г. Саратов |
|
05 сентября 2012 г. |
Дело N А06-2473/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 августа 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 сентября 2012 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Борисовой Т.С.,
судей Александровой Л.Б., Жевак И.И.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием системы видеоконференц-связи секретарём судебного заседания Кутилиной Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства по Астраханской области (414056, г. Астрахань, ул. Латышева, д.6г, ОГРН 1023000851719, ИНН 3015010078)
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 05 июня 2012 года по делу N А06-2473/2012 (судья Мирекина Е.И.)
по заявлению закрытого акционерного общества "Газпром межрегионгаз Астрахань" (414000, г. Астрахань, пл. Шаумяна, д.2, ОГРН 1053000040301, ИНН 3015069681)
к Управлению Федерального казначейства по Астраханской области (414056, г. Астрахань, ул. Латышева, д. 6г, ОГРН 1023000851719, ИНН 3015010078)
о признании незаконным действия, выразившегося в непринятии исполнительного листа к исполнению и его возращении заявителю,
при участии в судебном заседании представителя Управления Федерального казначейства по Астраханской области Сокольниковой Н.П., действующей по доверенности N 4 от 11.01.2012, представителя закрытого акционерного общества "Газпром межрегионгаз Астрахань" Тосунова Д.К., действующего по доверенности N 107 от 23.12.2011,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Астраханской области обратилось закрытое акционерное общество "Газпром межрегионгаз Астрахань" (далее - ЗАО "Газпром межрегионгаз Астрахань", общество) с заявлением о признании незаконными действий Управления Федерального казначейства по Астраханской области, выразившихся в непринятии к исполнению исполнительного листа N 018586*08 и возвращении его обществу.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 05 июня 2012 года заявление ЗАО "Газпром межрегионгаз Астрахань" удовлетворено. Суд признал незаконными действия Управления Федерального казначейства по Астраханской области, выразившиеся в непринятии исполнительного листа N 018586*08, выданного Арбитражным судом Астраханской области 09.04.2009, к исполнению и возвращении его ЗАО "Газпром межрегионгаз Астрахань". С Управления Федерального казначейства по Астраханской области в пользу ЗАО "Газпром межрегионгаз Астрахань" взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 2 000 рублей.
Управление Федерального казначейства по Астраханской области не согласилось с решением суда первой инстанции и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления общества. Податель жалобы настаивает на том, что указание в исполнительном листе несуществующего наименования организации - взыскателя делает невозможным осуществление исполнительного производства. При предъявлении исполнительного листа о взыскании денежных средств с Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области, являющегося получателем средств федерального бюджета, ЗАО "Газпром межрегионгаз Астрахань" не был представлен соответствующий судебный акт, подтверждающий смену наименования организации-взыскателя. В связи с этим, податель жалобы считает, что действия Управления Федерального казначейства по Астраханской области по возврату исполнительного листа в отсутствие указанных судебных актов являются правомерными.
ЗАО "Газпром межрегионгаз Астрахань" представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором общество возражает против доводов апелляционной жалобы, считает обжалуемый судебный акт законным и обоснованным, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители Управления Федерального казначейства по Астраханской области, ЗАО "Газпром межрегионгаз Астрахань" поддержали правовые позиции, изложенные соответственно в апелляционной жалобе и отзыве на неё, дали аналогичные пояснения.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке и по основаниям, установленным статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заслушав стороны, изучив и исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, 15.12.2011 ЗАО "Газпром межрегионгаз Астрахань" предъявило в Управление Федерального казначейства по Астраханской области исполнительный лист N 018586*08 от 09.04.2009, выданный на основании решения Арбитражного суда Астраханской области от 15.09.2008 по делу N А06-4421/2008, для исполнения.
16.12.2011 Управление Федерального казначейства по Астраханской области возвратило ЗАО "Газпром межрегионгаз Астрахань" данный исполнительный лист без исполнения на основании пунктов 3, 3.1 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, указав, что наименование взыскателя ЗАО "Газпром межрегионгаз Астрахань" не соответствует наименованию взыскателя, указанному в исполнительном документе - ЗАО "Астраханьрегионгаз".
14.02.2012 ЗАО "Газпром межрегионгаз Астрахань" повторно предъявило в Управление Федерального казначейства по Астраханской области для исполнения исполнительный лист N 018586*08 от 09.04.2009, выданный на основании решения арбитражного суда Астраханской области от 15.09.2008 по делу N А06-4421/2008, приложив к заявлению документы, подтверждающие смену взыскателем фирменного наименования: копии решения акционера, свидетельства серии 30 N 001222679 от 01.12.2010, распечатки из сети Интернет сведений из Единого государственного реестра юридических лиц, определение Арбитражного суда Астраханской области от 20.01.2011 по делу N А06-4349/2010, указывающее на отсутствие оснований для замены стороны правопреемником при смене фирменного наименования.
15.02.2012 Управление Федерального казначейства по Астраханской области вновь возвратило ЗАО "Газпром межрегионгаз Астрахань" исполнительный лист без исполнения по аналогичным основаниям.
ЗАО "Газпром межрегионгаз Астрахань", считая действия Управления Федерального казначейства по Астраханской области по непринятию исполнительного листа N 018586*08 к исполнению и его возвращению взыскателю незаконными, которые нарушают права и законные интересы хозяйствующего субъекта, обратилось в арбитражный суд с вышеназванным заявлением.
Удовлетворяя заявление общества, суд первой инстанции сделал вывод об отсутствии у Управления Федерального казначейства по Астраханской области предусмотренных пунктом 3 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации оснований для возврата взыскателю исполнительного документа, поступившего на исполнение.
Суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения, при этом исходит из следующего.
Дело арбитражным судом рассмотрено по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно положениям статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации или иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таки образом, для принятия судом решения о признании действий (бездействия) незаконными являются одновременно как несоответствие оспариваемых действий (бездействия) закону или иному правовому акту, так и нарушение ими гражданских прав и охраняемых законом интересов юридического лица.
При оценке доводов сторон суд принимает во внимание положения пункта 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которому обязанность доказывания законности оспариваемых действий (бездействия) лежит на органе, чьи действия (бездействие) оспаривается. Вместе с тем бремя доказывания обстоятельств, на которые ссылается лицо в обоснование своих требований и возражений в соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лежит на лице, которое ссылается на указанные обстоятельства.
Предметом настоящего спора является проверка законности действий Управления Федерального казначейства по Астраханской области по возврату ЗАО "Газпром межрегионгаз Астрахань" исполнительного листа N 018586*08 от 09.04.2009.
Установлено, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Астраханской области от 15.09.2008 по делу N А06-4421/2008 с Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области в пользу ЗАО "Астраханьрегионгаз" взысканы судебные расходы по госпошлине в сумме 4 000 рублей.
09.04.2009 взыскателю - закрытому акционерному обществу "Астраханьрегионгаз" на основании вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Астраханской области от 15.09.2008 по делу N А06-4421/2008 выдан исполнительный лист N 018586*08.
Решением единственного акционера закрытого акционерного общества "Астраханская региональная компания по реализации газа" от 27 октября 2010 года N 07-10 фирменное наименование закрытого акционерного общества "Астраханьрегионгаз" изменено на закрытое акционерное общество "Газпром межрегионгаз Астрахань" (л.д.24).
В пункт 1.1 Устава внесены изменения в части переименования и смены фирменного наименования общества (л.д. 25).
В Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица ЗАО "Газпром межрегионгаз Астрахань", что подтверждается свидетельством серии 30 N 001222679 от 01 декабря 2010 года (л.д. 34).
В силу части 1 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
Согласно положениям статьи 57 Гражданского кодекса Российской Федерации под реорганизацией юридического лица понимается слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование. Смена фирменного наименования лица без изменения его организационно-правовой формы к реорганизации действующим законодательством не отнесена.
В данном случае изменено только наименование взыскателя, выбытия стороны из правоотношения не произошло, а потому необходимости в разрешении судом вопроса о процессуальном правопреемстве не имелось.
В связи с этим, доводы апелляционной жалобы о необходимости представления ЗАО "Газпром межрегионгаз Астрахань соответствующего судебного акта при предъявлении исполнительного листа о взыскании денежных средств с Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области, основаны на неправильном применении норм материального права.
Исчерпывающий перечень оснований возвращения исполнительного листа без исполнения установлен частью 3 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Данный перечень расширительному толкованию не подлежит.
Уведомлениями Управления Федерального казначейства по Астраханской области от 16.12.2011 и от 15.01.2012 исполнительный лист N 018586*08 от 09.04.2009 дважды возвращен взыскателю по причине несоответствия наименования взыскателя ЗАО "Газпром межрегионгаз Астрахань", от имени которого подано заявление, наименованию взыскателя, указанному в исполнительном документе - ЗАО "Астраханьрегионгаз".
Между тем факт изменения наименования юридического лица в силу Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" удостоверяется свидетельствами о внесении изменений в сведения о юридических лицах, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, которые выдаются органами, осуществляющими государственную регистрацию юридических лиц.
Следовательно, приложив к своему заявлению свидетельство серии 30 N 001222679 от 01.12.2010, подтверждающее государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица ЗАО "Газпром межрегионгаз Астрахань", и содержащее его новое наименование при сохранении основного государственного регистрационного номера 1053000040301, взыскатель предоставил Управлению Федерального казначейства по Астраханской области все необходимые документы, свидетельствующие об изменении его наименования и подтверждающие подачу заявления о принятии исполнительного листа N 018586*08 именно тем юридическим лицом, которое указано в качестве взыскателя в исполнительном листе от 09.04.2009.
При таких обстоятельствах правовых оснований для возврата взыскателю исполнительного листа без исполнения со ссылкой на пункты 3, 3.1 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации у Управления Федерального казначейства по Астраханской области в данном случае не имелось.
Суд апелляционной инстанции считает, что, разрешая спор, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, не допустил неправильного применения норм материального и процессуального права.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, направлены исключительно на переоценку установленных судом обстоятельств, при этом основаны на неправильном применении норм материального права.
Апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства по Астраханской области следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 05 июня 2012 года по делу N А06-2473/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства по Астраханской области - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Т.С. Борисова |
Судьи |
Л.Б. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А06-2473/2012
Истец: ЗАО "Газпром межрегионгаз Астрахань"
Ответчик: Управление Федерального казначейства по Астраханской области
Третье лицо: Двенадцатый Арбитражный апелляционный суд