г. Челябинск |
|
06 сентября 2012 г. |
Дело N А07-2296/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 сентября 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 сентября 2012 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Богдановской Г.Н.,
судей Пивоваровой Л.В., Соколовой И.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Разиновой О.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 28.06.2012 по делу N А07-2296/2012 (судья Насыров М.М.).
В заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Золотая нива" - Сулейманов И.Ф. (доверенность от 31.08.2012),
Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан - Косых Л.В. (доверенность от 19.04.2012).
Общество с ограниченной ответственностью "Торговый Дом "Золотая нива" (далее - ООО "Торговый Дом "Золотая нива", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании незаконным отказа Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Администрация, заинтересованное лицо) в предоставлении в собственность земельных участков, расположенных по адресу: г.Уфа, Калининский район, н.п. Федоровка, с кадастровыми номерами 02:55:040549:16, 02:55:040571:82, 02:55:040571:81, 02:55:040552:6, 02:55:040554:90, 02:55:040551:29, выраженного в письме N 24626 от 26.12.2011 и обязании Администрации в месячный срок с момента вступления в законную силу решения суда заключить с ООО "Торговый Дом "Золотая нива" договор купли- продажи земельных участков расположенных по адресу: г. Уфа, Калининский район, н.п.Федоровка, с кадастровыми номерами 02:55:040549:16, 02:55:040571:82, 02:55:040571:81, 02:55:040552:6, 02:55:040554:90, 02:55:040551:29.
Определением суда от 04.05.2012 к участи в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены государственное научное учреждение Башкирский научно-исследовательский институт сельского хозяйства Российской академии сельскохозяйственных наук, Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Уфа республики Башкортостан (т. 1 л.д. 105-107).
Решением суда от 28.06.2012 (резолютивная часть от 21.06.2012) заявленные требования удовлетворены в полном объёме (т. 2 л.д. 59-66).
В апелляционной жалобе Администрация (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт) просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований в полном объёме.
В обоснование доводов апелляционной жалобы её податель ссылается на отсутствие утверждённого проекта зон санитарной охраны источников водоснабжения питьевой воды не свидетельствует о том, что на земельные участки, попадающие в указанные зоны, не распространяются ограничения, установленные законом. Указанный вывод следует из п. 1.4., 1.13, 1.17 СанПиН 2.1.4.110-02. Кроме того, законодательством не предусматривается обязательность закрепления границ зон санитарной охраны на местности. Факт нахождения испрашиваемых земельных участков во втором поясе санитарной зоны водозаборов следует из кадастровых паспортов земельных участков, подтверждён информацией, предоставленной Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Уфа. С учётом изложенного, имеются основания для отнесения испрашиваемых земельных участков к ограниченным в обороте, ввиду чего в силу п. 2 ст. 2 Земельного кодекса Российской Федерации они не могут быть предоставлены в частную собственность.
Ссылается также на то, что испрашиваемые земельные участки находятся в границах зоны резервирования земельных участков для муниципальных нужд, что следует из выкопировки из приложения N 1 к решению совета городского округа г. Уфа о резервировании земельных участков.
ООО "ТД "Золотая нива" представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором указало, что с доводами апелляционной жалобы не согласно, просило решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители третьих лиц не явились.
С учетом мнения заявителя и заинтересованного лица и в соответствии со статьями 123, 156, 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие не явившихся лиц.
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, заявителю на праве собственности принадлежат объекты недвижимого имущества: летний лагерь-карда площадью 385,6 кв.м. Лит. А (свидетельство о государственной регистрации права 04 АА N 856711 от 12.03.2007, т. 1 л.д. 55); здание склада (амбарный семянной) площадью 340,1 кв.м. Лит. К (свидетельство о государственной регистрации права 04 АА N 856718 от 12.03.2007, т. 1 л.д. 62); здание склада д/хранения сена и соломы площадью 1 299 кв.м., Лит. Т (свидетельство о государственной регистрации права 04 АА N 856721 от 12.03.2007, т. 1 л.д. 65); кормоцех корк-15 площадью 304,8 кв.м., лит. П (свидетельство о государственной регистрации права 04 АА N 856720 от 12.03.2007, т. 1 л.д. 64); здание телятника-2 площадью 1 262,3 кв.м. Лит. М (свидетельство о государственной регистрации права 04 АА N 856719 от 12.03.2007, т. 1 л.д. 63); здание молочного цеха площадью 259,10 кв.м., лит. Д (свидетельство 04 АА N 856716 от 12.03.2007, т. 1 л.д. 60); здание котельной площадью 131,4 кв.м., лит. А (свидетельство 04 АА N 856715 от 12.03.2007, т. 1 л.д. 59); здание склада комбайнов площадью 734,5 кв.м., Лит. Е (свидетельство 04 АА N 856717 от 12.03.2007, т. 1 л.д. 61); здание правления колхоза площадью 410,7 кв.м., Лит. А (свидетельство о государственной регистрации права 04 АА N 857723 от 09.03.2007, т. 1 л.д. 66); склад столовой площадью 16,9 кв.м., Лит. Б (свидетельство о государственной регистрации права, 04 АА N 856714 от 12.03.2007, т. 1 л.д. 58); здание магазина "Тополек" площадью 110,4 кв.м., Лит. А1 (свидетельство о государственной регистрации права 04 АА N 856713 от 12.03.2007, т. 1 л.д. 57); здание столовой площадью 217,6 кв.м., Лит. А (свидетельство о государственной регистрации права 04 АА N 856712 от 12.03.2007, т. 1 л.д. 56).
22.11.2011 ООО "Торговый Дом "Золотая нива" обратилось в Администрацию с заявлением о передаче нам в собственность путем выкупа шести земельных участков, расположенных по адресу: г.Уфа, Калининский район, н.п. Федоровка, с кадастровыми номерами 02:55:040549:16, 02:55:040571:82, 02:55:040571:81, 02:55:040552:6, 02:55:040554:90, 02:55:040551:29, ссылаясь на расположение на них указанных объектов недвижимого имущества (т. 1 л.д. 16).
Письмом от 18.04.2012 N 7-3574/ПР Управление архитектуры сообщило Администрации следующее:
- Земельный участок с кадастровым номером 02:55:040571:81 расположен во втором поясе санитарной охраны источников водоснабжения, на территории общего пользования в границах красных линий проектных улиц, зарезервирован для муниципальных нужд.
- Земельный участок с кадастровым номером 02:55:040571:82 расположен во втором поясе санитарной охраны источников водоснабжения, не расположен на территории общего пользования в границах красных линий проектных улиц, не зарезервирован для муниципальных нужд.
- Земельный участок с кадастровым номером 02:55:040554:90 расположен во втором поясе санитарной охраны источников водоснабжения, не расположен на территории общего пользования в границах красных линий проектных улиц, не зарезервирован для муниципальных нужд.
- Земельный участок с кадастровым номером 02:55:040551:29 расположен во втором поясе санитарной охраны источников водоснабжения, частично расположен на территории общего пользования в границах красных линий ул. Галечная, частично зарезервирован для муниципальных нужд.
- Предоставление информации по земельным участкам с кадастровыми номерами 02:55:040549:16, 02:55:040552:6 не представляется возможным (т. 1 л.д. 78-79).
Письмом от 26.12.2011 исх. N 24626 Управление по земельным ресурсам Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан отказало заявителю в удовлетворении заявления, ссылаясь на то, что испрашиваемые земельные участки расположены во втором поясе санитарной охраны водных объектов (т. 1 л.д. 17).
Ссылаясь на незаконность отказа в приватизации земельных участков, общество обратилось в суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что заинтересованным лицом не представлено доказательств установления границ и режима зоны санитарной охраны источника питьевой воды в соответствии с требованиями Федерального закона N 52-ФЗ от 30.03.1999, ввиду чего доказательств вхождения испрашиваемого земельного участка в состав ограниченных в обороте земельных участков не имеется.
Проверив законность судебного акта в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частями 2 и 3 статьи 201 АПК РФ, для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ, бремя доказывания законности и обоснованности оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) возлагается на орган, его принявший.
Пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предусмотрено, что граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
В силу п. 4 ст. 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Отказывая в предоставлении земельных участков, орган местного самоуправления ссылается на их ограничение в обороте в силу расположения земельных участков в "санитарной зоне охраны водозаборов II пояса" (т. 1 л.д. 17).
Приведённое основание для отказа в предоставлении земельных участков в собственность следует признать необоснованным.
В силу подпункта 14 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте земельные участки, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
В силу пункта 2 ст. 27 Земельного кодекса РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Администрация в обоснование довода о нахождении испрашиваемых земельных участков в границах санитарной зоны охраны водозаборов ссылается на её утверждение Решением Совета городского округа г. Уфа "О правилах землепользования и застройки городского округа г. Уфа РБ от 22.08.2008 N 7/4" и внесение сведений о данной зоне в кадастровые паспорта испрашиваемых земельных участков на основании указанного решения (т. 1 л.д. 18-35).
Согласно пунктам 6, 7 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов осуществляется зонирование территорий.
Документом градостроительного зонирования являются утверждаемые нормативными правовыми актами органов местного самоуправления правила землепользования и застройки (п. 8 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Частью 4 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено установление зон с особыми условиями использования территорий, в том числе водоохранных зон, зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, иных зон, устанавливаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, по смыслу названной нормы, установление зон с особыми условиями использования территорий при осуществлении территориального планирования производится в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, регламентирующего основания и порядок установления указанных зон.
Согласно пункту 1 статьи 18 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ) водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
Для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливаются согласованные с органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты. Проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам (пункт 4 статьи 18 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ).
Согласно пункту 5 статьи 18 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ, границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
Таким образом, установление зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения при принятии правил землепользования и застройки может быть осуществлено согласно статье 18 вышеназванного Федерального закона на основании принятого органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения об утверждении проекта зоны санитарной охраны источника питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливающего границы и режим данной зоны.
При названных обстоятельствах вывод суда первой инстанции о том, что указанная в кадастровых паспортах земельных участков "зона охраны водозабора II пояс", установленная на основании решения Совета городского округа г. Уфа "О правилах землепользования и застройки городского округа г. Уфа" от 22.08.2008 N 7/4", не является установленной в соответствии с требованиями Федерального закона от 30.03.1999 N52-ФЗ зоной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, является правильным. Установленная вышеуказанными Правилами территориальная зона не является поименованной в подпункте 14 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ зоной, на которую распространяется установленный пунктом 2 статьи 27 Кодекса правовой режим земель ограниченных в обороте.
Кроме того, ни Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ ни Градостроительным кодексом Российской Федерации такого понятия, как территория второго пояса охраны водозаборов, не предусмотрено.
Доказательств того, что данное понятие является равнозначным понятию "зона санитарной охраны источника питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения" в материалы дела не представлено.
В ходе рассмотрения настоящего спора доказательств принятия решения об установлении границ и режима такой зоны в соответствии с требованиями Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (в том числе до утверждения правил землепользования и застройки) суду не представлено.
Имеющаяся в кадастровых паспортах земельных участков, а также выкопировке из приложения N 1 к решению Совета городского округа г. Уфы Республики Башкортостан (т. 1 л. д. 80) информация не позволяет установить наличие каких либо водных объектов, применительно к которым установлена территория второго пояса санитарной охраны.
Доводы подателя апелляционной жалобы об отсутствии требований законодательства о необходимости установления границ и режима санитарных зон водозаборов противоречат Федеральному закону от 30.03.1999 N 52-ФЗ. Ссылки в обоснование данного довода на п. 1.4., 1.13, 1.17 СанПиН 2.1.4.110-02 не могут быть приняты во внимание, поскольку названные нормы СанПиН 2.1.4.110-02 не отменяют требований Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ об установлении границ санитарных зон, равно как и не устанавливают ограничений по обороту земельных участков, находящихся в санитарных зонах водозаборов, устанавливая лишь ограничения по ведению хозяйственной деятельности в таких зонах.
Оценивая доводы подателя жалобы о том, что поименованная в кадастровых паспортах испрашиваемых земельных участков "зона охраны водозабора II пояс" установлена в 1995 году на основании Распоряжения Кабинета Министров Республики Башкортостан от 24.07.1995 N 801-р, утвердившего разработанный институтом "Коммунводоканалпроект" проект "Санитарно-топографическое обследование зоны санитарной охраны источников водоснабжения г. Уфы" (т. 2 л.д. 30), а также о том, что данное понятие по существу равнозначно понятию "зона санитарной охраны источника питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения", судебная коллегия усматривает следующее.
Кадастровые паспорта земельных участков не содержат сведений об установлении санитарных зон на основании вышеназванного распоряжения Кабинета Министров РБ.
При таких обстоятельствах ссылки апеллянта на то, что доказательством установления границ санитарных зон водозаборов служат сведения из государственного кадастра недвижимости, отражённые в кадастровых паспортах земельных участков, подлежат отклонению.
Помимо вышеизложенных выводов суда о том, что сведения в кадастр недвижимости о границах санитарных зон внесены на основании акта, принятого неуполномоченным органом, апелляционный суд полагает возможным критически оценить сведения о границах санитарных зон, содержащиеся в кадастровых паспортах, в силу того, что наряду с наличием в кадастре сведений о санитарных зонах водозаборов, в отношении тех же земельных участков в кадастре имеются сведения об их вхождении в зону кладбищ и скотомогильников. Наличие указанных сведений в доказательствах, оценённых судом по правилам ч. 1 ст. 71 АПК РФ, позволяет суду критически отнестись к утверждению Администрации об актуальности сведений о санитарной зоне водозаборов в отношении испрашиваемых земельных участков, и возможности при определении данного обстоятельства руководствоваться исключительно сведениями из государственного кадастра недвижимости.
Суду также не представлено доказательств того, что установленные на основании Решения Совета городского округа г. Уфа от 22.08.2008 N 7/4 границы "Санитарной зоны охраны водозаборов, II пояс реестровый номер 02:55:01:000 292 489" совпадают с границами зоны санитарной охраны водопроводных сооружений и источников водоснабжения г. Уфы, утвержденной Распоряжением Кабинета Министров от 24.07.1995 N 801-р.
Обстоятельство вхождения земельных участков с кадастровыми номерами 02:55:040571:81 и 02:55:040551:29 в зону резервирования Администрацией также не доказано ввиду отсутствия соответствующих участков в перечне зарезервированных участков, указанных в приложении N 2 к Решению городского округа г. Уфа N 32/15 от 23.10.2010.
В соответствии со статьей 68 АПК РФ, обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
Согласно пунктам 2, 3, 6 статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности в соответствии с требованиями ст. 71 АПК РФ арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что Администрацией не представлено доказательств вхождения испрашиваемых обществом земельных участков в состав ограниченных в обороте земельных участков, расположенных в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
При совокупности вышеизложенных обстоятельств решение суда отмене не подлежит, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не установлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 АПК РФ, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 28.06.2012 по делу N А07-2296/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Г.Н.Богдановская |
Судьи |
И.Ю.Соколова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-2296/2012
Истец: ООО "Торговый дом "Золотая нива"
Ответчик: Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан
Третье лицо: Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан, Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Государственное научное учреждение Башкирский НИИ сельского хозяйства Российской академии сельскохозяйственных наук, ГУ Башкирский НИИ сельского хозяйства