г. Воронеж |
|
6 сентября 2012 г. |
Дело N А14-9485/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 августа 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 6 сентября 2012 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ольшанской Н.А.,
судей Скрынникова В.А.,
Донцова П.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Князевой Г.В.,
при участии:
от Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда в г.Воронеже: Лоншаковой С.В., ведущего специалиста-эксперта юридического отдела по доверенности N 01-32/12 от 10.01.2012,
от ОАО "Российские железные дороги": Соломенцевой Э.Ю., представителя по доверенности N НЮ-9/541Д от 22.06.2012;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда в г.Воронеже на решение Арбитражного суда Воронежской области от 21.05.2012 по делу N А14-9485/12 (судья Максимович Т.Н.), принятое по заявлению Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда в г. Воронеже о признании недействительным требования органа Пенсионного фонда,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице Юго-Восточной железной дороги - филиала ОАО "РЖД" (далее - ОАО "РЖД", Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда в г.Воронеже (далее - Управление) о признании недействительным требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 22.03.2012 N 04603640033786 на сумму 302 288,50 руб.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 21.05.2012 заявленные требования удовлетворены.
Управление, не согласившись с вынесенным судебным актом, обратилось с апелляционной жалобой, в которой, просит отменить решение Арбитражного суда Воронежской области от 21.05.2012 об удовлетворении заявленных требований и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы Управление указывает на то, Обществом не выполнены условия части 5 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ), в соответствии с которыми обязанность по уплате страховых взносов считается исполненной плательщиком страховых взносов со дня предъявления в банк поручения на перечисление в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда, поскольку ошибки в платежных документах в реквизитах КПП получателя страховых взносов привели, по мнению Управления, к не поступлению платежа в бюджет государственного внебюджетного фонда.
В представленном отзыве Общество возражает против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу Управления - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, явившихся в судебное заседание, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения судебного акта.
ОАО "РЖД" согласно положениям Федерального закона N 212-ФЗ является страхователем и плательщиком страховых взносов, которое обязано своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда.
ОАО "РЖД" в лице Дирекции тяги - структурного подразделения Юго-Восточной железной дороги - филиала ОАО "РЖД" была произведена оплата страховых взносов за октябрь 2011 года: на страховую часть трудовой пенсии в размере 56 862 085 руб. платежным поручением N 28508 от 14.11.2011, на накопительную часть трудовой пенсии в размере 10 447 674 руб. платежным поручением N 28514 от 14.11.2011, на обязательное медицинское страхование в бюджет ТФОМС в размере 5 177 393 руб. платежным поручением N 28521 от 14.11.2011, на обязательное медицинское страхование в бюджет ФФОМС в размере 8 017 956 руб. платежным поручением N 885 от 14.11.2011.
В данных платежных документах ОАО "РЖД" применительно к получателю (Государственному учреждению - Управления Пенсионного фонда в г.Воронеже) была допущена ошибка в поле расчетного документа "КПП" (код причины постановки на учет).
После уточнения Обществом назначения платежа соответствующим заявлением, 29.11.2011 и 30.11.2011 платежи по указанным платежным поручениям зачислены Управлением Федерального казначейства по Воронежской области на счета Управления.
В связи с несвоевременным поступлением страховых взносов на страховую часть трудовой пенсии, на накопительную часть трудовой пенсии, обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование за октябрь 2011 года в бюджет Пенсионного фонда Российской федерации (ввиду неверного указания Обществом КПП получателя страховых взносов), Управление в адрес Общества выставило требование N 04603640033786 от 22.03.2012, которым ОАО "РЖД" в срок до 10.04.2012 предложено произвести уплату пеней на недоимку по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии в размере 211 531,53 руб., на недоимку по страховым взносам на накопительную часть трудовой пенсии в размере 39 793, 96 руб., в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере 32 018,18 руб., задолженность в ТФОМС в размере 18 944,83 руб.
Полагая, что неверное указание в платежных документах значения КПП получателя страховых взносов не является основанием для признания обязанности по уплате страховых взносов неисполненной, следовательно, отсутствуют и основания для начисления пеней, ОАО "РЖД" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании требования N 04603640033786 от 22.03.2012 недействительным.
Поддерживая выводы суда, удовлетворившего заявленные требования Общества, апелляционный суд исходит из следующего.
В соответствии с частью 5 статьи 15 Федерального закона N 212-ФЗ ежемесячный обязательный платеж подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платеж.
В силу части 8 статьи 15 Федерального закона N 212-ФЗ уплата страховых взносов осуществляется отдельными расчетными документами, направляемыми в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования на соответствующие счета Федерального казначейства.
Материалами дела подтверждается, что платежные поручения N 885, 28508, 28514, 28521 от 14.11.2011 перечисление страховых взносов сформированы Обществом отдельно по перечисленным государственным внебюджетным фондам, предъявлены им в банк 14.11.2011, следовательно, требования приведенных выше законом положений ОАО "РЖД" соблюдены.
Пунктом 1 части 5 статьи 18 Федерального закона N 212-ФЗ предусмотрено, что обязанность по уплате страховых взносов считается исполненной плательщиком страховых взносов со дня предъявления в банк поручения на перечисление в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда на соответствующий счет Федерального казначейства (с указанием соответствующего кода бюджетной классификации) денежных средств со счета плательщика страховых взносов в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа.
Кроме того, часть 11 статьи 18 Федерального закона N 212-ФЗ позволяет плательщику страховых взносов уточнить, а органу контроля за уплатой страховых взносов - принять решение об уточнении основания, типа и принадлежности платежа, отчетного (расчетного) периода на день фактической уплаты страховых взносов. При этом орган контроля за уплатой страховых взносов осуществляет пересчет пеней, начисленных на сумму страховых взносов, за период со дня их фактической уплаты в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда на соответствующий счет Федерального казначейства до дня принятия органом контроля за уплатой страховых взносов решения об уточнении основания, типа и принадлежности платежа на день фактической уплаты страховых взносов. О принятом решении об уточнении основания, типа и принадлежности платежа, отчетного (расчетного) периода или статуса плательщика страховых взносов орган контроля за уплатой страховых взносов уведомляет плательщика страховых взносов в течение пяти дней после принятия данного решения.
Таким образом, страхователь вправе уточнить платеж, если при заполнении платежного поручения допущены ошибки, которые не привели к непоступлению средств на соответствующий счет внебюджетного фонда (часть 8 статьи 18 Федерального закона N 212-ФЗ). Если на числившуюся недоимку насчитаны пени, то они должны быть пересмотрены.
Согласно пункту 4 части 6 статьи 18 Федерального закона N 212-ФЗ обязанность по уплате страховых взносов не признается исполненной в случае неправильного указания плательщиком страховых взносов в поручении на перечисление суммы страховых взносов номера счета Федерального казначейства, кода бюджетной классификации и (или) наименования банка получателя, повлекшего неперечисление данной суммы в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда на соответствующий счет Федерального казначейства.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статья 40 Бюджетного кодекса Российской Федерации доходы от федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов, страховых взносов на обязательное социальное страхование, иных обязательных платежей, других поступлений, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их распределения этими органами в соответствии с нормативами, установленными настоящим Кодексом, законом (решением) о бюджете и иными законами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами, принятыми в соответствии с положениями настоящего Кодекса, между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации, местными бюджетами, а также бюджетами государственных внебюджетных фондов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Денежные средства считаются поступившими в доходы соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации с момента их зачисления на единый счет этого бюджета.
Из системного анализа смысла и содержания вышеуказанных норм следует, что для установления факта неисполнения обязанности по уплате страховых взносов следует установить - поступили или нет денежные средства на счет соответствующего органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
Из материалов дела видно, что, платежные документы Общества от 14.11.2011 безусловно направлены на перечисление по ним страховых взносов в бюджеты соответствующих государственных внебюджетных фондов на соответствующие счета Федерального казначейства. Так, в платежных поручениях правильно указаны получатель денежных средств - ГУ Отделение Пенсионного фонда РФ по Воронежской области, сумма страховых взносов, подлежащих перечислению, и конкретный внебюджетный государственный фонд, в бюджет и на счет которого они подлежат зачислению.
При этом, несмотря на ошибочное указание в платежных документах значения КПП получателя страховые взносы на страховую часть трудовой пенсии в размере 56 862 085 руб., на накопительную часть трудовой пенсии в размере 10 447 674 руб., на обязательное медицинское страхование в бюджет ТФОМС в размере 5 177 393 руб., на обязательное медицинское страхование в бюджет ФФОМС в размере 8 017 956 руб. за октябрь 2011 года в полном объеме и своевременно поступили в исчисленной к уплате сумме в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующей счет Федерального казначейства.
Таким образом, неверно указанный в платежных поручениях на перечисление страховых взносов на обязательное пенсионное страхование КПП не свидетельствует о том, что обязанность по уплате страховых взносов страхователем исполнена не была, поэтому начисление пеней на сумму страховых взносов, списанных со счета Общества по перечисленным выше платежным поручениям, является необоснованным.
При таких обстоятельствах оспариваемое требование Управления от N 04603640033786 от 22.03.2012 противоречит вышеуказанным положениям Федерального закона N 212-ФЗ, возлагает на ОАО "РЖД" ничем не обусловленную обязанность по уплате пеней, тем самым нарушая его права и законные интересы, что создает необходимую в силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации совокупность условий для признания этого требования недействительным.
Апелляционный суд отклоняет как несостоятельную ссылку Управления на Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 05.09.2008 N 92н "Об утверждении порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации", поскольку в соответствии с п. 11 указанного Приказа поступления по расчетным документам, в которых указанные значения "ИНН" и "КПП" получателя не соответствуют требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и (или) муниципальными правовыми актами, относятся органами Федерального казначейства к невыясненным поступлениям в соответствии с настоящим Порядком.
Соответственно положения вышеуказанных норм сводятся к тому, что если в платежном поручении указаны неверные реквизиты получателя (наименование получателя, ИНН, КПП), что не позволяло бы органу Федерального казначейства идентифицировать получателя платежа, поступления были бы отнесены к невыясненным поступлениям. Однако в рассматриваемом случае неверное указание КПП, при наличии иных реквизитов (наименование, ИНН получателя), не приводит к невозможности идентификации получателя платежа.
Таким образом, убедительных доводов, основанных на доказательственной базе, и опровергающих выводы суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит, в силу чего удовлетворению не подлежит.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения дела по существу, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка судом первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Суд первой инстанции не допустил нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения (часть 4 статьи 270 АПК РФ).
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение Арбитражного суда Воронежской области от 21.05.2012 по делу N А14-1707/2011 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже - без удовлетворения.
Учитывая, что в соответствии с пп.1 п. 1 ст.333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 25.12.2008 г. N 281-ФЗ) государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, вопрос о распределении судебных расходов судом не разрешается.
Руководствуясь ст.ст. 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 21.05.2012 по делу N А14-9485/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Воронежской области.
Председательствующий судья |
Н.А. Ольшанская |
Судьи |
В.А. Скрынников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-9485/2012
Истец: ОАО "РЖД", Юго-Восточная железная дорога-филиал ОАО "РЖД"
Ответчик: Управление Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в г. Воронеж, УПФ РФ (государственное учреждение) в г. Воронеже