гор. Самара |
|
10 сентября 2012 г. |
Дело N А65-29635/2011 |
Резолютивная часть постановления оглашена 06 сентября 2012 года.
В полном объеме постановление изготовлено 10 сентября 2012 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Николаевой С.Ю., судей Романенко С.Ш., Терентьева Е.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сусловой К.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании 06 сентября 2012 года в зале судебных заседаний N 6
апелляционную жалобу Кабинета Министров Республики Татарстан на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 06 июля 2012 года, принятое по делу N А65-29635/2011, судья Хасаншин И.А.
по иску Открытого акционерного общества "АЛНАС", гор. Альметьевск (ОГРН 1021601624021)
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ФГБУ "ФКП Росреестра"), гор. Москва в лице филиала по Республике Татарстан (ОГРН, 1021603478533),
при участии третьих лиц:
1. Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан,
2. Кабинет Министров Республики Татарстан,
3. Исполнительный комитет Альметьевского муниципального района и г. Альметьевска
об обязании внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым N 16:45:050128:213 общей площадью 245 810 кв.м., расположенного по адресу: РТ, гор. Альметьевск, ул. Сургутская, д. 2, указав ее равной его рыночной стоимости в размере 116 023 000 руб., и земельного участка с кадастровым N 16:45:040106:4 общей площадью 17 712,25 кв.м., расположенного по адресу: РТ, гор. Альметьевск, ул. Базовая, д. 6, указав ее равной его рыночной стоимости в размере 9 509 000 руб.,
при участии в судебном заседании:
от истца - Далидан О.А., представитель по доверенности от 17.08.2012;
от ответчика - не явился, извещен;
от третьих лиц - не явились, извещены.
Установил:
Открытое акционерное общество "АЛНАС" обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с исковым заявлением к Федеральному государственному учреждению "Земельная кадастровая палата" по Республике Татарстан об обязании внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка площадью 245 810 кв.м., расположенного по адресу: Республика Татарстан, гор. Альметьевск, ул. Сургутская, д. 2, указав ее равной его рыночной стоимости в размере 116 023 000 руб., и земельного участка площадью 17 712,25 кв.м., расположенного по адресу: Республика Татарстан, гор. Альметьевск, ул. Базовая, д. 6, указав ее равной его рыночной стоимости в размере 9 509 000 руб.
Определениями суда в порядке ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, Кабинет Министров Республики Татарстан, Исполнительный комитет Альметьевского муниципального района и гор. Альметьевска.
В связи с реорганизацией ответчика, на основании статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд произвел процессуальное правопреемство ответчика на Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ФГБУ "ФКП Росреестра"), гор. Москва, в лице филиала по Республике Татарстан.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 06 июля 2012 года удовлетворены заявленные требования ОАО "АЛНАС" об обязании Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан" внести изменения в сведения о государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 16:45:050128:213, общей площадью 245 810 кв.м., расположенного по адресу: РТ, гор. Альметьевск, ул. Сургутная, д. 2, указав ее равной его рыночной стоимости в размере 142 002 000 руб., и земельного участка с кадастровым номером 16:45:040106:4, общей площадью 17 712,25 кв.м., расположенного по адресу: РТ, гор. Альметьевск, ул. Базовая, д. 6, указав ее равной его рыночной стоимости в размере 12 820 000 руб.
Не соглашаясь с принятым Арбитражным судом Республики Татарстан судебным актом, Кабинет Министров Республики Татарстан обратился в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование своей просьбы заявитель апелляционной жалобы указал, что процедура государственной кадастровой оценки земель Республики Татарстан была проведена в точном соответствии с требованиями законодательства, результаты государственной кадастровой оценки земель утверждены постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 года N 1102, которое никем не оспорено и является действующим. При этом государственная кадастровая оценка земель проведена на основе метода массовой оценки недвижимости, а рыночная на индивидуальной оценке стоимости конкретного земельного участка. Третье лицо оспаривает применение судом в деле положений пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции ФЗ от 22.07.2010 года N 167-ФЗ "О внесении изменений в ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"). Кроме того заявитель апелляционной жалобы указывает, что в результате внесения в государственный кадастр недвижимости новой стоимости земельного участка существенно снизится налогооблагаемая база, уменьшится земельный налог, возникнет дефицит местного бюджета в Республике Татарстан.
Заявитель апелляционной жалобы также исходит из того, что государственный контракт на кадастровую оценку земель населенных пунктов Республики Татарстан заключен 26.07.2010 года, то есть до истечения 60 дней (до 26 сентября 2010 года) после официального опубликования Федерального закона от 22.07.2010 года N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", поэтому в момент его заключения и проведения работ по оценке Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", на который ссылается истец, не применялся и действовала статья 66 Земельного кодекса Российской Федерации в старой редакции. Согласно данной редакции статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации и в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость земельного участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости. Заявитель апелляционной жалобы, считает, что в пункте 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (в старой редакции) не указано, что кадастровая стоимость земельного участка не должна превышать его рыночную стоимость или быть равной ей, в данном пункте указано только на процентное соотношение кадастровой и рыночной стоимости. Заявитель апелляционной жалобы также исходит из того, что в соответствии со статьей 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в мотивировочной части решения могут содержаться ссылки только на Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по вопросам судебной практики, поэтому суд первой инстанции неправомерно сослался на постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 913/11 от 28.06.2011 года.
Законность и обоснованность судебного решения, принятого по делу Арбитражным судом Республики Татарстан, проверена Одиннадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с требованиями статей 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель истца в судебном заседании просит решение суда оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения по основаниям, изложенным в отзыве.
Ответчик и третьи лица в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом в соответствии с частью 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе Кабинета Министров Республики Татарстан, выслушав представителя истца, арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Открытому акционерному обществу "АЛНАС" на праве собственности принадлежат земельный участок с кадастровым номером 16:45:050128:213, общей площадью 245 810 кв.м., расположенный по адресу: РТ, гор. Альметьевск, ул. Сургутская, д. 2 и земельный участок с кадастровым номером 16:45:040106:4, общей площадью 17 712,25 кв.м., расположенный по адресу: РТ, гор. Альметьевск, ул. Базовая, д. 6, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 27 апреля 2011 года и от 22 ноября 2010 года.
На основании государственного контракта от 26 июля 2010 года N 3К/2010, заключенного Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан (заказчиком) с федеральным государственным унитарным предприятием "Федеральный кадастровый центр "Земля" (исполнителем), последним были выполнены работы по определению кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Республики Татарстан, по результатам которых 25 августа 2011 года составлен отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Республики Татарстан.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24 декабря 2010 года N 1102 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан. На основании этого постановления ФБУ "Кадастровая палата" внесла результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в кадастр недвижимости.
Решениями Верховного Суда Республики Татарстан от 25 мая 2010 года по делу N 3-31/11, от 24 мая 2011 года по делу N 3-32/11, от 26 мая 2011 года N 3-33/11 в удовлетворении заявлений ОАО "Казанский завод медицинской аппаратуры", ОАО "Камснаб", ООО "Маршал" о признании недействующим постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 24 декабря 2010 года N 1102 "Об утверждении результатов кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов в Республике Татарстан" отказано, отчет кадастрового центра об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Республики Татарстан признан соответствующим методическим указаниям по государственной оценке земель населенных пунктов.
В результате переоценки земель, удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 16:45:050128:213, общей площадью 245 810 кв.м., был определен в размере 1791,81 руб. за 1 кв. метр, кадастровая стоимость исчислена в сумме 440 444 816 руб. 10 коп. Удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 16:45:040106:4, общей площадью 17 712,25 кв.м., был определен в размере 1842,31 руб. за 1 кв. метр, кадастровая стоимость исчислена в сумме 32 631 455 руб. 30 коп.
Данные сведения внесены в государственный кадастр недвижимости с 01 января 2011 года.
Полагая кадастровую стоимость спорных земельных участков завышенной, истцом была проведена независимая оценка рыночной стоимости земельных участков.
Согласно отчету Общества с ограниченной ответственностью "Юридическое агентство "ЮНЭКС" N 328-11, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:45:050128:213, общей площадью 245 810 кв.м., составила 116 023 000 руб., исходя из удельного показателя кадастровой стоимости равного 472,01 руб. за 1 кв.м.; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:45:040106:4, общей площадью 17 712,25 кв.м., составила 9 509 000 руб., исходя из удельного показателя кадастровой стоимости равного 536,86 руб. за 1 кв.м.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с требованием о внесении изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости спорных земельных участков, указав ее равной рыночной стоимости согласно отчету оценщика.
В рамках дела по ходатайству истца была назначена судебная экспертиза на подтверждение стоимости объекта оценки, определенной в отчете N 328-11, включающая также проверку отчета на предмет соответствия требованиям законодательства РФ об оценочной деятельности.
Согласно заключению эксперта N Э-280412 от 28 апреля 2012 года отчет об оценке N 328-11 не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, а также не подтверждена итоговая величина стоимости объекта оценки.
В связи с этим, истцом и третьим лицом заявлены ходатайства о назначении судебной экспертизы по определению рыночной стоимости земельных участков.
Согласно заключению эксперта рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:45:040106:4, общей площадью 17 712,25 кв.м., расположенного по адресу: РТ, гор. Альметьевск, ул. Базовая, д. 6, определенная по состоянию на 01 января 2011 года составляет 12 820 000 руб.; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:45:050128:213, общей площадью 245 810 кв.м., расположенного по адресу: РТ, гор. Альметьевск, ул. Сургутская, д. 2, определенная по состоянию на 01 января 2011 года составляет 142 002 000 руб.
Изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о необоснованности жалобы по следующим основаниям.
При принятии решения суд первой инстанции исходил из того, что пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости. При этом законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются. Суд первой инстанции пришел к выводу, что согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта. При этом суд первой инстанции руководствовался правовой позицией, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 913/11 от 28.06.2011 года.
Федеральным законом от 22.07.2010 года N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" были внесены изменения в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в который была включена глава III.1 "Государственная кадастровая оценка", устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения, а также внесены изменения в статью 66 Земельного кодекса Российской Федерации.
Однако частью 1 статьи 5 Федерального закона от 22.07.2010 года N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что положения данного Федерального закона не применяются к государственной кадастровой оценке земель, договоры на проведение которой были заключены до истечения шестидесяти дней после дня официального опубликования данного Федерального закона и работы по проведению которой не завершились в указанный в данной части срок.
Принимая во внимание, что государственный контракт на проведение государственной кадастровой оценки был заключен 26 июля 2010 года и результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан утверждены постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан 24 декабря 2010 года, то есть по истечении шестидесяти дней после дня официального опубликования Федерального закона от 22.07.2010 года N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", к отношениям сторон нормы указанного Федерального закона не применяются.
Тем не менее, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, подлежащей применению к отношениям сторон) предусматривал, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
В настоящее время пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации действует в редакции Федерального закона от 22.07.2010 года N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
В соответствии с пунктом 12 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 316 от 08.04.2000 года, споры, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки земель, рассматриваются в судебном порядке.
Истцом было заявлено требование об изменении внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Данное требование, предъявленное к органу кадастрового учета, осуществляющему, в том числе и функции по государственной кадастровой оценке, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.
В соответствии с правовой позицией, сформированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 913/11 от 28.06.2011 года по делу N А27-4849/2010, согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования истца и обязал ответчика внести изменения в государственный кадастр недвижимости в части кадастровой стоимости принадлежащих истцу на праве собственности земельных участков, указав ее равной рыночной стоимости.
Довод апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции неправомерно сослался на Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 913/11 от 28.06.2011 года по делу N А27-4849/2010, является необоснованным и не может быть принят судом.
В соответствии с Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 года N 62 "О внесении дополнений в пункт 61.9 главы 12 Регламента арбитражных судов Российской Федерации" арбитражным судам следует иметь в виду, что со дня размещения Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в полном объеме на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации практика применения законодательства, на положениях которого основано данное Постановление, для них считается определенной.
Согласно статье 13 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации" постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации обязательны для арбитражных судов в Российской Федерации.
На основании изложенного, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое Кабинетом Министров Республики Татарстан решение принято судом первой инстанции обоснованно, в соответствии нормами материального и процессуального права и основания для его отмены отсутствуют.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе подлежат отнесению на заявителя апелляционной жалобы. Кабинет Министров Республики Татарстан в соответствии с налоговым кодексом освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст. ст. 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 06 июля 2012 года, принятое по делу N А65-29635/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Кабинета Министров Республики Татарстан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
С.Ю. Николаева |
Судьи |
С.Ш. Романенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-29635/2011
Истец: ОАО "АЛНАС", г. Альметьевск
Ответчик: ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Татарстан, ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Республике Татарстан
Третье лицо: Исполнительный комитет Альметьевского муниципального района и г. Альметьевска, Кабинет Министров Республики Татарстан, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, Казанский экспертный центр, ООО "Центр независимой оценки "Эксперт", ООО "Центр оценки", ООО "Билдинг-Консалтинг", ООО "Регион-Эксперт", Региональное отделение Российского общества оценщиков "Общество оценщиков Татарстана", Эксперту Общества с ограниченной ответственностью "Регион-Эксперт" - Бурмакиной Надежде Петровне