г. Вологда |
|
10 сентября 2012 г. |
Дело N А05-7358/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 сентября 2012 года.
В полном объёме постановление изготовлено 10 сентября 2012 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего Осокиной Н.Н.,
судей Мурахиной Н.В. и Чельцовой Н.С.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бландовым Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Северодвинске Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 10 июля 2012 года по делу N А05-7358/2012 (судья Чурова А.А.),
установил:
государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Северодвинске Архангельской области (ОГРН 1022900838168; далее - учреждение, Фонд) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Строй Гарант Север" (ОГРН 1062902006947; далее - общество, ООО "Строй Гарант Север") о взыскании 11 360 руб. финансовой санкции, предусмотренной пунктом 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), в связи с представлением недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, за 2009 год.
К участию в деле качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 9 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (ОГРН 1112902000530; далее - инспекция, налоговый орган).
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 10 июля 2012 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Фонд с решением суда не согласился и обратился в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить, заявленные требования удовлетворить. В обоснование своих доводов указывает, что не обязано составлять акт проверки, поскольку права и обязанности, возникшие в отношении налоговых периодов по единому социальному налогу (далее - ЕСН), истекших до 01 января 2010 года, осуществляются в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - НК РФ) с учетом положений главы 24 НК РФ, действовавшей до вступления в силу пункта 2 статьи 24 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 213-ФЗ). Считает, что порядок привлечения налогоплательщика в ответственности не нарушен, поскольку он соответствует разъяснениям, содержащимся в письме Пенсионного фонда Российской Федерации N АД-30-24/9291 и Федеральной налоговой службы Российской Федерации N ММВ-22-2/422@ от 31.08.2010 "О проверках правильности исчисления и уплаты пенсионных взносов за период до 2010 года".
Общество отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Инспекция в отзыве поддерживает доводы апелляционной жалобы, считает, что она подлежит удовлетворению, а решение суда первой инстанции - отмене.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, инспекцией проведена выездная налоговая проверка общества, по результатам которой установлено, что страхователем при исчислении налогооблагаемой базы не начислены страховые взносы на премии в общей сумме 1 726 000 руб., выплаченные по итогам работы за 2009 год работникам Ермолину Н.Ф. и Павленко А.С.
С учетом изложенного инспекцией установлена неуплата обществом страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2009 год в сумме 113 600 руб., в том числе 56 800 руб. за Павленко А.С., 56 800 руб. за Ермолина Н.Ф.
Налоговым органом составлен акт выездной налоговой проверки от 25.11.2011 N 2.11-05/38 ДСП, выписка из которого направлена Фонду.
Извещением от 16.12.2011 N 06-30/10794 учреждение предложило обществу явиться на рассмотрение акта выездной налоговой проверки от 25.11.2011 N 2.11-05/38 ДСП.
Рассмотрев материалы проверки, заместитель начальника учреждения, 29.12.2011 вынес решение N 10 о привлечении ООО "Строй Гарант Север" к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, в виде финансовой санкции в сумме 11 360 руб.
На основании этого решения Фондом выставлено требование от 22.03.2012 N 10/1, которым обществу в срок до 09.04.2012 предложено уплатить финансовую санкцию в названной сумме.
В связи с неисполнением указанного требования учреждение обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании с общества штрафа.
Суд первой инстанции правомерно отказал Фонду в удовлетворении заявленного требования по следующим основаниям.
Законом N 27-ФЗ установлена обязанность страхователя представлять в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения в отношении граждан, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.
В соответствии со статьей 11 этого же Закона страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
Согласно статье 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки либо представление неполных и (или) недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, к страхователя применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.
С 01.01.2010 порядок проведения проверок плательщиков страховых взносов, оформление результатов проверки и порядок привлечения к ответственности за совершение нарушения законодательства о страховых взносах регулируются Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ).
Статьей 3 Закона N 212-ФЗ установлено, что контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (далее - контроль за уплатой страховых взносов) осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, и Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации (далее - органы контроля за уплатой страховых взносов).
В соответствии со статьей 33 данного Закона органы контроля за уплатой страховых взносов проводят следующие виды проверок плательщиков страховых взносов: камеральная проверка; выездная проверка.
Статьей 35 Закона N 212-ФЗ установлено, что выездная проверка плательщика страховых взносов проводится на территории (в помещении) плательщика страховых взносов на основании решения руководителя (заместителя руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов. В случае, если у плательщика страховых взносов отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной проверки, выездная проверка может проводиться по месту нахождения органа контроля за уплатой страховых взносов. Решение о проведении выездной проверки выносит орган контроля за уплатой страховых взносов по месту нахождения организации или по месту жительства физического лица, за исключением случаев, указанных в части 3 настоящей статьи.
Согласно статье 38 Закона N 212-ФЗ по результатам выездной проверки в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной проверке должностными лицами органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившими проверку, должен быть составлен акт проверки по форме и в соответствии с требованиями к составлению акта выездной проверки, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования. Акт проверки подписывается лицами, проводившими соответствующую проверку, и лицом, в отношении которого проводилась эта проверка (его уполномоченным представителем). Об отказе лица, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченного представителя), подписать акт делается соответствующая запись в акте проверки.
Акт проверки в течение пяти дней с даты подписания этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченному представителю), лично под расписку, направлен по почте заказным письмом или передан в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления акта проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день считая с даты отправления заказного письма. Форматы, порядок и условия направления плательщику страховых взносов акта проверки в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются органами контроля за уплатой страховых взносов.
Лицо, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченный представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 дней со дня получения акта проверки вправе представить в орган контроля за уплатой страховых взносов письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом плательщик страховых взносов вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в орган контроля за уплатой страховых взносов документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.
Согласно статье 39 Закона N 212-ФЗ акт проверки и другие материалы проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, а также представленные проверяемым лицом (его уполномоченным представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившего проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в части 5 статьи 38 настоящего Федерального закона.
Руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов извещает о времени и месте рассмотрения материалов проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка. Лицо, в отношении которого проводилась проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего уполномоченного представителя. Неявка лица, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченного представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого лица (его уполномоченного представителя) будет признано руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов обязательным для рассмотрения этих материалов.
По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования, выносит решение: о привлечении к ответственности за совершение правонарушения; об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения.
В решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение конкретных правонарушений с указанием статей настоящего Федерального закона, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности. В решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения указываются размер выявленной недоимки и соответствующих пеней, а также подлежащий уплате штраф.
В данном случае учреждением нарушен установленный указанными положениями Закона N 212-ФЗ порядок проведения проверок плательщиков страховых взносов, оформления результатов проверки и привлечения к ответственности за совершение нарушения законодательства о страховых взносах.
Фондом не проводилась ни камеральная, ни выездная проверка общества, акт проверки не оформлялся и не направлялся в адрес общества.
Такие обстоятельства свидетельствуют о нарушении гарантий защиты, предоставленных страхователю законодательством.
Кроме того, ни в акте проверки налоговой инспекции, ни в решении Фонда не указаны документы и иные сведения, подтверждающие выводы о неуплате обществом страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2009 год в сумме 113 600 руб., в том числе 56 800 руб. за Павленко А.С., 56 800 руб. за Ермолина Н.Ф.
При этом в акте проверки налоговая инспекция в обоснование вывода о занижении обществом базы для начисления страховых взносов за 2009 год и неуплате страховых взносов сослалась только на положения НК РФ.
Исходя из изложенного суд апелляционной инстанции считает, что допущенное Фондом нарушение процедуры привлечения к ответственности является существенным, поскольку общество не имело возможности реализовать предоставленные ему законом права: давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью и иными процессуальными правами, предусмотренными положениями Закона N 212-ФЗ, а также заявителем не доказан факт представления обществом недостоверных индивидуальных сведений, необходимых для осуществления персонифицированного учета.
Апелляционная коллегия отклоняет доводы апелляционной жалобы о том, что поскольку инспекцией проверялась уплата ЕСН, период уплаты которого истек до 01.01.2010, то на основании статьи 38 Закона N 213-ФЗ в рассматриваемом случае должен применяться порядок привлечения к ответственности, установленный в письме Пенсионного фонда Российской Федерации N АД-30-24/9291 и Федеральной налоговой службы Российской Федерации N ММВ-22-2/422@ от 31.08.2010 "О проверках правильности исчисления и уплаты пенсионных взносов за период до 2010 года".
Однако в статье 38 Закона N 213-ФЗ и названном совместном письме излагается порядок проведения проверок уплаты ЕСН, а не страховых взносов, и не идет речь о порядке привлечении к ответственности за представление недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Порядок проведения проверок, установленный Законом N 212-ФЗ, применяется с 01.01.2010 и не содержит каких-либо исключений в отношении проверки периодов уплаты страховых взносов.
Следовательно, данные ссылки подателя апелляционной жалобы являются необоснованными и подлежат отклонению
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворения заявления Фонда.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы учреждения и отмены решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 10 июля 2012 года по делу N А05-7358/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Северодвинске Архангельской области - удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Н. Осокина |
Судьи |
Н.В. Мурахина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-7358/2012
Истец: ГУ- УПФ РФ в г. Северодвинске Архангельской области
Ответчик: ООО "Строй Гарант Север"
Третье лицо: Межрайонная ИФНС России N9 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу