г. Пермь |
|
10 сентября 2012 г. |
Дело N А60-16346/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 сентября 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 сентября 2012 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Осиповой С.П.,
судей Щеклеиной Л.Ю., Ясиковой Е.Ю.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Лебедевой Н.О.
при участии:
от заявителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области (ОГРН 1056603541565, ИНН 6670083677): Синицына С.В., представитель по доверенности от 12.05.2012, Жапникова А.В., представитель по доверенности от 10.01.2012; личность и полномочия, возможность участия в судебном заседании которых, установлены арбитражным судом, осуществляющим организацию видеоконференц-связи;
от заинтересованного лица ООО "Детский мир-Центр" (ОГРН 1027700047100, ИНН 7729355029): не явились;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица ООО "Детский мир-Центр"
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 28 мая 2012 года
по делу N А60-16346/2012,
принятое судьей Хомяковой С.А.
по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области
к ООО "Детский мир-Центр"
о привлечении к административной ответственности,
установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области (далее - заявитель, Управление Роспотребнадзора по Свердловской области) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о привлечении Открытого акционерного общества "Детский мир - Центр" (далее - общество, заинтересованное лицо) к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 28 мая 2012 года заявленные требования удовлетворены, общество привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ в виде наложения штрафа в размере 100 000 руб.
Не согласившись с принятым решением, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить.
В обоснование жалобы общество указывает на то, что судом не приведено ссылок на законы, обязывающие при наличии у продавца сертификатов соответствия на товар, организовывать повторную проверку качества продаваемого товара с привлечением специалистов и использованием специальных приборов, в то время как при визуальном осмотре товара не соответствие его ГОСТ и Единым санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям установить невозможно. Указывает, что вменяемые обществу нарушения могли возникнуть исключительно в процессе производства товара, а не его реализации или хранения. Документы, представленные административным органом в качестве доказательства события правонарушения, являются недопустимыми доказательствами и не могут быть положены в основу оспариваемого судебного акта. Акт проверки, протокол лабораторных испытаний и протокол об административном правонарушении имеют противоречивые данные относительно происхождения опасной продукции. Обществом перед осуществлением продажи товара приняты все зависящие меры по соблюдению действующих технических регламентов и правил, запрошены от поставщика сертификаты соответствия на поставленную продукцию, а также проведены мероприятия по предпродажной подготовке товара. Кроме того, обществом до составления протокола об административном правонарушении в целях предотвращения возможных негативных последствий весь товар - "Набор шаров воздушных" был изъят из всей сети магазинов, что является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Представители заявителя, присутствующие в судебном заседании, против удовлетворения апелляционной жалобы возражали. Решение суда считают законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы не подлежащими удовлетворению.
Заинтересованное лицо, надлежащим образом уведомленное о времени и месте судебного разбирательства, в суд апелляционной инстанции своего представителя не направило, что в порядке п.3 ст.156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Судебное заседание в суде апелляционной инстанции проведено в порядке ст.153.1 Арбитражного процессуального кодекса РФ путем использования систем видеоконференц-связи, организованной в порядке судебного поручения Арбитражным судом Свердловской области, которым проверены полномочия участвующих в судебном заседании лиц.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела, при проведении плановой выездной проверки в отношении ОАО "Детский мир - Центр" при обследовании объекта - филиала ОАО "Детский мир - Центр" в г. Екатеринбурге (г. Екатеринбург, ул. Металлургов, д. 87) обнаружено нарушение обязательных требований к продукции санитарных правил и государственного стандарта, а именно, допущена продажа детской игрушки, не соответствующей обязательным требованиям безопасности:
- детская игрушка "Набор шаров воздушных" ТМ "Веселая затея", 18 см, для детей от 8 лет, 1/20 шт., арт. 1111-0024, срок годности до 2014 г., изготовитель Бельгия, Белбал, J.Cardustraat 18B-9420 ERPE-MERE, BELGIUM (поступила по накладной N 83549546 от 01.06.2011 г. в количестве 10 шт., на остатке - 4 шт., продано 6 шт.) не соответствует обязательным требованиям безопасности гл. II р. 2 п. 3.3.1, п. 3.4.2 Единых санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), утвержденных Решением Комиссии таможенного союза от 28.05.2010 N 299 (по токсикологическому показателю - индекс токсичности, который составил 98,8% при величине допустимого уровня 20% и по химическому показателю - цинк, который составил 3,2 мг/дмЗ при величине допустимого уровня 1мг/дмЗ);
- игрушка "Каталка в сетке "Шар" для детей от 1 года, арт. 9317, гарантийный срок 5 лет, изготовитель: ОАО "Росигрушка", Смоленская обл., г. Рославль, пер. Свердлова, д. 8, не соответствует обязательным требованиям безопасности п.п. 2.1.3, 2.1.4 ГОСТ 25779-90, п. 5.1 "е" ГОСТ Р 53906-2010 (на момент проверки осмотрено 3 шт., установлено наличие доступных острых кромок, заусениц на стыке сварного шва и трещин на корпусе пластмассовой игрушки).
Результаты проверки зафиксированы в акте проверки от 20.03.2012.
По данному факту 20.03.2012 в отношении ОАО "Детский мир - Центр" в присутствии представителя общества составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ.
Материалы проверки вместе с заявлением о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ, направлены административным органом в арбитражный суд.
При рассмотрении дела суд первой инстанции пришел к выводам о наличии в действиях общества состава административного правонарушения предусмотренного ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ, об отсутствии нарушений порядка привлечения к административной ответственности.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения присутствующих в судебном заседании представителей заявителя, проверив правильность применения и соблюдения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, ч.2 ст.11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Основу правового регулирования указанных правоотношений составляет Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон N 184-ФЗ), пунктом 1 статьи 1 которого предусмотрено, что им регулируются отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. Указанный Федеральный закон также определяет права и обязанности участников регулируемых законом отношений.
В силу пункта 1 статьи 46 Закона N 184-ФЗ требования к продукции или к связанным с ней процессам производства, хранения, реализации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.
Пунктом 1 статьи 36 Закона N 184-ФЗ установлено, что за нарушение требований технических регламентов изготовитель (исполнитель, продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 4 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору, если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям.
На основании ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
В соответствии с п. 1 ст. 13 Закона N 52-ФЗ продукция производственно технического назначения, при производстве, транспортировке, хранении, применении (использовании) и утилизации которой требуется непосредственное участие человека, а также товары для личных и бытовых нужд граждан (далее - продукция) не должны оказывать вредное воздействие на человека и среду обитания. Продукция по своим свойствам и показателям должна соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Согласно п. 1 ст. 16 Закона N 52-ФЗ продукция, ввозимая на территорию Российской Федерации гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами и предназначенная для реализации населению, а также для применения (использования) в промышленности, сельском хозяйстве, гражданском строительстве, на транспорте, в процессе которого требуется непосредственное участие человека, не должна оказывать вредное воздействие на человека и среду обитания.
В силу частей 1, 2 ст. 32 Закона N 52-ФЗ производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг.
Согласно п. 17 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55, продавец обязан проводить проверку качества и безопасности (осмотр, испытание, анализ, экспертизу) предлагаемого для продажи товара в случае, когда проведение проверок предусмотрено законодательством Российской Федерации, обязательными требованиями государственных стандартов или условиями договора.
Факт правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ, подтверждается материалами дела, в том числе актом проверки от 20.03.2012, протоколом лабораторных испытаний Испытательного лабораторного центра ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области" от 11.03.2012 N 1251д, объяснениями руководителя филиала Камаловой Э.К. от 13.03.2012.
Довод заявителя жалобы о том, что акт проверки от 20.03.2012, протокол лабораторных испытаний от 11.03.2012 N 1251д и протокол об административном правонарушении имеют противоречивые данные относительно происхождения опасной продукции, в связи с чем, по мнению общества, нельзя однозначно установить, что на экспертизу передавалась именно та продукция, которая была изъята в рамках проверки, проводимой административным органом, подлежат отклонению судом апелляционной инстанции, поскольку указание в акте проверки неверного номера товарной накладной суд расценивает как техническую ошибку. Между тем, все характеристики продукции, которая была изъята в рамках проверки и переданная на экспертизу, ее наименование, количество, артикул совпадают.
Представленный Обществом в материалы дела Сертификат соответствия на игрушки из латекса с маркировкой Белбал, шары надувные сроком действия с 15.07.2010 по 14.07.2011 (л.д. 69), не может подтверждать соответствие требованиям нормативных документов именно данной партии товара, поскольку в качестве оснований выдачи указанного сертификата послужило санитарно-эпидемиологическое заключение от 27.03.2008 г.
Также не могут быть приняты во внимание представленные заинтересованным лицом в материалы дела Сертификаты соответствия на поставленную продукцию, согласно которым товар полностью соответствует требованиям ГОСТ 25779-90, поскольку не могут свидетельствовать о соответствие каждой партии продукции требованиям нормативных документов.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается наличие выявленных при проведении проверки нарушений, что свидетельствует о доказанности в действиях общества события административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ.
В силу ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что вина общества в совершении вмененного административного правонарушения установлена и подтверждена надлежащими доказательствами. Материалы дела не содержат доказательств принятия обществом всех возможных мер для соблюдения требований закона, а также доказательств объективной невозможности исполнения действующего законодательства. Оснований для иных выводов у Семнадцатого арбитражного апелляционного суда с учетом установленных фактических обстоятельств дела не имеется.
Таким образом, в действиях заинтересованного лица доказано наличие состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ.
Довод заявителя жалобы о том, что у Общества нет обязанности при наличии у него сертификатов соответствия на товар, организовывать повторную проверку качества продаваемого товара с привлечением специалистов и использованием специальных приборов, в то время как при визуальном осмотре товара несоответствие его ГОСТ и Единым санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям установить невозможно, является ошибочным.
На основании статьи 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
В силу частей 1, 2 статьи 32 Закона N 52-ФЗ производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и(или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг. Производственный контроль осуществляется в порядке, установленном Санитарными правилами и государственными стандартами.
В соответствии с п. 2.4 Санитарных правил СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 13.07.2001 N 18, производственный контроль включает, в частности, осуществление (организацию) лабораторных исследований и испытаний, в том числе готовой продукции при осуществлении ее производства, хранения, транспортировки, реализации и утилизации.
Таким образом, производственный контроль юридические лица и предприниматели обязаны осуществлять и в отношении готовой продукции, в процессе ее хранения и реализации. При этом, наличие соответствующих сертификатов соответствия продукции об обратном не свидетельствует.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности судом апелляционной инстанции не установлено. Процессуальных нарушений закона, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении и принять правильное решение, административным органом не допущено. Обществу предоставлена возможность воспользоваться правами лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении (л.д. 119, 130-131).
Установленный ст.4.5 КоАП РФ срок давности привлечения общества к административной ответственности арбитражным судом соблюден.
Размер штрафа, с учетом отсутствия отягчающих и смягчающих административную ответственность обстоятельств, определен Арбитражным судом Свердловской области в минимальном размере.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции отмене не подлежит.
Судом апелляционной инстанции не установлено нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 АПК РФ могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 28 мая 2012 г. по делу N А60-16346/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Детский мир - Центр" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным ч.4 ст.288 АПК РФ, в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
С.П.Осипова |
Судьи |
Л.Ю.Щеклеина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-16346/2012
Истец: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области
Ответчик: ОАО "Детский мир-Центр"