г. Владивосток |
|
06 сентября 2012 г. |
Дело N А51-6914/2012 |
Резолютивная часть постановления оглашена 30 августа 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 сентября 2012 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Н.Н. Анисимовой,
судей Н.В. Алфёровой, Т.А. Солохиной,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.В. Модиной,
при участии в судебном заседании:
от ООО "Землемер": Ситова А.Н., директор, решение учредителя N 3 от 05.06.2008;
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю: Норкина А.Ю., представитель по доверенности от 29.12.2011 N 01-208, сроком действия до 31.12.2012;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Землемер"
апелляционное производство N 05АП-6413/2012
на решение от 20.06.2012
судьи Н.В. Колтуновой
по делу N А51-6914/2012 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Землемер" (ИНН 2511047002, ОГРН 1062511027358)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю (ИНН 2540108790, ОГРН 1042504382931) об оспаривании действий,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Землемер" (далее по тексту - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконными действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю (далее по тексту - управление, Росреестр) по определению порядка оплаты за пользование материалами ФКГФ согласно предлагаемым договору и счету (согласно тексту обжалуемого разрешения от 05.03.2012 N 24-21/48) (с учетом уточнений требований, принятых судом в порядке статьи 49 АПК РФ).
Решением суда от 20.06.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано на том основании, что действия Росреестра не противоречат действующему законодательству, предусматривающего платность использования данных федерального, территориальных и ведомственных картографо-геодезических фондов.
Обжалуя указанное решение в апелляционном порядке, общество просит его отменить, указывая, что на момент подачи запроса Правительством РФ не было принято постановление об определении порядка вознаграждения за пользование материалами и данными из федерального, территориальных и ведомственных картографо-геодезических фондов, в связи с чем отсутствовали основания для направления договора и счета на его оплату. При этом общество несогласно с выводом суда о том, что в спорной ситуации управление направило ему проект лицензионного договора, ссылаясь на отсутствие существенных условий данного договора, предусмотренных статьей 1235 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ).
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просит обжалуемый судебный акт отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель управления на доводы апелляционной жалобы возразил, решение суда считает законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заслушав доводы и возражения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, коллегией установлено следующее.
С целью выполнения работ по заключенным с контрагентами договорам обществом 07.02.2012 в Росреестр в порядке, предусмотренном инструкцией, утвержденной Приказом Федеральной службы геодезии и картографии 05.08.2002 N 114-пр, подана заявка для получения разрешения на использование материалов и данных ФКГФ.
05.03.2012 управлением выдано разрешение на использование следующих материалов и данных ФКГФ:
- координаты пунктов государственной геодезической сети системе координат Приморского края МСК-25 и местной системе координат Лесозаводского ГО;
- п.тр. Донская-2кл, п.тр. Ружино Поселок-2кл, п.тр. Утиное 1-е-3кл, п.тр. Скатная-4кл, п.тр. Флаговая-3кл, п.тр. Озерная-3кл.
В целях взимания платы за пользование материалами ФКГФ к вышеуказанному разрешению был приложен договор о предоставлении материалов и данных федерального картографо-геодезического фонда от 05.03.2012 и спецификация услуг, согласно которой размер оплаты за предоставление сведений составил 11145,92 руб.
Не согласившись с действиями Росреестра по определению порядка платы за пользование материалами ФКГФ согласно предлагаемым договору и счету, посчитав, что они не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и экономической деятельности, последнее обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявления общества, арбитражный обоснованно исходил из следующих положений.
Картографическая и геодезическая деятельность регулируется Федеральным законом от 26.12.1995 N 209-ФЗ "О геодезии и картографии" (далее по тексту - Закон N 209-ФЗ).
В соответствии со статьей 9 указанного Закона геодезические, картографические, топографические, гидрографические, аэрокосмосъемочные, гравиметрические материалы и данные, в том числе в цифровой форме, полученные в результате осуществления геодезической и картографической деятельности и находящиеся на хранении в федеральных органах исполнительной власти, подведомственных этим федеральным органам организациях, образуют государственный картографо-геодезический фонд Российской Федерации, в составе которого находятся федеральный, территориальные и ведомственные картографо-геодезические фонды.
Ведение федерального и территориальных картографо-геодезических фондов, в том числе включение в них геодезических и картографических материалов и данных, их хранение и предоставление в пользование заинтересованным лицам, осуществляется федеральными государственными учреждениями, подведомственными федеральному органу исполнительной власти в области геодезии и картографии. При этом федеральный орган исполнительной власти в области геодезии и картографии утверждает порядок предоставления материалов и данных из федерального, территориальных и ведомственных картографо-геодезических фондов, в том числе форму предоставления материалов и данных (пункт 2.1. статьи 9 Федерального закона N 209-ФЗ).
Согласно пункту 4 статьи 9 Закона N 209-ФЗ за пользование являющимися объектами исключительного права материалами и данными из федерального, территориальных и ведомственных картографо-геодезических фондов взимается вознаграждение в соответствии с гражданским законодательством.
Таким образом, законом установлен принцип платности предоставления сведений государственного картографо-геодезического фонда, которые в свою очередь являются объектами исключительного права.
В силу пунктов 2, 6 Порядка предоставления материалов и данных из федерального, территориальных, ведомственных картографо-геодезических фондов, утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 02.12.2011 N 706 (далее по тексту - Порядок N 706), организация-фондодержатель не позднее 15 календарных дней с момента получения запроса о предоставлении материалов и данных обязана выполнить одно из следующих действий:
- направить заявителю способом, указанным в запросе, запрашиваемые материалы и данные, в случае если они не являются объектами авторского права;
- направить заявителю способом, указанным в запросе, уведомление об отказе в предоставлении запрашиваемых материалов и данных;
- направить заявителю способом, указанным в запросе, проект лицензионного договора о предоставлении испрашиваемых прав на соответствующие материалы и данные.
Федеральным органом исполнительной власти в области геодезии и картографии на сегодняшний день является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Указ Президента Российской Федерации от 25.12.2008 N 1847 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии").
Полномочия управления определяются Типовым положением о территориальном органе Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 05.10.2009 N 395 (далее по тексту - Положение N 395).
В силу пункта 14 указанного Положения Росреестр является организацией - фондодержателем материалов и данных федерального картографо-геодезического фонда и предоставляет в пользование материалы и данные указанного фонда за плату.
Из материалов дела видно, что на основании запроса общества о предоставлении данных и материалов из федерального картографо-геодезического фонда Росреестр в соответствии с требованиями Закона N 209-ФЗ и Порядка N 706 выдал разрешение и направил обществу проект договора от 05.03.2012 с приложением спецификации.
Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия приходит к выводу о том, что оспариваемые действия управления не противоречат действующему законодательству.
Указание общества на то, что в силу пункта 4 статьи 9 Закона N 209-ФЗ порядок определения размера вознаграждения материалами ФКГФ устанавливается Правительством РФ, которое на момент выдачи разрешения и направления проекта договора принято не было, судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку непринятие Правительством РФ соответствующего постановления не отменило требование Закона N 209-ФЗ о платности пользования материалами ФКГФ.
В свою очередь, на момент получения запроса общества действовало Постановление Правительства РФ от 08.09.2000 N 669 "Об утверждении Положения о федеральном картографо-геодезическом фонде, в пункте 15 которого содержалась норма о наделении правом устанавливать размер платы за пользование материалами и данными ФКГФ Федеральное агентство геодезии и картографии.
Во исполнение указанного постановления был издан приказ от 30.08.2007 N 104-пр "Об утверждении размеров платы за пользование материалами и данными федерального картографо-геодезического фонда", который являлся действующим на момент спорных отношений и был применен Росреестром.
При таких обстоятельствах действиями управления не было допущено нарушения требований действующего законодательства в области геодезии и картографии, а также прав и законных интересов заявителя.
В свою очередь, несогласие общества с размером платы, указанной в спецификации как в приложении к договору от 05.03.2012, со ссылками на уже принятое Постановление Правительства РФ от 25.06.2012 N 626 "Об утверждении Правил определения размера вознаграждения за пользование материалами и данными из федерального, территориальных и ведомственных картографо-геодезических фондов, являющимися объектами исключительного права" судебной коллегией не может быть принято во внимание, поскольку из системного толкования Закона N 209-ФЗ следует, что предоставление материалов ФКГФ осуществляется на договорной основе.
Соответственно, спор об условиях заключения договора, включая условие о размере вознаграждения, не может быть решен в порядке главы 24 АПК РФ, и защита нарушенных прав должна осуществляться в порядке гражданского судопроизводства, что заявителем осуществлено не было.
К тому же, как установлено судом апелляционной инстанции, между обществом и Росреестром договор о предоставлении материалов и данных ФКГФ, направленный в адрес общества вместе с разрешением от 05.03.2012 N 24-21/48, заключен не был, а само разрешение было аннулировано по данным управления 20.06.2012.
Ссылки заявителя жалобы, изложенные в судебном заседании суда апелляционной инстанции, на то, что фактически им оспариваются не действия управления по определению порядка оплаты за пользование материалами ФКГФ согласно предлагаемым договору и счету, а разрешение от 05.03.2012 как ненормативный правовой акт в части слов "Порядок оплаты за пользование материалами ФКГФ: согласно прилагаемого договора и счета", коллегией отклоняются как противоречащие письменным уточнениям общества (л.д. 61-63).
Что касается довода заявителя о том, что суд первой инстанции безосновательно посчитал, что Росреестром в его адрес был направлен проект лицензионного договора от 05.03.2012, то он коллегией также отклоняется, так как данный вывод суда первой инстанции полностью соответствует статье 9 Закона N 209-ФЗ и Порядку N 706.
Таким образом, доводы общества, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводов суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены судебного акта.
По правилам части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Принимая во внимание изложенное, суд первой инстанции обоснованно в порядке части 3 статьи 201 АПК РФ отказал в удовлетворении заявленных требований общества.
Выводы арбитражного суда по данному делу основаны на всестороннем и полном исследовании и оценке имеющихся в деле доказательств в соответствии со статьей 71 АПК РФ. Неправильного применения либо нарушения норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта, по данному делу не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании статьи 110 АПК РФ судебные расходы по госпошлине, уплаченной обществом при обращении в суд с заявлением, относятся судом на заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 20.06.2012 по делу N А51-6914/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Н.Н. Анисимова |
Судьи |
Н.В. Алфёрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-6914/2012
Истец: ООО "Землемер"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Приморскому краю