Ремонт основных средств. Типичные ошибки
С целью поддержания в рабочем состоянии основные средства необходимо время от времени производить их ремонт. Ремонт может быть текущим или капитальным. Кроме того, основное средство можно реконструировать, модернизировать, достраивать, дооборудовать и т.п. Нередко организации смешивают такие понятия, как капитальный ремонт и реконструкция или модернизация, хотя их необходимо четко разграничивать, учет затрат в том и другом случаях различен.
В чем же заключается основное отличие данных способов восстановления основных средств?
Капитальный ремонт производится для восстановления функционирования объекта основных средств. При капитальном ремонте производится замена или восстановление изношенных деталей, конструкций, узлов на новые, ремонт базовых и корпусных деталей, сборка и регулирование агрегата и в некоторых случаях его испытание.
В нормативных документах по бухгалтерскому учету понятия "модернизация" и "реконструкция" объектов основных средств не определены.
В главе 25 Налогового кодекса РФ (п. 2 ст. 257), напротив, представлены четкие определения этих понятий, которыми и следует руководствоваться в целях налогообложения.
Модернизация и реконструкция, в свою очередь, проводятся в целях совершенствования производства: увеличения производственных мощностей, улучшения качества и изменения номенклатуры выпускаемой продукции, повышения технико-экономических показателей, изменения технологического или служебного назначения оборудования, здания, сооружения или иного объекта основных средств.
Так например, в случае замены изношенного (вышедшего из строя) двигателя оборудования затраты на приобретение и установку нового двигателя квалифицируются как расходы на проведение капитального ремонта. Если же вместо старого двигателя устанавливают более мощный, увеличивающий производительность машины, в таком случае речь идет о модернизации оборудования.
В бухгалтерском, и в налоговом учете расходы на реконструкцию, модернизацию, достройку, дооборудование, техническое перевооружение основных средств будут увеличивать их первоначальную стоимость. В случае если произведенные затраты не привели к повышению технико-экономических показателей и иных аналогичных изменений и не изменили назначения основных средств и не наделили их новыми качествами, то такие расходы признаются в качестве прочих расходов и учитываются полностью в периоде их осуществления. Затраты на проведение текущего и капитального ремонта не увеличивают первоначальную стоимость основного средства, а включаются в расходы того отчетного периода, к которому они относятся. Срок полезного использования основного средства также не пересматривается.
Таким образом, целью проведения модернизации (реконструкции) по общему правилу является улучшение (повышение) первоначально принятых нормативных показателей функционирования объекта основных средств. К таким показателям относятся срок полезного использования, мощность, качество применения и т.п.
Основной целью ремонта является устранение выявленных неисправностей, замена изношенных (неисправных) деталей (конструкций).
Следовательно, при квалификации производимых работ (ремонт или модернизация), на наш взгляд, следует исходить в первую очередь из цели этих работ. При этом необходимо учитывать, что основной целью ремонтных работ является устранение неисправностей, наличие которых делает невозможной саму эксплуатацию объекта основных средств.
Вопрос о квалификации проведенных работ (ремонт или реконструкция (модернизация) нередко приводит к спорам между налогоплательщиками и налоговыми органами, которые приходится решать в судебном порядке. Суды при рассмотрении таких споров придерживаются представленной вышеизложенной логики, основывая свои выводы на причинах осуществления тех или иных ремонтных работ.
Бухгалтерский учет ремонта основных средств ведется в соответствии с ПБУ 10/99 "Расходы организации", утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 г. N 33н, Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденными приказом Минфина России N 91н.
Так согласно п. 7 ПБУ 10/99 расходы на поддержание объекта основных средств в исправном состоянии относятся к расходам по обычным видам деятельности. Затраты на ремонт основных средств формируются и учитываются в соответствии с порядком, предусмотренным Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденными приказом Минфина России N 91н.
При проведении капитального ремонта, как правило, производится замена или восстановление изношенных деталей, конструкций, старых узлов на новые. Цель такого ремонта - восстановить функционирование объекта основных средств. Затраты на проведение капитального ремонта (текущего, среднего) не увеличивают первоначальную стоимость основного средства, а включаются в прочие расходы того периода, к которому они относятся. При этом срок полезного использования основного средства не пересматривается.
Ремонт может выполняться как собственными силами, так и сторонними организациями (подрядчиками). Если ремонт ведется подрядчиками, то затраты относят на счета 20 "Основное производство", 25 "Общепроизводственные расходы" и 26 "Общехозяйственные расходы" в зависимости от назначения ремонтируемого объекта основных средств. Обычно, расходы на ремонт основных средств относятся на тот же счет, по которому отражается и начисление амортизации ремонтируемого объекта.
При привлечении к ремонту сторонних организаций заключается двусторонний договор подряда на выполнение ремонтных работ. Результаты выполненных ремонтно-строительных работ подрядным способом оформляются актом приемки по форме N КС-2 и справкой о стоимости выполненных работ и затрат по форме N КС-3, утвержденными постановлением Госкомстата России от 11.11.1999 г. N 100.
Выполнение работ по ремонту оборудования, не являющихся ремонтно-строительными работами, может быть оформлено актом, составленным по произвольной форме, либо заказом-нарядом. При этом содержание такого акта (заказа-наряда) должно раскрывать расчет стоимости выполненных работ в соответствии с условиями договора, а если ремонт выполнялся с использованием материалов (в том числе запасных частей) заказчика, то они должны быть перечислены в акте (заказе-наряде) как использованные при проведении ремонта с указанием их наименований, количества и стоимости.
После выполнения всего комплекса работ оформляется акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов по форме N ОС-3, утвержденной постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 г. N 7. При этом не имеет значения, каким способом выполнялся ремонт - подрядным или хозяйственным.
Согласно п. 26 ПБУ 6/01 "Учет основных средств", утвержденного приказом Минфина России от 30.03.2001 г. N 26н (ред. от 27.11.2006 г.), восстановление объекта основных средств может осуществляться посредством ремонта, модернизации и реконструкции. При этом срок полезного использования по объекту основных средств пересматривается, а его первоначальная стоимость может быть увеличена только в случаях улучшения (повышения) первоначально принятых нормативных показателей функционирования объекта основных средств в результате проведенной реконструкции или модернизации (подп. 20, 27 ПБУ 6/01).
Из изложенного следует, что при проведении ремонта, в том числе капитального, срок полезного использования объекта основных средств не пересматривается и затраты на капитальный ремонт не увеличивают первоначальную стоимость объекта основных средств, а включаются в расходы того отчетного периода, к которому они относятся (п. 27 ПБУ 6/01).
Соответственно после капитального ремонта не происходит изменений в начислении амортизации.
Как документально оформить расходы на ремонт
Документами, подтверждающими необходимость ремонта, а, следовательно, и оправданность расходов, являются план ремонтных работ и дефектные ведомости. Законодателем не разработаны унифицированные формы этих документов, поэтому составляются они в произвольной форме с соблюдением обязательных реквизитов, предусмотренных п. 2 ст. 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".
Дефектная ведомость составляется при повреждении или поломке объектов основных средств. В ней указываются перечень выявленных дефектов объекта и рекомендации по их устранению.
При ремонте оборудования вместо дефектной ведомости может быть использован акт о выявленных дефектах оборудования, составленный по форме N ОС-16, утвержденной постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 г. N 7. Составление акта именно по этой форме обязательно в тех случаях, если дефекты оборудования выявлены в процессе монтажа, наладки или испытания, а также по результатам контроля за вновь вводимым оборудованием. Использование данной формы акта для документального оформления поломки эксплуатируемого оборудования рекомендуется предусмотреть в учетной политике.
Для оформления и учета приема-сдачи объектов основных средств из ремонта, реконструкции, модернизации применяется форма N ОС-3 "Акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств", утвержденная постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 г. N 7. Указанная форма подписывается членами приемочной комиссии или лицом, уполномоченным на приемку объектов основных средств, а также представителем организации (структурного подразделения), проводившей ремонт, реконструкцию, модернизацию, утверждается руководителем организации или уполномоченным им лицом и сдается в бухгалтерию. Если ремонт, реконструкцию и модернизацию выполняет сторонняя организация, то акт составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр остается в самой организации, второй - передается организации, проводившей ремонт, реконструкцию, модернизацию. Данные о ремонте, реконструкции, модернизации вносятся в инвентарную карточку учета объекта основных средств (форма N ОС-6).
Для равномерного распределения расходов по ремонту основных средств гл. 25 Налогового кодекса РФ предусмотрено создание резерва под предстоящие ремонты основных средств. Так в соответствии с п. 3 ст. 260 Налогового кодекса РФ для обеспечения в течение двух и более налоговых периодов равномерного включения расходов на проведение ремонта основных средств налогоплательщики вправе создавать резервы под предстоящие ремонты основных средств. Создание резерва под предстоящие ремонты основных средств является правом налогоплательщика, а не его обязанностями. Если налогоплательщик принимает решение о создании резерва предстоящих расходов на ремонт основных средств, такое решение необходимо отразить в учетной политике для целей налогообложения прибыли.
Статьей 324 Налогового кодекса РФ регулируется порядок создания резерва на ремонт основных средств. Следуя положению данной статьи, налогоплательщик первоначально определяется с величиной отчислений в такой резерв.
Сумма резерва рассчитывается исходя из данных о совокупной стоимости основных средств и норматива отчислений. Такой норматив организация рассчитывает самостоятельно и утверждает в учетной политике для целей налогообложения прибыли на текущий налоговый период.
Совокупная стоимость основных средств определяется как сумма первоначальной стоимости всех амортизируемых основных средств, введенных в эксплуатацию по состоянию на начало года, в котором образуется этот резерв. В соответствии с п. 2 ст. 324 Налогового кодекса РФ основные средства, введенные в эксплуатацию до 1 января 2002 г., включаются в совокупную стоимость не по первоначальной, а по восстановительной стоимости. Согласно пункту 1 ст. 257 Налогового кодекса восстановительная стоимость амортизируемых объектов основных средств, которые приобретены до 1 января 2002 г., определяется как первоначальная стоимость этих объектов с учетом произведенных переоценок на начало 2002 г. При этом надо учитывать ограничение размера переоценки, установленное п. 1 ст. 257 Налогового кодекса РФ. А именно: не более 30% от восстановительной стоимости этих объектов основных средств, отраженной в бухучете организации по состоянию на 1 января 2001 г.
Чтобы определить норматив отчислений в резерв на ремонт основных средств, организация обязана рассчитать предельную сумму отчислений. Эта сумма исчисляется исходя из данных о периодичности проведения ремонта объектов основных средств, частоты замены их отдельных элементов (узлов, деталей, конструкций) и сметной стоимости ремонта. Сметная стоимость может определяться на основании актов технического обследования, докладов о техническом состоянии таких объектов, а также графика (плана) проведения их ремонта.
Сметную стоимость ремонтных работ необходимо сравнить со средней величиной фактических расходов на эти цели за три предшествующих года. Для определения предельной суммы отчислений в резерв предстоящих расходов на ремонт за основу следует взять меньшую из этих двух сумм (итоговую сумму сметы или среднюю величину фактических расходов на ремонт за последние три года). Исходя из предельной суммы отчислений, организация определяет максимально возможный норматив отчислений в резерв. Он рассчитывается как процентное отношение предельной суммы отчислений к совокупной стоимости основных средств. И только после этого наступает этап выбора нормативов отчислений в резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств. Необходимо учитывать, что предельная сумма резерва предстоящих расходов на указанный ремонт не может превышать среднюю величину фактических расходов на ремонт, сложившуюся за последние три года.
Следует учесть, что организация, которая не проводила ремонты основных средств в течение предыдущих трех лет, не вправе создавать резерв, так как у такой организации средняя величина фактических расходов на ремонт за последние три года равняется нулю. Следовательно, и норматив отчислений в резерв также будет равен нулю. Такая же ситуация возникает и в организациях, которые создались вновь.
В случае, если налогоплательщик создает резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств, сумма фактически осуществленных затрат на проведение ремонта списывается за счет средств указанного резерва.
В случае, если сумма фактически осуществленных затрат на ремонт основных средств в отчетном (налоговом) периоде превышает сумму созданного резерва предстоящих расходов на ремонт основных средств, остаток затрат для целей налогообложения включается в состав прочих расходов на дату окончания налогового периода.
Если на конец налогового периода остаток средств резерва предстоящих расходов на ремонт основных средств превышает сумму фактически осуществленных в текущем налоговом периоде затрат на ремонт основных средств, то сумма такого превышения на последнюю дату текущего налогового периода для целей налогообложения включается в состав доходов налогоплательщика.
Чтобы оценить, будет ли выгодно предприятию создать резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств, необходимо рассчитать максимально возможную сумму резерва. А затем сравните ее со сметной стоимостью и графиком проведения ремонтов в текущем году.
Рассмотрим наиболее частые ошибки, совершаемые налогоплательщиком при проведении ремонта основных средств.
Ошибка 1. Ремонт процессора был невозможен и его заменили на аналогичный, более мощный, выпускаемый на момент ремонта, так как марка заменяемого процессора уже была снята с производства. Налогоплательщик принял данную работу за модернизацию и увеличил стоимость компьютера.
В соответствии с Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной Правительством РФ от 1 января 2002 г. N 1, срок полезного использования компьютеров составляет от трех до пяти лет включительно (компьютеры входят в третью амортизационную группу).
Согласно п. 2 ст. 257 Налогового кодекса РФ к модернизации относятся работы, вызванные изменением технологического или служебного назначения оборудования, здания, сооружения или иного объекта амортизируемых основных средств, повышенными нагрузками и (или) другими новыми качествами.
Компьютер учитывается как единый инвентарный объект основных средств, так как любая его часть не может выполнять свои функции по отдельности. Замена в компьютере любой детали может привести к изменению эксплуатационных характеристик компьютера. Моральный износ компьютера как объекта основных средств происходит в несколько раз быстрее, чем физический.
При разграничении модернизации и ремонта компьютера определяющее значение имеет не то, как изменились его эксплуатационные характеристики, а тот факт, что сохраняется работоспособность инвентарного объекта, не изменившего выполнение своих функций в целом.
Учитывая изложенное, расходы при замене вышедших из строя элементов компьютерной техники относятся к расходам на ремонт основных средств, учитываемых в порядке, установленном статьей 260 Налогового кодекса РФ.
Аналогичного подхода к классификации произведенных затрат придерживается и Минфин России (письмо от 01.04.05 г. N 03-03-01-04/2/54 и от 27.05.05 г. N 03-03-01-04/4/67).
Ошибка 2. В январе 2007 в организации проводился ремонт станка. Бухгалтер посчитал, что данное основное средство в этом месяце не использовалось для осуществления деятельности приносящей доход, и не исчислил амортизацию.
Данный вывод является ошибочным. Ремонт является одной из составляющих технологического процесса (в рамках производственной или коммерческой деятельности) и направлен на поддержание объектов основных средств в работоспособном состоянии. Поэтому сумма амортизации, которая начислена в период проведения ремонта, должна рассматриваться как расходы, связанные с деятельностью, направленной на получение дохода. Иными словами, подобные расходы соответствуют обязательным критериям, установленным п. 1 ст. 252 Налогового кодекса РФ. Кроме того, перечень основных средств, исключаемых из состава амортизируемого имущества, определен п. 3 ст. 256 Налогового кодекса и расширению не подлежит.
Аналогичное мнение и в письме МНС России от 27.09.2004 N 02-5-11/162@.
Ошибка 3. Встречаются случаи, когда при осуществлении различных ремонтных работ (капитальный, текущий) не составляются акты о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств (унифицированная форма N ОС-3). Согласно постановлению Госкомстата России от 21.01.2003 г. N 7 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств" акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств (форма N ОС-3) применяется для оформления и учета приема-сдачи объектов основных средств из ремонта, реконструкции, модернизации.
Если ремонт, реконструкцию и модернизацию выполняет сторонняя организация, то акт составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр остается в организации, второй передается организации, проводившей ремонт, реконструкцию, модернизацию.
После приемки отремонтированных объектов основных средств в инвентарную карточку (форма N ОС-6) должны вноситься записи о проведенных работах и изменениях в характеристике объекта после проведения ремонта.
При отсутствии указанных актов возможны спорные ситуации с налоговыми органами в части правомерности признания расходов по ремонту основных средств в целях исчисления налога на прибыль
Ошибка 4. Организация произвела ремонт здания. Ремонт заключался в смене дверей, окон, полов.
Ошибка заключается в том, что данный вид ремонта отнесен на увеличение стоимости основного средства. Были так же допущен ряд ошибок - отсутствие актов технического обследования, актов дефектации, актов приемки-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов (форма N ОС-3), записи о проведенных работах и изменениях в характеристике объекта после проведения ремонта или реконструкции в инвентарной карточке (форма N ОС-6).
На основании ПБУ 10/99 расходы на ремонт принадлежащих организациям объектов основных средств относятся к расходам по обычным видам деятельности. Об этом говорится и в п. 67 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных Минфином России 13.10.2003 г. N 91н.
Согласно пункту 14 ПБУ 6/01"Учет основных средств", утвержденного приказом Минфина России от 30.03.2001 г. N 26н, стоимость основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению, кроме случаев, установленных законодательством РФ и ПБУ 6/01. Изменение первоначальной стоимости основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, допускается в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации и переоценки объектов основных средств.
Кроме того, в соответствии с п. 5 и 8 Приложения N 7 к Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденным постановлением Госстроя России от 27.09.2003 г. N 170, смена и восстановление отдельных элементов (приборов) и оконных и дверных заполнений, а также замена, восстановление отдельных участков пола относятся к текущему ремонту.
Подлежащие ремонту объекты и иные имущественные ценности предварительно обследуются должностными лицами (подразделениями) организации, ответственными за их эксплуатацию и использование. Материалы обследования (акты дефектации, акты технического обследования, доклады о техническом состоянии и т.п.) с отражением выводов и предложений о характере и объемах необходимых ремонтных работ докладываются руководителю организации для принятия по ним решения (утверждения).
На передаваемые в ремонт объекты основных средств в целях обеспечения надлежащего контроля инвентарные карточки рекомендуется переставлять в отдельную группу "Основные средства в ремонте" (п. 68 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств). При поступлении объекта из ремонта производится соответствующее перемещение инвентарной карточки с отражением в ней данных о проведенном ремонте или иных работах.
После выполнения всего комплекса работ оформляется Акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов основных средств по форме N ОС-3, утвержденной постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 г. N 7. Он составляется постоянно действующей в организации комиссией. В акте приводятся сведения о произведенных затратах, связанных с ремонтом, полноте и качестве выполненных работ. Отдельно отражаются результаты испытания объекта после проведенных работ, а также дается характеристика изменениям, происшедшим в связи с ремонтом.
Акт по форме N ОС-3 подписывается всеми членами комиссии, включая председателя, и утверждается руководителем организации. Его подписывает также и исполнитель работ. В качестве исполнителя могут выступать сторонние организации и физические лица (при подрядном способе выполнения работ) или вспомогательные и иные подразделения организации (при выполнении работ хозяйственным способом). В случае проведения ремонтных работ сторонней организацией, акт составляется в двух экземплярах. Один экземпляр остается у заказчика, а второй у исполнителя.
Подписанный сдающей и принимающей сторонами акт передается в бухгалтерию для подписания главным бухгалтером (бухгалтером) и утверждения руководителем организации (уполномоченным лицом).
После приемки отремонтированных объектов основных средств в их техническую документацию (паспорт, формуляр и т.п.) должны быть внесены записи о проведенных работах и изменениях в характеристике объекта при проведении ремонта.
Ошибка 5. Организация открылась в 2006 г. Для равномерного распределения расходов по ремонту основных средств, налогоплательщик в 2007 г. создает резерв под предстоящий ремонты основных средств.
Ошибка заключается в том, что данная организация в 2007 г. не имела права на создание резерва по следующим основаниям.
Согласно п. 2 Налогоплательщик, образующий резерв предстоящих расходов на ремонт, рассчитывает отчисления в такой резерв, исходя из данных о совокупной стоимости основных средств и норматива отчислений.
Совокупная стоимость основных средств определяется как сумма первоначальной стоимости всех амортизируемых основных средств, введенных в эксплуатацию по состоянию на начало года, в котором образуется этот резерв.
При определении нормативов отчислений в резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств налогоплательщик обязан определить предельную сумму отчислений в резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств, исходя из периодичности осуществления ремонта объекта основных средств, частоты замены элементов основных средств (в частности, узлов, деталей, конструкций) и сметной стоимости указанного ремонта. При этом предельная сумма резерва предстоящих расходов на указанный ремонт не может превышать среднюю величину фактических расходов на ремонт, сложившуюся за последние три года.
В данной ситуации организация, не проводила ремонты основных средств в течение предыдущих трех лет, так как она не имела на это возможности по причине того, что она была создана в 2006 году. Таким образом, у организации средняя величина фактических расходов на ремонт за последние три года равняется нулю и, следовательно, она не вправе создавать резерв под предстоящий ремонты основных средств.
Ошибка 6. Организация уменьшила налогооблагаемую базу по налогу на прибыль на сумму расходов отчетного периода на текущий ремонт основных средств при одновременном создании резерва предстоящих расходов на ремонт основных средств. Организация обосновывает данную ситуацию тем, что резерв был создан под предстоящий капитальный ремонты основных средств в течение более одного налогового периода.
В соответствии с п. 1 ст. 260 Налогового кодекса РФ расходы на ремонт основных средств, произведенные налогоплательщиком, рассматриваются как прочие расходы и признаются для целей налогообложения в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат.
Пунктом 3 названной статьи Налогового кодекса РФ налогоплательщику предоставлено право создавать резервы под предстоящие ремонты основных средств в порядке, установленном ст. 324 Налогового кодекса РФ.
Как следует из данной статьи Налогового кодекса, в случае создания налогоплательщиком резерва предстоящих расходов на ремонт основных средств сумма фактически осуществленных затрат на проведение ремонта списывается за счет средств указанного резерва. Если сумма фактически осуществленных затрат на ремонт основных средств в отчетном (налоговом) периоде превышает сумму созданного резерва предстоящих расходов на ремонт основных средств, остаток затрат включается в состав прочих расходов на дату окончания налогового периода.
Таким образом, Налоговым кодексом установлен различный порядок учета расходов по ремонту основных средств для целей налогообложения: уменьшение налоговой базы на сумму фактических затрат на ремонт основных средств без создания резерва предстоящих расходов или уменьшение налоговой базы путем отчислений в резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств, при котором превышение фактических затрат над суммой резерва также уменьшает налоговую базу, но не по итогам отчетного периода, а по окончании налогового периода.
Исходя из положений ст. 324 Налогового кодекса РФ, налогоплательщик, образующий резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств, формирует сумму расходов на него, рассчитывает отчисления в такой резерв с учетом нормативов и правил об ограничении предельной суммы отчислений и предельной суммы резерва предстоящих расходов.
Когда налогоплательщик осуществляет накопление средств для проведения особо сложных и дорогих видов капитального ремонта основных средств в течение более одного налогового периода, предельный размер отчислений в резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств может быть увеличен на сумму отчислений на финансирование указанного ремонта.
Таким образом, Налоговым кодексом не предусмотрено создание резервов в зависимости от видов ремонта основных средств, поэтому при создании налогоплательщиком резерва на ремонт основных средств он должен руководствоваться правилами ст. 324 Налогового кодекса, не предусматривающей возможности включения в расходы для целей налогообложения фактических затрат по итогам отчетных периодов.
Е.П. Тихонова
"Горячая линия бухгалтера", N 21, ноябрь 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Горячая линия бухгалтера"
Учредитель ООО "Журнал "Горячая линия бухгалтера".
Регистрационное свидетельство ПИ N 77-15376 от 12 мая 2003 г.
Выдано Комитетом Российской Федерации по печати.