях, в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность или в аренду на условиях, установленных земельным законодательством, если данное обстоятельство не следует из документов, указанных в пунктах 1 - 6 настоящего Перечня.
8. Сообщение заявителя, содержащее перечень всех зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке, в отношении которого подано заявление о приобретении прав, с указанием (при их наличии у заявителя) их кадастровых (инвентарных) номеров и адресных ориентиров.
В настоящем случае, как следует из материалов дела, заявителем в Росимущество были представлены все необходимые, предусмотренные приведенными нормами документы, достаточные для предоставления испрашиваемого земельного участка в собственность.
В соответствии с п.6 ст.36 Земельного кодекса РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст.29 настоящего Кодекса, в месячный срок со дня поступления указанного в п.5 настоящей статьи заявления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с п.2 ст.28 настоящего Кодекса, а в случаях, указанных в п.1 ст.20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования либо готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Статьей 29 ЗК РФ предусмотрено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В силу ч.2 ст.9 Земельного кодекса РФ Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
Согласно п.5.35(1) Положения о Федеральной агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 N 432, Росимущество принимает в установленном порядке решения о предоставлении земельных участков, находящихся в федеральной собственности, если иное не установлено федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Таким образом, Росимущество является органом, уполномоченным на решение вопроса о предоставление в собственность заявителя испрашиваемого земельного участка.
Приведенные в оспариваемых письмах ответчика мотивы отказа в предоставлении участка в собственность Общества не могут быть признаны законными и обоснованными.
Как считает Росимущество, коль скоро спорный земельный участок образован из земельного участка ОАО "Аскольд", которое входит в перечень организаций, включенных в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса, утвержденный приказом Минпромторга России от 28.10.2011 N 1460, п.п.5 п.5 ст.27 Земельного кодекса РФ данный участок ограничен в обороте как предоставленный для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности.
Данный довод подателя апелляционной жалобы, по убеждению апелляционного суда, необоснован, не подтвержден соответствующими доказательствами.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд и не указанные в пункте 4 данной статьи.
Однако в рассматриваемом случае ответчик не представил доказательств того, что испрашиваемый земельный участок был предоставлен для обеспечения обороны и безопасности, на что верно указал суд первой инстанции.
При этом то обстоятельство, что заявитель, либо ОАО "Аскольд", ранее владевшее земельным участком, выполняют отдельные работы по государственному оборонному заказу, само по себе не означает, что производственные мощности, используемые для выполнения госзаказа, являются оборонным объектом, а занятые земельные участки относятся к категории земель обороны и безопасности. Как верно отметил суд, из материалов дела не усматривается, что на спорном участке расположены объекты, имеющие оборонное назначение.
Более того, имеющимися в материалах дела доказательствами, указанными выше (схема раздела земельного участка с кадастровым номером 25:26:020102:135, кадастровый паспорт земельного участка 25:26:020102:160), подтверждается, что данный земельный участок относится к категории земель населенных пунктов.
Таким образом, документов, свидетельствующих о том, что земельный участок ограничен в обороте, ответчиком не представлено.
Между тем, как указывалось выше, в соответствии с п.4 ст.28 Земельного кодекса РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Основания для отказа в приватизации земельного участка, изложенные в письме Росимущества от 09.12.2011 N ПП-10/38097, сводятся к тому, что Обществом не доказана необходимость использования земельного участка в испрашиваемом размере.
Данные доводы ответчика необоснованны, поскольку на земельном участке находятся вышеперечисленные объекты недвижимого имущества, принадлежащие заявителю на праве собственности, а кроме того, площадь участка, необходимого для эксплуатации данных объектов, определена с согласия Росимущества при разделе земельного участка.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что заявителем в Росимущество представлен полный пакет документов, необходимых и достаточных для предоставления в собственность земельного участка, отказ в его предоставлении является незаконным и нарушает права и охраняемые законом интересы Общества.
В соответствии с ч.4 ст.201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
В настоящем случае, признав незаконным отказ Федерального агентства по управлению государственным имуществом, оформленный письмами от 09.12.2011 N ПП-10/38097 и от 09.04.2012 N ПП-10/10554, в предоставлении в собственность Обществу земельного участка с кадастровым номером 25:26:020102:160 площадью 89420 кв.м., суд правомерно в соответствии с приведенной нормой Кодекса обязал Росимущество в течение месяца с момента вступления в законную силу решения принять решение о предоставлении названного участка в собственность ООО "МИРАСКОМ" и направить Обществу проект договора купли-продажи.
Что касается довода апелляционной жалобы о неправомерности взыскания с ответчика расходов по уплате государственной пошлины, то он не принят апелляционным судом как неправомерный.
В соответствии со ст.110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Как разъяснено в пункте 5 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.03.2007 N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации", в силу главы 25.3 НК РФ отношения по уплате государственной пошлины возникают между ее плательщиком - лицом, обращающимся в суд, и государством. Исходя из положений подпункта 1 пункта 3 статьи 44 НК РФ, отношения по поводу уплаты государственной пошлины после ее уплаты прекращаются.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации между сторонами судебного разбирательства возникают отношения по распределению судебных расходов, которые регулируются главой 9 АПК РФ.
Законодательством не предусмотрены возврат заявителю уплаченной государственной пошлины из бюджета в случае, если судебный акт принят в его пользу, а также освобождение государственных органов, органов местного самоуправления от возмещения судебных расходов.
В связи с этим, если судебный акт принят не в пользу государственного органа (органа местного самоуправления), расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат возмещению этим органом в составе судебных расходов (часть 1 статьи 110 АПК РФ).
Таким образом, взыскание в настоящем случае расходов по уплате государственной пошлины с Росимущества является законным и обоснованным.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г.Москвы от 05.06.2012 по делу N А40-41071/12-150-385 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.В.Пронникова |
Судьи |
И.В.Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-41071/2012
Истец: ООО Мираском
Ответчик: Федеральное агентство по управлению государственным имуществом
Третье лицо: ОАО "Аскольд"