г. Москва |
N 09АП-25556/2012-ГК |
12 сентября 2012 г. |
Дело N А40-20355/12-77-195 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 сентября 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 сентября 2012 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Сазоновой Е.А.,
судей: Семикиной О.Н., Седова С.П.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Петиной Ю.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционных жалоб Российской Федерации в лице Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, Открытого акционерного общества "Карачаево-Черкесскэнерго" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 31.07.2012 по делу N А40-20355/12-77-195, принятое судьей Романенковой С.В.,
по иску Открытого акционерного общества "Карачаево-Черкесскэнерго" (ОГРН 1020900510784, 369010, г. Черкесск, ул. Касаева, д. 3)
к Российской Федерации в лице Министерства сельского хозяйства Российской Федерации за счет казны Российской Федерации (ОГРН 1067760630684, 107139, Москва, Орликов пер., д. 1/11)
третье лицо: Федеральное государственное бюджетное учреждение "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Карачаево-Черкесской Республике" (369000, г. Черкесск, ул. Кооперативная, 6)
о взыскании 35.648.777 руб. 18 коп.
при участии в судебном заседании:
от истца: Чагарова Л.А. по доверенности N 33 от 29.05.2012
от ответчика: Трухина Е.А. по доверенности N 45 от 18.06.2012
от третьего лица: не явка, извещен
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд города Москвы обратилось Открытое акционерное общество "Карачаево-Черкесскэнерго" с исковым заявлением, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, к Российской Федерации в лице Министерства сельского хозяйства Российской Федерации о взыскании задолженности в размере 33.059.969 руб. 60 коп.
Истец мотивирует свои требования неисполнением судебных актов Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 31.07.2012 г. по делу N А40-20355/12-77-195 исковые требования удовлетворены частично, с ответчика взыскан долг в размере 12.432.767 руб. 21 коп., в остальной части иска отказано.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
В частности заявитель апелляционной жалобы указывает на отсутствие в материалах дела доказательств, подтверждающих отсутствие денежных средств у основного должника, а также доказательств предъявления исполнительных листов в органы Федерального казначейства.
Открытое акционерное общество "Карачаево-Черкесскэнерго" также обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, ссылаясь на п. 13 ст. 33 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ, которым установлен переходный период с 01.01.2011 до 01.07.2012 для подготовки и принятия соответствующих нормативных актов, которые должны обеспечить создание и реорганизацию существующих государственных учреждений.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель ответчика поддержал доводы своей апелляционной жалобы, просил решение отменить, апелляционную жалобу удовлетворить, в удовлетворении апелляционной жалобы истца отказать.
Представитель истца в судебном заседании доводы своей апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда отменить, жалобу удовлетворить, против апелляционной жалобы ответчика возражал.
Апелляционная жалоба рассмотрена без участия представителя третьего лица, извещенного о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в связи с чем дело рассмотрено в порядке ст. 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции проверены на основании статей 266 и 268 АПК РФ.
Девятый арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив все доводы апелляционной жалобы, повторно рассмотрев материалы дела, приходит к выводу о том, что отсутствуют правовые основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда г. Москвы, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и обстоятельствами дела.
При исследовании материалов дела установлено, что решениями Арбитражного суда Карачаево- Черкесской Республики, вступившими в законную силу, от 15.12.201г. по делу N А25-1734/2011 с Учреждения по Адыге-Хабльскому филиалу ФГБУ "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Карачаево-Черкесской Республике" взыскано 112 539 руб. 24 коп., от 09.12.2011 г. по делу N А25-1689/201 с Учреждения по Усть-Джегутинскому филиалу ФГБУ "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Карачаево-Черкесской Республике взыскано 10 046 450 руб. 80 коп., от 09.12.2011 г. по делу N АП25-1572/2011 с Учреждения по Карачаевскому филиалу ФГБУ "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Карачаево-Черкесской Республике взыскано 705 580 руб. 73 коп., от 09.12.2011 г. по делу N А25-1688/2011 с Учреждения по Зеленчукскому филиалу ФГБУ "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Карачаево-Черкесской Республике взыскано 977 936 руб. 05 коп., от 22.09.2011 г., по делу N А25-1152/2011 с Учреждения Карачаевского филиала ФГБУ "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Карачаево-Черкесской Республике взыскано 744 374 руб. 31 коп., от 12.08.2011 г. по делу N А25-1003/2011 с Учреждения по Усть-Джегутинскому филиалу ФГБУ "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Карачаево-Черкесской Республике взыскано 9 914 444 руб. 89 коп., от 12.08.2011 г. по делу N ;А25-1051\2011 взыскано с Учреждения по Хабезскому филиалу ФГБУ "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Карачаево-Черкесской Республике 742 581 руб. 23 коп., от 05.03.2011 г. по делу N А25-1530/2011 взыскано с Учреждения по Усть-Джегутинскому филиалу ФГБУ "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Карачаево-Черкесской Республике 18 447 768 руб. 50 коп., а всего - 41 619 275 руб. 03 коп. задолженности за потребленную тепловую энергию.
В соответствии с п. 1 ст. 399 ГК РФ до предъявления требований к лицу, которое в соответствии с законом, иными правовыми актами или условиями обязательства несет ответственность дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником (субсидиарную ответственность), кредитор должен предъявить требование к основному должнику.
Если основной должник отказался удовлетворить требование кредитора или кредитор получил от него в разумный срок ответ на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность.
Для исполнения вышеуказанных судебных актов были переданы в Управление Федерального казначейства Карачаево-Черкесской Республики исполнительные листы N 02029676 от 12.07.2011 г., АСN 002937181 от 20.09.2011 г., АС N002937214 от 07.11.2011 г., АС N0029037182 от 20.09.2011 г, всего на сумму 29.776.948 руб. 21 коп.
Письмом от 30.12.2011 г. Управление Федерального казначейства Карачаево-Черкесской Республики указало на недостаточность денежных средств на счетах ФГБУ "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Карачаево-Черкесской Республике, что и послужило основанием для обращения взыскателя в Арбитражный суд г. Москвы с иском о взыскании задолженности в порядке субсидиарной ответственности к собственнику имущества государственного бюджетного учреждения - Российской Федерации в лице Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ за счет казны РФ.
Принимая во внимание указанные выше обстоятельства, суд апелляционной инстанции признает ссылку ответчика в апелляционной жалобе на отсутствие в материалах дела доказательств, подтверждающих отсутствие денежных средств у основного должника, а также доказательств предъявления исполнительных листов в органы Федерального казначейства, несостоятельной.
Как правильно установил суд первой инстанции, в ходе принудительного исполнения в период с июля 2011 г. по настоящее время, задолженность погашена на сумму 5.935.459 руб. 51 коп., подтверждается платежными поручениями от 28.12.201г. N 720, от 07.12.2011 г. N 214, от 28.09.2011 г. N 819, 825, от 29.09.2011 г. N 258, от 05.10.2011 г. N 366, от 20.10.2011 г. N 39, от 17.11.2011 г. N 582.
Таким образом, в итого, истец просит взыскать с ответчика в порядке субсидиарной ответственности денежные средства в размере 33.059.969 руб. 60 коп., а именно:
- по решению АС КФР от 15.12.2011 г. по делу N А25-1734/2011 взыскать 112.359 руб. 24 коп., в том числе 111.859 руб. 24 коп. основного долга и 500 руб. госпошлины;
- по решению АС КФР от 09.12.2011 г. по делу N А25-1689/2011 взыскать 9.046.450 руб. 80 коп., в том числе 9.045.950 руб. 80 коп. основного долга и 500 руб. госпошлины;
- по решению АС КФР от 09.12.2011 г. по делу N А25-1572/2011 взыскать 705.580 руб. 73 коп., в том числе 705.080 руб. 73 коп. основного долга и 500 руб. госпошлины;
- по решению АС КФР от 09.12.2011 г. по делу N А25-1688/2011 взыскать 977.936 руб. 05 коп., в том числе 977.436 руб. 05 коп. основного долга и 500 руб. госпошлины;
- по решению АС КФР от 12.08.2011 г. по делу N А25-1003/2011 взыскать 9.806.113 руб. 79 коп. основного долга;
- по решению АС КФР от 05.03.2011 г. по делу N А25-1530/2010 взыскать 12.411.528 руб. 99 коп. основного долга.
Статьей 16 АПК РФ установлено, что вступившие в законную силу судебные акты являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Согласно п. 2 ст. 120 ГК РФ учреждение отвечает по своим обязательствам, находящимся в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.
В соответствии с Федеральным законом от 08.05.2010 г. N 83-ФЗ, положения абзаца 6 пункта 2 ст. 120 ГК РФ в части исключения субсидиарной ответственности собственника имущества бюджетного учреждения по обязательствам такого учреждения не применяются к правоотношениям, возникшим до 01.01.2011 г.
Аналогичная позиция изложена в постановлениях Второго арбитражного апелляционного суда от 21.04.2011 г. N А31-5839/2010, Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2011 г. N 16АП-59/11/1,2, Десятого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2011 г. N А41-38937/10 и Федерального арбитражного суда Северо-западного округа от 25.05.2011 г. по делу N А05-8575/2010.
Как указал Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в п. 7 Постановления N 21 от 22.06.2006 г. "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского Российской Федерации" при определении надлежащего ответчика, несущего субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения, следует исходить из того, что согласно п. 2 ст. 120 ГК РФ, такую ответственность несет собственник имущества учреждения, то есть Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование.
При этом по искам, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию по обязательствам созданных ими учреждений, выступает от имени указанных публично-правовых образований главный распорядитель средств соответствующего бюджета, который определяется по правилам 1 указанной статьи БК РФ.
Согласно п. 1.3. Устава ФГБУ "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Карачаево-Черкесской Республике, утвержденного приказом от 24.05.2011 г. N 33-у Минсельхоза РФ полномочия главного распорядителя средств федерального бюджета в соответствии с Бюджетным кодексом РФ осуществляет Минсельхоз РФ, который доводит до Учреждения лимиты бюджетных обязательств, утверждает бюджетную месту и месту доходов и расходов, определяет порядок составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности учреждения и т.д.
В силу ч. 3 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель средств федерального бюджета выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности по денежным обязательствам подведомственных бюджетных учреждений.
Ответственность Министерства сельского хозяйства РФ по отношению к истцу является субсидиарной, т.е. министерство несет ответственность в случае недостаточности денежных средств у основного должника как собственник его имущества.
Апелляционная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что к правоотношениям сторон, возникшим в период с 01.01.2011 г., применяется новая редакция ст. 120 ГК РФ, в связи с чем Министерство не несет ответственность по обязательствам должника (Учреждения), возникшим после 01.01.2011 г., в связи с чем обоснованно удовлетворил требование истца на сумму долга 12.432.767 руб. 21 коп., в том числе:
- по решению АС КФР от 15.12.2011 г. по делу N А25-1734/2011 взыскать 14.632 руб. 28 коп., в том числе 14.567 руб. 17 коп. основного долга и 65 руб. 11 коп. госпошлины (пропорционально удовлетворенным требованиям);
- по решению АС КФР от 09.12.2011 г. по делу N А25-1688/2011 взыскать 6.605 руб. 94 коп., в том числе 6.602 руб. 56 коп. основного долга и 3 руб. 38 коп. госпошлины (пропорционально удовлетворенным требованиям);
- по решению АС КФР от 05.03.2011 г. по делу N А25-1530/2010 взыскать 12.411.528 руб. 99 коп. основного долга, а в удовлетворении требований истца о взыскании задолженности по обязательствам, возникшим после 01.01.2011 г., отказал.
Ссылка апелляционной жалобы истца на то, что статус федерального государственного бюджетного учреждения Учреждение приобрело с 24.05.2011 и до фактического приведения статуса федерального государственного учреждения в соответствии с новой редакцией ст. 120 ГК РФ, не принимается апелляционным судом во внимание в связи со следующим.
Федеральное государственное учреждение "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Карачаево-Черкесской Республике" переименовано в Федеральное государственное бюджетное учреждение "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Карачаево-Черкесской Респулике" приказом Минсельхоза России от 17.05.2011 N 126.
Устав Учреждения приведен в соответствие с положениями ст. 120 ГК РФ в редакции Федерального закона от 05.05.2010 N 83-ФЗ и соответствующие изменения, внесенные в Устав Учреждения, утверждены приказом Минсельхоза от 24.05.2011 N 33-у.
Изменение типа государственного учреждения не является его реорганизацией, а данный процесс сводится лишь к изменению его учредительных документов (п. 1 ст. 17.1 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" в редакции Федерального закона от 05.05.2010 N 83-ФЗ.
Правовое значение для применения положений ст. 120 ГК РФ в редакции Федерального закона от 05.05.2010 N 83-ФЗ имеет лишь время возникновения правоотношений - после 01.01.2011.
Согласно ст. 120 ГК РФ (в редакции Федерального закона от 05.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с усовершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений", действующей с 01.01.2011), бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет выделенных собственником имущества бюджетного учреждения средств, а также недвижимого имущества. Собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения.
В соответствии со ст. 33 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений", указанное положение ст. 120 ГК РФ применяется к правоотношениям, возникшим после 01.01.2011.
Обязательство по оплате электрической энергии в силу ст.ст. 539, 544 ГК РФ возникает с момента ее получения абонентом ежемесячно. Следовательно, правоотношения по отпуску и оплате электрической энергии возникают повременно.
На основании изложенного, довод истца о необходимости применения ст. 120 ГК РФ в ранее действующей редакции, подлежит отклонению.
Рассматривая доводы, приведенные в апелляционных жалобах, арбитражный апелляционный суд констатирует то, что они по смыслу аналогичны доводам, изложенным в исковом заявлении и отзыве на иск, и исходит из того, что эти доводы уже получили надлежащую оценку суда первой инстанции.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, принято законное и обоснованное решение на основании ст.ст. 120, 309, 310 ГК РФ и у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда г. Москвы.
Заявителями не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционных жалобах, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены или изменения решения Арбитражного суда г. Москвы.
Расходы по госпошлине распределяются в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 31.07.2012 по делу N А40-20355/12-77-195 оставить без изменения, а апелляционные жалобы Российской Федерации в лице Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, Открытого акционерного общества "Карачаево-Черкесскэнерго" - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий |
Е.А. Сазонова |
Судьи |
С.П. Седов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-20355/2012
Истец: ОАО "Карачаево-Черкесскэнерго"
Ответчик: Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ
Третье лицо: ФГБУ "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Карачаево-Черкесской Республике"
Хронология рассмотрения дела:
21.05.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-6174/13
13.05.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-6174/13
07.02.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-15250/12
12.09.2012 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-25556/12
31.07.2012 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-20355/12