город Омск |
|
06 сентября 2012 г. |
Дело N А46-7074/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 августа 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 сентября 2012 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Тетериной Н.В.,
судей Гладышевой Е.В., Шаровой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Оськиной И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-6369/2012) Министерства труда и социального развития Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 15 июня 2012 года по делу N А46-7074/2012 (судья Т.В. Целько) по исковому заявлению Муниципального предприятия города Омска "Комбинат специальных услуг" (ИНН 5508000970, ОГРН 1025500978359) к ответчикам: Управлению Министерства труда и социального развития Омской области по городу Омску (ИНН 5504108531, ОГРН 1055507075777), Министерству труда и социального развития Омской области (ИНН 5503079341, ОГРН 1045504007603), Омской области в лице Министерства финансов Омской области (ИНН 5503078620, ОГРН 1045504005414) при участии третьего лица: Казенного учреждения Омской области "Центр Социальных выплат и материально-технического обеспечения по городу Омску" (ИНН 5503202108, ОГРН 1075543013798) Омск о взыскании 59 438 руб. 09 коп.,
при участии в судебном заседании представителей:
от Министерства труда и социального развития Омской области - Терехова Н.Ю. по доверенности N 11/МТСР - 12886 от 23.12.2011, срок действия по 31.12.2012;
от Министерства финансов Омской области - Захарова О.В. по доверенности N 10-1/6987 от 28.11.2011, срок действия 1 год;
от Муниципального предприятия города Омска "Комбинат специальных услуг" - Мартынова М.А. по доверенности N 154 от 28.02.2012, срок действия 1 год;
от Управления Министерства труда и социального развития Омской области по городу Омску
от Казенного учреждения Омской области "Центр Социальных выплат и материально-технического обеспечения по городу Омску" - представитель не явился;
установил:
Муниципальное предприятие города Омска "Комбинат специальных услуг" (далее - истец, МП г. Омска "КСУ") обратилось в Арбитражный суд Омской области с исковым заявлением к Управлению Министерства труда и социального развития Омской области по городу Омску о взыскании 59 438 руб. 09 коп. затрат, понесенных в период с 21.12.2010 по 31.12.2010 при погребении умерших (погибших), не имеющих супруга, близких и иных родственников, либо законного представителя умершего.
Определением Арбитражного суда Омской области от 11.03.2012 по делу N А46-7074/2012 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство труда и социального развития Омской области и казенное учреждение Омской области "Центр социальных выплат и материально-технического обеспечения по городу Омску".
Определением суда первой инстанции от 17.04.2012 по делу N А46-7074/2012 к участию в деле в качестве ответчика привлечена Омская область в лице Министерства финансов Омской области.
Протокольным определением Арбитражного суда Омской области от 15.05.2012 по делу N А46-7074/2012 с согласия истца к участию в деле в качестве ответчика привлечено Министерство труда и социального развития Омской области.
Решением Арбитражного суда Омской области от 15 июня 2012 года по делу N А46-7074/2012 исковые требования удовлетворены: с Омской области в лице Министерства труда и социального развития Омской области за счёт казны Омской области в пользу Муниципального предприятия города Омска "Комбинат специальных услуг" взыскано 59 438 руб. 09 коп. затрат, понесенных при погребении умерших (погибших), не имеющих супруга, близких и иных родственников, либо законного представителя умершего, а также 2 377 руб. 52 коп. расходов по уплате государственной пошлины.
В удовлетворении иска к Управлению Министерства труда и социального развития Омской области по городу Омску и Омской области в лице Министерства финансов Омской области отказано.
Возражая против вынесенного судом первой инстанции решения по делу N А46-7074/2012, Министерство труда и социального развития Омской области обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой податель жалобы просит решение Арбитражного суда Омской области от 15 июня 2012 года по делу N А46-7074/2012 отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование апелляционной жалобы указывает на отсутствие оснований для применения судом норм материального права, полагает, что судом неверно применен пункт 12.1 части 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), поскольку по настоящему делу затрагиваются отношения, связанные с погребением умерших, регулируемые Федеральным законом от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле".
Кроме того, полагает, что Постановлением Правительства Омской области от 22.08.2006 N 113-п "О некоторых вопросах реализации Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" определен механизм возмещения расходов за счет средств областного бюджета специализированным службам по вопросам похоронного дела. Считает, что на основании выставленных счетов-фактур, Управлению Министерства труда и социального развития Омской области (далее - УМТСР по городу Омску) были перечислены денежные средства, таким образом, исполнены обязательства за 2010 год по спорному договору.
От МП г.Омска "КСУ" поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором истец просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В отзыве Министерство финансов Омской области согласилось с доводами, изложенными в апелляционной жалобе, просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представители УМТСР по городу Омску, Казенного учреждения Омской области "Центр Социальных выплат и материально-технического обеспечения по городу Омску", надлежащим образом извещённых в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, что согласно статье 156 АПК РФ не препятствует рассмотрению жалобы в отсутствие поименованных лиц.
Представитель Министерства труда и социального развития Омской области в заседании суда апелляционной инстанции поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе. Считает решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным, просил его отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель Министерства финансов Омской области поддержала свой отзыв и позицию подателя жалобы, считая решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным, просил его отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель Муниципального предприятия города Омска "Комбинат специальных услуг" поддержала отзыв на апелляционную жалобу, считает, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являются несостоятельными. Просила оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, выслушав мнения лиц, явившихся в судебное заседание, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения обжалуемого решения.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 01.01.2010 МП г. Омска "КСУ" (исполнитель) и УМТСР по городу Омску (заказчик) заключили договор N 12 (том 1 листы дела 41-42).
Предметом названного договора согласно его пункту 1 является выполнение истцом обязательств по оказанию гарантированного перечня услуг по погребению в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" в случаях, если умерший не работал и не являлся пенсионером, рождения мёртвого ребёнка по истечении 196 дней беременности, и возмещение УМТСР по городу Омску стоимости оказанных услуг за счёт средств областного бюджета в пределах доведённых лимитов бюджетных обязательств, исходя из стоимости услуг, утверждённых приказом заместителя Мэра города Омска от 13.11.2008 N 65.
Общая стоимость услуг по данному договору с учетом дополнительных соглашений к нему составила 2 400 000 руб.
Как указывает истец, во исполнение данного договора в связи с возникшей необходимостью захоронения умерших граждан, 21.12.2010, 23.12.2010, 24.12.2010, 27.12.2010 оказал услуги по погребению умерших при отсутствии супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего, стоимость которых по расчётам истца составила 59 438 руб. 09 коп.
В разделе 2 указанного выше договора сторонами согласовано, что исполнитель (истец) имеет право на возмещение стоимости оказанных услуг при предоставлении счёта-фактуры на предоставление ритуальных услуг, копии заявки медицинского учреждения на предоставление ритуальных услуг, копии реестра умерших от медицинского учреждения, справок о смерти каждого умершего, указанного в реестре, копии письма медицинского учреждения по фактам получения представителями умершего справки медицинского учреждения о смерти и не осуществлявшим процедуру погребения, акта выполненных работ.
Между тем в период действия договора N 12 от 01.01.2010 истец соответствующие документы УМТСР по городу Омску не предоставил.
31.12.2010 срок договора N 12 от 01.01.2010 истёк, 24.03.2011 истец заключил договор N 170 на выполнение обязательства по оказанию гарантированного перечня услуг по погребению с Бюджетным учреждением Омской области "Областной центр жилищных субсидий, социальных выплат и льгот" (прежнее наименование третьего лица).
МП г.Омска "КСУ" направляло сообщение с просьбой возместить оказанные услуги по погребению умерших граждан на сумму 59 438 руб. 09 коп. в адрес УМТСР по городу Омску, Министерства труда и социального развития Омской области Казенного учреждения Омской области "Центр социальных выплат по городу Омску".
Однако спорная сумма так и не была оплачена истцу, что послужило основанием для подачи настоящего искового заявления в суд.
Повторно оценив обстоятельства дела, суд апелляционной инстанции поддерживает выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, удовлетворившего исковые требования за счет Министерства труда и социального развития Омской области.
Так, гарантии предоставления материальной и иной помощи для погребения умершего установлены ФЗ от 12.01.1996 N 8-ФЗ (в редакции от 21.11.2011) "О погребении и похоронном деле" (далее - Закон N 8-ФЗ). Услуги по погребению являются мерой социальной защиты граждан, которая находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно подпункту 41 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемыми данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), отнесено, в том числе, предоставление материальной и иной помощи для погребения.
Статьей 12 Закона N 8-ФЗ предусмотрены гарантии погребения умерших, не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего или при невозможности осуществить ими погребение, а также при отсутствии иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение.
В соответствии с названной нормой права погребение умерших осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела.
Гарантированный перечень услуг по погребению, оказание которых происходит на безвозмездной основе, установлен статьей 9 Закона N 8-ФЗ.
В этой же правовой норме указано, что стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, а также с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок за счет средств: Пенсионного фонда Российской Федерации - на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти; федерального бюджета - на погребение умерших неработавших пенсионеров, досрочно оформивших пенсию по предложению органов службы занятости; Фонда социального страхования - на погребение умерших работавших граждан и умерших несовершеннолетних членов семей работающих граждан; бюджетов субъектов Российской Федерации - в случаях, если умерший не работал и не являлся пенсионером, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 196 дней беременности.
Стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела на основании справки о смерти, если обращение за возмещением указанных услуг последовало не позднее шести месяцев со дня погребения.
При этом в пункте 3 статьи 9 Закона N 8-ФЗ источники финансирования расходов по погребению невостребованных умерших и умерших, личность которых не установлена, не указаны.
Муниципальное предприятие города Омска "Комбинат специальных услуг" (согласно Уставу данной организации) является специализированной службой по вопросам похоронного дела в городе Омске.
Соответственно, истце обязан оказывать услуги по погребению умерших (погибших), не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего (обязательства по оказанию гарантированного перечня услуг по погребению в соответствии с Законом N 8-ФЗ).
В соответствии с Указом Президента РФ от 29.06.1996 N 1001 "О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших" отказ специализированных служб по вопросам похоронного дела в оказании услуг по погребению умерших граждан считается недопустимым.
Как отмечалось выше, 21.12.2010, 23.12.2010, 24.12.2010, 27.12.2010 истцом оказаны услуги по погребению умерших при отсутствии супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего, стоимость которых по расчётам истца составила 59 438 руб. 09 коп.
Постановлением Правительства Омской области от 22 августа 2006 года N 113-п "О некоторых вопросах реализации Федерального закона "О погребении и похоронном деле" на территории Омской области" утвержден Порядок выплаты социального пособия на погребение на территории Омской области, пунктом 6 которого предусмотрено, что возмещение специализированным службам стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению (далее - услуги по погребению), производится на основании соответствующего договора, заключенного специализированной службой с уполномоченным государственным учреждением Омской области, находящимся в ведении Министерства труда и социального развития Омской области, при предъявлении справки о смерти.
Возмещение стоимости услуг по погребению осуществляется за счет средств, предусмотренных на эти цели в областном бюджете, в размере, определяемом органами местного самоуправления
Судом первой инстанции установлено, что истец, являясь специализированной организацией по вопросам похоронного дела на территории Омской области, в спорный период произвел захоронение умерших (погибших), не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего, мертворожденных детей по истечении 196 дней беременности.
Факт оказания услуг по погребению умерших и их количество ответчиком и третьими лицами не оспаривается.
Наличие затрат на погребение подтверждается актами выполненных работ; реестрами умерших (погибших), не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя; лиц, личность которых не установлена; справками о смерти, выданные органами ЗАГС; счетами-фактурами на общую сумму 59 438 руб. 09 коп. (т.1 л.д. 51-64)
Доказательств того, что умершие являлись работающими гражданами или пенсионерами материалы дела не содержат.
Расчёт в части спорной задолженности в рамках договора N 12 не производился. К тому же, как следует из материалов дела и пояснений сторон, лимиты финансирования, выделенные УМТСР по городу Омску для возмещения подобных расходов, полностью истрачены на оплату услуг истца, оказанных по договору N 12 в пределах его стоимости - 2 400 000 руб. Сверх доведенных лимитов, как указывает и сам податель жалобы, УМТСР по городу Омску не может принимать и оплачивать услуги.
Договор N 170 заключён после оказания услуг, стоимость которых взыскивается посредством предъявления в суд настоящего иска, то есть также не может служить основанием для возникновения обязанности по оплате в пользу истца.
Соответственно расчет с истцом за оказанные в конце декабря 2010 года услуги по правилам Порядка, утвержденного постановлением Правительства Омской области от 22.08.2006 N 113-п, не осуществлен.
Таким образом, оказав услуги и не получив денежные средства в счет их оплаты, истёц понёс убытки, которые подлежат возмещению в порядке части 3 статьи 9 Закона N 8-ФЗ.
Ответчиком по соответствующим искам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих расходов (пункт 19 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации"), в данном случае - субъект Российской Федерации Омская область.
В пункте 1 упомянутого Постановления указано, что согласно статье 158 БК РФ в суде от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по искам о возмещении вреда выступает соответствующий главный распорядитель бюджетных средств, коим в настоящем случае выступает Министерство труда и социального развития Омской области.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что возмещение затрат, понесенных истцом согласно гарантированному перечню услуг по погребению, должно производиться за счет средств бюджета Омской области в лице Министерства труда и социального развития Омской области правомерен, так же как и применение положений Бюджетного кодекса Российской Федерации, поскольку на это ориентирует соответствующее разъяснение ВАС РФ, являющееся обязательным для применения в случае разрешения подобного спора в арбитражном суде.
Доказательств того, что у главного распорядителя отсутствуют денежные средства, необходимые для покрытия расходов на указанные цели ответчиком в порядке части 1 статьи 65 АПК РФ суду не представлено.
С учётом вышеизложенного, суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, удовлетворив заявленные исковые требования.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Судом первой инстанции полно исследованы и установлены фактические обстоятельства дела, дана надлежащая оценка представленным доказательствам и правильно применены нормы материального права.
Доводы подателя жалобы подлежат отклонению по изложенным выше основаниям.
Министерством труда и социального развития Омской области не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы, расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на заявителя, однако Министерство труда и социального развития Омской области в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождено от оплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 15 июня 2012 года по делу N А46-7074/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.В. Тетерина |
Судьи |
Е.В. Гладышева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-7074/2012
Истец: Муниципальное предприятие города Омска "Комбинат специальных услуг"
Ответчик: Министерство труда и социального развития Омской области, Министерство финансов Омской области, Управление Министерства труда и социального развития Омской области по городу Омску
Третье лицо: Казенное учреждение Омской области "Центр Социальных выплат и материально-технического обеспечения по городу Омску", Министерство труда и социального развития Омской области
Хронология рассмотрения дела:
19.11.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-5494/12
06.09.2012 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-6369/12
13.07.2012 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-6369/12
15.06.2012 Решение Арбитражного суда Омской области N А46-7074/12