г. Пермь |
|
04 сентября 2012 г. |
Дело N А50-6259/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 августа 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 сентября 2012 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Щеклеиной Л. Ю.,
судей Осиповой С.П., Ясиковой Е.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шефер Е.В.,
при участии:
от заявителя - ЗАО "Институт Пермский Промстройпроект" (ОГРН 1025900527047, ИНН 5902181234): Лапко В.В., паспорт, доверенность от 27.03.2012,
от заинтересованного лица - 1 ОНД г. Перми по Ленинскому району и Пермскому муниципальному району УНД ГУ МЧС России по Пермскому краю: Суворов И.А., удостоверение, доверенность от 15.08.2012,
от третьего лица -Некоммерческое партнерство "Большевистская, 75": Диденко А.А., паспорт, доверенность от 14.03.2012,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
третьего лица - Некоммерческого партнерства "Большевистская, 75"
на решение Арбитражного суда Пермского края от 22 июня 2012 года
по делу N А50-6259/2012,
принятое судьей Дубовым А.В.,
по заявлению ЗАО "Институт Пермский Промстройпроект"
к 1 ОНД г. Перми по Ленинскому району и Пермскому муниципальному району УНД ГУ МЧС России по Пермскому краю
третье лицо: Некоммерческое партнерство "Большевистская, 75"
о признании незаконным и отмене постановления,
установил:
ЗАО "Институт Пермский Промстройпроект" (далее - заявитель, общество, ЗАО "ППСП") обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением (с учетом уточнения требований в порядке ст.49 АПК РФ) о признании незаконным и отмене постановления 1 ОНД г. Перми по Ленинскому району и Пермскому муниципальному району УНД ГУ МЧС России по Пермскому краю (далее - заинтересованное лицо) от 22.03.2012 N 122 в части признания общества виновным в совершении административного правонарушения по 4 статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) за несоблюдение п.52 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных Приказом МЧС России от 18.06.2003 N 313.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 22 июня 2012 года (резолютивная часть решения объявлена 15 июня 2012 года) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, третье лицо - Некоммерческое партнерствао "Большевистская, 75" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к наличию в действиях заявителя состава административного правонарушения по ч.4 ст.20.4 КоАП РФ за нарушение требований п.52 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных Приказом МЧС России от 18.06.2003 N 313.
Представитель третьего лица в суде апелляционной инстанции поддержал требования и доводы апелляционной жалобы.
Заявитель по мотивам, изложенным в письменном отзыве, ссылается на законность и обоснованность судебного акта, отсутствие оснований для его отмены.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал позицию, изложенную в письменном отзыве.
Заинтересованное лицо по основаниям, указанным в письменном отзыве на апелляционную жалобу, просит решение суда отменить, отказать в удовлетворении заявленных требований.
Представитель заинтересованного лица в суде апелляционной инстанции поддержал позицию третьего лица.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Исследовав материалы дела, апелляционный суд считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Как следует из материалов дела, 20.03.2012 должностным лицом 1 ОНД г. Перми по Ленинскому району и Пермскому муниципальному району на основании распоряжения от 05.03.2012 N 121 проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности ЗАО "ППСП" в здании и помещениях по адресу: г. Пермь, проспект Комсомольский, 34, результаты которой оформлены актом проверки от 20.03.2012 г. N 121.
По факту выявленных в ходе проверки нарушений должностным лицом ответчика в соответствии со ст.ст. 28.2, 28.3 КоАП РФ составлен протокол об административном правонарушении от 20.03.2012 г. N 122 и в соответствии с компетенцией, установленной ст. 23.34 КоАП РФ, вынесено постановление N 122 от 22.03.2012 г. о привлечении общества к административной ответственности по ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ в виде штрафа в размере 150 000 руб.
Полагая, что указанное постановление заинтересованного лица является незаконным в части признания заявителя нарушившим п.52 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных Приказом МЧС России от 18.06.2003 N 313, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что постановление административного органа в оспариваемой части является незаконным и подлежит отмене.
Суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
Частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 69-ФЗ) пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и(или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Статьей 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" установлены обязанности организаций в области пожарной безопасности, к числу которых относится обязанность руководителя организации соблюдать требования пожарной безопасности, выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров.
При рассмотрении дела суд первой инстанции исходил из наличия в действиях общества события административного правонарушения, однако в связи с недоказанностью административным органом того, что лицом, ответственным за отсутствие в настоящее время эвакуационных выходов из здания по ул.Екатерининская, 75, является ЗАО "ППСП", признал незаконным и отменил оспариваемое постановление.
Суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
Как следует из оспариваемого постановления, заявителем нарушены требования п. 52 ППБ 01-03 (действующие в период проведения проверки), в соответствии с которым двери на путях эвакуации должны открываться свободно и по направлению выхода из здания, за исключением дверей, открывание которых не нормируется требованиями нормативных документов по пожарной безопасности; запоры на дверях эвакуационных выходов должны обеспечивать людям, находящимся внутри здания (сооружения), возможность свободного открывания запоров изнутри без ключа.
Административным органом при проведении проверки установлено, что двери коридоров 1-5 этажей здания по адресу: г. Пермь, ул. Екатерининская (ранее Большевистская), 75, выходящих на лестничную клетку здания по адресу: г.Пермь, пр. Комсомольский, 34, закрыты на запоры, препятствующие открытию дверей изнутри без ключа.
Из имеющегося в материалах дела заключения строительно-технической экспертизы, выполненного ГУ Пермская лаборатория судебной экспертизы, являющимся надлежащим доказательством по делу, следует, что указанная лестничная клетка является частью здания по пр. Комсомольский, 34 и на неё имеется выход из здания по ул. Екатерининская, 75, имеющего конструктивную связь со зданием N 34 по пр. Комсомольский (примыкает к наружной стене здания) (ответы эксперта на первый, десятый вопросы).
Лестничные марши и площадки являются конструктивными элементами здания по пр. Комсомольский, 34, самостоятельного назначения как объект недвижимости не имеют, что подтверждается заключением эксперта (ответ эксперта на третий вопрос).
Лестничные марши и площадки не являются основным входом в здание по ул. Екатерининская, 75, необходимы для эксплуатации обоих зданий в качестве вспомогательной (запасной - эвакуационной) лестницы (ответ эксперта на первый, второй, пятый вопросы).
В соответствии с нормами пожарной безопасности при возникновении пожара доступ из помещений здания по ул. Екатерининской, 75 к спорным лестничным маршам и площадкам и выходу из здания необходим, поэтому эксплуатация помещений в здании по ул. Большевистской, 75 без доступа к спорным лестничным маршам и площадкам и выходу из здания по спорным лестницам (с учетом имеющихся в наличии входов и выходов из здания по ул. Большевистской, 75) исходя из требований норм пожарной безопасности в случае пожара невозможна (ответ эксперта на четвертый вопрос).
Таким образом, проанализировав указанное экспертное заключение в совокупности с другими доказательствами по делу, имеющимися в материалах дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что отсутствие свободно открывающихся дверей из здания по ул. Екатерининская, 75 на лестничную клетку здания по пр. Комсомольский, 34, обеспечивающих эвакуационные выходы, свидетельствует о несоответствии здания по ул. Екатерининская, 75 требованиям пожарной безопасности и о наличии события административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ.
Согласно ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Исходя из содержания ст.38 Федерального закона N 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
Указание заявителя на то, что ЗАО "ППСП" не является собственником спорных помещений, наличие в связи с этим гражданско-правовых споров между заявителем и третьим лицом, не освобождает ЗАО "ППСП" от обязанности по соблюдению требований пожарной безопасности.
Правоотношения по поводу соблюдения требований пожарной безопасности являются по своей природе не гражданско-правовыми, а публично-правовыми, следовательно, настоящий спор возник из публичных правоотношений.
Из материалов дела следует, что заявитель при осуществлении своей деятельности фактически пользуется спорными лестничными маршами и площадками, и в отношении данных конструкций независимо от того, на каком праве он ими пользуется, на заявителе в первую очередь лежит публично-правовая обязанность соблюдения и устранения выявленных нарушений требований пожарной безопасности.
Соблюдение правил пожарной безопасности необходимо в целях исключения угрозы жизни и здоровью, как работников заявителя, так и сторонних лиц, а также имущества собственника помещения.
Конструктивные характеристики зданий, примыкающих друг к другу, в целях обеспечения пожарной безопасности обоих зданий и находящихся в них людей, имущества, не позволяют автономное их использование, что свидетельствует об обязанности собственников обоих зданий принимать к тому исчерпывающие меры, не перекладывать обязанности каждого на другого, а принимать действенные меры к урегулированию гражданско-правовых отношений для выполнения публично-правовых обязанностей.
Таким образом, вина общества в совершении правонарушения выразилась в том, что заявителем не были приняты все зависящие от него меры по обеспечению соблюдения требований пожарной безопасности. Заявитель пренебрежительно отнесся к исполнению своих публично - правовых обязанностей, без проявления должной степени осмотрительности, которая была необходима для соблюдения требований пожарной безопасности.
В силу изложенного апелляционный суд признает ошибочным вывод суда первой инстанции о том, что состав административного правонарушения в действиях заявителя не доказан.
Нарушений процессуального порядка привлечения к административной ответственности судом апелляционной инстанции не установлено. Заявителю предоставлена возможность воспользоваться правами лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. О времени и месте составления протокола об административном правонарушении, вынесения постановления по делу об административном правонарушении заявитель извещен надлежащим образом.
Общество привлечено к административной ответственности в пределах срока, установленного ст.4.5 КоАП РФ. Наказание в виде штрафа в размере 150 000 руб. назначено заявителю в минимальном размере санкции, предусмотренной ч.4 ст.20.4 КоАП РФ.
С учетом обстоятельств совершения и характера правонарушения, допущенного в области пожарной безопасности, степени его потенциальной общественной опасности, очевидной вероятности наступления значительных неблагоприятных последствий, отношения заявителя к соблюдению действующего законодательства в данной области при сложившейся ситуации (снятие с себя обязанности при предложении меры, не соответствующей требованиям пожарной безопасности - установка электронных замков с возможностью автоматического открывания, что исключает свободное открывание дверей), оснований для признания правонарушения малозначительным и применения положений ст. 2.9 КоАП суд апелляционной инстанции не усматривает.
С учетом вышеизложенного апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, а решение суда первой инстанции - отмене.
Руководствуясь ст.ст. 176, 258, 266, 268, 269, ч.ч.1,2 ст.270, ст.271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 22 июня 2012 года по делу N А50-6259/2012 отменить.
В удовлетворении заявленных требований о признании незаконным и отмене постановления 1 ОНД г. Перми по Ленинскому району и Пермскому муниципальному району УНД ГУ МЧС России по Пермскому краю N 122 от 22.03.2012 в обжалуемой части ЗАО "Институт Пермский Промстройпроект" отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Л.Ю.Щеклеина |
Судьи |
С.П.Осипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-6259/2012
Истец: ЗАО "Институт Пермский Промстройпроект"
Ответчик: 1 ОНД г. Перми по Ленинскому району и Пермскому муниципальному району, 1 ОНД г. Перми по Ленинскому району и Пермскому муниципальному району УНД ГУ МЧС России по Пермскому краю
Третье лицо: Некоммерческое партнерство "Большевистская 75"
Хронология рассмотрения дела:
22.02.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-2418/13
09.11.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-10435/12
09.11.2012 Решение Арбитражного суда Пермского края N А50-6259/12
07.11.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-10435/2012
04.09.2012 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-7847/12
04.09.2012 Решение Арбитражного суда Пермского края N А50-6259/12
01.08.2012 Определение Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-7847/12
01.08.2012 Определение Арбитражного суда Пермского края N А50-6259/12
22.06.2012 Решение Арбитражного суда Пермского края N А50-6259/12