Новое в налоговом администратировании
2 августа 2007 года в рамках Всероссийского онлайн-семинара в компании "Гарант" состоялось выступление Сергея Викторовича Разгулина, заместителя директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России.
С.В. Разгулин прокомментировал внесенные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ изменения в НК РФ. В частности, было обращено внимание на изменение формы налоговых деклараций и порядка их заполнения (ст. 80 НК РФ). Теперь налоговые органы не вправе требовать от налогоплательщиков включения в налоговую декларацию тех сведений, которые прямо не связаны с исчислением и (или) уплатой налогов и сборов.
Начиная с 2007 г., налогоплательщики с численностью работников свыше 250 человек, а с 1 января 2008 г. - свыше 100 человек, поставленные на учет в качестве крупнейших налогоплательщиков, обязаны отправлять налоговые декларации (авансовые расчеты) в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи (п. 3 ст. 80 НК РФ). Данное требование касается и уточненных деклараций за предыдущие периоды. С.В. Разгулин пояснил, что пока не сложилась соответствующая судебная практика, налоговые органы будут исходить из того, что дискеты и иные накопительные средства с электронной версией декларации не рассматриваются как надлежащее ее представление и не заменяют ее электронную форму.
В отношении налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы, установлено, что они не должны представлять отчетность по налогам, от уплаты которых освобождены (п. 2 ст. 80 НК РФ), и, следовательно, не могут привлекаться к ответственности за неподачу деклараций (постановления ФАС Волго-Вятского округа от 5 июня 2006 г. N А29-7322/2005а; ФАС Северо-Западного округа от 9 декабря 2005 г. N А66-5450/2005; ФАС Западно-Сибирского округа от 21 ноября 2005 г. N Ф04-8293/2005(17068-А27-14)).
С.В. Разгулин подробно прокомментировал новые правила проведения налоговых проверок.*(1) По его мнению, с 2007 г. налоговые органы несколько ограничены в полномочиях по проведению камеральных проверок. Установлена их обязанность составлять акт проверки при выявлении налогового правонарушения не позднее десяти дней после ее окончания (абз. 2 п. 1 ст. 100 НК РФ).
Ранее довольно частым поводом к судебно-арбитражным разбирательствам становилось определение того, какие именно документы и в каком объеме могут быть истребованы проверяющими. В новом п. 7 ст. 88 НК РФ установлено, что налоговый орган не вправе требовать дополнительных сведений и документов, за исключением прямо установленных случаев, в частности, случаев обязательного приложения документов к налоговой декларации либо документов, подтверждающих правомерность применения налоговых вычетов по НДС (ст. 172 НК РФ) (постановление ФАС Поволжского округа от 25 января 2007 г. N А55-6532/06-44).
С 1 января 2007 г. вступила в силу норма о двухмесячном сроке выездной налоговой проверки, который начинает течь в день вынесения решения о ее назначении и заканчивается в день составления справки о проведенной проверке, которая в свою очередь должна быть подготовлена в последний день проверки (п. 15 ст. 89 НК РФ). Следовательно, налогоплательщику теперь уже не нужно вести учет фактического времени нахождения проверяющих на его территории. Ранее в законодательстве указывалось, что такая справка составляется "по окончании проверки", но конкретный срок ее составления не определялся. Кроме того, срок налоговой проверки мог быть более продолжительным, так как в общий срок ее проведения включалось время фактического нахождения проверяющих на территории налогоплательщика (постановление КС РФ от 16 июля 2004 г. N 14-П).
Применительно к основаниям продления срока выездной проверки и периоду ее пролонгации дополнительная информация содержится в приказе ФНС России от 25 декабря 2006 г. N САЭ-3-06/892@.
В НК РФ появился исчерпывающий перечень оснований для приостановления выездной проверки на срок не более девяти месяцев по решению руководителя налогового органа (п. 9 ст. 89 НК РФ). При определении максимального числа выездных проверок в календарном году - не более двух (п. 5 ст. 89 НК РФ) не учитываются самостоятельные выездные проверки филиалов и представительств, а также проверки, назначенные по решению руководителя ФНС.
Изменениям подвергся институт повторной выездной проверки (п. 10 ст. 89 НК РФ). В частности проверяемый период ограничен только трехлетним сроком, предшествовавшим году вынесения решения о ее назначении. Дополнительным основанием ее проведения является подача уточненной декларации, по которой сумма налога меньше первоначально заявленной.
Усовершенствован порядок представления документов налоговому органу, проводящему налоговую проверку. Положения ст. 93 НК РФ касаются как выездной проверки, так и камеральной в случаях, когда право истребования документов закреплено ст. 88 НК РФ. Срок представления документов увеличен до десяти дней и уточнен момент начала этого срока - со дня вручения требования (приказ ФНС России от 31 мая 2007 г. N ММ-3-06/338@).
Однако при объективной невозможности соблюдения данного срока налогоплательщику рекомендуется в следующий же день после получения требования письменно уведомить налоговый орган об этом. Например, об отсутствии возможности изготовить копии документов, указав при этом срок, в который эти копии могут быть представлены, и причины их несвоевременного представления (например, нахождение документов в филиале или представительстве, их чрезмерно большой объем, переведение их из архива и др.). В новой редакции ст. 93 НК РФ появилось четкое определение "надлежаще заверенной копии" документа: наличие печати и подписи руководителя организации, его заместителя или иного уполномоченного лица, без какого-либо нотариального заверения. Ранее этот вопрос разрешался на основе письма ФНС России от 2 августа 2005 г. N 01-2-04/1087. При этом изъять и забрать с собой подлинники документов проверяющие смогут только в результате процедуры выемки (п. 8 ст. 94 НК РФ) (постановление ФАС Дальневосточного округа от 11 октября 2006 г. N Ф03-А59/06-2/2317; письмо Минфина РФ от 12 июля 2007 г. N 03-02-07/1-327).
В завершение своего выступления С.В. Разгулин остановился на изменениях порядка принудительного взыскания задолженности (ст. 46, 47, 60, 70 НК РФ). В течение двух месяцев после окончания срока исполнения требования должно быть принято решение о взыскании налога за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банке. Взыскание обращается сначала на рублевые, а при нехватке средств - и валютные счета (абз. 2 п. 5 ст. 46 НК РФ). Ранее ст. 46 НК РФ не содержала указания на срок, в течение которого налоговый орган мог обратиться за взысканием налога в суд в случае пропуска срока для взыскания налога во внесудебном порядке (постановление Пленума ВАС РФ от 28 февраля 2001 г. N 5). Согласно новой редакции ст. 46 НК РФ в случае пропуска налоговым органом двухмесячного срока, взыскание возможно только через суд со сроком на подачу иска в 6 месяцев (п. 3 ст. 46 НК РФ).
При этом восполнен еще один законодательный пробел в ст. 47 НК РФ, которая ранее не устанавливала срока на принятие решения о взыскании налога за счет имущества (постановление Президиума ВАС РФ от 24 января 2006 г. N 10353/05). Теперь решение налогового органа о таком взыскании при недостаточности денежных средств на счетах налогоплательщика должно быть принято в течение одного года после истечения срока исполнения требования (п. 1 ст. 47 НК РФ). Новелла п. 1 ст. 70 НК РФ связана с изменением срока, в течение которого можно предъявить требование об уплате налога - три месяца со дня выявления недоимки (ранее - с момента наступления срока уплаты налога)*(2).
Что касается сроков привлечения к ответственности, то течение срока давности привлечения к ответственности (три года со дня совершения налогового правонарушения) приостанавливается по отношению к налогоплательщикам (постановление КС РФ от 14 июля 2005 г. N 9-П), которые активно противодействовали проведению выездной проверки (п. 1.1 ст. 113 НК РФ).
С.В. Разгулин также поделился планами в части принятия в ближайшее время нескольких новых регламентов с подробным описанием оказываемых налоговыми органами государственных услуг (по вопросам информирования налогоплательщиков, регистрации юридических лиц, регистрации ККТ, выдачи лицензий), а также разработки поправок в ст. 20 и 40 НК РФ в части реформирования института трансфертного ценообразования для большего соответствия международной "антитрансфертной" практике.
С.В. Разгулин,
заместитель директора Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики Минфина России
"Арбитражное правосудие в России", N 10, октябрь 2007 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) См. также Концепцию системы планирования выездных налоговых проверок (утв. приказом ФНС России от 30 мая 2007 г. N ММ-3-06/333@).
*(2) Кроме того, нарушение срока выставления требования на уплату налога - 10 дней с момента вступления соответствующего решения в силу (п. 2 ст. 70 НК РФ) - не прерывает течение общего срока на принудительное взыскание налога и пеней (п. 6 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 17 марта 2003 г. N 71).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Новое в налоговом администратировании
Автор
С.В. Разгулин - заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
"Арбитражное правосудие в России", 2007, N 10