г. Хабаровск |
|
07 сентября 2012 г. |
Дело N А73-1837/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 сентября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 сентября 2012 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гричановской Е.В.
судей Балинской И.И., Харьковской Е. Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Стрекаловской О. О.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Восток"-Торгово-строительная компания" - Бабенко Р.В., представителя по доверенности от 13.04.2012 N 8;
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Хабаровскому краю - Белашова Т.С., представителя по доверенности от 11.01.2012 N 04-19/0000041;
от Федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование восточного военного округа" - Быковой С.Н., представителя по доверенности от 15.03.2012 N 29/82; Химухина Ю.С., представителя по доверенности от 10.05.2011;
от Федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Хабаровскому краю" - Клименко А.В., представителя по доверенности от 07.12.2011 N 26;
от председателя ликвидационной комиссии ФБУ - Управление ДВО заместитель командующего войсками Восточного военного округа Дворникова А.В., Министерства обороны Российской Федерации - Быковой С.Н., представителя по доверенности от 10.05.2012 N 29/238; от 24.05.2012 N 2933 А;
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Хабаровскому краю", Министерства обороны Российской Федерации на решение от 6 июня 2012 года по делу N А73-1837/2012 Арбитражного суда Хабаровского края принятое судьей Копыловой Н.Л.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Восток" -Торгово-строительная компания"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Хабаровскому краю
о признании недействительным решения
третьи лица: председатель ликвидационной комиссии ФБУ - Управление ДВО заместитель командующего войсками Восточного военного округа Дворников А.В., Министерство обороны Российской Федерации, Федеральное казенное учреждение "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Хабаровскому краю"
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Восток" - Торгово-строительная компания" (далее - ООО "Восток-ТСК", кредитор) обратилось в арбитражный суд с заявлением (с учетом уточнения в порядке статьи 49 АПК РФ) о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России N 6 по Хабаровскому краю (далее - инспекция, регистрирующий орган) от 13.01.2012 N 3326 о государственной регистрации прекращения деятельности Федерального бюджетного учреждения - Управление Дальневосточного военного округа в связи с его ликвидацией; признании недействительной записи в Едином государственном реестре юридических лиц от 13.01.2012 за государственным регистрационным номером 21227220001444 о прекращении деятельности указанного юридического лица и признании недействительным свидетельства серии 27 N 002062535 о внесении таких изменений.
К участию в деле привлечены заинтересованные лица: председатель ликвидационной комиссии ФБУ - Управление ДВО заместитель командующего войсками Восточного военного округа Дворников А.В., Министерство обороны Российской Федерации, Федеральное казенное учреждение "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Хабаровскому краю".
Заявленные ООО "Восток-ТСК" требования мотивированы тем, что регистрирующий орган на основании недостоверных сведений внес в ЕГРЮЛ соответствующие записи о ликвидации ФБУ - Управление ДВО. Вместо промежуточного ликвидационного баланса в регистрирующий орган представлена Бюджетная отчетность по состоянию на 01.01.2011 за период с 01.01.2010 по 31.12.2010, которая не свидетельствует о работе ликвидационной комиссии. Задолженность ликвидируемого учреждения перед ООО "Восток-ТСК" не включена в промежуточный ликвидационный баланс. Факт нарушения порядка ликвидации учреждения и отсутствие надлежащих доказательств об уведомлении ликвидационной комиссией кредиторов подтверждены судебными актами. Несмотря на то, что ликвидационной комиссией формально представлен пакет документов в соответствии с пунктом 1 статьи 21 Закона о регистрации, такие документы не отвечают признакам достоверности. Решением регистрирующего органа нарушено право ООО "Восток-ТСК" на законное получение долга в значительном размере.
Возражая, регистрирующий орган, председатель ликвидационной комиссии, управление финансового обеспечения ссылаются на соблюдение регистрирующим органом действующего законодательства и отсутствие основания для включения задолженности в ликвидационный баланс, поскольку заявитель с такими требованиями к надлежащему лицу не обращался, мер по включению в реестр кредиторов не предпринимал.
Решением арбитражного суда от 6 июня 2012 года уточненные требования ООО "Восток-ТСК" удовлетворены. Признано недействительным оспариваемое решение о государственной регистрации прекращения деятельности ФБУ - Управление ДВО в связи с его ликвидацией; признана недействительной запись в ЕГРЮЛ от 13.01.2012 за государственным регистрационным номером 21227220001444 о прекращении деятельности указанного учреждения; признано недействительным свидетельство серия 27 N 002062535 о внесении таких сведений в ЕГРЮЛ.
Не согласившись с решение суда, Федеральное казенное учреждение "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Хабаровскому краю" и Министерство обороны Российской Федерации обратились в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просят судебный акт отменить, отказать обществу в удовлетворении требований.
Доводы апелляционных жалоб сводятся к тому, что процедура ликвидации была проведена в строгом соответствии с требованиями Закона о регистрации, на регистрацию представлен полный пакет документов и у регистрирующего органа отсутствовали законные основания для отказа в государственной регистрации в связи с ликвидацией учреждения. Председатель ликвидационной комиссии назначен 16.06.2011, тогда как заявитель претензии об уплате долга предъявил 13.10.2011 не уполномоченному лицу, ранее подписавшему контракты. В адрес ликвидационной комиссии такие требования не направлялись, что свидетельствует о нарушении обществом, считающим себя кредитором, претензионного порядка. Кроме того, предъявленная задолженность является спорной, поскольку обязательства по заключенным контрактам исполнены в полном объеме в пределах выделенных лимитов, а предъявленная задолженность в виде неустойки (штрафа, пеней) не является бесспорной.
Регистрирующий орган в отзыве на апелляционные жалобы, поддерживая позицию их заявителей, указывает, что в соответствии со статьей 9 Закона о регистрации ответственность за содержание представленных документов и их достоверность возложена на заявителя. Регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения.
Представитель председателя ликвидационной комиссии в письменном отзыве на жалобы считает принятый судебный акт незаконным, ссылаясь на отсутствие доказательств того, что ООО "Восток-ТСК" является кредитором ФБУ - Управление ДВО, так как общество требований в предусмотренный двухмесячный срок ликвидационной комиссии не предъявляло. Претензии, направленные 13.10.2011 председатель ликвидационной комиссии не получал. При этом обществу как участнику судебных разбирательств по его искам было известно о предстоящей ликвидации учреждения. При добровольной ликвидации ликвидатор не обязан включать в баланс не заявленного в установленном порядке кредитором требования. Следовательно, в таком случае права ООО "Восток-ТСК" не нарушены.
Возражая, представитель ООО "Восток-ТСК" в письменном отзыве выразил согласие с принятым судебным актом. Считает обоснованными выводы суда о том, что представление в регистрирующий орган документов, содержащих недостоверны сведения, следует рассматривать как непредставление документов, содержащих необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица.
Представители участвующих в деле лиц в судебном заседании апелляционной инстанции настаивали каждый на своей позиции относительно обжалуемого судебного акта.
Проверив в порядке и пределах статей 266, 268 АПК РФ применение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, апелляционная коллегия судей приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 2 статьи 201 АПК РФ предусмотрено, что арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Общий порядок государственной регистрации юридических лиц в связи с ликвидацией установлен статьями 20 - 22 Федерального закона N 129-ФЗ от 08.08.2001 "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о регистрации).
Перечень необходимых документов для государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией определен в пункте 1 статьи 21 Закона о регистрации.
Представление всех документов, перечисленных в пункте 1 статьи 21 Закона о регистрации, является основанием для регистрации сведений о ликвидации юридического лица.
Как следует из материалов дела, ФБУ - Управление ДВО (ОГРН 1032700404934, ИНН 2722041553) было создано 09.12.2003, учредитель - Министерство обороны Российской Федерации.
Министром обороны Российской Федерации 28.04.2011 был издан приказ N 598 "О ликвидации федерального бюджетного учреждения "Федеральное бюджетное учреждение - Управление Дальневосточного военного округа", в котором дано указание Командующему войсками Восточного военного округа назначить ликвидационную комиссию и осуществить действия по ликвидации данного учреждения.
Приказом Командующего войсками Восточного военного округа от 16.06.2011 N 320 назначена комиссия под председательством заместителя командующего войсками округа генерал-майора Дворникова А.В. и даны указания по проведению ликвидационных мероприятий.
В журнале "Вестник государственной регистрации" 28.09.2011 опубликовано уведомление о ликвидации ФБУ - Управление ДВО и о том, что требования кредиторов могут быть заявлены в течение 2 месяцев с момента опубликования уведомления о ликвидации.
В МИФНС России N 6 по Хабаровскому краю, где на налоговом учете состояло учреждение, 02.12.2011 представлено уведомление о принятии решения о его ликвидации.
В ЕГРЮЛ 09.12.2011 внесены сведения о ликвидации юридического лица, о формировании ликвидационной комиссии и о назначении ликвидатора.
В регистрирующий орган 12.12.2011 представлен промежуточный ликвидационный баланс учреждения, сведения о его составлении внесены в ЕГРЮЛ 19.12.2011.
Заявление по форме Р16001 с приложением ликвидационного баланса учреждения в регистрирующий орган представлено 29.12.2011.
Начальником Межрайонной ИФНС России N 6 по Хабаровскому краю 13.01.2012 принято решение N 3326 о государственной регистрации внесения в ЕГРЮЛ сведений о прекращении деятельности юридического лица ФБУ - Управление ДВО в связи с его ликвидацией по решению учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. В этот же день в ЕГРЮЛ внесена запись за государственным регистрационным номером 21227220001444, а также выдано свидетельство серия 27 N 002062535 о внесении в ЕГРЮЛ записи от 13.01.2012 за ОГРН N 21227220001444 о государственной регистрации ликвидации юридического лица.
ООО "Восток-ТСК", ссылаясь на то, что документы, представленные на государственную регистрацию прекращения деятельности учреждения, содержали недостоверные сведения, обратилось в арбитражный суд за защитой нарушенного права кредитора.
Принимая решение об удовлетворении требований заявителя, суд первой инстанции исходил из того, что порядок ликвидации учреждения, установленный статьями 61, 63 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее также - ГК РФ) был нарушен, необходимые документы в регистрирующий орган не представлены, что привело к нарушению прав одного из кредиторов.
Порядок ликвидации юридических лиц урегулирован в статьях 61 - 64 ГК РФ.
На основании пункта 1 статьи 61 ГК РФ ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
В соответствии со статьей 63 ГК РФ ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица (пункт 1 статьи 63 ГК РФ).
После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом (пункт 2 статьи 63 ГК РФ).
После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом (пункт 5 статьи 63 ГК РФ).
Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц (пункт 8 статьи 63 ГК РФ).
Как следует из представленных материалов, между ФБУ - Управление и ООО "Восток-ТСК" были заключены государственные контракты от 18.06.2010 N 10/ВОСО-10 и от 14.09.2010 N 11/ВОСО-10 на аренду малотоннажных и рефрижераторных металлических контейнеров для нужд воинских частей и организаций Дальневосточного военного округа. В соответствии с контрактами ООО "Восток-ТСК" (арендодатель) передало, а ФБУ - Управление ДВО (арендатор) приняло во временное пользование малотоннажные, а также рефрижераторные металлические контейнеры для осуществления воинских перевозок. Согласно пункту 13.1 государственных контрактов контракты заключены на срок до 31.12.2010.
Как утверждает ликвидатор, государственные контракты от 18.06.2010 N 10/ВОСО-10 и от 14.09.2010 N 11/ВОСО-10 исполнены. В связи с чем, отсутствовали основания для письменного уведомления кредитора, а также для включения задолженности в ликвидационный баланс, поскольку заявитель, зная о ликвидации, с такими требованиями к надлежащему лицу не обращался, мер по включению в реестр кредиторов не предпринимал.
Между тем, как следует из материалов дела, по окончании срока аренды не все контейнеры были возвращены.
Считая, что условия контрактов арендатором не выполнены, ООО "Восток-ТСК" обратилось 13.10.2011 с претензиями об оплате аренды и возмещении убытков к основному должнику - ФБУ - Управление ДВО. А затем, получив отказ, общество в ноябре 2011 года обратилось в арбитражный суд с исками к ФБУ - Управление ДВО и субсидиарному ответчику - Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации о взыскании арендной платы, убытков в виде стоимости приобретенного взамен утраченного имущества и стоимости восстановительного ремонта контейнеров.
Таким образом, ликвидатором не доказано отсутствие обязанности письменного уведомления ООО "Восток-ТСК" о ликвидации учреждения, обращение общества - кредитора в суды с исковыми заявлениями является подтверждением заявления требований.
Таким образом, представленный одновременно с заявлением о государственной регистрации прекращения деятельности учреждения в связи с его ликвидацией ликвидационный баланс (дата составления указана ошибочно) содержал не соответствующие действительности сведения об отсутствии у ликвидируемого лица кредиторской задолженности перед ООО "Восток-ТСК".
Представление промежуточного или ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, то есть составленного с нарушением требований статьи 63 ГК РФ, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения. Указанные обстоятельства являются основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона N 129-ФЗ. Указанная правовая позиция нашла отражение в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.10.2011 N 7075/11.
Следовательно, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что оспариваемое решение инспекции не соответствует Закону о регистрации.
Вместе с тем, делая вывод о нарушении регистрирующим органом прав кредитора - ООО "Восток-ТСК", суд не принял во внимание, что заявленные в суд требования не направлены на восстановление нарушенных прав.
В силу пункта 1 статьи 1 ГК РФ необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав (статья 12 Кодекса) является обеспечение восстановления нарушенного права.
До обращения в суд с настоящим заявлением общество обратилось в арбитражный суд с исками о взыскании арендной платы и возмещении убытков к субсидиарному ответчику.
На момент рассмотрения апелляционных жалоб управления финансового обеспечения и министерства обороны судебные акты Арбитражного суда Хабаровского края по делу N N А73-13120/2011, А73-16108/2011 вступили в законную силу (постановления Шестого арбитражного апелляционного суда NN 06АП-3498/2012, 06АП-3498/2012). С субсидиарного ответчика - Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации в пользу ООО "Восток-ТСК" взыскано 1 371 562,50 руб. задолженности и 546 190,07 руб. убытков. Два других дела приостановлены до рассмотрения настоящего дела.
Таким образом, до признания оспариваемого решения регистрирующего органа недействительным заявитель воспользовался правом на восстановление нарушенного права за счет субсидиарного ответчика.
По смыслу части 1 статьи 198 АПК РФ, для признания решений недействительными необходимо не только несоответствие решений закону или иному нормативному правовому акту, но и нарушение ими прав и законных интересов заявителя.
В нарушение статьи 65 АПК РФ доказательств, подтверждающих нарушение прав и законных интересов общества, на момент рассмотрения настоящего спора заявителем в суд не представлено.
При таких обстоятельствах, у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения требований заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 6 июня 2012 года по делу N А73-1837/2012 отменить.
Обществу с ограниченной ответственностью "Восток" - Торгово-строительная компания" в удовлетворении требований отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Восток" - Торгово-строительная компания" в пользу Федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Хабаровскому краю" государственную пошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 1000 руб.
Возвратить Федеральному казенному учреждению "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Хабаровскому краю" из федерального бюджета государственную пошлину за рассмотрение апелляционной жалобе в размере 1000 руб., излишне уплаченную платежным поручением от 21.06.2012 N 3117748.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Е.В. Гричановская |
Судьи |
И.И. Балинская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-1837/2012
Истец: ООО "Восток"-Торгово-строительная компания
Ответчик: Межрайонная ИФНС РОССИИ N6 по Хабаровскому краю
Третье лицо: Министерство обороны Российской Федерации, Министерство обороны РФ, Председатель ликвидационной комиссии ФБУ - Управление ДВО заместитель командующего войсками Восточного военного округа Дворников А. В., Федеральное казенное учреждение "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Хабаровскому краю", ФКУ "Управление финансового обеспечения МО РФ по Хабаровскому краю"
Хронология рассмотрения дела:
28.12.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-17526/12
17.12.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-17526/12
10.12.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-5207/12
07.09.2012 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-3212/12
06.06.2012 Решение Арбитражного суда Хабаровского края N А73-1837/12