г. Вологда |
|
04 сентября 2012 г. |
Дело N А52-1540/2012 |
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Смирнова В.И., судей Осокиной Н.Н. и Потеевой А.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Якуненковой Е.Г.,
при участии от Государственного комитета Псковской области по экономическому развитию, промышленности и торговле Удальцовой О.И. по доверенности от 15.08.2012,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СММП" на решение Арбитражного суда Псковской области от 18 июня 2012 года по делу N А52-1540/2012 (судья Леднева О.А.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "СММП" (ОГРН 1066027021488, Псковская обл., Псковский р-он, д. Неелово-2; далее - ООО "СММП", общество) обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением к Государственному комитету Псковской области по экономическому развитию, промышленности и торговле (ОГРН 1096027012542, г. Псков; далее - комитет, ответчик) о признании незаконным приказа от 09.02.2012 N 120 "О вынесении предписания об устранении нарушений условий действия лицензии общества с ограниченной ответственностью "СММП".
Решением Арбитражного суда Псковской области от 18 июня 2012 года в удовлетворении требований общества отказано.
ООО "СММП" с данным судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Псковской области от 18 июня 2012 года отменить, по делу принять новый судебный акт. В жалобе указывает на то, что спорные объекты торговли являются стационарными объектами, переоформления лицензии не требуется.
Комитет в отзыве на жалобу ее доводы не признал, поскольку действовал в соответствии с разъяснениями регулятора.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель комитета пояснил, что торговля алкогольной продукцией в объектах нестационарной торговли запрещена с 22.07.2011, переоформление лицензии необходимо, так как в прежней были указаны торговые точки, в которых торговля алкогольной продукцией запрещена, - остановочные пункты, рынок.
Общество, будучи надлежащим образом извещено о времени и месте заседания, своих представителей в суд не направило, в связи с чем дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителя комитета, исследовав представленные доказательства, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции находит решение суда подлежащим отмене в части.
Как видно из материалов дела, ООО "СММП" имеет лицензию на розничную продажу алкогольной продукции от 04.05.2006 серии 60 АА N 425 сроком действия до 04.05.2014 в местах осуществления деятельности: по розничной продаже алкогольной продукции всех видов (кроме питьевого этилового спирта) - в 6 магазинах, в том числе в магазине "Стандарт" на Центральном рынке по адресу: г. Псков, ул. Воровского, д.6, и по розничной продаже алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более 15% объема готовой продукции - в 22 павильонах, в том числе в 9 павильонах, расположенных на автобусных остановках.
Комитет направил в адрес общества письмо от 19.12.2011 N ЭК-01-1481, в котором, сославшись на внесенные изменения в Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ) в связи с принятием Федерального закона от 18.07.2011 N 218-ФЗ (далее - Закон N 218-ФЗ), уведомил о необходимости прекратить осуществление лицензируемого вида деятельности в тех обособленных подразделениях, которые в результате внесения изменений в действующее законодательство (часть 2 статьи 16 Закона N 171-ФЗ) перестали соответствовать особым требованиям, предъявляемым к розничной продаже алкогольной продукции, а также о необходимости представить в лицензирующий орган заявление о переоформлении лицензии.
Далее ответчиком издан оспариваемый приказ от 09.02.2012 N 120 "О вынесении предписания об устранении нарушений условий действия лицензии ООО "СММП", согласно которому обществу необходимо в срок до 14.03.2012 устранить выявленные нарушения условий действия лицензии в части осуществления деятельности в нестационарных торговых объектах и представить в комитет заявление и необходимые для переоформления лицензии документы.
Не согласившись с таким приказом ответчика, общество обратилось в суд с заявлением о признании его недействительным.
Судом первой инстанции принято решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная инстанция находит данный судебный акт законным и обоснованным в части, касающейся требования приказа о прекращении торговли алкогольной продукцией на рынке и в торговых павильонах на остановочных пунктах, в остальной части - подлежащим отмене.
Из части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) следует, что для признания ненормативного правового акта государственного органа недействительным необходимо наличие двух факторов: несоответствия оспариваемого акта действующему законодательству и нарушения в результате его принятия прав и законных интересов заявителя.
На основании части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 названного Кодекса обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами оспариваемых актов, решений, возлагается на соответствующие органы.
Правовые основы оборота алкогольной продукции регулируются Законом N 171-ФЗ.
Пунктом 1 статьи 26 названного Закона определено, что в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается, в частности, розничная продажа алкогольной продукции с нарушением требований статьи 16 настоящего Закона.
Законом N 218-ФЗ в Закон N 171-ФЗ внесены изменения, согласно которым статья 16 последнего Закона изложена в новой редакции, в силу которой розничная продажа алкогольной продукции (за исключением пива и пивных напитков) осуществляется организациями, а розничная продажа пива и пивных напитков осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями.
Не допускается розничная продажа алкогольной продукции:
- на оптовых и розничных рынках, на вокзалах, в аэропортах, в иных местах массового скопления граждан и местах нахождения источников повышенной опасности, определенных органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Указанные ограничения действуют также на прилегающих к таким местам территориях;
- в нестационарных торговых объектах.
Данные изменения вступили в силу с 22.07.2011.
Организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции (за исключением пива и пивных напитков) в городских поселениях, должны иметь для таких целей в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более, стационарные торговые объекты и складские помещения общей площадью не менее 50 квадратных метров, а также контрольно-кассовую технику.
Организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции (за исключением пива и пивных напитков) в сельских поселениях, должны иметь для таких целей в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более, стационарные торговые объекты и складские помещения общей площадью не менее 25 квадратных метров, а также контрольно-кассовую технику, если иное не установлено федеральным законом.
Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу пива и пивных напитков, должны иметь для таких целей в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде стационарные торговые объекты и складские помещения, а также контрольно-кассовую технику, если иное не установлено федеральным законом.
Требования к стационарным торговым объектам и складским помещениям, указанные в абзацах первом - третьем настоящего пункта, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (абзацы двадцать первый, двадцать второй пункта 15 статьи 1 Закона N 218-ФЗ).
Данные изменения вступили в силу с 01.07.2012 на основании пункта 4 статьи 6 Закона N 218-ФЗ.
Таким образом, с 22.07.2011 общество должно было прекратить торговлю алкогольной продукцией на объектах торговли, расположенных на рынке и на остановочных пунктах.
Соответственно, требования оспариваемого приказа комитета в указанной части являются обоснованными.
На момент принятия оспариваемого приказа действующее законодательство не содержало исчерпывающего определения понятия "стационарный торговый объект" и предъявляемых к нему требований применительно к пункту 2 статьи 16 Закона N 171-ФЗ.
В пункте 5 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ) определено, что под стационарным торговым объектом понимает торговый объект, представляющий собой здание или часть здания, строение или часть строения, прочно связанные фундаментом такого здания, строения с землей и присоединенные к сетям инженерно-технического обеспечения.
В пункте 14 ГОСТ Р 51303-99 "Торговля. Термины и определения", утвержденного постановлением Госстандарта России от 11.08.1999 N 242-ст, указано, что стационарная торговая сеть - это торговая сеть, расположенная в специально оборудованных и предназначенных для ведения торговли зданиях и строениях, которую образуют строительные системы, имеющие замкнутый объем, прочно связанные фундаментом с земельным участком и подсоединенные к инженерным коммуникациям.
Из пункта 2.1 Положения о лицензировании розничной продажи алкогольной продукции на территории области, утвержденного приказом Государственного комитета Псковской области по лицензированию отдельных видов деятельности и регулированию рынка от 27.12.2005 N 1535, следует, что стационарными торговыми и складскими помещениями являются помещения, расположенные в зданиях и сооружениях, имеющих замкнутый объем, прочно связанных фундаментом с земельным участком и присоединенных к инженерным коммуникациям, право собственности на которые зарегистрировано в установленном порядке.
Однако основания и порядок владения таким объектом, его площадь совместно со складскими помещениями установлены пунктом 6 статьи 16 Закона N 171-ФЗ, который вступил в силу только с 01.07.2012, то есть уже после вынесения спорного приказа комитета от 09.02.2012.
Таким образом, до 01.07.2012 у комитета, по существу, не имелось оснований для отнесения тех или иных торговых объектов общества к нестационарными, следовательно, для признания общества нарушающим положения пункта 2 статьи 16 Закона N 171-ФЗ, которым запрещена торговля алкогольной продукцией в нестационарных торговых объектах.
При таких обстоятельствах приказ комитета от 09.02.2012 с адресованным обществу требованием прекратить торговлю алкогольной продукцией в павильонах, кроме расположенных на остановочных пунктах, до 14.03.2012 не соответствует Закону N 171-ФЗ в редакции Закона N 218-ФЗ.
В апелляционной жалобе общество ссылается на то, что такие объекты торговли, как павильоны, являются стационарными.
В своем решении суд первой инстанции пришел к выводу о том, что стационарными следует признать такие объекты торговли, которые являются недвижимым имуществом, зарегистрированным в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество.
Апелляционная инстанция считает такие выводы общества и решения суда недостаточно обоснованными.
Из пункта 6 статьи 16 Закона N 171-ФЗ следует, что стационарные торговые объекты и складские помещения должны иметь общую площадь не менее 50 или 25 квадратных метров, а также контрольно-кассовую технику.
Следовательно, понятия "объект недвижимости" и "объект стационарной торговли" не являются равнозначными по определению.
В то же время суд апелляционной инстанции считает обоснованным вывод обжалуемого решения о том, что сооружение, в котором находится стационарный объект торговли, не может носить временного характера исходя из данного в решении суда анализа положений Закона N 381-ФЗ, ГОСТ Р 51303-99, Положения от 27.12.2005 N 1535, а значит, должно иметь замкнутый объем, быть прочно связано фундаментом с земельным участком и подсоединено к инженерным коммуникациям.
Таким образом, отнесение того или иного объекта торговли к стационарным в целях применения положений Закона N 171-ФЗ должно осуществляться исходя из совокупности признаков, характеризующих как сам объект, так и владение им.
В данном случае, как правильно указал суд первой инстанции, договоры о временном размещении объекта мелкорозничной торговли и договоры аренды земельного участка для использования под "стационарный объект торговли продовольственными товарами (некапитальное строение)" свидетельствуют о временном размещении спорных павильонов общества, что исключает возможность отнесения их к стационарным торговым объектам.
Помимо этого, в статье 10 Закона N 381-ФЗ предусмотрено, что размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Для включения в схемы размещения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, установлен специальный порядок.
Во исполнение статьи 10 названного Закона постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 N 772 утверждены Правила включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов, согласно пунктам 4, 6, 7 которых для включения объектов в схему размещения орган местного самоуправления должен направить в органы, осуществляющие полномочия собственника имущества, заявление о включении объектов в схему размещения, а орган, осуществляющий полномочия собственника имущества, обязан рассмотреть поступившее заявление в течение 30 рабочих дней и принять решение о согласовании включения объектов в схему размещения или об отказе в таком согласовании; о принятом решении в письменном виде сообщить органу местного самоуправления, направившему заявление.
В рассматриваемой ситуации в письме Комитета социально-экономического развития и потребительского рынка администрации г. Пскова от 02.05.2012 N 505 сообщено, что спорные павильоны, арендованные обществом по договору аренды от 01.04.2008 N 2 у предпринимателя Легкова В.К., включены в схему размещения нестационарных торговых объектов и объектов оказания услуг, утвержденную постановлением администрации г. Пскова от 07.04.2010 N 701.
Следовательно, суд первой инстанции в целом пришел к обоснованному выводу о том, что павильоны общества относятся к нестационарным торговым объектам.
Таким образом, ООО "СММП" обязано прекратить осуществление лицензируемого вида деятельности в таких обособленных подразделениях с 01.07.2012.
Далее, суд апелляционной инстанции считает обоснованным довод апелляционной жалобы об отсутствии у общества необходимости переоформления лицензии.
Имеющаяся у заявителя лицензия от 04.05.2006 серии 60 АА N 425 предоставляет лицензиату право на розничную продажу алкогольной продукции в местах осуществления деятельности, часть из которых соответствует особым требованиям к осуществлению данного вида деятельности, а часть - после вступления в силу Закона N 218-ФЗ не соответствует этим особым требованиям.
Организация обязана прекратить осуществление лицензируемого вида деятельности в обособленном подразделении, если место нахождения такого обособленного подразделения перестает соответствовать особым требованиям к розничной продаже алкогольной продукции в результате внесения изменений в законодательство о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции вне зависимости от внесения соответствующих изменений в лицензию.
По мнению комитета, в связи с изменением указанных в лицензии мест нахождения обособленных подразделений у организации возникает обязанность в течение 30 дней подать в лицензирующий орган заявление о переоформлении лицензии (статья 19 Закона N 171-ФЗ).
На основании пункта 12 статьи 19 Закона N 171-ФЗ переоформление лицензии осуществляется в случае изменения наименования организации (без ее реорганизации), изменения места ее нахождения или указанных в лицензии мест нахождения ее обособленных подразделений, окончания срока аренды производственного или складского помещения, стационарного торгового объекта, используемого для осуществления лицензируемого вида деятельности, изменения иных указанных в лицензии сведений, а также в случае утраты лицензии. В предусмотренных настоящим пунктом случаях переоформление лицензии осуществляется путем выдачи новой лицензии с сохранением при этом указанного в лицензии срока ее действия и при условии возврата ранее выданной лицензии (за исключением ее утраты) в лицензирующий орган.
Согласно статье 20 Закона N 171-ФЗ в случае непредставления в установленный срок заявления о переоформлении лицензии решением лицензирующего органа действие лицензии приостанавливается.
Вместе с тем в силу прямого указания пункта 11 статьи 5 Закона N 218-ФЗ лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, выданные до дня вступления в силу настоящего Закона, действуют до окончания срока их действия.
Таким образом, оснований для переоформления лицензии в связи со вступлением в силу ограничений мест торговли алкогольной продукцией, установленных Законом N 218-ФЗ, у общества не имеется в силу пункта 11 статьи 5 данного Закона.
Учитывая изложенные правовые нормы, суд первой инстанции необоснованно указал, что лицензия на розничную продажу алкогольной продукции, выданная до 22.07.2011, действует до окончания срока ее действия в отношении обособленных подразделений лицензиата, места нахождения которых соответствуют особым требованиям к осуществлению данного вида деятельности, но должна быть переоформлена, если в ней указаны обособленные подразделения лицензиата, места нахождения которых не соответствуют этим особым требованиям.
При таких обстоятельствах приказ комитета от 09.02.2012 N 120 не соответствует требованиям законодательства как в части требования о прекращении торговли в павильонах, кроме расположенных на остановочных пунктах, так и в части требования о переоформлении лицензии, в связи с чем жалоба общества в указанный частях подлежит удовлетворению, а соответствующие положения приказа - признанию недействительными.
В остальной части решение суда первой инстанции является законным и отмене не подлежит.
Расходы по госпошлине подлежат распределению в порядке статьи 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Псковской области от 18 июня 2012 года по делу N А52-1540/2012 отменить в части отказа в признании недействительным приказа общества с ограниченной ответственностью "СММП" (ОГРН 1066027021488) от 09.02.2012 N 120 "О вынесении предписания об устранении нарушений условий действия лицензии общества с ограниченной ответственностью "СММП" в части возложения на общество обязанности устранить выявленные нарушения условий действия лицензии в отношении нестационарных торговых объектов, кроме расположенных на автобусных остановках, а также представления в Государственный комитет Псковской области по экономическому развитию, промышленности и торговле (ОГРН 1096027012542) заявления и необходимых для переоформления лицензии документов.
Признать недействительным и не соответствующим требованиям Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" в редакции Федерального закона от 18.07.2011 N 218-ФЗ приказ от 09.02.2012 N 120 "О вынесении предписания об устранении нарушений условий действия лицензии общества с ограниченной ответственностью "СММП" в части возложения на общество обязанности устранить выявленные нарушения условий действия лицензии в отношении нестационарных торговых объектов, кроме расположенных на автобусных остановках, а также представления в Государственный комитет Псковской области по экономическому развитию, промышленности и торговле (ОГРН 1096027012542) заявления и необходимых для переоформления лицензии документов.
Возложить на Государственный комитет Псковской области по экономическому развитию, промышленности и торговле (ОГРН 1096027012542) обязанность устранить допущенные нарушения прав и интересов общества с ограниченной ответственностью "СММП" (ОГРН 1066027021488).
В остальной части решение Арбитражного суда Псковской области от 18 июня 2012 года по делу N А52-1540/2012 оставить без изменения.
Взыскать с Государственного комитета Псковской области по экономическому развитию, промышленности и торговле (ОГРН 1096027012542) в пользу общества с ограниченной ответственностью "СММП" (ОГРН 1066027021488) госпошлину за рассмотрение дела в суде первой инстанции в размере 2000 руб., за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции в сумме 1000 руб.
Председательствующий |
В.И. Смирнов |
Судьи |
Н.Н. Осокина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А52-1540/2012
Истец: ООО "СММП"
Ответчик: Государственный комитет Псковской области по экономическому развитию, промышленности и торговле