г. Москва |
|
07 сентября 2012 г. |
Дело N А41-8728/11 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 сентября 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 сентября 2012 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Кручининой Н.А., Мордкиной Л.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Тамбовским М.А.
при участии в заседании:
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области - Новак Ю.А. (представителя по доверенности от 11.04.21012 N 128-Д),
от открытого акционерного общества "Моснефтепродукт" - Титаренко А.Е. (представителя по доверенности от 20.10.2012 N 3-1/136-2/11), Карпейчика Ю.Л. (представителя по доверенности от 20.10.2012 N 3-1/3/12),
от Администрации муниципального образования "Городское поселение Кашира" - извещена, представитель не явился,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 05.05.2012 по делу N А41-8728/11, принятое судьей Панкратьевой Н.А.,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Моснефтепродукт" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - управление) о признании недействительным решения от 22.11.2010 N 37/026/2010-129 об отказе в государственной регистрации права собственности общества на объект недвижимости: асфальтовое замощение, площадью застройки 4290 кв.м., инв. N 061:022-5003, лит. N 2, расположенное по адресу: Московская область, г. Кашира, Каширский просп., д. 7а (далее - спорный объект недвижимости, асфальтовое замощение), и обязании управления зарегистрировать право собственности на спорный объект недвижимости.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвует Администрации муниципального образования "Городское поселение Кашира" (далее - администрация).
Решением Арбитражного суда Московской области от 05.05.2012 требования удовлетворены.
В апелляционной жалобой управление просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам по делу, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Представитель управления в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представители общества в судебном заседании возражали против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на нее, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителя администрации.
Изучив апелляционную жалобу, отзыв на нее, материалы дела, выслушав представителя лиц, явившихся в судебное заседание, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Государственной приемочной комиссией 10.07.1992 подписан акт о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта - платная автостоянка площадью 6310 кв.м. по адресу: г. Кашира, Каширского района, Московской области, заказчиком которой выступало Московское ПО "Мостранснефтепродукт" ГКН РСФСР.
Каширскому предприятию по обеспечению нефтепродуктами 14.12.1992 выдано свидетельство о праве бессрочного (постоянного) пользования на землю N 114 на земельный участок площадью 0,7885 га.
Глава Администрации 29.01.1993 вынес постановление N 65-П "О выдаче временных свидетельств на земельные участки" в бессрочное (постоянное) пользование за Каширским предприятием по обеспечению нефтепродуктами закреплен земельный участок площадью 4,325 га, в том числе АЗС N 376 - 0,7885 га.
Государственный комитет Российской Федерации по управлению государственным имуществом 04.10.1994 вынес распоряжение о преобразовании государственного предприятия - Московское объединение по обеспечению нефтепродуктами "Моснефтепродукт" - в акционерное общество открытого типа "Моснефтепродукт". Этим же распоряжением был утвержден план приватизации Московского объединения по обеспечению нефтепродуктами "Моснефтепродукт" (далее - План приватизации). В пункте 18 указанного Плана приватизации указана автостоянка г. Кашира.
Общество 18.11.2009 провело государственную регистрацию права собственности на здание, предназначенное для АЗС N 376, общей площадью 53,6 кв.м., инв. N 061:022-5001, лит. А, А4, расположенное по адресу: Московская область, г. Кашира, Каширский просп., д. 7.
Администрация 31.03.2010 вынесла постановление N 630-пг о внесении дополнения в постановление от 29.01.1993 N 65-п, в соответствии с которыми слова "АЗС N 376 - 0,7885 га" дополнены словами: ", в том числе участок с кадастровым номером 50:37:0050105:6 площадью 3595,00 кв.м. и с кадастровым номером 50:37:00501056:11 площадью 4290 кв.м.".
Общество 04.05.2010 осуществило государственную регистрацию права собственности на указанные земельные участки площадью 3595 кв.м. и 4290 кв.м., расположенные по адресу: Московская область, г. Кашира, АЗС N 376.
При этом на участке площадью 3595 кв.м. располагается собственно АЗС N 376, а на участке площадью 4290 кв.м. - асфальтовое замощение (автостоянка), входящая в состав АЗС N 376.
Глава муниципального образования "Городское поселение Кашира" 22.07.2010 вынес постановление N 368-гп, которым автостоянке, расположенной на земельном участке площадью 4290 кв.м. с кадастровым номером 50:37:0050105:11 присвоен новый почтовый адрес: Московская область, г. Кашира, Каширский проспект, дом N 7-а
Общество 21.09.2009 обратилось в управление с заявлением N 37/026/2010-129 о государственной регистрации права собственности общества на спорный объект недвижимости.
Управление 22.11.2010 отказало в государственной регистрации права собственности на спорный объект недвижимости мотивировав, что из представленного в качестве правоустанавливающего документа плана приватизации невозможно определить, что объект недвижимости - асфальтовое замощение входит в состав приватизируемых объектов недвижимости, и, соответственно, не представляется возможным определить основание возникновения права собственности общества на асфальтовое замощение.
Удовлетворяя требования общества о признании недействительным решения управления об отказе в государственной регистрации права собственности общества на спорный объект недвижимости, об обязании управления зарегистрировать право собственности общества на него, суд первой инстанции признал, что признал, что у управления не имелось оснований для отказа обществу в государственной регистрации права на спорный объект недвижимости.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба управления не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
В силу пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации права; Закон) права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделок с ним (статьи 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации) подлежат государственной регистрации.
Асфальтовое замощение представляет собой самостоятельный объект, который не может являться земельным участком в понимании пункта 2 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), поскольку создан в результате деятельности и не имеет почвенного слоя земли.
Исходя из смысла статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) при разрешении вопроса об отнесении спорного объекта к недвижимому имуществу, следует исходить из обстоятельств, связанных с его созданием и назначением.
Согласно пункту 1 статьи 25 Закона право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании документов, подтверждающих факт его создания.
Как следует из кадастрового паспорта от 16.09.2010, исполненного ГУП МО "Московское областное бюро технической инвентаризации" Каширский филиал, составленного на основании технического паспорта инв. N 061:022-5003 по состоянию на 18.09.2009, сооружение - асфальтовое замощение, площадью 4290 кв.м., расположенное по адресу: Московская область, Каширский район, г. Кашира, Каширский проспект, д. 7а, литера N 2, введено в эксплуатацию в 1992 году, расположено на земельном участке с кадастровым номером 50:37:00500105:11.
Основания отказа в государственной регистрации прав исчерпывающе перечислены в статье 20 Закона, пункт 1 которой предусматривает, что в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если представленные на регистрацию документы, по форме и содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.
В соответствии с сообщением об отказе в государственной регистрации от 22.11.2010 N 37/026/2010-129 управление отказало обществу в государственной регистрации права собственности на спорный объект недвижимости на основании абзаца 10 пункта 1 статьи 20 Закона о государственной регистрации прав, то есть в связи с тем, что не представлены документы, необходимые в соответствии с Законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя
В частности, в качестве причины отказа управлением названо следующие обстоятельство: из представленного в качестве правоустанавливающего документа плана приватизации невозможно определить, что объект недвижимости - асфальтовое замощение входит в состав приватизируемых объектов недвижимости, и, соответственно, не представляется возможным определить основание возникновения права собственности общества на асфальтовое замощение.
В пункте 2 статьи 16 Закона о государственной регистрации права установлено, что к заявлению о государственной регистрации должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
В пункте 1 статьи 17 Закона о государственной регистрации прав указывается, что основанием для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе документы которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Согласно пункту 1 статьи 18 Закона документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представленные на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестра прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества.
Обществом в качестве правоустанавливающего документа был представлен план приватизации Московского объединения по обеспечению нефтепродуктами ("Моснефтеродукт"), в котором под 18 поименована автостоянка г. Кашира.
В соответствии с Типовым планом приватизации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 04.08.1992 N 547; Временным положением о преобразовании государственных и муниципальных предприятий в открытые акционерные общества и Временными методическими указаниями по оценке стоимости объектов приватизации, утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 29.01.1992 N 66 "Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий", состав и величина уставного капитала приватизируемого предприятия определялись в соответствующих актах оценки имущества, которые являлись приложениями к плану приватизации. В состав оцениваемого имущества включаются основные средства и вложения, запасы и затраты, денежные средства и прочие финансовые активы.
Согласно пункту 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" акционерное общество, созданное в результате преобразования государственного (муниципального) предприятия в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации, с момента его государственной регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц становится как правопреемник собственником имущества, включенного в план приватизации или передаточный акт.
Таким образом, основанием для государственной регистрации права собственности заявителя на объекты недвижимости, переданные ему в процессе приватизации таким способом, являются акты об условиях приватизации, изданные органами государственной власти в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания этих актов на момент их издания (абзац второй пункта 1 статьи 17 Закона).
В состав приватизируемого имущества согласно акту оценки стоимости зданий и сооружений по состоянию на 1.07.1992, являющегося приложением к плану приватизации включена АЗС N 376.
При этом из документов, представленных наряду с планом приватизации на государственную регистрацию следует и имеющихся в материалах дела, следует, что в состав АЗС N 376 (г. Кашира, Каширский пр-т, д. 7, кадастровый N 50:3700501056:6, общая площадь застройки 7885 кв.м.) до мая 2010 года входила платная автостоянка, которая в июле 1991 года была замощена асфальтобетоном (что зафиксировано в соответствующих актах проема работ и акта приема объектов эксплуатацию); после выполнения кадастровых работ в 2010 году земельному участку под автостоянкой общей площадью 4290 кв.м. был присвоен кадастровый N 50:3700501056:11 и адрес - Каширский пр-т, д. N 7-а.
Общества обладает зарегистрированным правом собственности на земельный участок площадью 4290 кв.м., кадастровый номер 50:37:0050105:11, разрешенное использование: для организации производственной деятельности, адрес объекта: Московская область, г. Кашира, АЗС N 376. Также в кадастровом паспорте на сооружение - асфальтовое замощение, содержится описание объекта, позволяющее его идентифицировать.
Объект, указанный в плане приватизации - автостоянка г. Кашира, включает в себя и асфальтовое замощение. Из документов, представленных на государственную регистрацию асфальтового замощения, следует, что данный объект создавался именно в качестве объекта недвижимости, при этом на основании этих документов можно определить, что в них идет речь, по сути, об одном и том же одном и том же объекте - асфальтовом замощении/автостоянке. В связи с этим то обстоятельство, что к государственной регистрации была заявлено именно асфальтовое замощение, а не автостоянка, не имело значения для рассмотрения вопроса о том, подлежит ли заявление общества о регистрации права на асфальтовое замощение удовлетворению.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 05.05.2012 по делу N А41-8728/11 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.Е. Шевченко |
Судьи |
Н.А. Кручинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-8728/2011
Истец: ОАО "Моснефтепродукт"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области
Третье лицо: Администрация муниципального образования "Городское посление Кашира", Администрация мунициплального образования г. п. Кашара, УФС государственной регистрации кадастра и картографии по МО