г. Москва |
|
10 сентября 2012 г. |
Дело N А41-14742/12 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 сентября 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 сентября 2012 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мищенко Е.А.,
судей Бархатова В.Ю., Кручининой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бутылиной Н.В.,
при участии в заседании:
от заявителя: Куракин С.Ю., доверенность от 16.08.2012,
от заинтересованного лица: Волкова Н.М., доверенность от 13.08.2012 N 82, Клопова К.В., доверенность от 21.12.2011 N 258,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Павлово-Посадский хлебозавод" (ОГРН 1025004640528) на решение Арбитражного суда Московской области от 19.07.2012 по делу N А41-14742/12, принятое судьей Сабитовой С.Н. по заявлению открытого акционерного общества "Павлово-Посадский хлебозавод" (ОГРН 1025004640528) к Центральному управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору о признании незаконным и отмене постановления от 15.03.2012 N 4.2-0029пл-Пс/0034-2012 о назначении административного наказания,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Павлово-Посадский хлебозавод" (ОГРН: 1025004640528) (далее - заявитель, общество ОАО "Павлово-Посадский хлебозавод") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Центральному управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - заинтересованное лицо, административный орган, ЦУ Ростехнадзор) о признании незаконным и об отмене постановления N 4.2-0029пл-Пс/0034-2012 от 15.03.2012 о назначении административного наказания.
Решением Арбитражного суда Московской области от 19.07.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество обратилось с апелляционной жалобой в Десятый арбитражный апелляционный суд.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель ссылается на малозначительность совершенного правонарушения. При этом заявитель указывает, что отсутствие датчиков подпора на спиральных шнеках линий N 1, 2, 3 установленных в складе БХМ N 1 не является нарушением, поскольку установка датчиков подпора на спиральные шнеки в данном случае является технически необоснованным вследствие ошибки проектной документации. Ссылка административного органа на пункт 5.2.15 ПБ 14-586-03 необоснованна, поскольку транспортирующее устройство Ш2-ХМЖ на основе спирального шнека оборудовано сливными самотеками в бункер с датчиком уровня.
Представитель общества в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить, ссылаясь на малозначительность правонарушения.
Представители административного органа возражали против доводов апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, представили на обозрение суда подлинные материалы административного дела.
Десятый арбитражный апелляционный суд, в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы ОАО "Павлово-Посадский хлебозавод".
Как следует из материалов дела и установлено судом, в период с 06.02.2012 по 05.03.2012 в отношении ОАО "Павлово-Посадский хлебозавод" должностными лицами ЦУ Ростехнадзора на основании приказа от 23.01.2012 N 29 проведена плановая выездная проверка с целью контроля за соблюдением требований промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта - систем газопотребления предприятия рег. N А02-30056-001, склад N 1 бестарного хранения муки рег. N А02-30056-002, склад N 2 бестарного хранения муки рег. N А02-30056-003, расположенных по адресу: Московская область, г. Павловский Посад, ул.Орджоникидзе, д. 38.
Административным органом в ходе проверки выявлено 10 нарушений требований промышленной безопасности.
Результаты нарушений зафиксированы в Акте проверки N 4.2-0029пл-А/0034-2012 от 05.03.2012 (л.д. 43-47).
ОАО "Павлово-Посадский хлебозавод" часть выявленных нарушений была устранена в ходе проведения проверки.
При этом обществом нарушены требования статьи 9 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", пункта 5.2.13 Правил промышленной безопасности для взрывопожароопасных производственных объектов хранения, переработки и использования растительного сырья ПБ 14-586-03, а именно: необорудование датчиками подпора спиральных шнеков линий N 1, 2, 3, установленных на складе БХМ N 1, светильники, расположенные в зоне обслуживания оборудования на высоте менее 2,5 метров, не имеют защитных сеток.
ОАО "Павлово-Посадский хлебозавод" 05.03.2012 выдано предписание N 4.2-0029пл-П/0034-2012 об устранении выявленных нарушений в срок до 28.05.2012 (л.д. 48-49).
05.03.2012 в отношении ОАО "Павлово-Посадский хлебозавод" административным органом с участием законного представителя общества составлен протокол N 4.2-0029пл-Пр/0034-2012 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ (л.д. 50-52).
15.03.2012 в присутствии генерального директора ОАО "Павлово-Посадский хлебозавод" государственным инспектором ЦУ Ростехнадзора Подольским А.А. вынесено постановление N 4.2-0029пл- Пс/0034-2012 о назначении административного наказания.
Общество привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением от 15.03.2012 N 4.2-0029пл-Пс/0034-2012, заявитель обратился в Арбитражный суд Московской области с настоящим заявлением.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленного требования, Арбитражный суд Московской области сделал вывод о доказанности наличия в действиях заявителя состава вменяемого ему административного правонарушения, а также о соблюдении ЦУ Ростехнадзором порядка привлечения общества к административной ответственности.
Данный вывод суда является обоснованным, соответствует действующему законодательству и представленным в материалы дела доказательствам.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела (часть 6 статьи 210 АПК РФ).
Частью 7 статьи 210 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 АПК РФ предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Федеральный закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон N 116-ФЗ) определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.
Положения данного Федерального закона распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации.
Согласно статье 1 Закона N 116-ФЗ промышленная безопасность опасных производственных объектов - это состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.
Опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении N 1 к указанному Закону. Опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре (статья 2 Закона N 116-ФЗ).
В статье 3 Закона N 116-ФЗ под требованиями промышленной безопасности понимаются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Законе, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также в нормативных технических документах, которые принимаются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность.
В силу статьи 6 Закона N 116-ФЗ к видам деятельности в области промышленной безопасности относятся проектирование, строительство, эксплуатация, расширение, реконструкция, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервация и ликвидация опасного производственного объекта; изготовление, монтаж, наладка, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте; а также иные виды деятельности. Отдельные виды деятельности в области промышленной безопасности подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 9 Закона N 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего Закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов в области промышленной безопасности.
За нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов предусмотрена административная ответственность, установленная частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, которая влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Постановлением Госгортехнадзора РФ от 10.06.2003 N 85 утверждены Правила промышленной безопасности для взрывопожароопасных производственных объектов хранения, переработки и использования растительного сырья (ПБ 14-586-03) (далее- Правила)
Пункт 5.2.15. Правил предусматривает, что на цепных и винтовых конвейерах должны быть предусмотрены устройства, предохраняющие конвейеры от переполнения короба продуктом (сливные самотеки в бункера и силосы, оснащенные датчиками верхнего уровня; предохранительные клапаны с концевыми выключателями; датчики подпора или другие устройства).
Применение устройств, предохраняющих конвейеры от переполнения короба, предусматривается в проектной документации.
При этом пунктом 5.6.13 Правил установлено, что светильники в помещениях располагают на высоте не менее 2,5 м. Светильники, расположенные на высоте менее 2,5 м, должны иметь защитные сетки.
Светильники, обслуживаемые со стремянок или приставных лестниц, подвешивают на высоте не более 4,5 м над уровнем пола.
Как усматривается из материалов дела, обществом не оборудованы датчиками подпора спиральных шнеков линий N 1, 2, 3, установленных на складе БХМ N 1, светильники, расположенные в зоне обслуживания оборудования на высоте менее 2,5 метров, не имеют защитных сеток.
В силу статьи 2.1 КоАП РФ в производстве по делу об административном правонарушении необходимо доказать, что имел место факт совершения правонарушения, и, что лицо виновно в совершении указанного правонарушения.
Судебная коллегия апелляционной инстанции отклоняет ссылки заявителя жалобы на то, что отсутствие датчиков подпора на спиральных шнеках линий N 1,2,3 установленных в складе БХМ N 1 не является нарушением, поскольку установка датчиков подпора на спиральные шнеки в данном случае является технически необоснованным вследствие ошибки проектной документации в силу следующего.
В соответствии пунктами 4.8, 4.9 требований к проектированию и строительству опасных производственных объектов, утвержденных Постановлением Госгортехнадзора РФ от 10.06.2003 N 85 "Об утверждении "Правил промышленной безопасности для взрывопожароопасных производственных объектов хранения, переработки и использования растительного сырья" Проектная документация и изменения, вносимые в нее, подлежат экспертизе промышленной безопасности в соответствии с правилами проведения экспертизы промышленной безопасности, установленными Госгортехнадзором России. При этом при проектировании опасных производственных объектов обеспечивается контроль качества проектной документации и авторский надзор за соблюдением проектных решений в процессе строительства опасных производственных объектов.
Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что совершение заявителем административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, подтверждается актом проверки N 4.2-0029пл-А/0034-2012 от 05.03.2012 и протоколом об административном правонарушении от 05.03.2012 N 4.2-0029пл-Пр/0034-2012.
Лицо, привлекаемое к ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленном законом (часть 1 статьи 1.6 КоАП РФ).
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых указанным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.
В пункте 16.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" установлено, что при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет.
Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Судом первой инстанции правомерно установлено, что заявителем допущено правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, и вина его в совершении правонарушения доказана.
Довод общества о малозначительности деяния отклонен арбитражным судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
Как следует из содержания статьи 2.9 КоАП РФ, возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения является правом, а не обязанностью административного органа. Пунктом 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" установлено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения.
Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Пунктом 18.1 названного постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации предусмотрено, что квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 данного Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
Административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, свидетельствует о несоблюдении обществом возложенных на него законодательством требований промышленной безопасности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Несоблюдение норм промышленной безопасности создает реальную угрозу жизненно важным интересам личности и общества ввиду возможных аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.
В рассматриваемом случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям выражается, прежде всего, в пренебрежительном отношении общества к формальным требованиям публичного права.
При этом, судом первой инстанции учтено отсутствие в материалах дела сведений о наличии отягчающих административную ответственность обстоятельств, предусмотренных ст. 4.3 КоАП РФ.
Оценив конкретные обстоятельства совершения административного правонарушения, его характер и степень общественной опасности деяния, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что рассматриваемое правонарушение несет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, в связи с чем отсутствуют основания для признания его малозначительным.
Доводы, приведенные ОАО "Павлово-Посадский хлебозавод" в апелляционной жалобе, рассмотрены судом апелляционной инстанции в полном объеме и подлежат отклонению в виду их несостоятельности, поскольку они являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, получили правильную правовую оценку, оснований для переоценки выводов суда первой инстанции суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в любом случае, судом первой инстанции не допущено.
Иных убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить или изменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба не содержит.
Несогласие заявителя с выводами суда первой инстанции не может являться основанием для отмены обжалуемого решения.
На основании изложенного, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что арбитражным судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение, полно и правильно установлены и оценены обстоятельства дела, применены нормы материального права, подлежащие применению, и не допущено нарушений процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Уплаченная обществом госпошлина в сумме 1000 руб. (платежное поручение от 10.07.2012 N 1411) за рассмотрение апелляционной жалобы подлежит возврату из федерального бюджета, поскольку по правилам части 4 статьи 208 АПК РФ, части 5 статьи 30.2 КоАП РФ, пункта 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности и жалобы на принятые по таким заявлениям судебные акты госпошлиной не оплачиваются.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 19.07.2012 по делу N А41-14742/12 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Павлово-Посадский хлебзавод" из федерального бюджета 1 000 рублей, уплаченных в качестве госпошлины за рассмотрение дела апелляционным судом по платежному поручению от 10.07.2012 N 1411.
Председательствующий |
Е.А. Мищенко |
Судьи |
В.Ю. Бархатов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-14742/2012
Истец: ОАО "Павлово-Посадский хлебозавод"
Ответчик: Центральное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
Третье лицо: ЦУ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору