г. Пермь |
|
06 сентября 2012 г. |
Дело N А60-14930/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 сентября 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 сентября 2012 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Васевой Е. Е.
судей Голубцова В.Г., Савельевой Н.М.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Келлер О.В.
при участии:
от заявителя - муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства "КЕДР" (ОГРН 1026600786651, ИНН 6607010561): Белова П.А. по доверенности от 15.06.2012, Ващенко А.А., по доверенности от 15.06.2012,
от заинтересованного лица - Межрайонной ИФНС России N 3 по Свердловской области (ОГРН 1046600367252, ИНН 6607010480): Балабанова С.Ю. по доверенности от 10.01.2012,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя, муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства "КЕДР",
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 27 июня 2012 года
по делу N А60-14930/2012,
принятое судьей Савиной Л.Ф.,
по заявлению муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства "КЕДР"
к Межрайонной ИФНС России N 3 по Свердловской области
о признании недействительным ненормативного правового акта,
установил:
муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства "Кедр" (далее - МУП ЖКХ "Кедр", налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Свердловской области (далее - налоговый орган) от 20.12.2011 N 38 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 27.06.2012, принятым судьей Савиной Л.Ф., в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением, МУП ЖКХ "Кедр" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы заявитель указывает на то, что денежные средства, полученные из бюджета на покрытие убытков, понесенных в связи с предоставлением льгот, установленных федеральным и региональным законодательством, не учитываются при определении налоговой базы по НДС в силу п. 2 ст. 154 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). Указанные денежные средства не являются оплатой реализованных товаров (работ, услуг), поскольку реализация услуг ни финансовому органу, ни муниципальному образованию не осуществляется. Наличие счетов-фактур на получение субсидий не изменяет характер полученных денежных средств, поскольку предметом договора от 01.01.2006 N 5, заключенного с исполнительным органом государственной власти, является возмещение расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по полному освобождению от платы за наем помещений и коммунальных услуг отдельным гражданам, именно налогоплательщику. В судебном заседании представители МУП ЖКХ "Кедр" доводы апелляционной жалобы поддержали.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 3 по Свердловской области в письменном отзыве просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Полагает, что МУП ЖКХ "Кедр" неправомерно исключило из налоговой базы по НДС за 2009 год выручку за оказанные услуги льготным категориям граждан, поскольку денежные средства, получаемые от Финансового отдела в городском округе ЗАТО Свободный и Управления социальной защиты населения Верхнесалдинского района, выделялись на оплату услуг, реализуемых отдельным категориям граждан. По мнению налогового органа, МУП ЖКХ "Кедр" не является получателем субсидий, субсидии из бюджета на компенсацию части коммунальных расходов выделяются гражданам. Полученные денежные средства расходовались налогоплательщиком по своему усмотрению. Представитель налогового органа в судебном заседании поддержал доводы отзыва.
По ходатайству налогового органа при отсутствии возражений заявителя на основании ч. 2 ст. 268 АПК РФ к материалам дела приобщены копии платежных поручений в количестве 6 шт.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 3 по Свердловской области проведена выездная налоговая проверка МУП ЖКХ "Кедр" по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и сборов за период с 01.01.2009 по 31.12.2010.
По итогам проверки составлен акт от 24.10.2011 N 29 и вынесено решение от 20.12.2011 N 38 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Названным решением МУП ЖКХ "Кедр" привлечено к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ за неполную уплату налога на добавленную стоимость в виде штрафа в размере 238 269 руб., ему предложено уплатить недоимку по налогу на добавленную стоимость за 2009 год в сумме 1 191 345 руб., пени в сумме 123 890,77 руб.
Основанием для доначисления налога на добавленную стоимость, начисления пени, штрафа послужили выводы налогового органа о занижении налогоплательщиком налоговой базы по НДС за 2009 год на сумму 6 618 584 руб., полученную от Финансового отдела в городском округе ЗАТО Свободный и Управления социальной защиты населения Верхнесалдинского района в связи с реализацией коммунальных услуг по льготным тарифам.
Решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Свердловской области от 20.12.2011 N 38 обжаловано налогоплательщиком в вышестоящий налоговый орган. Решением Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области от 14.02.2012 N 29/11 оспариваемое решение оставлено без изменения.
Не согласившись с решением Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Свердловской области от 20.12.2011 N 38, МУП ЖКХ "Кедр" обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что денежные средства, полученные МУП ЖКХ "Кедр" от Финансового отдела в городском округе ЗАТО Свободный и Управления социальной защиты населения Верхнесалдинского района в связи с реализацией услуг по льготным тарифам, выделялись на оплату услуг, реализуемых отдельным категориям граждан, в связи с чем подлежат включению в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость.
В силу подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. Порядок определения налоговой базы по НДС установлен ст. 153 - 162 НК РФ.
В п. 2 ст. 153 НК РФ установлено, что при определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг) определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами.
Согласно п. 13 ст. 40 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, для целей налогообложения принимаются указанные цены (тарифы).
В силу п. 2 ст. 154 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субсидий, предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.
Суммы субсидий, предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы не учитываются.
Таким образом, фактическая цена реализации услуг - это цена, по которой производит оплату потребитель, имеющий право на льготу. Денежные средства, которые получит налогоплательщик из бюджета, являются субвенциями (субсидиями), предоставляемыми на покрытие фактически полученных убытков, возникших в результате предоставления услуг по ценам ниже государственных; они не включаются в стоимость оказанных услуг.
Следовательно, средства, выделяемые налогоплательщикам из бюджета для возмещения фактически понесенных расходов (убытков), связанных с предоставлением отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, не подлежат учету при исчислении НДС.
Из материалов дела следует, что МУП ЖКХ "Кедр" на основании заключенных договоров в проверяемом периоде осуществляло деятельность по реализации коммунальных услуг населению согласно установленным государственным тарифам и в соответствии с действующим законодательством отдельным категориям граждан предоставляло льготы на оплату коммунальных платежей.
Для определения размера предоставленной конкретному гражданину льготы, а также с целью дальнейшего возмещения понесенных расходов из бюджета по договору начисление коммунальных услуг производилось налогоплательщиком в полном объеме (исходя из государственных регулируемых цен (тарифов) в сводных ведомостях и в квитанциях на оплату услуг населению. Фактически реализация коммунальных услуг производилась с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с действующим законодательством.
Факт оказания налогоплательщиком потребителям жилищно-коммунальных услуг с учетом льгот налоговым органом не оспаривается.
Между МУП ЖКХ "Кедр" и Управлением социальной защиты населения Верхнесалдинского района заключен договор от 01.01.2006 N 5 о порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по полному освобождению от платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения и (или) от платы за коммунальные услуги отдельным категориям граждан.
Указанный договор заключен во исполнение Законов Свердловской области от 14.06.2005 N 57-ОЗ "О социальной поддержке работников государственной системы социальных служб Свердловской области", от 14.06.2005 N 56-ОЗ "О социальной поддержке работников государственных учреждений Свердловской области, входящих в систему государственной ветеринарной службы Российской Федерации", от 22.07.1997 N 43-ОЗ "О культурной деятельности на территории Свердловской области", от 16.07.1998 N 26-ОЗ "Об образовании в Свердловской области", от 21.08.1997 N 540ОЗ "О здравоохранении в Свердловской области".
Финансовый отдел в городском округе ЗАТО Свободный в связи с предоставлением мер социальной поддержки осуществлял возмещение расходов МУП ЖКХ "Кедр" на основании названного договора.
Перечисляемые налогоплательщику на основании договора от 01.01.2006 N 5 денежные средства нельзя расценивать как полученные за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг), поскольку средства бюджета выделялись налогоплательщику не в качестве финансовой помощи или в ином качестве, упомянутом в подп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ, а в качестве компенсации его расходов в связи с предоставлением льгот отдельным категориям граждан в соответствии с законодательством.
Обязанность МУП ЖКХ "Кедр" включать полученные из бюджета денежные средства в налогооблагаемую базу по налогу на добавленную стоимость не вытекает из смысла положений подп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ.
Денежные средства, получаемые налогоплательщиком из бюджета, направлены на покрытие убытков, возникших в результате применения предусмотренных законом льгот, что освобождает их от обложения НДС в силу действия специальной нормы налогового законодательства - п. 2 ст. 154 НК РФ.
Таким образом, налогоплательщик правомерно определил налогооблагаемую базу, руководствуясь п. 2 ст. 154 НК РФ, исходя из государственных регулируемых цен реализации коммунальных услуг, исключив из нее суммы денежных средств, полученных из бюджета на покрытие понесенных расходов (убытков), не являющихся объектом обложения НДС.
Выводы суда первой инстанции о том, что из положений ч. 1 ст. 160 Жилищного кодекса Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 N 761 следует, что субсидии из бюджета через Управления социальной защиты населения на компенсацию части коммунальных расходов выделяются гражданам, полученные денежные средства нельзя признать субсидиями, поскольку МУП ЖКХ "Кедр" не является получателем бюджетных средств, суд апелляционной инстанции находит ошибочными.
Из материалов дела следует, что предметом договора от 01.01.2006 N 5, заключенного с исполнительным органом государственной власти, является возмещение расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по полному освобождению от платы за наем помещений и коммунальных услуг отдельным гражданам, именно налогоплательщику.
Денежные средства перечислялись налогоплательщику за счет средств бюджета публично-правового образования, установившего льготы. Ошибочное выставление счетов фактур и отражение их в книге продаж само по себе не изменяет природы платежа, предусмотренной договором, которая определена как возмещение расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки в виде льгот по оплате коммунальных платежей и платы за содержание и ремонт. Целевой характер денежных средств подтвержден также письмом администрации городского округа ЗАТО Свободный (п.5) и письмом управления социальной защиты населения по Верхнесалдинскому району.
Ссылки суда на то, что тарифы для всех категорий населения были установлены с учетом НДС, фактически перечислялись из бюджета с учетом налога, и впоследствии необоснованно израсходованы налогоплательщиком на оплату топливно-энергетических ресурсов, оплату труда, налогов и другие текущие расходы, апелляционный суд находит ошибочными. При установлении фактов излишнего перечисления из бюджета денежных средств в счет возмещения расходов спорные отношения возникают между заявителем, финансовым органом и управлением социальной защиты.
Кроме того, обстоятельства, аналогичные рассматриваемым в настоящем деле, по результатам проверки заявителя за 2007-2008 годы, оценены в судебных актах по делу А60-31234/2011. Налоговый орган не представил суду доказательств того, что в 2009 году правовая природа полученных заявителем денежных средств из бюджета изменилась.
Учитывая изложенное, на основании п. 4 ч. 1 ст. 270 АПК РФ решение суда подлежит отмене в части отказа в удовлетворении требований о признании недействительным решения налогового органа от 20.12.2011 N 38 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления налога на добавленную стоимость за 2009 год в сумме 1 191 345 руб., пени в сумме 123 896 руб. 77 коп., штрафа в сумме 238 269 руб. В указанной части решение налогового органа подлежит признанию недействительным, требования МУП ЖКХ "Кедр" - удовлетворению.
В остальной части решение суда следует оставить без изменения, поскольку иные выводы решения налогового органа по существу заявителем не оспариваются.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ с налогового органа в пользу МУП ЖКХ "Кедр" подлежит взысканию государственная пошлина по заявлению в сумме 2000 руб. и по апелляционной жалобе в сумме 1000 руб.
Поскольку заявителем при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина уплачена в размере 2 000 руб., излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1 000 руб. подлежит возврату из федерального бюджета в силу статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 27 июня 2012 года по делу N А60-14930/2012 отменить в части.
Заявленные требования удовлетворить частично.
Признать недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Свердловской области от 20.12.2011 N 38 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления налога на добавленную стоимость за 2009 год в сумме 1 191 345 руб., пени в сумме 123 896 руб. 77 коп., штрафа в сумме 238 269 руб., как не соответствующее требованиям Налогового кодекса Российской Федерации и обязать налоговый орган устранить допущенные нарушения прав и законных интересов муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства "Кедр".
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Свердловской области (ОГРН 1046600367252, ИНН 6607010480) в пользу муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства "Кедр" (ОГРН 1026600786651, ИНН 6607010561) расходы по уплате государственной пошлины по заявлению и апелляционной жалобе в сумме 3000 (три тысячи) рублей.
Возвратить муниципальному унитарному предприятию жилищно-коммунального хозяйства "Кедр" (ОГРН 1026600786651, ИНН 6607010561) из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению от 12.07.2012 N 649 государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме 1000 (одна тысяча) рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Е.Е.Васева |
Судьи |
В.Г.Голубцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-14930/2012
Истец: МУП ЖКХ "КЕДР"
Ответчик: Межрайонная ИФНС России N 3 по Свердловской области