г. Чита |
|
06 сентября 2012 г. |
дело N А19-6692/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 августа 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 сентября 2012 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Рылова Д.Н., Ячменёва Г.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Федосеевой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи, при содействии Арбитражного суда Иркутской области, с участием судьи Михайлова В.В. и секретаря судебного заседания Сергеева К.С. апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Сбербанк России" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 26 июня 2012 года по делу N А19-6692/2012 по заявлению открытого акционерного общества "Сбербанк России" (ОГРН 1027700132195, ИНН 7707083893) к Главному управлению Центрального банка Российской Федерации по Иркутской области (ОГРН 1037700013020, ИНН 7702235133), Центральному банку Российской Федерации (ОГРН 1037700013020, ИНН 7702235133) о признании незаконными постановлений о наложении штрафов по делам об административных правонарушениях N 25-12-Ю/0002, N 25-12-Ю/0003, N 25-12-Ю/0004, N 25-12-Ю/0005 от 02.03.2012,
(суд первой инстанции: судья Колосов В.И.),
при участии в судебном заседании:
от открытого акционерного общества "Сбербанк России" - Алёхина О.М. - представителя по доверенности N 30-03/111 от 28.11.2012, Осипова М.Ю. - представителя по доверенности от 19.04.2012,
от Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Иркутской области и Центрального Банка Российской Федерации - Московских М.В. - представителя по доверенности N 11 от 17.12.2012, Кривошеева Д.А. - представителя по доверенности N 72 от 06.12.2011,
установил:
открытое акционерное обществе "Сбербанк России" (далее - ОАО "Сбербанк России") обратилось в Арбитражный суд Иркутской области к Главному управлению Центрального банка Российской Федерации по Иркутской области (далее - Управление), Центральному банку Российской Федерации (далее - Банк России) о признании незаконными постановлений N 25-12-Ю/0002, N 25-12-Ю/0003, N 25-12-Ю/0004, N 25-12-Ю/0005 от 02.03.2012 о наложении штрафов по делам об административных правонарушениях, вынесенных за совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 26 июня 2012 года заявленные требования удовлетворены частично.
Постановления по делам об административных правонарушениях N 25-12-Ю/0002, N 25-12-Ю/0003, N 25-12-Ю/0004, N 25-12-Ю/0005 от 02.03.2012, вынесенные Управлением признаны незаконными в части привлечения ОАО "Сбербанк России" к административной ответственности по части 1 статьи 15.27 КоАП РФ.
Указанные постановления изменены, ОАО "Сбербанк России" считается привлеченным к административной ответственности по части 2 статьи 15.27 КоАП РФ в редакции от 21.07.2011, действовавшей на момент совершения административных правонарушений.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, ОАО "Сбербанк России" обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, как незаконного, вынесенного с нарушением норм материального и процессуального права. По мнению ОАО "Сбербанк России" суд применил закон, не подлежащий применению. Фактически действия банка могли квалифицироваться только по части 3 статьи 15.27 КоАП РФ. Возложение на банк ответственности на основании применения пункта 2.11 Положения 321-П от 29.08.2008 неправомерно. Наименование "Нукутский гипсовый карьер" в платежных документах не изменилось, в связи с чем отсутствовала необходимость направления в уполномоченный орган сообщений об операциях, следовательно, отсутствует событие административного правонарушения. Выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, поскольку фактически банк выявил операции 18.10.2011, а не 21.09.2011 как указывает суд первой инстанции. Суд в обжалуемом решении не дал оценку доводу банка о возможности освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения.
Банк России представил отзыв на апелляционную жалобу, где просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы, обжалуемое решение оставить без изменения.
О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), что подтверждается почтовыми уведомлениями, а также отчетом о публикации на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в сети "Интернет" (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, отзыва на неё, выслушав представителей сторон, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, открытое акционерное общество "Сбербанк России" зарегистрировано в качестве юридического лица и внесено в единый государственный реестр юридических лиц, ему присвоен номер - 1027700132195 (том 1, л. д. 48-54).
ОАО "Сбербанк России" имеет генеральную лицензию N 1481 на осуществление банковских операций, в соответствии с которой ему предоставлено право на осуществление операций со средствами в рублях и в иностранной валюте: привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок); размещение привлеченных во вклады (до востребования и на определенный срока) денежных средств физических и юридических лиц от своего имени и за свой; открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц; осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе уполномоченных банков-корреспондентов и иностранных банков, по их банковских счетам; инкассация денежных средств, векселей, платежей и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц; купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах; выдача банковских гарантий; осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов).
01 сентября 2011 года ЗАО "Нукутский гипсовый карьер" реорганизовано в форме преобразования в ООО "КНАУФ ГИПС БАЙКАЛ".
На счет N 40702810518310004487 ЗАО "Нукутский гипсовый карьер", открытый в Ангарском отделении N 7690 ОАО "Сбербанк России" были зачислены денежные средства 02.09.2011 - 1 000 000 руб., 07.09.2011 - 1 000 000 руб., 12.09.2011 - 1 500 000 руб., 14.09.2011 - 2 300 000 руб.
Байкальский банк ОАО "Сбербанк России" 19 октября 2011 года сформирован и направил в Росфинмониторинг сведения об указанных операциях по зачислению денежных средств на счет N 40702810518310004487 ЗАО "Нукутский гипсовый карьер", открытый в Ангарском отделении N7690 ОАО "Сбербанк России".
Управлением при проверке поступивших из Байкальского банка ОАО "Сбербанк России" сведений об операциях по зачислению денежных средств на счет N 40702810518310004487 ЗАО "Нукутский гипсовый карьер" было установлено, что ОАО "Сбербанк России" от ЗАО "Нукутский гипсовый карьер" 21.09.2011 был получен полный комплект документов о реорганизации ЗАО "Нукутский гипсовый карьер" в ООО "КНАУФ ГИПС БАЙКАЛ". Сведения об операциях по зачислению денежных средств на счет N 40702810518310004487 были представлены в Росфинмониторинг 19.10.2011, ОАО "Сбербанк России" не исполнило надлежащим образом требования законодательства в части организации и проведения внутреннего контроля.
По данному факту Управлением в отношении ОАО "Сбербанк России" составлены протоколы об административных правонарушениях N 25-12-Ю/0002, N 25-12-Ю/0003, N 25-12-Ю/0004, N 25-12-Ю/0005 от 17.02.2012.
Постановлениями заместителя начальника Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Иркутской области N 25-12-Ю/0002, N 25-12-Ю/0003, N 25-12-Ю/0004, N 25-12-Ю/0005 от 02.03.2012 ОАО "Сбербанк России" привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 15.27 КоАП РФ и ему назначены наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей за каждое правонарушение
Заявитель полагая, что при этом были нарушены его права и законные интересы, обратился в Арбитражный суд Иркутской области с указанным заявлением.
Суд апелляционной инстанции не соглашается с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
На основании статьи 5 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон N 115-ФЗ) кредитные организации отнесены к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 6 Закона N 115-ФЗ операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600000 рублей, или превышает ее, а по своему характеру данная операция относится к следующему виду операции по банковским счетам (вкладам): зачисление денежных средств на счет (вклад) или списание денежных средств со счета (вклада) юридического лица, период деятельности которого не превышает трех месяцев со дня его регистрации, либо зачисление денежных средств на счет (вклад) или списание денежных средств со счета (вклада) юридического лица в случае, если операции по указанному счету (вкладу) не производились с момента его открытия.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Закона N 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях. Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом в соответствии с правилами внутреннего контроля, обязаны документально фиксировать информацию, полученную в результате реализации указанных правил, и сохранять ее конфиденциальный характер.
Правила организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах, а также особенности порядка осуществления Банком России надзора за соблюдением указанных правил установлены Положением Банка России от 16.12.2003 N 242-П "Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах" (далее - Положение N 242-П).
Пунктами 1.2.1 и 1.2.2 Правил N 242-П предусмотрено, что внутренний контроль осуществляется в целях обеспечения эффективности и результативности финансово-хозяйственной деятельности при совершении банковских операций и других сделок, эффективности управления активами и пассивами, включая обеспечение сохранности активов, управления банковскими рисками, достоверности, полноты, объективности и своевременности составления и представления финансовой, бухгалтерской, статистической и иной отчетности (для внешних и внутренних пользователей), а также информационной безопасности (защищенности интересов (целей) кредитной организации в информационной сфере, представляющей собой совокупность информации, информационной инфраструктуры, субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и использование информации, а также системы регулирования возникающих при этом отношений).
В силу подпункта 4 пункта 1 статьи 7 Закона N 115-ФЗ (в редакции, действовавшей до 21 ноября 2011 года) организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения операции, следующие сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом:
- вид операции и основания ее совершения;
- дату совершения операции с денежными средствами или иным имуществом, а также сумму, на которую она совершена;
- сведения, необходимые для идентификации физического лица, совершающего операцию с денежными средствами или иным имуществом (данные паспорта или другого документа, удостоверяющего личность), данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), адрес его места жительства или места пребывания;
- наименование, идентификационный номер налогоплательщика, государственный регистрационный номер, место государственной регистрации и адрес местонахождения юридического лица, совершающего операцию с денежными средствами или иным имуществом;
- сведения, необходимые для идентификации физического или юридического лица, по поручению и от имени которого совершается операция с денежными средствами или иным имуществом, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), адрес места жительства или местонахождения соответственно физического или юридического лица;
- сведения, необходимые для идентификации представителя физического или юридического лица, поверенного, агента, комиссионера, доверительного управляющего, совершающего операцию с денежными средствами или иным имуществом от имени, или в интересах, или за счет другого лица в силу полномочия, основанного на доверенности, договоре, законе либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), адрес места жительства или местонахождения соответственно представителя физического или юридического лица;
- сведения, необходимые для идентификации получателя по операции с денежными средствами или иным имуществом и (или) его представителя, в том числе данные миграционной карты и документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), адрес места жительства или местонахождения получателя и (или) его представителя, если это предусмотрено правилами совершения соответствующей операции.
Пунктом 4 статьи 6 Закона N 115-ФЗ установлено, что сведения об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, представляются непосредственно в уполномоченный орган организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом.
В соответствии с пунктом 2.1 Положения Банка России от 29.08.2008 N 321-П "О порядке представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Положение N 321-П) направление кредитной организацией в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Законом N 115-ФЗ, осуществляется в виде отчета в виде электронного сообщения (ОЭС) через территориальное учреждение Банка России, осуществляющее надзор за деятельностью кредитной организации.
Приложением N 4 к Положению N 321-П определены требования к заполнению информационных полей файла ОЭС.
В рассматриваемом случае ОАО "Сбербанк России" вменено неправильное заполнение полей записи отчета в виде электронного сообщения, а именно в нарушении установленного порядка представления сведений об операциях, проведенных:
- 12.09.2011 по зачислению 1 500 000 рублей - номер записи в поле "NUMB_P" и дата представления сведений в поле DATE_P файла ОЭС: N 89870 от 19.10.2011;
- 02.09.2011 по зачислению 1 000 000 рублей - номер записи в поле "NUMB_P" и дата представления сведений в поле DATE_P файла ОЭС: N 89871 от 19.10.2011;
- 12.09.2011 по зачислению 1 000 000 рублей - номер записи в поле "NUMB_P" и дата представления сведений в поле DATE_P файла ОЭС: N 89872 от 19.10.2011;
- 12.09.2011 по зачислению 2 300 000 рублей - номер записи в поле "NUMB_P" и дата представления сведений в поле DATE_P файла ОЭС: N 89873 от 19.10.2011;
Из содержания оспариваемых постановлений следует, что действия ОАО "Сбербанк России" квалифицированы по части 1 статьи 15.27 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 08.11.2011 N 308-ФЗ, действующей с 21 ноября 2011 года), которой установлена ответственность за неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленного срока, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 этой же статьи.
Между тем, отчеты в виде электронных сообщений были сформированы и направлены ОАО "Сбербанк России" 19 октября 2011 года, то есть в период действия прежней редакции статьи 15.27 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 23.07.2010 N 176-ФЗ, действующей до 21 ноября 2011 года, то есть и в период представления ОАО "Сбербанк России" файлов ОЭС, была установлена ответственность за нарушение сроков подачи заявления о постановке на учет в уполномоченном органе и (или) сроков направления правил внутреннего контроля на согласование в уполномоченный (надзорный) орган.
Неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля до 21 ноября 2011 года влекло ответственность по части 2 статьи 15.27 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 23.07.2010 N 176-ФЗ).
В силу части 1 статьи 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
Следовательно, действия по неисполнению законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля должны были быть квалифицированы по части 2 статьи 15.27 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 23.07.2010 N 176-ФЗ).
В соответствии с правовой позицией Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженной в пункте 9 постановления от 2 июня 2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности суд установит, что оспариваемое постановление содержит неправильную квалификацию правонарушения, суд в соответствии с частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принимает решение о признании незаконным оспариваемого постановления и о его отмене.
Таким образом, неправильная квалификация правонарушения в любом случае свидетельствует о незаконности оспариваемых постановлений, вне зависимости от того, имеется ли в действиях ОАО "Сбербанк России" состав вменяемого ему правонарушения.
В пункте 9 Постановления Пленума от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" Высший Арбитражный Суд Российской Федерации разъяснил, что в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности суд установит, что оспариваемое постановление содержит неправильную квалификацию правонарушения либо принято неправомочным органом, суд в соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ принимает решение о признании незаконным оспариваемого постановления и о его отмене.
При этом суд апелляционной инстанции отмечает, что у суда в данном случае отсутствуют полномочия на изменение оспариваемого постановления с привлечением заявителя к административной ответственности в соответствии с правильной квалификацией правонарушения.
При таких фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции приходит к выводу о необходимости отмены решения суда первой инстанции с принятием нового судебного акта о признании оспариваемых постановлений незаконными и отмене полностью.
Разъясняя порядок обжалования настоящего постановления, суд апелляционной инстанции обращает внимание на следующее.
Частью 6 статьи 271 АПК РФ предусмотрено, что постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции, если иное не предусмотрено этим Кодексом.
В соответствии с частью 5.1 статьи 211 АПК РФ решение по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, если размер административного штрафа за административное правонарушение не превышает для юридических лиц 100 000 рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции. Такое решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 этого Кодекса.
В пункте 40.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 мая 2009 года N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" указано, что рассматривая вопрос о возможности обжалования в суд кассационной инстанции судебных актов по делам об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, судам следует исходить из размера фактически назначенного наказания по конкретному делу, а не из размера санкции, установленной в КоАП РФ.
При этом по делам об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности надлежит учитывать сумму административного штрафа, назначенную в качестве административного наказания административным органом.
Учитывая, что размер назначенных ОАО "Сбербанк России" административных штрафоф не превышает 100 000 рублей, то применяется порядок обжалования, установленный частью 5.1 статьи 211 АПК РФ.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 26 июня 2012 года по делу N А10-6692/2012 отменить, принять по делу новый судебный акт.
Постановления Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Иркутской области (ОГРН 1037700013020, ИНН 7702235133) о наложении штрафа по делам об административных правонарушениях N 25-12-Ю/0002, N 25-12-Ю/0003, N 25-12-Ю/0004, N 25-12-Ю/0005 от 02.03.2012 признать незаконными и отменить полностью.
Возвратить открытому акционерному обществу "Сбербанк России" (ОГРН 1027700132195, ИНН 7707083893) государственную пошлину в размере 8 000 рублей, уплаченную по платежному поручению от 19.03.2012 N 26123 при подаче заявления.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Сидоренко В.А. |
Судьи |
Рылов Д.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-6692/2012
Истец: ОАО "Сбербанк России"
Ответчик: Центральный банк Российской Федерации, Центральный банк РФ