г. Вологда |
|
03 сентября 2012 г. |
Дело N А05-3024/2012 |
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Виноградовой Т.В., судей Пестеревой О.Ю. и Ралько О.Б. при ведении протокола секретарём судебного заседания Левинской А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Нефтяная компания "Северное сияние" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 28 апреля 2012 года по делу N А05-3024/2012 (судья Шадрина Е.Н.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Нефтяная компания "Северное сияние" (ОГРН 1028301647472; далее - Общество, ООО "НК "Северное сияние") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ненецкому автономному округу (далее - Управление) о признании незаконным и отмене постановления от 29.02.2012 N 04-30/2012 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда в удовлетворении требований отказано.
Общество в апелляционной жалобе просит решение суда отменить. Ссылается на отсутствие вины и недоказанность события административного правонарушения, на возможность применения статьи 2.9 КоАП РФ. Указывает также, что суд проигнорировал возражение ООО "НК "Северное сияние" относительно открытия судебного заседания, назначенного на 27.04.2012 на 09 час 45 мин.
Стороны о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, их представители в суд не явились, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, Прокуратурой Ненецкого автономного округа (далее - Прокуратура) в соответствии с планом работы на первое полугодие 2012 года проведена проверка соблюдения обществом с ограниченной ответственностью "Нефтяная компания "Северное сияние" законодательства о недрах в части исполнения условий лицензионного соглашения.
В ходе проверки установлено, что Общество имеет лицензию серии НРМ N 14287, вид лицензии - НР на право пользования недрами с целевым назначением и видами работ - геологическое изучение, разведка и добыча углеводородного сырья в пределах Мусюршорского участка недр сроком действия до 31.12.2025.
На основании данной лицензии заявителем ведется разработка Мусюршорского участка недр, в рамках которой осуществляется добыча углеводородного сырья.
Пунктом 3.8 лицензионного соглашения об условиях пользования Мусюршорским участком недр, являющегося неотъемлемой составной частью лицензии, предусмотрено, что владелец лицензии осуществляет использование газа в соответствии с установленным порядком.
Протоколом от 26.11.2009 N 4744 заседания нефтяной секции ЦКР Роснедра, утвержденным 24.02.2010 председателем ЦКР Роснедра, для ООО "НК "Северное сияние" согласован на 3 года проектный документ "Авторский надзор за выполнением проектных решений технологической схемы разработки Мусюршорского месторождения" с технологическим показателем по использованию растворенного газа (попутного нефтяного газа) в размере 98 % с 2010 года.
Согласно сведениям о выполнении условий пользования недрами при добыче углеводородного сырья по форме N 1-ЛС и отчету по добыче, использованию и сжиганию попутного нефтяного газа, в 2011 году ООО "НК "Северное сияние" на Мусюршорском участке недр добыто 10,560 млн. м3 попутного нефтяного газа (растворенного газа); неиспользованный попутный нефтяной газ в объеме 1,689 млн. м3 сожжен Обществом на факельной установке, что составляет 16 % от объема добытого попутного нефтяного газа; фактический уровень использования ООО "НК "Северное сияние" нефтяного попутного газа на указанном участке недр в 2011 году составил лишь 84 %.
Таким образом, в нарушение ООО "НК "Северное сияние" не обеспечило в 2011 году выполнение условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и требований утвержденного в установленном порядке технического проекта, в части уровня использования попутного нефтяного газа при разработке Мусюршорского участка недр в размере 98 %.
По данному факту 16.02.2012 заместителем прокурора Ненецкого автономного округа в отношении ООО "НК "Северное сияние вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
Материалы административного дела в соответствии со статьями 23.29, 28.8 КоАП РФ направлены Прокуратурой для рассмотрения в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Архангельской области.
Государственный инспектор Российской Федерации по геологическому контролю по Ненецкому автономному округу Управления Артеев Е.Г., рассмотрев постановление прокурора и приложенные к нему материалы, вынес постановление от 29.02.2012 N 04-30/2012, которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, и на него наложено административное взыскание в виде штрафа в размере 300 000 руб.
Заявитель, не согласившись с указанным постановлением, обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
В соответствии с частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории Российской Федерации, ее континентального шельфа, а также в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды, рассолы и рапу соляных озер и заливов морей, регулируются Законом N 2395-1.
На основании статьи 11 названного Закона предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
Согласно пункту 1 статьи 23 Закона о недрах одним из основных требований по рациональному использованию и охране недр является соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами.
На основании статьи 23.2 названного Закона разработка месторождений полезных ископаемых осуществляются в соответствии с утвержденными техническими проектами.
В соответствии со статьей 22 Закона о недрах пользователь недр обязан обеспечить соблюдение требований технических проектов, а также выполнение условий, установленных лицензией. Аналогичные требования закреплены в пункте 3 Правил охраны недр, утвержденных постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 06.06.2003 N 71.
Факт совершения Обществом административного правонарушения подтверждается: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ, лицензией на право пользования недрами, соглашением об условиях пользования Мусюршорским участком недр, сведениями о выполнении условий пользования недрами при добыче углеводородного сырья за 2011 год по форме N 1-ЛС, отчетом по добыче, использованию и сжиганию попутного нефтяного газа в 2011 году, протоколом от 26.11.2009 N 4744 заседания нефтяной секции ЦКР Роснедра.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Заявителем не представлено доказательств наличия обстоятельств, объективно препятствующих соблюдению им условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами. Общество знало о существовании установленных лицензионными соглашениями обязанностей, в связи с этим должно было предпринять меры по их исполнению.
Доказательства, свидетельствующие о принятии заявителем всех зависящих от него мер по выполнению установленных лицензионными соглашениями обязанностей, в материалах дела отсутствуют.
Заключение ООО "НК "Северное сияние" договора с обществом с ограниченной ответственностью "СК "РУСВЬЕТПЕТРО" (далее - ООО "СК "РУСВЬЕТПЕТРО") о поставке попутного нефтяного газа от 24.09.2010 N 325/10/03/СС10-156-00 (ненадлежащее выполнение ООО "СК "РУСВЬЕТПЕТРО" обязательств по приемке и потреблению газа) не освобождает заявителя от выполнения обязанностей, предусмотренных лицензией на право пользования недрами серии НРМ N 14287, вид лицензии - НР, соглашением об условиях пользования Мусюршорским участком недр.
Надлежащее выполнение условий лицензии на право пользования недрами и требований технического проекта на разработку месторождения не может быть поставлено в зависимость от исполнения контрагентами пользователя недр условий гражданско-правовых договоров.
Таким образом, вина заявителя в совершении вменяемого ему нарушения подтверждается материалами дела.
Апелляционная инстанция также не может согласиться с доводом подателя жалобы о том, что допущенные им нарушения являются малозначительными.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Таким образом, суд обязан установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.
Существенная угроза охраняемым общественным отношениям может заключаться в пренебрежительном отношении привлекаемого к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права. При этом в каждом конкретном случае следует учитывать характер противоправного поведения и (или) иные обстоятельства, сопутствующие (предшествующие) деянию.
Существенную угрозу правоохраняемым интересам в данном случае представляет собой пренебрежительное отношение к публичным обязанностям законодательства в области охраны окружающей среды, законодательства об охране атмосферного воздуха, о рациональном использовании и охране недр, норм и правил соблюдения природоохранного законодательства. Совершенное Обществом правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок пользования недрами, нарушает правовые и экономические основы комплексного рационального использования и охраны недр.
Федеральным законом от 04.11.2004 N 128-ФЗ "О ратификации Киотского протокола к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата" ратифицирован Киотский протокол к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата от 11.12.1997, согласно которому Российская Федерация взяла на себя обязательство по сокращению эмиссии парниковых газов. В связи с этим, Правительством Российской Федерации 08.01.2009 издано постановление N 7, направленное на стимулирование сокращения загрязнения атмосферного воздуха продуктами сжигания попутного нефтяного газа на факельных установках. На 2012 год и последующие годы целевой показатель сжигания попутного нефтяного газа установлен в размере не более 5 % от объема добытого газа.
Осуществляя деятельность по сжиганию на факельной установке попутного нефтяного газа с нарушением закона, ООО "НК "Северное сияние" нарушает право граждан на благоприятную окружающую среду, ее защиту от вредного воздействия продуктов сжигания попутного нефтяного газа, а также интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды и рационального использования недр.
Согласно статье 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Оценив с учетом фактических обстоятельств дела степень общественной опасности деяния Общества, апелляционная инстанция считает обоснованным вывод суда первой инстанции об отсутствии в рассматриваемом случае оснований для применения положений, закрепленных в статье 2.9 КоАП РФ. Установленные судом обстоятельства свидетельствуют о социальной опасности совершенного заявителем деяния, в связи с этим в рассматриваемом случае освобождение лица от ответственности противоречило бы требованиям статей 1.2 и 24.1 КоАП РФ.
Непривлечение заявителя ранее к административной ответственности, в том числе по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ, как основание для применения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не является обстоятельством, свидетельствующим о малозначительности правонарушения. Данное обстоятельство в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитывается при назначении административного наказания.
Наказание назначено Обществу в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 2 статьи 7.3 КоАП РФ, поэтому не имеется оснований считать наказание несправедливым и несоразмерным совершенному правонарушению.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не пропущен. Процедура привлечения к административной ответственности не нарушена.
Ссылка подателя жалобы на допущенное судом первой инстанции нарушение норм процессуального права при рассмотрении настоящего дела, выразившееся в том, что суд проигнорировал возражение Общества относительно открытия судебного заседания, назначенного на 27.04.2012 на 09 час 45 мин, направленное в суд первой инстанции 12.04.2012 через систему "Мой арбитр", не может быть принята апелляционным судом, так как факт представления данного возражения опровергается имеющимися в материалах дела документами.
Согласно письму от 31.08.2012 отдела технической поддержки закрытого акционерного общества "Право.ру" заявление о возражении об открытии судебного заседания в суде первой инстанции по делу N А05-3024/2012 в Арбитражный суд Архангельской области посредством системы "Мой арбитр" не поступало. Заявителем доказательства подачи в суд названных возражений не представлены.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда не имеется. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 28 апреля 2012 года по делу N А05-3024/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Нефтяная компания "Северное сияние" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.В. Виноградова |
Судьи |
О.Ю. Пестерева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-3024/2012
Истец: ООО "Нефтяная компания "Северное сияние"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ненецкому автономному округу
Третье лицо: Прокурор Ненецкого автономного округа