г. Ессентуки |
|
11 сентября 2012 г. |
Дело N А22-188/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 сентября 2012 г.
Полный текст постановления изготовлен 11 сентября 2012 г.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Афанасьевой Л.В.,
Судей: Белова Д.А., Семенова М.У.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Замуруевой Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Республики Калмыкия на решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 15.06.2012 по делу N А22-188/2012
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "СОЭКС - Калмыкия" (ИНН 0814000088, ОГРН 1030800755810)
к Министерству финансов Республики Калмыкия,
3-лица - Министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия (ИНН 0816009907, ОГРН 1090816005587),
Государственное учреждение "Управление автомобильных дорог Республики Калмыкия" (ИНН 0814012534, ОГРН 102080762278),
о признании незаконными действия и возложении определенной обязанности,
в отсутствии лиц участвующих в деле,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "СОЭКС - Калмыкия" (далее -заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Министерству финансов Республики Калмыкия (далее - ответчик, Минфин РК), 3-лица - Министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия (далее -Минземимущество РК), Государственное учреждение "Управление автомобильных дорог Республики Калмыкия" (далее - ГУ "Калмдор") о признании незаконными действия по возврату без исполнения исполнительного листа от 30.08.2011 серии АС N 002926978, выданного Арбитражным судом Республики Калмыкия о взыскании с казны Республики Калмыкия в пользу ООО "СОЭКС-Калмыкия" 488143 руб. и обязании выполнить требование ст. 242.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) по исполнению исполнительного листа от 30.08.2011 АС N 002926978.
Решением суда от 15 июня 2012 года заявленные требования Общества с ограниченной ответственностью "СОЭКС-Калмыкия" - удовлетворено.
Действия Министерства финансов Республики Калмыкия по возврату без исполнения исполнительного листа от 30.08.2011 серии АС N 002926978, выданного Арбитражным судом Республики Калмыкия признаны незаконными.
Министерство финансов Республики Калмыкия обязана выполнить требования статьи 242.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации по исполнению исполнительного листа от 30.08.2011 серии АС N 002926978.
Обществу с ограниченной ответственностью "СОЭКС - Калмыкия" из федерального бюджета Российской Федерации возвращена уплаченная государственная пошлина в размере 2000 рублей.
Решение мотивированно тем, что действия Минфина РК по возврату исполнительного листа являются незаконными.
Не согласившись с принятым решением, Министерство финансов Республики Калмыкия обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на незаконность и необоснованность обжалуемого решения. Заявитель указывает, что судом первой инстанции неверно применены нормы права, в результате чего были сделаны неправильные выводы. Исполнительный лист возвращен на законных основаниях, так как взыскатель должен был направить его для исполнения в Управление Федерального казначейства по Республике Калмыкия.
Участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте проведения судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
В ходе судебного заседания от общества с ограниченной ответственностью "СОЭКС - Калмыкия" поступило ходатайство об отложении судебного заседания на более поздний срок, ходатайство мотивированно отсутствие6м возможности общества обеспечить явку представителя в судебное заседание.
Указанное ходатайство судом отклонено, в связи с ограниченными сроками рассмотрения апелляционной жалобы и отсутствием необходимости явки сторон своевременно извещенных о времени и месте судебного заседания. Материалы дела содержат все необходимые сведения.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 15.06.2012 по делу N А22-188/2012 следует оставить без изменения.
Из материалов дела усматривается, что вступившим в законную силу постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2011 года по делу N А22-1659/2010 с Республики Калмыкия в лице Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия за счет средств казны Республики Калмыкия в порядке субсидиарной ответственности по обязательствам ГУ "Калмдор" взысканы в пользу ООО "СОЭКС-Калмыкия" денежные средства в сумме 488143 руб. из них: 372000 руб. - сумма основного долга, 116143 руб.- проценты за несвоевременную выплату.
12.09.2011 Арбитражный суд Республики Калмыкия выдал исполнительный лист АС N 002926978, который 20.09.2011 (исх. 88) был направлен заявителем в Минфин РК для взыскания.
28.09.2011 N 2883/14 Минфин РК направило уведомление в Минземимущество РК о поступлении исполнительного документа и необходимости представления предложений о перемещении бюджетных ассигнований для исполнения и внесении изменений в сводную бюджетную роспись, а также заявки на финансирование для исполнения требований.
28.09.2011 за N 125/14/11 Минфин РК направил письмо Председателю Правительства РК Ивановой Л.Н. о поступлении исполнительного листа, в котором просил предусмотреть средства в объеме 488143 руб. при внесении изменений в Закон РК от 21.12.2010 N 233-IV-3 "О республиканском бюджете на 2011 год".
28.09.2011 за N 126/14/11 Минфин РК направил запрос в Министерство по строительству, транспорту и дорожному хозяйству РК Бадинову Г.К. о предоставлении информации о деятельности, осуществляемой ГУ "Калмдор".
28.09.2011 за N 127/14/11 Минфин РК направил запрос в Минземимущество РК об имуществе, закрепленном на праве оперативного управления за ГУ "Калмдор" и имеющиеся сведения о деятельности учреждения.
21.12.2011 уведомлением Минфина РК исполнительный лист был возвращен со ссылкой на отсутствие денежных средств, достаточных для удовлетворения требований взыскателя, и необходимостью взыскателя обратиться в службу судебных приставов с целью обращения взыскания на имущество основного должника. При этом, Минфин РК руководствовалось ст. 242.2 БК РФ.
Полагая действие Минфина РК по возврату исполнительного листа незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Согласно п.2 ст. 1 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.3 ст. 239 БК РФ обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 названного Кодекса.
Анализ норм главы 24.1 БК РФ позволяет сделать вывод о том, что законодателем предусмотрено два механизма исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджета.
Так, согласно ст. 242.2 БК РФ судебные акты по искам к публично-правовому образованию о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов или их должностных лиц, в том числе в результате издания государственными органами актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет казны соответствующего публично-правового образования (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств бюджета) исполняются Министерством финансов Российской Федерации, финансовыми органами субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
При этом в названной статье сделано исключение в отношении исполнения судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств соответствующего бюджета.
Судебные акты, предусматривающие обращение взыскания на средства бюджета по обязательствам бюджетных учреждений (в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей), исполняются органами казначейства по месту открытия должнику (субсидиарному должнику) лицевых счетов (ст. ст. 242.3,242.4, 242.5 БК РФ).
Однако в данном случае Минфин РК выступает не только органом, обеспечивающим в качестве финансового органа исполнение судебных актов в порядке ст. 242.2 БК РФ, но и главным распорядителем средств бюджета. В Положении о Минфине РК, утвержденного постановлением Правительства РК от 29.12.2005 N 418 (с изменениями от 21.06.2007, 11.02.2008) указано, что является органом исполнительной власти РК, осуществляющим проведение бюджетной, финансовой и налоговой политики в РК, организацию бюджетного процесса и координирующим в этой сфере деятельность органов исполнительной власти РК и исполнительных органов местного самоуправления.
В соответствии с п.10 ст. 158 БК РФ в суде от имени Российской Федерации по искам, предъявленным в порядке субсидиарной ответственности к публично-правовым образованиям по обязательствам созданных ими учреждений, выступает соответствующий распорядитель бюджетных средств.
В связи с этим возврат Минфином РК без исполнения исполнительного листа от 30.08.2011 серии АС N 002926978, выданного арбитражным судом Республики Калмыкия по делу N А22-1659/2010, фактически является отказом Минфином РК, выступающего в качестве главного распорядителя средств бюджета, от исполнения судебного акта, на основании предъявленного взыскателем ООО "СОЭКС-Калмыкия" исполнительного листа по мотиву предъявления взыскателем для принудительного исполнения судебному приставу-исполнителю.
Вместе с тем в соответствии п.9 ст. 242.5 БК РФ в случае удовлетворения судом заявления взыскателя о взыскании средств местного бюджета с главного распорядителя средств местного бюджета в порядке субсидиарной ответственности на основании полностью или частично неисполненного исполнительного документа по денежным обязательствам, находящегося в ведении получателя средств местного бюджета, исполнительный документ о взыскании средств с главного распорядителя средств местного бюджета направляется в орган по месту открытия главному распорядителю средств местного бюджета лицевого счета как получателю средств местного бюджета для исполнения в таком же порядке, что и в отношении получателя.
Специфика исполнения судебных актов в порядке ст. 242.5 БК РФ, предусматривающих обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам муниципальных учреждений (в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей) согласно п.3,9 ст. 242.5 свидетельствует о невозможности исполнения данных судебных актов без направления в данном случае Минфином РК, выступающим в данном деле главным распорядителем в порядке субсидиарной ответственности по обязательствам учреждения - должника, платежного поручения на перечисление средств для исполнения исполнительного документа.
Следовательно, получив исполнительные документы от взыскателя, Минфину РК ничто не препятствовало направить указанные документы в органы казначейства для исполнения судебных актов в порядке ст. 242.5 БК РФ.
Иное же свидетельствует о затягивании ответчиком исполнения судебного акта и злоупотребления процедурой, что с учетом конституционно-правового смысла об обязательности и необходимости исполнения судебных актов, направленного на защиту интересов взыскателя, которому должны быть гарантированы действительная возможность получить то, что ему причитается по судебному решению и в разумный срок, является недопустимым.
В материалах дела приложено письмо руководителя УФК по РК Пашнанова Э.Л. (исх. N 05-05-06/2555 от 30.03.2012) в Минфин РК в котором указано, что взыскание денежных средств в пользу взыскателя (ООО "СОЭКС-Калмыкия") производится в субсидиарном порядке с главного распорядителя бюджетных средств в лице Минземимущества РК, лицевой счет которого обслуживается в Управлении. Изначально же указанный исполнительный документ должен был приниматься к своему производству финансовым органом субъекта РФ в лице Минфина РК.
11.02.2012 N НШ-02/1559 Минземимущество сообщило Минфин РК о том, что ГУ "Калмдор" дало согласие на продажу двух единиц автотранспорта для погашения задолженности. Рассматривается предложение о продаже еще двух единиц техники, находящейся на балансе указанного учреждения. По предварительной оценке, стоимость реализуемого имущества достаточна для погашения всей задолженности перед ООО "СОЭКС-Калмыкия".
В деле имеется платежное поручение N 742262 от 18.05.2012 о возмещении Минземимуществом РК судебных расходов по делу N А22-1659/2010 от 30.08.2011 в сумме 174000 руб.
Распоряжением Минземимущества РК от 25.04.2012 N 246-р ГУ "Калмдор" предоставлена реализация в соответствии с действующим законодательством, посредством проведения торгов (аукциона) автомашин в количестве две единицы стоимостью 185000 руб. и 78000 руб.
На основании изложенных обстоятельств довод апелляционной жалобы о том, что Исполнительный лист возвращен на законных основаниях, так как взыскатель должен был направить его для исполнения в Управление Федерального казначейства по Республике Калмыкия - не состоятелен.
Ссылки заявителя апелляционной жалобы на то обстоятельство, что в настоящее время обязательства должника перед взыскателем исполнены - несостоятельны, так как исполнение обязательств не свидетельствует о законности действий Министерства Финансов по РК по возврату без исполнения исполнительного документа.
Доводы апелляционной жалобы не нашли подтверждения.
На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, и поэтому у арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда Республики Калмыкия от 15.06.2012 по делу N А22-188/2012.
Нормы процессуального права при разрешении спора применены судом правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену судебных актов (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), из материалов дела не усматривается.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 15.06.2012 по делу N А22-188/2012, оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Л.В. Афанасьева |
Судьи |
Д.А. Белов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А22-188/2012
Истец: ООО "СОЭКС- Калмыкия"
Ответчик: Минфин РК
Третье лицо: ГУ - "Управление автодорог РК", ГУ "Управление автомобильных дорог Республики Калмыкия" (ГУ "Калмдор"), Министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия, Министерство финансов Республики Калмыкия