В связи с преобразованием государственного предприятия в акционерное общество у нас появились вопросы.
1. Нужен ли приказ о переводе сотрудников или достаточно ознакомить их с приказом о преобразовании предприятия и сделать запись в трудовой книжке (и какую именно)? Заключать новые договоры или достаточно составить дополнительное соглашение? Каким должно быть его содержание?
2. Как правильно сформулировать приказ: о "назначении" бухгалтера (бухгалтер тот же) или о "продлении полномочий"? Можно ли бухгалтера внести в общий приказ о переводе сотрудников?
3. Нужно ли изменить название организации во всех документах: в штатном расписании, табеле учета рабочего времени, правилах внутреннего трудового распорядка, коллективном договоре? Нужен ли приказ о внесении изменений во все эти документы?
1. В результате преобразования организация стала другим юридическим лицом, т.е. из ФГУП преобразована в ОАО.
Трудовые отношения работников при приватизации унитарных предприятий регулируются трудовым законодательством РФ.
Смена собственника имущества организации не является основанием для расторжения трудовых договоров с работниками организации (ст. 75 ТК РФ). Изменение подведомственности (подчиненности) организации или ее реорганизация (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) также не могут являться основанием для расторжения трудовых договоров с работниками организации.
Под сменой собственника имущества подразумевается передача права собственности на все имущество организации в целом от одного лица к другому лицу, в частности при приватизации государственного имущества или муниципального имущества, т.е. при отчуждении имущества, находящегося в собственности РФ, муниципальных образований.
Следовательно, после преобразования организации в ОАО данное имущество перешло в собственность ОАО и приобрело статус собственности юридического лица (произошла смена собственника имущества).
Поскольку при смене собственника имущества организации, а также при ее преобразовании трудовые отношения с согласия работника продолжаются (работник согласен на продолжение работы в новой организации), трудовые обязательства считаются продолженными. При этом в силу правопреемства происходит замена одной из сторон - работодателя на его правопреемника.
О предстоящей реорганизации необходимо уведомить всех сотрудников. Для этого после проведения реорганизации рекомендуется издать соответствующий приказ.
Следовательно, с сотрудниками, выразившими согласие продолжать работу в новой организации, перезаключать трудовые договоры не надо.
Достаточно оформить к каждому договору дополнительное соглашение, указав в нем новое наименование организации. При этом необходимо получить от каждого сотрудника документ, подтверждающий его согласие на продолжение работы (сотрудники могут расписаться в приказе, указав, что они согласны на продолжение работы), и только после этого можно внести соответствующие изменения в трудовую книжку данного сотрудника. Если при этом поменялись еще какие-нибудь существенные условия трудового договора, то это необходимо также отметить в дополнительном соглашении.
Запись в трудовую книжку сотрудника необходимо производить в соответствии с требованиями Инструкции по заполнению трудовых книжек, утвержденной Постановлением Минтруда России от 10.10.2003 N 69. Пунктом 3.2 этой Инструкции предусмотрено, что если за время работы сотрудника наименование организации изменяется, то об этом отдельной строкой в графе 3 раздела "Сведения о работе" трудовой книжки делается запись: "Организация такая-то с такого-то числа переименована в такую-то", а в графе 4 проставляется основание переименования - приказ (распоряжение) или иное решение работодателя, его дата и номер.
Обратите внимание! С каждой записью, внесенной в трудовую книжку, работодатель обязан знакомить сотрудника под расписку в его личной карточке, где эта запись дублируется. В настоящее время личные карточки ведутся по форме N Т-2, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 06.04.2001 N 26.
Если сотрудник на продолжение работы не согласен, то трудовой договор с ним прекращается согласно п. 6 ст. 77 ТК РФ, предусматривающему отказ работника от продолжения работы в связи со сменой собственника имущества организации, изменением подведомственности (подчиненности) организации либо ее реорганизацией.
Таким образом, приказ о переводе сотрудников издавать не нужно.
2. Новый собственник организации имеет право расторгнуть трудовой договор с главным бухгалтером не позднее трех месяцев со дня возникновения права собственности (ст. 75 ТК РФ), т.е. с момента подписания или вступления в силу документа, который является основанием возникновения права собственности.
Главному бухгалтеру, уволенному по этому основанию, должна быть выплачена компенсация в размере не ниже трех средних месячных заработков на основании положений ст. 181 ТК РФ.
В рассматриваемом случае главному бухгалтеру предложено продолжить работать в преобразованной организации. При его согласии нет оснований для расторжения трудового договора, и тогда запись в трудовую книжку производится в вышеуказанном порядке.
3. В связи с преобразованием организации необходимо изменить ее название, в частности, в штатном расписании, в табеле учета рабочего времени, в правилах внутреннего трудового распорядка и коллективном договоре на основании приказа о внесении изменений в эти документы. Следовательно, по мнению автора, приказ о внесении изменений в вышеперечисленные документы издать необходимо.
В отношении коллективного договора заметим следующее. ОАО, созданные в процессе приватизации имущественных комплексов унитарных предприятий, соблюдают условия и отвечают по обязательствам, которые содержатся в коллективных договорах, действовавших до приватизации имущественных комплексов унитарных предприятий (ст. 17 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" в редакции от 19.12.2006). Только по истечении трех месяцев со дня государственной регистрации ОАО его работники, совет директоров или исполнительный орган могут предложить пересмотреть положения действующего коллективного договора или заключить новый коллективный договор.
М. Филипенко,
эксперт по бухгалтерскому учету
и налогообложению
1 октября 2007 г.
"ЭЖ Вопрос-Ответ", N 10, октябрь 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "ЭЖ Вопрос-Ответ"
Ежемесячный журнал для практикующих бухгалтеров, финансовых работников, аудиторов и налоговых консультантов.
Журнал составлен в диалоговом режиме, на основе ответов на вопросы читателей.
На ваши вопросы отвечают ведущие эксперты "АКДИ Экономика и жизнь", специалисты ФНС и Минфина России.
Все ваши вопросы сформированы в тематические рубрики:
- Бухгалтерский учет. Учет различных хозяйственных операций, различных видов имущества, организация документооборота, составление отчетности.
- Налоги. Освещение вопросов, связанных с исчислением и уплатой налогов при всех налоговых режимах.
- Труд и заработная плата. Расчет среднего заработка, выплата компенсаций, заключение трудовых договоров, ведение кадровой документации.
- Право. Сложные вопросы правового обеспечения хозяйственной деятельности, (лицензирование, сертифицирование, ВЭД и другие актуальные темы).
А также рубрика "Личный интерес", где публикуются ответы на вопросы, которые волнуют наших читателей, но не связаны напрямую с их профессиональной деятельностью.
Учредители: ЗАО ИД "Экономическая газета", ООО "ВИКОР МЕДИА"
Издатель ЗАО ИД "Экономическая газета"
Журнал перерегистрирован в Министерстве РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.
Свидетельство ПИ N 77-14318 от 10.01.2003
Адрес редакции и издателя: 125319, Москва, ул. Черняховского, д. 16
E-mail: vo@ekonomika.ru